Аннотация
к рабочей программе дополнительного образования
Полное наименование программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности
«Школа юного литератора»
2 класс
Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы:
В соответствии с Учебным планом и ООП НОО ГБОУ Школы № 1592 на 2019 – 2020 учебный год и рассчитана на 1 час в неделю, итого 38 часов в год (38 учебных недель с учётом каникулярного времени).
В соответствии с календарно – тематическим планированием на 2019-2020 учебный год приходится 38 часов:
I полугодие – 17 часа
II полугодие – 21 часа
Программа считается выполненной за счет резервных часов и прохождения тем блоками.
Нормативно – методические материалы:
Данная рабочая программа детского объединения разработана для обучения во 2 классе и составлена в соответствии с:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2912г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.12.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
3. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г №1897 «Об утверждении и введении в действие феде-рального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
5. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»
6. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в образовательных учреждениях».
7. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополни-тельным общеразвивающим программам»,
8. Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015г «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневых программ)»,
9. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
10. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школа №1592
11. Учебный план ГБОУ Школа №1592 на 2019-2020 учебный год
12. Авторская программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению М. Л. Яковлевой «Школа юного литератора»
13. Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу), программе дополнительного образования педагога, осуществляющего обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО
Органы и должностные лица, принимавшие участие в разработке и
утверждении программы:
Программа разработана учителем начальных классов, рассмотрена на заседании МО учителей начальной школы, принята на педагогическом Совете школы и утверждена директоров ГБОУ Школа № 1592
Цель реализации программы:
Курс «Школа юного литератора» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до 9 лет. Система представленных на занятиях по курсу «Школа юного литератора» задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Основная цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий через создание пространства для социальных практик младших школьников и приобщение их к общественно значимым делам.
Задачи:
1) вовлечь обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретённых знаний на практике, расширяя таким образом литературно-образовательное пространство младшего школьника;
2) создать благоприятные условия для развития творческих способностей, стремления к совершенствованию и углублению знаний в области журналистики;
3) совершенствовать грамотное и свободное владение устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в газету в определённом жанре);
4) выработать у учащихся навыки работы по сбору информации, умения оперативно распорядиться ею в избранном для подачи материала жанре;
5) начать формирование основных этических понятий для восприятия, анализа, оценки культурных событий и художественных произведений;
6) дать представление о дизайне и оформлении изданий разного вида;
7) создать условия для формирования информационной компетентности (поиск, оценка, переработка информации, преобразование её из одной формы в другую и представление);
8) формировать коммуникативные навыки: умение договариваться со взрослыми и сверстниками, распределять работу в группе (в роли лидера, исполнителя, критика), оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
9) приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;
Познавательный аспект
- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;
- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые способы действий в нестандартных ситуациях, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между различными явлениями и понятиями;
Развивающий аспект
- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);
- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;
- развивать связную устную и письменную речь.
Воспитывающий аспект
- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение».
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
Рабочая программа дополнительного образования
Полное наименование программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности
«Школа юного литератора»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности «Школа юного литератора» для 2 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2912г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.12.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в образовательных учреждениях».
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»,
Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015г «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневых программ)»,
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях с программам дополнительного образования детей».
Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школа №1592
Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ Школа №1592
Учебный план ГБОУ Школа №1592 на 2019-2020 учебный год
Авторская программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению М. Л. Яковлевой
Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу), программе дополнительного образования педагога, осуществляющего обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности «Школа юного литератора» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа «Школа юного литератора» предназначена для работы с учащимися 2 класса и рассчитана на 1 год обучения, 1 занятие в неделю. Всего 38 часов (38 учебных недель с учётом каникулярного времени).
В соответствии с календарно – тематическим планированием на 2019-2020 учебный год приходится 38 часов:
I полугодие – 17 часа
II полугодие – 21 часа
Программа считается выполненной за счет резервных часов и прохождения тем блоками.
Основная цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий через создание пространства для социальных практик младших школьников и приобщение их к общественно значимым делам.
