СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аннотация и рабочая программа "Школа юного литератора" (дополнительное образование)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию аннотацию к рабочей программе и дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу общеинтеллектуальной  направленности «Школа юного литератора». Она представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до 9 лет.  

Просмотр содержимого документа
«Аннотация и рабочая программа "Школа юного литератора" (дополнительное образование)»

Аннотация

к рабочей программе дополнительного образования

Полное наименование программы:


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности

«Школа юного литератора»

2 класс

Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы:

В соответствии с Учебным планом и ООП НОО ГБОУ Школы № 1592 на 2019 – 2020 учебный год и рассчитана на 1 час в неделю, итого 38 часов в год (38 учебных недель с учётом каникулярного времени).

В соответствии с календарно – тематическим планированием на 2019-2020 учебный год приходится 38 часов:

I полугодие – 17 часа

II полугодие – 21 часа

Программа считается выполненной за счет резервных часов и прохождения тем блоками.


Нормативно – методические материалы:

Данная рабочая программа детского объединения разработана для обучения во 2 классе и составлена в соответствии с:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2912г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.12.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

3. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г №1897 «Об утверждении и введении в действие феде-рального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

5. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»

6. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в образовательных учреждениях».

7. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополни-тельным общеразвивающим программам»,

8. Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015г «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневых программ)»,

9. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

10. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школа №1592

11. Учебный план ГБОУ Школа №1592 на 2019-2020 учебный год

12. Авторская программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению М. Л. Яковлевой «Школа юного литератора»

13. Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу), программе дополнительного образования педагога, осуществляющего обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО


Органы и должностные лица, принимавшие участие в разработке и

утверждении программы:

Программа разработана учителем начальных классов, рассмотрена на заседании МО учителей начальной школы, принята на педагогическом Совете школы и утверждена директоров ГБОУ Школа № 1592

Цель реализации программы:

Курс «Школа юного литератора» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до 9 лет. Система представленных на занятиях по курсу «Школа юного литератора» задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Основная цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий через создание пространства для социальных практик младших школьников и приобщение их к общественно значимым делам.

Задачи:

1) вовлечь обучающихся в активную познавательную деятель­ность с применением приобретённых знаний на практике, расширяя таким образом литературно-образовательное пространство младше­го школьника;

2) создать благоприятные условия для развития творческих спо­собностей, стремления к совершенствованию и углублению знаний в области журналистики;

3) совершенствовать грамотное и свободное владение устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в газету в определённом жанре);

4) выработать у учащихся навыки работы по сбору информации, умения оперативно распорядиться ею в избранном для подачи мате­риала жанре;

5) начать формирование основных этических понятий для воспри­ятия, анализа, оценки культурных событий и художественных про­изведений;

6) дать представление о дизайне и оформлении изданий разного вида;

7) создать условия для формирования информационной компе­тентности (поиск, оценка, переработка информации, преобразование её из одной формы в другую и представление);

8) формировать коммуникативные навыки: умение договаривать­ся со взрослыми и сверстниками, распределять работу в группе (в роли лидера, исполнителя, критика), оценивать свой вклад в общий результат деятельности;

9) приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных, познаватель­ных и регулятивных учебных умений;

Познавательный аспект

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;

- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые способы действий в нестандартных ситуациях, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между различными явлениями и понятиями;

Развивающий аспект

- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать связную устную и письменную речь.

Воспитывающий аспект

- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение».

- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
















































Рабочая программа дополнительного образования

Полное наименование программы:


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности

«Школа юного литератора»



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности «Школа юного литератора» для 2 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2912г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.12.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  3. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  5. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»

  6. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в образовательных учреждениях».

  7. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»,

  8. Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015г «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневых программ)»,

  9. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях с программам дополнительного образования детей».

  10. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школа №1592

  11. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ Школа №1592

  12. Учебный план ГБОУ Школа №1592 на 2019-2020 учебный год

  13. Авторская программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению М. Л. Яковлевой

  14. Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу), программе дополнительного образования педагога, осуществляющего обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности «Школа юного литератора» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа «Школа юного литератора» предназначена для работы с учащимися 2 класса и рассчитана на 1 год обучения, 1 занятие в неделю. Всего 38 часов (38 учебных недель с учётом каникулярного времени).

В соответствии с календарно – тематическим планированием на 2019-2020 учебный год приходится 38 часов:

I полугодие – 17 часа

II полугодие – 21 часа

Программа считается выполненной за счет резервных часов и прохождения  тем блоками.

