СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аннотации на предметы естественнонаучного цикла

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотации к программе по экологическим основам природопользования.

Просмотр содержимого документа
«Аннотации на предметы естественнонаучного цикла»

Аннотация программ учебных дисциплин

Экологические основы природопользования.

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности

      1. (190631) Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» относиться к математическому и общему естественнонаучному циклу

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Задачи:

  • Систематизировать экологические, социокультурные и профессиональные знания и умения;

  • Сформировать общие и профессиональные компетенции;

  • Вовлекать обучающихся в активную познавательную деятельность на занятиях;

  • Привлекать актуальные материалы, соответствующие возрастным и прочим особенностям обучающихся, их интересам;

  • Развивать навыки самостоятельной работы, творческие и интеллектуальные способности обучающихся.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирую­щие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экс­тремальные условия, адаптация организмов и др.);   

  • типы взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; ко­личественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина.

  • об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популя­ций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее ре­гуляция в природе);

  • строение и функционирование экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экоси­стем);

  • законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исклю­чения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

  • - об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популя­ций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее ре­гуляция в природе);

  • законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторич­ная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пи­рамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

  • саморазвитие экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водо­ема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

  • биологическое разнообразие как важнейшем условии устойчивости попу­ляций, биоценозов, экосистем;

  • о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере); - о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные осо­бенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения    человечества    и     природы

(социально-экологические связи);

  • виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

  • задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

  • основные источники и масштабы образования отходов производства;

  • основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы получения предотвращения и условия выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

  • правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

  • принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

  • современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила ох­раны природы, правовые основы охраны природы);

  • о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные соору­жения, безотходная технология);

  • о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расхо­дование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффектив­ность, использование оборотных вод);

  • об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сы­рья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование мало металлоёмких производств, поиск заменителей);

  • о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);

  • о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лес­ных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

  • о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воз­действие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).

 Учащиеся должны уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;

  • использовать количественные показатели при обсуждении экологических и

  • объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и ус­тойчивости в популяциях и биоценозах;

  • строить графики простейших экологических зависимостей;

  • применять знания экологических правил при анализе различных видов хо­зяйственной деятельности;

  • использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природ­ных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и обще­ства;

  • определять уровень загрязнения воздуха и воды;

  • устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;

  • объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;

  • прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;

  • проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;

  • проявлять активность в организации и проведении экологических акций;

  • уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

  • анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

  • оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 62 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 42 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 20 часов.



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

62

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

42

в том числе:


лабораторные занятия


практические занятия


контрольные работы


курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

  1. Творческая работа: «Значение дисциплины для профессиональной деятельности специалиста» Поиск информации и доклад по теме: «Нормирование безопасности промышленных товаров и пищевых продуктов»



2

  1. Изучение темы: «Отражение требований нормативной документации в области экологии и природопользования в должности по специальности» .

  2. Работа с дополнительными источниками: составление кроссвордов, ребусов, презентаций по теме: «Вода – источник жизни».

  3. Доклад: «Вредное влияние нитратов, пестицидов на здоровье человека».

  4. По темам: «Пищевые ресурсы человечества», «Проблемы сохранения человеческих ресурсов»


2



2



2

2

  1. Доклад: «Автотранспорт – основной загрязнитель биосферы», «Вредное влияние нитратов, пестицидов на здоровье человека», «Виды и формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды». «Международные и национальные программы по защите атмосферы, водных и земельных ресурсов».

  2. Поиск информации и доклад по теме: «Нормирование безопасности промышленных товаров и пищевых продуктов».

  3. Изучение темы: «Отражение требований нормативной документации в области экологии и природопользования в должности по специальности».

2



2

2

  1. Работа над проектно - экологической работой, подготовка к их защите.

4

  1. . Итоговая аттестация в форме (указать) зачет

Дифференцированный зачет





Основные темы дисциплины:

Тема 1.1 Основы экологии.

Тема 1.2. Охрана окружающей среды.

Тема1.3. Рациональное использование и охрана водных ресурсов

Тема 1. 4. Использование и охрана земельных ресурсов.

