Аннотация к рабочей программе по предмету «Литература» 5-9 класс
Рабочая программа предмету «Литература» для 5-9 классов
Программа разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)
Основных положений авторской программы к учебникам под редакцией Г.С.Меркина «Литература» для 5–11 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»).
Рабочая программа по предмету «Литература» реализуется за 5 лет обучения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)
Учебники ( Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях / авт-сост. Г.С. Меркин – издательство «Русское слово» (ФГОС. Инновационная школа), Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях / авт-сост. Г.С. Меркин – издательство «Русское слово» (ФГОС. Инновационная школа), Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях / авт-сост. Г.С. Меркин – издательство «Русское слово» (ФГОС. Инновационная школа), Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях / авт-сост. Г.С. Меркин – издательство «Русское слово» (ФГОС. Инновационная школа), Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях / авт-сост. С.А.Зинин, В.И.Сахаров,В.Л. Чалмаев – издательство «Русское слово» (ФГОС. Инновационная школа).
Соловьева Ф.Е.Рабочая тетрадь в 2- частях. (авт.-сост. Г.С. Меркин), М.:ООО "ТИД "Русское слово"-РС".Соловьева Ф.Е.Рабочая тетрадь в 2- частях. (авт.-сост. Г.С. Меркин), М.:ООО "ТИД "Русское слово"-РС")
Мультимедийное приложение к учебнику Г.С.Меркина, С.А. Зинина, В.И.Сахарова «Литература 5-9 классы»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ)
5 класс- 3 часа в неделю, 102 часа в год
6 класс- 3 часа в неделю, 102 часа в год
7 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
8 класс- 2 часа в неделю, 68 часов в год
9 класс – 3 часа в неделю, 102 часа в год
ЦЕЛИ:
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
ЗАДАЧИ:
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ
5 класс
Введение. Книга – твой друг (1ч)
Из мифологии(3ч)
Устное народное творчество(8ч)
Древнерусская литература(2ч)
Басни народов мира (1ч)
Русская литература 19 века(38ч)
Русская литература 20 века(27ч)
8.Родная природа в произведениях писателей ХХ века(2ч)
9.Зарубежная литература(13ч)
6 класс
Ведение. Книга и ее роль в жизни человека. 1ч
Из греческой мифологии Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». 3ч
Из устного народного творчества .Предания, легенды, сказки. 2ч
Из древнерусской литературы.«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. 4ч
Из литературы XVIII века.М.В. Ломоносов. 3 ч
Из литературы XIX века В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов. 49ч
Из литературы XX века И.А. Бунин, А.И. Куприн, C.A. Есенин, «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе» М.М. Пришвин, Н.М. Рубцов. 29ч
Из поэзии о Великой Отечественной войне. 1ч
Из зарубежной литературы 10ч
7 класс
Введение. Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма).
Из устного народного творчества. Былины, Русские народные песни
Из древнерусской литературы. Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Из русской литературы XVIII века.М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин.
Из русской литературы XIX века. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин,
Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.П. Чехов.
Произведения русских поэтов XIX века о России
Из русской литературы XX века. И.А. Бунин, А.И. Куприн, М. Горький, А.С. Грин, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, И.С. Шмелев, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский Н.А. Заболоцкий, А.Т. Твардовский
Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны
Поэты XX века о России
Из зарубежной литературы. У. Шекспир, М. Басё, Р. Бёрнс, Р.Л. Стивенсон, А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ Р. Брэдбери, Я. Купала
8 класс
Введение. Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и истории
Из устного народного творчества.Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск».
Из древнерусской литературы. «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского»
Из литературы ХVIII века. Г.Р. Державин , Н.М. Карамзин
Из литературы ХIХ века. Поэты пушкинского круга.Предшественники и современники А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н.Островский, Л.Н. Толстой
Из зарубежной литературы.У. Шекспир, М. Сервантес
9 класс
Введение.Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации.
Из древнерусской литературы.Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».
Из литературы XVIII века.Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
Литература первой половины XIX века
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемые результаты освоения программы по литературе
Предметные результаты:
- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
- знание изученных текстов;
- овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).
Метапредметные результаты:
- овладение техникой составления плана;
- овладение различными типами пересказа;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
- умение формулировать доказательные выводы;
- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.
Личностные результаты:
- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
- формирование читательского мастерства:
умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
овладение навыками литературных игр;
формирование собственного мнения;
- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть; развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, лирического стихотворения сравнительная характеристика по заданным критериям, комментированное чтение, составление простого или сложного плана по произведению, сочинение синквейнов;
итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода,лирического стихотворения, тест с выбором ответа и с кратким ответом на знание текста художественного произведения, знание теоретико-литературных понятий, творческий зачёт, защита проектов