Аннотация на рабочую программу
История мировой и отечественной культуры
Структура программы:
1.Цель и задачи дисциплины.
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
3.Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности.
4.Материально-техническое обеспечение дисциплины.
5.Перечень основной учебной литературы.
Учебная дисциплина История мировой и отечественной культуры относится к вариативной части, общепрофессионального цикла, в результате изучения дисциплин обучающийся должен получить комплекс знаний и умений в объеме, необходимом для профессиональной деятельности в соответствии с получаемыми квалификациями.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Изучение данного курса помогает студентам понять современное искусство, развивать их эстетический вкус для самостоятельной оценки явлений культуры прошлого и настоящего. Курс формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное, умение оценивать деятельность людей и плоды их творчества с позиции гуманизма, вырабатывает потребность в развитии своих творческих способностей и постоянном повышении культурного уровня.
Главная цель дисциплины – дать студентам максимальный комплекс знаний, о сущности и многообразии мировой и отечественной культуры, в её историческом развитии, приобщить студентов к шедеврам мировой культуры, пробудить их к самостоятельному осмыслению истории культуры, способствовать адаптации студентов к социокультурной реальности. Задачи курса: воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре; освоение знаний о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
иметь практический опыт:
приобщения пользователей библиотеки к национальным и региональным культурным традициям;
анализа культурного процесса;
определения различных художественных стилей и направлений.
уметь:
понимать и объяснять феномен культуры как главные характеристики человека и человечества;
ориентироваться в современной культурной ситуации в России и мире.
знать:
место курса в системе гуманитарных дисциплин, специфику предмета, основные разделы;
формы и типы культур;
основные культурные центры и регионы мира, историю и закономерности их функционирования и развития;
историю развития мировой и отечественной культуры;
важнейшие периоды в развитии мировой и отечественной культуры;
роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
художественные стили, направления, жанры; жизнь и творчество деятелей культуры.
Профессиональные компетенции:
ПК 3.1. Создавать условия для реализации творческих возможностей пользователей, повышать их образовательный, профессиональный уровень информационной культуры.
ПК 3.4. Приобщать пользователей библиотеки к национальным и региональным традициям.
ПК 3.5. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных результатов:
ЛР 1. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
ЛР 2. Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
ЛР 3. Готовность к служению Отечеству, его защите.
ЛР 4. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире
ЛР 5. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
ЛР 6. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям
ЛР 7. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
ЛР 8. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей
ЛР 9. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
ЛР 13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
ЛР 15. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности.
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов,
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
заочное отделение: 1 курс - 6 часов; 2 курс - 10 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
Самостоятельная работа обучающихся: составление тезисов, подготовка рефератов, эссе, сообщений, докладов, кроссвордов, презентаций.
Отчетность: текущая успеваемость, экзамен.
Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Реализация учебной дисциплины требует наличия:
учебного кабинета «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета: предусматривается проведение занятий в специальной аудитории, имеющей индивидуальные рабочие места, учебно-наглядные и справочные пособия, раздаточный материал, карты и таблицы.
Фонд: учебники и справочные пособия по дисциплине
Дополнительно: используется фонд библиотеки филиала.
Технические средства обучения: Интернет, проектор, экран настенный, компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением.
Перечень основной учебной литературы.
1. Зарецкая, Д.М. Мировая художественная культура: учебное пособие для учащихся старших классов, гимназий, лицеев, колледжей / Д.М. Зарецкая. – Москва : МХК, 2018. – 360 с. : ил. – Текст : непосредственный.
2. История мировой культуры : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Н. Иконникова [и др.] ; под редакцией С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 256 с. — (Профессиональное образование). — Текст : непосредственный.
3. Константинова, С. В. История мировой и отечественной культуры : учебное пособие / С. В. Константинова. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c. — Текст : непосредственный.
4. Солодовников, Ю.А. Мировая художественная культура. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Ю.А. Солодовников. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2020. – 255 с. : ил. - Текст : непосредственный.
Составитель: преподаватель Орлова Л.А.