Трудовые действия | Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды | |
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности | |
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера | |
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации | |
Проектирование и реализация воспитательных программ | |
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) | |
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) | |
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления | |
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации | |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | |
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде | |
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка | |
Необходимые умения | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей | |
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их | |
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников | |
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность | |
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу | |
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях | |
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися | |
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. | |
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач | |
Необходимые знания | Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества | |
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | |
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики | |
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки | |
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | |
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) | |
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики | |
Трудовые действия | Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития | |
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | |
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | |
Оказание адресной помощи обучающимся | |
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума | |
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка | |
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу | |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | |
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения | |
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся | |
Необходимые умения | Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья | |
Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий | |
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ | |
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) | |
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося | |
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся | |
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся | |
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик | |
Формировать детско-взрослые сообщества | |
Необходимые знания | Педагогические закономерности организации образовательного процесса | |
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития | |
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся | |
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ | |
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью | |
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей | |
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ | |
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики | |