Анкета для родителей
«Отношение родителей к правам своего ребёнка»
Цель: определить отношение родителей к правовому статусу своего ребенка
В детстве, мы заводили тетрадки, записывали в них свои вопросы и просили на них ответить своих сверстников (одноклассников, друзей, родных). Затем мы дома украдкой читали ответы, и часто наше отношение к респондентам менялось, т.к. узнавали их несколько с другой стороны. На объективность и искренность ответов мы не рассчитывали, потому что отвечающие изначально знали, что их записи будут прочитаны, но какая-то общая картина все равно формировалась. В анкете, которую мы предоставляем Вашему вниманию, содержится попытка определить отношение родителей к правовому статусу своего ребенка. Отмечаете искренне выбранные Вами ответы, с помощью ключа самостоятельно подсчитываете количество баллов и определяете свой уровень отношения к правам своего ребенка, делая соответствующие выводы.
1. Когда ребенок обращается ко мне с просьбой уделить ему немного времени (сходить на каток, помочь написать сочинение, сыграть в какую-либо игру, посетить кинотеатр или другое), то я:
а) делаю это с большим удовольствием, откладывая другие дела;
б) уделяю время, т.к. осознаю необходимость, но продолжаю думать о своих делах и жалею, что они в данный момент не продвигаются;
в) не уделяю время, ссылаясь на усталость, не чувствуя при этом интереса, хотя затем глубоко сожалею о недостатке общения с ребенком;
г) не уделяю время, стараюсь найти причины для отказа и больше об этом не задумываюсь.
2. Если ребенок совершил оплошность – уронил и разбил вазу, споткнулся и испачкал чистые брюки, разлил на стол молоко, то я:
а) в ярости начинаю его «воспитывать», могу даже применить силу;
б) быстро вскипаю, высказываю в резкой форме все, что по этому поводу думаю;
в) умеренным тоном объясняю о возможных способах, при соблюдении которым можно было избежать оплошность;
г) промолчу или постараюсь подобрать удачную шутку, поговорку, понимая, что это может произойти с каждым (например, не поваляешь – не поешь).
3. Семья – естественная среда обитания ребенка. Данное высказывание:
а) полностью поддерживаю и даже добавлю «счастливая семья»;
б) скорее соответствует для нашей семьи, чем нет;
в) преобразую: бабушка с дедушкой – естественная среда обитания для моего ребенка;
г) изменю: улица – естественная среда обитания для моего ребенка.
4. Что касается одежды и обуви своему ребенку, то:
а) проявляя инициативу, покупаю качественное, пусть дорогое, отказывая даже в чем-то себе;
б) покупаю тогда, когда налицо необходимость и предлагаю ребенку приобрести;
в) покупаю только по просьбе ребенка, учитывая его желание быть модным;
г) покупаю, но стараюсь сэкономить, все равно вырастет, порвет или потеряет.
5. Встречаясь вечером всей семьей, мы:
а) собираемся каждый раз за одним столом, вместе ужинаем, общаемся, делимся итогами дня;
б) предпочитаем ужинать так, как это удобно каждому члену семьи и по времени и по месту;
в) стараемся вместе ужинать, и это у нас чаще получается, чем нет;
г) не признаем традицию совместного семейного ужина, и я не особо интересуюсь о том, сыт у меня ребенок или голоден, потому что считаю его вполне самостоятельным.
6. Когда слышу про родительское собрание, то:
а) моментально портится настроение, т.к. на нем трачу зря время из-за того, что не интересуюсь учебными делами ребенка;
б) равнодушно отношусь к данной информации;
в) возникает тревожное чувство за какие-либо неудачи ребенка в учебе;
г) воспринимаю позитивно, люблю ходить на родительские мероприятия, интересоваться результатами учебы ребенка.
7. При решении в семье какого-либо вопроса, затрагивающего интересы ребенка (имянаречение родившегося братика или сестренки, приобретение личной вещи, ремонт в комнате ребенка, заведение собаки, кошки, рыбок или другие вопросы):
а) мнение ребенка обязательно выслушивается и учитывается;
б) ребенку предоставляется право высказать свое мнение, которое может и не учитываться;
в) выскажет ребенок свое мнение или нет, все равно сделаю по-своему;
г) мнение ребенка не выслушивается, пожелания не учитываются.
