АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3-Б класса ГБОУ СОШ №43 разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М.:Просвещение,2011);
- на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, Г.В.Горецкого 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013;
- с особенностями ООП ГБОУ СОШ №43, с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся 3-Б класса.
Актуальность
Изучение курса имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить
индивидуальность ребёнка, развивать его интерес к окружающему миру и
готовность сотрудничать с людьми. Комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
изучение литературно-художественных произведений, имеющих огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.
Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются в процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.
Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.
В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
Цели:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи:
развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
развивать поэтический слух;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
обогащать чувственный опыт ребёнка;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской литературы;
2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;
наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;
имена и фамилии 7—8 писателей—авторов прочитанных произведений.
читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;
читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;
читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
пересказывать содержание произведения подробно и выборочно;
делить несложный текст на части;
соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;
рисовать словесные картины к художественным произведениям;
находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;
различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;
басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль;
ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определенную тему;
различать художественные и научно-познавательные произведения;
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
найти книгу из рекомендованного списка литературы.