Тема 1.5 Использование и охрана ландшафтов.

Тема 2.1 Природопользование.

Тема 2.2 Использование и охрана недр.













































Аннотация программ учебных дисциплин

Экологические основы природопользования.

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности

      1. . Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» относиться к математическому и общему естественнонаучному циклу

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Задачи:

  • Систематизировать экологические, социокультурные и профессиональные знания и умения;

  • Сформировать общие и профессиональные компетенции;

  • Вовлекать обучающихся в активную познавательную деятельность на занятиях;

  • Привлекать актуальные материалы, соответствующие возрастным и прочим особенностям обучающихся, их интересам;

  • Развивать навыки самостоятельной работы, творческие и интеллектуальные способности обучающихся.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирую­щие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экс­тремальные условия, адаптация организмов и др.);   

  • типы взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; ко­личественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина.

  • об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популя­ций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее ре­гуляция в природе);

  • строение и функционирование экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экоси­стем);

  • законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исклю­чения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

  • - об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популя­ций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее ре­гуляция в природе);

  • законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторич­ная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пи­рамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

  • саморазвитие экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водо­ема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

  • биологическое разнообразие как важнейшем условии устойчивости попу­ляций, биоценозов, экосистем;

  • о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере); - о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные осо­бенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения    человечества    и     природы

(социально-экологические связи);

  • виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

  • задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

  • основные источники и масштабы образования отходов производства;

  • основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы получения предотвращения и условия выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

  • правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

  • принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

  • современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила ох­раны природы, правовые основы охраны природы);

  • о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные соору­жения, безотходная технология);

  • о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расхо­дование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффектив­ность, использование оборотных вод);

  • об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сы­рья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование мало металлоёмких производств, поиск заменителей);

  • о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);

  • о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лес­ных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

  • о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воз­действие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).

 Учащиеся должны уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;

  • использовать количественные показатели при обсуждении экологических и

  • объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и ус­тойчивости в популяциях и биоценозах;

  • строить графики простейших экологических зависимостей;

  • применять знания экологических правил при анализе различных видов хо­зяйственной деятельности;

  • использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природ­ных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и обще­ства;

  • определять уровень загрязнения воздуха и воды;

  • устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;

  • объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;

  • прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;

  • проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;

  • проявлять активность в организации и проведении экологических акций;

  • уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

  • анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

  • оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 62 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 42 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 20 часов.




Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лабораторные занятия


практические занятия


контрольные работы


курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

  1. Творческая работа: «Значение дисциплины для профессиональной деятельности специалиста» Поиск информации и доклад по теме: «Нормирование безопасности промышленных товаров и пищевых продуктов»



2

  1. Изучение темы: «Отражение требований нормативной документации в области экологии и природопользования в должности по специальности» .

  2. Работа с дополнительными источниками: составление кроссвордов, ребусов, презентаций по теме: «Вода – источник жизни».

  3. Доклад: «Вредное влияние нитратов, пестицидов на здоровье человека».

  4. По темам: «Пищевые ресурсы человечества», «Проблемы сохранения человеческих ресурсов»


2



2



2

2

  1. Доклад: «Автотранспорт – основной загрязнитель биосферы», «Вредное влияние нитратов, пестицидов на здоровье человека», «Виды и формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды». «Международные и национальные программы по защите атмосферы, водных и земельных ресурсов».

  2. Поиск информации и доклад по теме: «Нормирование безопасности промышленных товаров и пищевых продуктов».

  3. Изучение темы: «Отражение требований нормативной документации в области экологии и природопользования в должности по специальности».

2





2

2

  1. Работа над проектно - экологической работой, подготовка к их защите.

2

  1. . Итоговая аттестация в форме (указать)

Дифференцированный зачет








Основные темы дисциплины:

Тема 1.1 Основы экологии.

Тема 1.2. Охрана окружающей среды.

Тема1.3. Рациональное использование и охрана водных ресурсов

Тема 1. 4. Использование и охрана земельных ресурсов.

Тема 1.5 Использование и охрана ландшафтов.

Тема 2.1 Природопользование.

Тема 2.2 Использование и охрана недр.