Аннотация программ учебных дисциплин
Экологические основы природопользования.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
(190631) Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» относиться к математическому и общему естественнонаучному циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Задачи:
Систематизировать экологические, социокультурные и профессиональные знания и умения;
Сформировать общие и профессиональные компетенции;
Вовлекать обучающихся в активную познавательную деятельность на занятиях;
Привлекать актуальные материалы, соответствующие возрастным и прочим особенностям обучающихся, их интересам;
Развивать навыки самостоятельной работы, творческие и интеллектуальные способности обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
типы взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина.
об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
строение и функционирование экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
саморазвитие экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
биологическое разнообразие как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере); - о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы
(социально-экологические связи);
виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;
основные источники и масштабы образования отходов производства;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы получения предотвращения и условия выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;
правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);
о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование мало металлоёмких производств, поиск заменителей);
о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);
о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).
Учащиеся должны уметь:
решать простейшие экологические задачи;
использовать количественные показатели при обсуждении экологических и
объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
строить графики простейших экологических зависимостей;
применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
определять уровень загрязнения воздуха и воды;
устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;
прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;
проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;
проявлять активность в организации и проведении экологических акций;
уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 62 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 42 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 20 часов.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 62 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: Творческая работа: «Значение дисциплины для профессиональной деятельности специалиста» Поиск информации и доклад по теме: «Нормирование безопасности промышленных товаров и пищевых продуктов» |
2 |
Изучение темы: «Отражение требований нормативной документации в области экологии и природопользования в должности по специальности» . Работа с дополнительными источниками: составление кроссвордов, ребусов, презентаций по теме: «Вода – источник жизни». Доклад: «Вредное влияние нитратов, пестицидов на здоровье человека». По темам: «Пищевые ресурсы человечества», «Проблемы сохранения человеческих ресурсов» | 2
2
2 2 |
Доклад: «Автотранспорт – основной загрязнитель биосферы», «Вредное влияние нитратов, пестицидов на здоровье человека», «Виды и формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды». «Международные и национальные программы по защите атмосферы, водных и земельных ресурсов». Поиск информации и доклад по теме: «Нормирование безопасности промышленных товаров и пищевых продуктов». Изучение темы: «Отражение требований нормативной документации в области экологии и природопользования в должности по специальности». | 2
2 2 |
Работа над проектно - экологической работой, подготовка к их защите. | 4 |
. Итоговая аттестация в форме (указать) зачет | Дифференцированный зачет |
|
Основные темы дисциплины:
Тема 1.1 Основы экологии.
Тема 1.2. Охрана окружающей среды.
Тема1.3. Рациональное использование и охрана водных ресурсов
Тема 1. 4. Использование и охрана земельных ресурсов.
Тема 1.5 Использование и охрана ландшафтов.
Тема 2.1 Природопользование.
Тема 2.2 Использование и охрана недр.
Аннотация программ учебных дисциплин
Экологические основы природопользования.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
. Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» относиться к математическому и общему естественнонаучному циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Задачи:
Систематизировать экологические, социокультурные и профессиональные знания и умения;
Сформировать общие и профессиональные компетенции;
Вовлекать обучающихся в активную познавательную деятельность на занятиях;
Привлекать актуальные материалы, соответствующие возрастным и прочим особенностям обучающихся, их интересам;
Развивать навыки самостоятельной работы, творческие и интеллектуальные способности обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
типы взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина.
об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
строение и функционирование экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
саморазвитие экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
биологическое разнообразие как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере); - о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы
(социально-экологические связи);
виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;
основные источники и масштабы образования отходов производства;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы получения предотвращения и условия выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;
правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);
о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование мало металлоёмких производств, поиск заменителей);
о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);
о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).
Учащиеся должны уметь:
решать простейшие экологические задачи;
использовать количественные показатели при обсуждении экологических и
объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
строить графики простейших экологических зависимостей;
применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
определять уровень загрязнения воздуха и воды;
устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;
прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;
проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;
проявлять активность в организации и проведении экологических акций;
уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 62 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 42 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 20 часов.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: Творческая работа: «Значение дисциплины для профессиональной деятельности специалиста» Поиск информации и доклад по теме: «Нормирование безопасности промышленных товаров и пищевых продуктов» |
2 |
Изучение темы: «Отражение требований нормативной документации в области экологии и природопользования в должности по специальности» . Работа с дополнительными источниками: составление кроссвордов, ребусов, презентаций по теме: «Вода – источник жизни». Доклад: «Вредное влияние нитратов, пестицидов на здоровье человека». По темам: «Пищевые ресурсы человечества», «Проблемы сохранения человеческих ресурсов» | 2
2
2 2 |
Доклад: «Автотранспорт – основной загрязнитель биосферы», «Вредное влияние нитратов, пестицидов на здоровье человека», «Виды и формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды». «Международные и национальные программы по защите атмосферы, водных и земельных ресурсов». Поиск информации и доклад по теме: «Нормирование безопасности промышленных товаров и пищевых продуктов». Изучение темы: «Отражение требований нормативной документации в области экологии и природопользования в должности по специальности». | 2
2 2 |
Работа над проектно - экологической работой, подготовка к их защите. | 2 |
. Итоговая аттестация в форме (указать) | Дифференцированный зачет |
|
Основные темы дисциплины:
Тема 1.1 Основы экологии.
Тема 1.2. Охрана окружающей среды.
Тема1.3. Рациональное использование и охрана водных ресурсов
Тема 1. 4. Использование и охрана земельных ресурсов.
Тема 1.5 Использование и охрана ландшафтов.
Тема 2.1 Природопользование.
Тема 2.2 Использование и охрана недр.