8. Семейный Кодекс предусматривает право ребенка на имя, отчество и фамилию. К своему ребенку я обращаюсь:
а) ласково по имени, добавляя иногда уменьшительно-ласкательные суффиксы, либо используя наименование статуса ребенка – сыночек/доченька;
б) строго по имени, т.к. ребенку и мне так нравится, иногда использую полное имя;
в) в зависимости от ситуации, могу использовать собственно имя, фамилию, наименование статуса или иначе;
г) по тому прозвищу, которое бытует среди друзей, знакомых.
9. По вопросу пристрастий либо равнодушия ребенка к употреблению спиртного:
а) придерживаюсь строгого отношения: не пью в присутствии ребенка, не предлагаю и никогда этого делать не собираюсь;
б) придерживаюсь сложившемуся общественному мнению – пью по праздникам, в меру, соблюдая культуру пития;
в) пью каждую неделю, смело предлагаю своему ребенку, считая, что лучше при мне, чем с друзьями и «в стельку»;
г) придерживаюсь лояльного отношения – употребляю каждый день, могу предложить ребенку и не боюсь за последствия.
10. Каждый раз, когда ребенок что-либо потерял (украли, отобрали старшие ребята, проиграл или другое):
а) обещаю себе и своему ребенку больше никогда ничего не покупать и денег не давать, и длительное время сдерживаю свое обещание;
б) отношусь к этому болезненно, с большим нежеланием восстанавливаю потерю приобретением новой вещи;
в) отношусь к этому как к временным потерям, если вещь важная, значит, ребенку её необходимо приобрести;
г) ребенок имеет право на получение содержания от родителей, поэтому потерю надо восстанавливать без вопросов.
11. Если по причине действий третьих лиц пострадает здоровье моего ребенка (например, отравление в общепите, ослабление зрения от плохого освещения или нанесение телесных повреждений), то я:
а) не буду искать правых и виноватых, прощу этих людей;
б) попробую разобраться, если рядом будут такие же пострадавшие родители;
в) выступлю инициатором разбирательства без уверенности что-либо этим достичь;
г) встречусь с должностными или другими лицами, ответственными за причинение вреда здоровью моему ребенку, и выясню причины, последствия и размеры возмещения расходов на лечение.
12. В вопросе страхования жизни или здоровья ребенка:
а) принимаю непосредственное участие и ежегодно заключаю договор со страховой компанией;
б) принимаю участие, но по разным причинам договор страхования заключаю нерегулярно;
в) только однажды был заключен договор страхования, иногда считаю это бесполезным делом;
г) участия не принимаю, т.к. от судьбы не убежишь.
Ключ к вариантам вопросов:
| Номера вопросов |
Варианты ответов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
А | 4 | 1 | 4 | 4 | 4 | 1 | 4 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 |
Б | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 1 | 3 | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 |
В | 2 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Г | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 |
Если у Вас сумма всех баллов от 38 до 48:
Уважительное отношение к правам и интересам ребенка в Вашей семье – обычное явление. Ваш ребенок растет и развивается свободной личностью, не опасаясь высказать в семье свое мнение по любому вопросу, касающемуся его интересов. Ребенок видит Вас каждый день, общается с Вами, делится своими достижениями, успехами и даже проблемами. Его и Вас радуют совместные выходные, т.к. они проходят увлекательно и разнообразно. Вы смело «спонсируете» своего ребенка, т.к. не опасаетесь, что финансы будут истрачены не разумно, что ребенок придумывает какие-либо дополнительные расходы. И в этом смысле у Вас не возникает ни тени сомнения в искренности затрат ребенка. Вы не научены кричать или даже повышать голос на своего ребенка, считая тем самым, что можете затронуть его честь и достоинство, но с другой стороны, научены стойко защищать его права, свободы и интересы. Жить и воспитываться в такой семье мечтает каждый ребенок. И если это так в Вашей семье, то Вашему ребенку повезло.
Если у Вас сумма всех баллов от 30 до 37:
Отношение к правам и интересам ребенка в Вашей семье двоякое. С одной стороны, ясно осознаете необходимость их соблюдения и обеспечения, с другой стороны, не позволяете ни себе, ни ребенку расслабиться в предложенном Вами же быстром ритме жизни. У Вас и у ребенка должно быть все быстрее и лучше всех. А поэтому нет времени остановиться, признаться себе, что Ваши неотложные дела ради обеспечения будущего ребенка не заменят живого общения. Поэтому свое отсутствие Вы готовы компенсировать дорогими подарками, диковинными сувенирами, модными вещами или разнообразными сладостями. Мимолетом поинтересовавшись успехами или проблемами ребенка в школе, в секции, на улице Вы даете пару-тройку дельных, на Ваш взгляд, советов и вновь расстаетесь – необходимо подготовиться к завтрашнему дню, немного отдохнуть, привести свои чувства в порядок. Ребенок в такой семье свободолюбив и независим, в связи с занятостью родителей он самостоятельно принимает решения, и достаточно болезненно воспринимает любые вмешательства в личные дела. Эгоцентризм ребенка в конечном итоге может оказать Вам «медвежью услугу», если Вы вовремя не сделаете шаги, направленные на удовлетворение потребности ребенка в общении с Вами.
Если у Вас сумма всех баллов от 20 до 29:
Права и законные интересы ребенка в Вашей семье часто вообще не берутся в расчет. Вы твердо уверены в том, что родитель всегда прав, и плохого, дурного и пагубного для своего ребенка никогда не пожелает. А потому можно и прикрикнуть, и поставить жесткие рамки для ребенка, и заставить делать то, что не доставляет ребенку ни удовольствия, ни радости. Вы можете быть нетерпимы к любым промахам ребенка, излишне раздражительны при каких-либо его неудачах. Несмотря на то, что Вы делаете большие ставки на своего ребенка, в надежде воспитать из него человека высокого полета, Вы можете с легкостью проигнорировать своим обещанием ребенку сходить в воскресенье в бассейн, ссылаясь на дикую усталость, можете отказаться выучить вместе с ребенком стихотворение, можете забыть про подарок, который так ждет Ваш ребенок ко Дню рождения или на Новый год. Вы для ребенка не «сахар», и точно такого же мнения Вы придерживаетесь по отношению к своему ребенку. Чтобы подсластить Вашу совместную жизнь, не следует ждать понедельника или Нового года, когда Вы перестанете унижать ребенка, а он этому сопротивляться, когда Вы начнете помогать ему выполнять домашнее задание, а он получать двойки за не выученные уроки. Может быть, начать сегодня и не прекращать до момента совершеннолетия Вашего ребенка?
Если у Вас сумма всех баллов менее 19:
В Вашей семье права ребенка чаще нарушаются, чем учитываются и соблюдаются. Но Вы так не считаете. Да и зачем Вам считать, если о том, что у ребенка есть право жить и воспитываться в семье, право на родительскую заботу, право на обеспечение интересов, на уважение его человеческого достоинства, право на общение и многие другие, Вы услышали впервые. Для Вас ребенок – раб, выполняющий беспрекословно любые Ваши распоряжения и несущий бремя унижения, чему он, естественно, как любое живое существо, сопротивляется. Вам следует пересмотреть свое отношение к ребенку, и попытаться увидеть в нем равноправного и свободного субъекта, но и этого недостаточно. Поскольку, ребенок имеет право на воспитание своими родителями, то постарайтесь, отбросив усталость и боли, преодолев состояние безнадежности и бесполезности, понять своего ребенка, сформировать у него жизненные цели, социально одобряемые интересы посредством совместного времяпровождения в домашней работе и на отдыхе, в кругу друзей и родных, посредством откровенного обсуждения и взаимоприемлемого решения проблем. Разорвите, наконец, замкнутый круг препираний и претензий друг к другу. Вы, набравшись великого терпения, должны выступить мудрым и авторитетным учителем для своего ребенка. И у Вас все получится!
Спасибо!