Статья в журнале (автор, название, выходные данные) Л.В. Сизова «Исследование особенностей зрительно-пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста», Журнал «Актуальные проблемы психологического знания» № 1, с. 97-107, 2015. | Ключевые слова: зрительно-пространственное восприятие, стратегия копирования и отсроченного воспроизведения изображения, типы пространственных ошибок, межполушарная асимметрия, ведущий глаз, младший школьный возраст. Проблематика: в данной статье представлены результаты исследования особенностей зрительно-пространственного восприятия у праворуких детей младшего школьного возраста, различающихся профилем зрительных асимметрий (ведущий глаз). В эмпирическом исследовании была обнаружена связь между стратегией копирования, отсроченного воспроизведения изображения и возрастом ребенка. Также были выделены типы ошибок и определена частота встречаемости. В целом, ошибок при ведущем левом глазе значительно меньше, чем при ведущем правом глазе. Адресат: статья предназначена для учителей начальных классов, работающих по ФГОС второго поколения. |
Диссертация (автор, название, ученая степень соискателя, год защиты) Васильева Н.Н. «Формирование механизмов пространственного зрительного восприятия в онтогенезе», диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук, 2012. | Ключевые слова: физиология, биологические науки, биохимия человека, физиология, органы чувств, зрительный анализатор, возрастная физиология. Проблематика: в данной диссертационной работе рассматривается проблема формирования механизмов пространственного зрительного восприятия в онтогенезе. В работе получены новые научные данные, значительно расширяющие современное представление о формировании механизмов пространственного зрительного восприятия у человека в постнатальном онтогенезе. Выявлено, что становление и развитие механизмов аккомодационно-окуломоторного обеспечения фузии детей продолжается до 12-13 лет, а механизмов бинокулярного стереопсиса и бинокулярной интеграции - до 14-15 лет. Наиболее быстрый темп улучшения бинокулярных функциональных показателей наблюдается в период от 5-7 до 9-10 лет. У детей 5-7-летнего возраста уровень биологической зрелости организма определяет темпы развития фузионных механизмов. Установлено, что формирование механизмов пространственного зрительного восприятия у детей зависит от их пола. Определены нормативные показатели по фузионным резервам, остроте стереоскопического зрения, скорости бинокулярной интеграции, балансу монокулярных и бинокулярных механизмов, необходимые для мониторинга функционального состояния бинокулярного зрения у детей и подростков. Показано, что компенсаторные перестройки в системе пространственного зрительного восприятия при слабовидении приводят к принципиально иным взаимоотношениям между монокулярными и бинокулярными механизмами. Доказано, что развитие бинокулярных механизмов у детей и подростков зависит от нозологической формы зрительной патологии. Выявлен механизм формирования специфического типа корреляционных отношений между правым и левым зрительными каналами в условиях зрительной депривации. Сформулированы научные положения, значительно дополняющие современную теорию об особенностях системы специфических бинокулярных механизмов, способствующих успешной реализации чтения. Установлено, что функциональная незрелость бинокулярных зрительных механизмов у младших школьников затрудняет эффективное освоение технических навыков чтения и задерживает его совершенствование. Научно обоснована программа оптимизации функционального состояния бинокулярной зрительной системы у детей с трудностями формирования навыка чтения и доказана ее биологическая эффективность. Показано, что дифференцированное воздействие на подсистемы бинокулярного зрения детей обеспечивает переход бинокулярных механизмов на качественно новый уровень функционирования, активное включение их в реализацию зрительно-пространственных функций, что способствует улучшению качественных и количественных характеристик чтения. Впервые разработаны научные рекомендации по оценке функционального состояния бинокулярного зрения детей и созданию стереофильмов для детской аудитории. Адресат: диссертация предназначена для учителей начальной школы. |
Глава учебника / учебного пособия (автор, название, выходные данные) О.О. Гонина «Психология младшего школьного возраста», ФЛИНТА, 2015. | Ключевые слова: закономерности, предпосылки, психическое развитие, познавательные процессы, восприятие цвета, восприятие форм. Проблематика: В учебном пособии излагаются основные положения одного из разделов возрастной психологии — психологии младшего школьного возраста: закономерности, предпосылки и факторы психического развития младших школьников — особенности различных видов деятельности, познавательных процессов, различных сфер личности и психические новообразования; характеризуются проблемы психологического сопровождения развития младших школьников; приводятся практические задания и психодиагностические методики, которые могут быть использованы для изучения особенностей психического развития ребенка младшего школьного возраста. Адресат: пособие предназначено для обучающихся общеобразовательных организаций. |