Задачи:
1) вовлечь обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретённых знаний на практике, расширяя таким образом литературно-образовательное пространство младшего школьника;
2) создать благоприятные условия для развития творческих способностей, стремления к совершенствованию и углублению знаний в области журналистики;
3) совершенствовать грамотное и свободное владение устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в газету в определённом жанре);
4) выработать у учащихся навыки работы по сбору информации, умения оперативно распорядиться ею в избранном для подачи материала жанре;
5) начать формирование основных этических понятий для восприятия, анализа, оценки культурных событий и художественных произведений;
6) дать представление о дизайне и оформлении изданий разного вида;
7) создать условия для формирования информационной компетентности (поиск, оценка, переработка информации, преобразование её из одной формы в другую и представление);
8) формировать коммуникативные навыки: умение договариваться со взрослыми и сверстниками, распределять работу в группе (в роли лидера, исполнителя, критика), оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
9) приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;
Курс «Школа юного литератора» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка и литературного чтения, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению родного языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Для эффективного достижения вышеозначенных целей, ориентируясь на возраст воспитанников (2 класс начальной школы), психолого-педагогические рекомендации и требования СанПиНа целесообразно вести работу с группой детей порядка 15 человек.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Программа не предполагает зачётных или экзаменационных часов. Формой подведения итогов реализации программы служит презентация продукта проектов по созданию, например, школьной стенгазеты, книги и т.п. Организатором всей деятельности учащихся является педагог. Он следит за чётким выполнением учениками самостоятельных заданий, организует необходимые консультации, оказывает помощь в разработке выбранных тем, написании заметок, интервью и других творческих работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Теорет. часы | Практ. часы | Всего часов | Сроки прохождения |
1 | Раздел 1.Что читали летом? Какой я читатель? | - | 2 | 2 | |
2 | Раздел 2. Какого цвета детство | - | 6 | 6 | |
3 | Проект «Книга моих рассказов» | 1 | 5 | 6 | |
4 | Раздел 3. О поэтах и стихотворениях | - | 3 | 3 | |
5 | Раздел 4. По книжным полкам мира | - | 5 | 5 | |
6 | Раздел 5. В стране чудес и несметных сокровищ | - | 5 | 5 | |
7 | Проект «Это интересно» Что читать летом (резерв) | 1 | 10 | 11 | |
| Итого | 2 | 36 | 38 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Что читали летом? Какой я читатель? – 2 часа
1. Инструктаж по ТБ и правилам поведения.
Что я читал летом. Моя любимая книга.
2. Кого можно считать настоящим читателем?
Какого цвета детство – 6 часов
3. Книги о детях.
4. Экскурсия в школьную библиотеку.
5. Практическая работа с текстом Л.Н.Толстого «Акула»
6. Практическая работа с текстом Е.Пермяка «Самое страшное»
7-8. Практическая работа с текстами В.Драгунского
«Книга моих рассказов» - 6 часов
9. Какими бывают рассказы?
10-14. Создаем книгу (журнал) со своими рассказами
О поэтах и стихотворениях – 3 часа
15. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. Стихотворения Э.Мошковской
16. Стихотворения И.Токмаковой
17. Стихотворения В.Берестова, Б.Заходера
По книжным полкам мира – 5 часов
18. Практическая работа с текстом Д.Биссета «Мистер Крококот»
19-22. Практическая работа с текстами А.Линдгрен
В стране чудес и несметных сокровищ – 5 часов
23. Энциклопедии, справочники и словари - ответы на сто тысяч почему.
24. К тайнам природы с «Юным натуралистом»
25-26. Что читают умники и умницы
27. Самая фантастическая книга
Проект «Это интересно» (Создаем «Наш журнал») - 11 часов
28. Что может быть интересно?
29-34. Создаем «Наш журнал»
35-38. Что читать летом… (Резерв)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Школа юного литератора» необходимы следующие принадлежности:
подборка видео- и аудиофрагментов;
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
компьютер, принтер, сканер, проектор;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авторская программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению М. Л. Яковлевой
О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. Комплексные работы по текстам, рабочая тетрадь.2016
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2015 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2015 г.
Сборники загадок, пословиц, поговорок, книги по соответствующим темам программы.