Аннотация к Рабочей программе по немецкому языку
6 класс
Рабочая программа по немецкому языку разработана на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089), Примерной программы основного общего образования по немецкому языку; Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык.5 - 9 классы. Автор Бим И.Л. - М.: Просвещение, 2013;
Рабочая программа ориентирована на использование учебно -методического комплекта (УМК) для 6 класса, который состоит из: 1 .учебника - авторы И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М. Санникова “Deutsch. Klasse 6”. 2.аудиокассеты к учебнику; 3.книги для учителя - авторы Бим И.Л., Садомова Л.В.
Данный УМК нацелен на реализацию личностно - ориентированного деятельностного подхода, что означает сочетание коммуникативной направленности обучения с когнитивной как в сознательном функционально - ориентированном овладении системой немецкого языка, так и в системном овладении иноязычным общением.
Цели обучения немецкому языку в 6 классе
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно - познавательной:
- речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями
общения для 6 класса; освоение знаний о языковых явлениях немецкого языка, разных способах выражения мысли в родном и немецком языках;
- социокультурная компетенция - приобщение обучающихся к культуре, традициям и реалиям страны (стран) изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям 6 - классников, формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно - познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление со способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в т.ч. с использованием ИКТ.
развитие и воспитание у обучающихся понимания важности изучения немецкого языка и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
В силу специфики обучения немецкому языку уроки носят комбинированный характер, т.е. на одном уроке могут развиваться все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо). Формы текущего, промежуточного и итогового контроля: тесты (грамматические, лексико - грамматические, тесты по чтению и аудированию), письменные контрольные работы, устный опрос, контроль знания лексики, а также (исходя из возможностей класса) проектная деятельность.
Основное содержание тем учебного курса 6 класса
Предметное содержание речи
Сферы общения и тематика (предметы речи, проблемы)
На каждом последующем этапе обучения сферы общения и тематика предыдущего этапа подхватываются, расширяются, и к ним прибавляется ряд новых тем.
А. Социально-бытовая сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Я и мои друзья.
Летние каникулы.
Распорядок дня. Еда.
Здоровье. Гигиена.
Внешность.
Досуг. Хобби. Как для всего найти время?
Покупки. Одежда.
Б. Учебно-трудовая сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Начало учебного года. Всюду ли оно одинаково?
Немецкие школы. Какие они?
Любимые и нелюбимые учебные предметы.
Коллективные поездки по своей стране — одна из традиций
немецкой школы.
Спорт и другие увлечения.
Чтение — вот лучшее учение.
В. Социально-культурная сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Старый немецкий город.
Некоторые общие сведения Германии.
Наиболее крупные города, их достопримечательности.
Транспорт.
Наши животные. Что значит быть другом животных?
Требования к обучению продуктивным видам речевой деятельности
Говорение
На новом этапе обучения овладение говорением носит репродуктивно-продуктивный характер, речевое действие осуществляется как с непосредственной опорой на образец, так и по аналогии с ним. Получают дальнейшее развитие механизмы комбинирования и варьирования. В большей мере проявляется речевая инициатива (особенно в условиях ролевой игры).
Требования к обучению диалогической речи
Обучающимся обеспечивается возможность:
1.Вести ритуализированный (этикетный) диалог/полилог в стандартных ситуациях общения, используя соответствующие формулы речевого этикета 2. Давать совет, положительно (отрицательно) реагировать на него. 3.Вариативно использовать известные структурно-функциональные типы диалога, комбинировать их (например, диалог-расспрос сочетать с диалогом — обменом мнениями и т. п.). 4. Вариативно выражать просьбу, совет, предлагать, рекомендовать, используя не только повелительные предложения, но и различные синонимические средства (например: „Gehen wir ...") с опорой на образец и без него. Объём диалогов: диалога - расспроса - до 3 реплик со стороны каждого обучающегося; диалога – побуждения – к действию - до 3 реплик со стороны каждого обучающегося; диалога-обмена мнениями - до 2 реплик со стороны каждого обучающегося.
Требования к обучению монологической речи
Обучающимся предоставляется возможность:
1. Делать краткие сообщения (о своей школе и досуге, об увлечениях и проведенных каникулах, о достопримечательностях отдельных городов Германии, о своем родном городе).
2. Кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст.
3.Выражать свое отношение к прочитанному: понравилось — не понравилось, что уже было известно — что ново.
4. Описывать (характеризовать) друзей, членов семьи, персонажей литературных произведений на основе усвоенной логико-семантической схемы (кто, каков, что делает, как, где, зачем). Объём монологического высказывания для 5 - 7 классов - до 8-10 фраз.
Аудирование
Обучающиеся учатся:
1. Воспринимать на слух и понимать небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале и включающие отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться.
2. Воспринимать на слух и понимать основное содержание небольших текстов, содержащих значительное число незнакомых слов
3. Воспринимать на слух и добиваться понимания основного содержания небольших сообщений, содержащих значительное число незнакомых слов, путем переспроса, просьбы повторить, объяснить. Время звучания текстов для аудирования - до 1 минуты.
Чтение
Обучающимся предоставляется возможность научиться:
1. Вычленять новые слова при зрительном восприятии текста, произносить их по уже изученным правилам чтения.
2. Пользоваться обычным двуязычным словарем для раскрытия значения незнакомых слов.3. Членить текст на смысловые части, выделять основную мысль, наиболее существенные факты. 4. Понимать основное содержание текстов, включающих неизученные слова, о значении части которых можно догадаться на основе контекста, знания правил словообразования или сходства с родным языком, а другую часть которых, несущественную для понимания основного содержания, просто опустить, проигнорировать (ознакомительное чтение). Объём текстов для чтения - для 5 - 7 классов - до 250 слов. 5. Полностью понять текст, содержащий незнакомые слова, о значении части которых можно догадаться по контексту, по сходству корней с родным языком, а также на основе знания принципов словообразования, а значение другой части раскрыть с помощью анализа, выборочного перевода, используя словарь, сноски, комментарий (изучающее чтение). Объём текстов для чтения - для 5 - 7 классов - 400 - 500 слов. Скорость чтения вслух и про себя - 250 - 300 печатных знаков в минуту.
Письмо
Письмо в большей мере используется и как цель, и как средство обучения. Усложняются коммуникативные задачи.
Требования к обучению письму
Обучающиеся учатся:
1. Письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного сообщения.
2. Выписывать из текста нужную информацию.
3. Заполнять анкету, составлять вопросник для проведения интервью, анкетирования.
4. Писать письмо по аналогии с образцом, поздравительную открытку.
Требования к овладению продуктивными языковыми средствами
Произносительная сторона речи, графика, орфография
Обучающимся предоставляется возможность овладеть:
· интонацией простых и сложных предложений; · произношением и написанием ряда заимствованных слов.
Лексическая сторона речи
1. Обучающиеся должны овладеть дополнительно к усвоенным ранее примерно 250—280 лексическими единицами, включающими устойчивые словосочетания и реплики-клише.
Это лексика (в том числе реалии), характеризующая указанные ранее предметы речи:
· страны изучаемого языка и в первую очередь Германию, их географическое положение, государственное устройство (в самом общем плане), природу, достопримечательности;
· прошедшие каникулы;
· начало учебного года, выражение мнения о том, что радует, что огорчает в школе;
· погоду осенью, то, как ведут себя люди, животные в это время года;
· то, как выглядят немецкие школы (снаружи, изнутри); что думают о своих школах немецкие школьники, о каких школах мечтают; что думаем о своих школах мы;
· какие учебные предметы предпочитают школьники, как строится расписание уроков в немецкой школе и у нас, когда начинаются и заканчиваются уроки, как долго длятся перемены;
· как важно бережно относиться к своему времени, правильно его планировать;
· распорядок дня у немецких детей;
· что они едят на завтрак, обед, ужин;
· что делают в свободное время, чем увлекаются, о чем мечтают;
· каковы их любимые литературные персонажи;
· каковы их любимые животные, что значит быть другом животных;
· как подготовиться к коллективной поездке класса куда-либо (выбрать маршрут, собрать предварительную информацию о городе);
· на чем можно ехать;
· забота о здоровье; спорт, роль спорта в формировании человека.
2. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами:
а) аффиксацией: префиксом un- с прилагательными и существительными:
unglücklich, das Unglück; б) словосложением: прилагательное + прилагательное типа dunkelblau, hellblau.
