Краткая аннотация урока:
Учебный предмет : Основы безопасности жизнедеятельности.
Уровень образования школьников: 10 класс общеобразовательной школы, второй год изучения предмета.
Раздел программы: Основы военной службы.
Место урока в изучении раздела: тридцать первый урок курса 10 класса; восьмой урок раздела программы; до этого было изучена тема: «Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества».
Форма учебной работы – урок с поддержкой ИКТ.
Продолжительность урока: 45 минут.
Технологические особенности: Дидактическое оснащение урока и ТСО: компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, цифровое пособие к уроку для интерактивной доски, авторская презентация, видеоматериалы,
на доске: тема и цели урока.
Основные понятия: Дни воинской славы России, Победные Дни, операция «Тайфун», «стратегическая оборона», контрнаступление , «стратегическое наступление».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: традиционный комбинированный урок.
Методы обучения: фронтальный, индивидуальный, групповой, наглядно-практический, частично-поисковый.
Приобретаемые навыки учащихся: применение полученных военно - исторических знаний в воспитании патриотизма, гражданственности, любви к Родине, чувства гордости за страну. Развитие общей и информационной культуры, трудолюбия, усидчивости, терпения, бережного отношения к компьютерной технике, привитие учащимся навыков самостоятельности в работе. Способность мыслить и делать верные выводы, совершенствование умений работать самостоятельно и в группах.
Формы организации работы детей: индивидуальная, самостоятельная и групповая работа.
Цель урока: Расширить знания учеников о героических страницах истории нашего Отечества, показать значение побед в военной истории России. Создать условия для формирования учебно – познавательной и коммуникативной компетенции. Выяснить предпосылки и причины славной Победы Советских войск в битве под Москвой. Познакомить учащихся с ходом и итогом сражения. Определить его значение и место в Победе в Великой Отечественной войне.
Методическое обеспечение урока: демонстрационные материалы для смарт-доски; раздаточные материалы; компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, цифровое пособие к уроку для интерактивной доски, авторская презентация, документы и материалы из школьного музея, учебник ОБЖ 10 класса, справочная литература. контурные карты, видеоматериалы.
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 класса общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2011.
Задание на дом: - Изучить материалы параграфа № 38. Ответить на вопросы №№ 1,3,4,6. Выполнить задание на стр. 204.
Заметки к слайдам демонстрационных материалов для смарт-доски:
скриншот | № и название слайда | организация деятельности школьников |
 | №1. Тема урока: «Памяти поколений —дни воинской славы России. Битва за Москву» | Ученики записывают в тетрадь тему урока. |
 | № 2, Актуальность темы подчеркивается ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России | Ученики слушают и высказывают свое мнение о важности Закона и самой темы для нашей страны. |
 | № 3. Что мы хотим узнать сегодня на уроке? | Ученики помогают определить и сформулировать цель урока. |
 | № 4. Перечисление дней воинской славы (победных дней) России. | Ученики помогают, используют учебник. Делают пометки в тетрадь. |
 | № 5. Перечисление дней воинской славы (победных дней) России. | Ученики помогают, используют учебник. Делают пометки в тетрадь. |
 | № 6. Перечисление дней воинской славы (победных дней) России. | Ученики помогают, используют учебник. Делают пометки в тетрадь. |
 | № 7. Акцентирование внимания на 5 декабря. Битва за Москву, как проблема урока. | Ученики знакомятся с раздаточным материалом. Задают вопросы. |
 | № 8. Таблица Временные рамки битвы за Москву. | Ученики зачерчивают таблицу в тетрадь для ее заполнения по ходу урока. |
 | № 9. Битва за Москву . Соотношение сил. | Ученики записывают в тетрадь важные цифры. |
 | № 10. Нанесение обстановки на фронте по состоянию на 30 октября 1941 года. (контурная карта) | Ученики в группах работают над выполнением задания. |
 | № 11. Парад 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве. | Ученики слушают и высказывают свое мнение о важности этого мероприятия. |
 | № 12. Разговор Сталина с Жуковым о судьбе Москвы. | Ученики помогают оценить значимость этого разговора. |
 | № 13. Слова политрука Клочкова. | Ученики помогают сделать вывод о героизме защитников Москвы |
 | № 14. Односельчане – защитники Москвы. | Ученики изучают экспонаты музея, делают запись в тетради. |
 | № 15. Слова Г. Гудериана о значимости Московской битвы. | Ученики записывают в тетрадь основную мысль. |
 | № 16. Ход оборонительных боев до 5 декабря 1941 года. (контурная карта) | Ученики выходят к доске, делают пометки на карте. |
 | № 17. Переход советских войск в контрнаступление. | Ученики записывают в тетрадь. |
 | № 18. Гитлер издает директивы и смещает генералов. | Ученики записывают в тетрадь. |
 | № 19. Нанесение обстановки на фронте по состоянию на 5 декабря 1941 года. (контурная карта) | Ученики работают с контурной картой. |
 | № 20. Судьба учительницы нашей школы Скляровой А.П.. | Ученики находят музейный материал и доводят его до остальных . |
 | № 21. Битва за Москву | Ученики записывают понятия. |
 | № 22. Г.К. Жуков о Московской битве. | Ученики записывают в тетрадь. |
 | № 23. Всемирно – историческое значение Московской битвы. | Ученики прочитывают текст. |
 | № 24. 8 мая 1965 года Москве присвоено звание Город - Герой. | Ученики записывают в тетрадь.. |
 | № 25. Задание – расстановка по местам понятий. | Ученики выполняют задание. |
| № 26. Домашнее задание | Ученики записывают в дневник |