Основная цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий через создание пространства для социальных практик младших школьников и приобщение их к общественно значимым делам.

Задачи:

1) вовлечь обучающихся в активную познавательную деятель­ность с применением приобретённых знаний на практике, расширяя таким образом литературно-образовательное пространство младше­го школьника;

2) создать благоприятные условия для развития творческих спо­собностей, стремления к совершенствованию и углублению знаний в области журналистики;

3) совершенствовать грамотное и свободное владение устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в газету в определённом жанре);

4) выработать у учащихся навыки работы по сбору информации, умения оперативно распорядиться ею в избранном для подачи мате­риала жанре;

5) начать формирование основных этических понятий для воспри­ятия, анализа, оценки культурных событий и художественных про­изведений;

6) дать представление о дизайне и оформлении изданий разного вида;

7) создать условия для формирования информационной компе­тентности (поиск, оценка, переработка информации, преобразование её из одной формы в другую и представление);

8) формировать коммуникативные навыки: умение договаривать­ся со взрослыми и сверстниками, распределять работу в группе (в роли лидера, исполнителя, критика), оценивать свой вклад в общий результат деятельности;

9) приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных, познаватель­ных и регулятивных учебных умений;

Курс «Школа юного литератора» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка и литературного чтения, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.

Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению родного языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Для эффективного достижения вышеозначенных целей, ориентируясь на возраст воспитанников (2 класс начальной школы), психолого-педагогические рекомендации и требования СанПиНа целесообразно вести работу с группой детей порядка 15 человек.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Программа не предполагает зачётных или экзаме­национных часов. Формой подведения итогов реализации про­граммы служит презентация продукта проектов по созданию, например, школьной стенгазеты, книги и т.п. Организатором всей деятельности учащихся является педагог. Он следит за чётким выполнением учениками самостоятельных зада­ний, организует необходимые консультации, оказывает помощь в разработке выбранных тем, написании заметок, интервью и других творческих работ.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Теорет.

часы

Практ.

часы

Всего

часов

Сроки прохождения

1

Раздел 1.Что читали летом? Какой я читатель?

-

2

2


2

Раздел 2. Какого цвета детство

-

6

6


3

Проект «Книга моих рассказов»

1

5

6


4

Раздел 3. О поэтах и стихотворениях

-

3

3


5

Раздел 4. По книжным полкам мира

-

5

5


6

Раздел 5. В стране чудес и несметных сокровищ

-

5

5


7

Проект «Это интересно»

Что читать летом (резерв)

1

10

11



Итого

2

36

38




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Что читали летом? Какой я читатель? – 2 часа

1. Инструктаж по ТБ и правилам поведения.

Что я читал летом. Моя любимая книга.

2. Кого можно считать настоящим читателем?

Какого цвета детство – 6 часов

3. Книги о детях.

4. Экскурсия в школьную библиотеку.

5. Практическая работа с текстом Л.Н.Толстого «Акула»

6. Практическая работа с текстом Е.Пермяка «Самое страшное»

7-8. Практическая работа с текстами В.Драгунского

«Книга моих рассказов» - 6 часов

9. Какими бывают рассказы?

10-14. Создаем книгу (журнал) со своими рассказами

О поэтах и стихотворениях – 3 часа

15. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. Стихотворения Э.Мошковской

16. Стихотворения И.Токмаковой

17. Стихотворения В.Берестова, Б.Заходера

По книжным полкам мира – 5 часов

18. Практическая работа с текстом Д.Биссета «Мистер Крококот»

19-22. Практическая работа с текстами А.Линдгрен

В стране чудес и несметных сокровищ – 5 часов

23. Энциклопедии, справочники и словари - ответы на сто тысяч почему.

24. К тайнам природы с «Юным натуралистом»

25-26. Что читают умники и умницы

27. Самая фантастическая книга

Проект «Это интересно» (Создаем «Наш журнал») - 11 часов

28. Что может быть интересно?

29-34. Создаем «Наш журнал»

35-38. Что читать летом… (Резерв)



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Школа юного литератора» необходимы следующие принадлежности:

  • подборка видео- и аудиофрагментов;

  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

  • компьютер, принтер, сканер, проектор;


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авторская программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению М. Л. Яковлевой

  2. О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. Комплексные работы по текстам, рабочая тетрадь.2016

  3. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

  4. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2015 г.

  5. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2015 г.

  6. Сборники загадок, пословиц, поговорок, книги по соответствующим темам программы.