3. Использовать интернационализмы, например: das Tennis и др.
Грамматическая сторона речи
Синтаксис
Обучающимся предлагаются для активного употребления:
- предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнения в Akkusativ и обстоятельства места при ответе на вопрос „Wohin?“;
-·предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими после себя Infinitiv с zu;
-побудительные предложения типа Gehen wir! Wollen wir gehen;
- предложения с неопределенно-личным местоимением man.
Морфология
Обучающиеся учатся образовывать и использовать в речи следующие формы:
- слабые и сильные глаголы с вспомогательным глаголом haben в Perfekt;
- сильные глаголы с вспомогательным глаголом sein в Perfekt;
-Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;
- Futurum;
-степени сравнения прилагательных и наречий;
-возвратные глаголы в основных временных формах: Präsens, Perfekt, Präteritum;
- Genitiv имен существительных нарицательных;
- глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt, Präteritum;
-предлоги, имеющие двойное управление: требующие Dativ на вопрос „Wo?“ и Akkusativ на вопрос „Wohin?“;
- предлоги, требующие Dativ;
- предлоги, требующие Akkusativ.
Социокультурные знания и умения
Осуществление межличностного и межкультурного общения с применением знаний о национально-культурных особенностях родного города/ села. Знание иноязычных соответствий реалий окружающего мира. Умение представлять родную культуру на иностранном языке, находить сходство и различия в традициях стран изучаемого языка, оказывать помощь зарубежным гостям региона в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные знания и умения
Умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при передаче информации о социокультурных особенностях жизни.
Учебно-познавательные умения
Умение осуществлять информационную переработку текстов, отражающих особенности быта, жизни, культуры городов/сел; пользоваться справочными материалами; участвовать в проектной деятельности.
В результате изучения иностранного языка ученик должен
знать/понимать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
- основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
-особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого языка, интонацию различных коммуникативных типов предложений;
-признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространённая оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
- роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
уметь:
говорение
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
-расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
-рассказывать о себе, своей семье, друьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своём селе, своей стране и стране изучаемого языка;
- делать краткие сообщения, описывать явления/события (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
-использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
- аудирование
- понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;
-понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
- использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
- ориентироваться в иноязычном тексте, прогнозировать его содержание по заголовку;
-читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
- читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приёмы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
- заполнять анкеты и формуляры;
-писать поздравления, личные письма с опорой на образец — расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Для здорового развития учащихся используются следующие технологии:
- соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима (время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проведение физкультминуток);
-проведение гигиенической оценки условий и технологий обучения (воздушно-тепловой режим, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса);
-создание на уроках благоприятного психологического климата;
-организация уроков с учётом разнообразия видов учебной деятельности;
- формирование здорового образа жизни.
Перечень учебно-методического обеспечения
УМК, применяемый на занятиях по немецкому языку для учащихся 6 класса состоит из следующих составных частей:
· рабочая программа
· программы общеобразовательных учреждений « Немецкий язык, 5-9 классы», И.Л.Бим , Москва «Просвещение» ,2014 г
· учебник для 6 класса «Deutsch ,6» -« Немецкий язык ,6» И.Л. Бим., Л. В. Садомова.
· аудиокассеты с текстами из учебника, текстами для развития навыков понимания на слух и фонетическими упражнениями.
· книга для учителя, составленная авторами Бим И.Л., Л.В.Садомова
Список литературы ( основной и дополнительный)
1. Учебник для 6класса « Немецкий язык ,6» И.Л. Бим., Л.В.Садомова 2.Книга для учителя к учебнику 6 класса общеобразовательных учреждений « Немецкий язык, 6» И.Л. Бим, Л.В. Садомова.
3.Поурочные планы по учебнику И. Л. Бим 6класс. О.В.Лемякина. Волгоград.
4. « Практикум по грамматике немецкого языка» ( тема, диалоги, упражнения) И. А. Шитикова, ООО «Лист Нью», Москва 2010 5. «Тесты Немецкий язык. 5-6 кл.»Б.Л. Райх Дрофа Москва 2011 6. « Контрольные и проверочные работы по немецкому языку 5-6 классы» Е. В. Дьячкова « Дрофа» 2015г
Составила: Наумова Надежда Александровна учитель немецкого языка