Аннотация к рабочей программе
по литературе.
1. Нормативные документы, на основе которых составлена программа
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
2.Примерная программа по литературе;
3.Фундаментальное ядро содержания общего образования;
4.Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
5. Авторская программа по литературе для 5 – 9 классов В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение, 2007;
6. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ № 7 »
2.Учебно-методический комплекс
1.Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012.
2.Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
3.Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.
4. Коровина, В. Я. Литература. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.
5. Коровина, В. Я. Литература. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.
6. Коровина, В. Я. Литература. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.
7.Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2014.
8.Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
9. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
10.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2006 г.
11. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
12. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
13. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
14. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
15. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.
16.Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
17. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
18. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
19. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
20. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
21. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
3.Цели и основные задачи изучения
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
4.Количество часов, которое отводится на изучение дисциплины
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс (452 часов), из них 105 (3 ч. в неделю) в 5 классе, 105 (3 ч. в неделю) в 6 классе, 70 (2 ч. в неделю) в 7 классе, 70 (2 ч. в неделю) в 8 классе, 102 (3ч. в неделю) в 9 классе.
5.Тематическое планирование с указанием количества часов
Название темы | Количество часов | В том числе (или другие виды работ, формы организации, виды деятельности) |
сочинения | контрольные работы, тестирование |
5 класс |
К читателям | 1 | 1 | |
Устное народное творчество | 11 | | |
Древнерусская литература | 2 | | |
Литература XVIII века | 2 | | |
Литература XIX века | 7 | | |
Русская литературная сказка | 34 | 2 | 3 |
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе | 4 | | |
Из русской литературы XX века | 24 | 3 | 2 |
Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) | 2 | | |
Русские поэты XX века о Родине и родной природе и о себе | 3 | | |
Писатели улыбаются | 4 | | |
Из зарубежной литературы | 11 | 1 | |
6 класс | |
Писатели – создатели, хранители и любители книги | 1 | | |
Устное народное творчество | 3 | | |
Древнерусская литература | 2 | | |
Произведения русских писателей XVIII века | 6 | | |
Произведения русских писателей XIX века | 38 | 1 | 3 |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века | 2 | | 1 |
Произведения русских писателей ХХ века | 8 | | 1 |
Произведения о Великой Отечественной войне | 11 | | 1 |
Писатели улыбаются | 6 | 1 | |
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века | 7 | | |
Из литературы народов России | 2 | | |
Из зарубежной литературы | 14 | | 1 |
Повторение систематизация пройденного в VI классе. | 5 | | |
7 класс | |
Устное народное творчество | 5 | | |
Древнерусская литература | 4 | | 1 |
Литература XVIII в. | 9 | | |
Литература XIX в. | 26 | 2 | 2 |
Литература XX в. | 21 | 1 | |
Зарубежная литература | 5 | | |
8 класс |
Литература и история | 1 | | |
Устное народное творчество | 2 | | |
Древнерусская литература | 2 | | |
Русская литература XVIII в. | 3 | 1 | |
Русская литература XIX в. | 35 | 3 | |
Русская литература XX в. | 18 | 2 | 1 |
Зарубежная литература | 9 | | |
9 класс |
Литература как искусство | 1 | | |
Древнерусская литература | 3 | 1 | |
Литература XVIII в. | 10 | 1 | |
Литература XIX в. | 53 | 2 | 2 |
Литература XX в. | 11 | | 1 |
Серебряный век | 15 | | 1 |
Зарубежная литература | 9 | | |
6.Периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную промежуточную аттестацию, а также годовую промежуточную аттестацию.
Годовая промежуточная аттестация проводится в качестве отдельной процедуры независимо от результатов четвертной аттестации.
Формами контроля качества усвоения содержания учебной программы учащихся являются:
Формы письменной проверки:
письменная проверка – это письменный ответ обучающихся на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, самостоятельные, контрольные, творческие работы, письменные ответы на вопросы теста, сочинения, изложения, диктанты., рефераты.
Формы устной проверки:
устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачета, чтения отрывка наизусть.
Комбинированная проверка:
Предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
Проверка с использованием электронных систем тестирования, иного программного обеспечения, который предполагает персонифицированный учет учебных достижений.