Мастер-класс
«Метод фреймов в решении педагогических задач на уроках литературы»
Эпиграф
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.
Цель:
Показать практическую значимость использования фреймов с целью формирования читательских компетенций.
Одна из главных педагогических задач: формирование читательской компетентности обучающихся, которую по одной из классификаций можно отнести к стратегическим педагогическим задачам. В той же классификации выделяются так называемые оперативные (текущие, ближайшие) педагогические задачи, решаемые в отдельный момент педагогической деятельности. Считаю, что именно в решении оперативных педагогических задач играет важную роль отбор форм и методов обучения.
В своей практике учителя используют скорее не предложенные технологии в полном объеме, а их детали, доработанные в соответствии с конкретными условиями. Одной из таких технологий является фреймовая технология.
Под читательской компетентностью подразумевается совокупность знаний и навыков: во-первых, отбирать, понимать, организовывать информацию; во-вторых, интерпретировать информацию; в-третьих, давать оценку информации.
Вашему вниманию предлагаю практический опыт использования фреймов на уроках литературы. (отвечающих основным требованиям к структуре урока по ФГОС)
№1 Первый вариант фрейма направлен на формирование компетенций, связанных с отбором, пониманием и организацией информации.
Составляющие части фрейма, предложенного учителем направляют обучающихся не только на знание текста, но и на осознание его смысла, идейного содержания.
Учащиеся работают в группах (три группы, разделены произвольно по рассказам; можно предложить выбрать относительно рассказа, который больше всего заинтересовал), в процессе чтения и обсуждения дополняют друг друга, выбирают главное. (одно из УУД)
«СОЛЬ ЗЕМЛИ» |
название | Рассказ | Рассказ | Рассказ |
Герой (-и) Ф. И. О. (доп. сведения) | | | |
| | |
Ключевое (-ые) событие | | | |
| | |
Чувство (эмоциональное состояние, переживаемое героем) | | | |
| | |
Что помогло преодолеть негатив в жизненной ситуации? | | | |
Вариант заполненного фрейма
Название рассказа | Рассказ «Валенки» | Рассказ «Золотые руки» | Рассказ «Когда делаешь по совести» |
Герой (-и) Ф. И. О. Основные сведения | | | |
| | |
Ключевые события отрывка | Сгорели валенки | Встреча на вокзале | Заявление бюро райкома Крещенский холод |
Сшили новые валенки | Возвращение домой | Приветствие, встреча |
Чувство (эмоциональное состояние, переживаемое героем) | СТРАХ | ОБИДА «со злостью» | «на зло» «с вызовом» |
«От радости пою» | «успокоилась» «от радости затрубили» | ? |
Что помогло преодолеть? | Ответственность Смекалка Помощь | Любовь к своему делу | Стойкость; чувство справедливости; мысли о других, а не о себе |
Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Поэтому данный фрейм можно дополнить еще одним пунктом, например: «Какими качествами героев я обладаю или хотел бы обладать?»
Эта технология позволяет рационально распределять время на уроке: значительно экономить время на объяснении новых теоретических понятий и представлений, и выделять достаточно времени для закрепления нового материала и отработку навыков.
Примеры фреймов, использование которых направлено на изучение, обобщение и закрепление изученного материала
Использование фреймовой технологии на уроках позволяет трансформировать обучение в самообучение, развить способность у учащихся из потока информации выбирать главное, сопоставлять, оценивать, находить связи и структурировать полученную информацию, активизировать мышление ученика в процессе изучения нового материала, делать его активным участником приобретения знаний, умений и навыков, побуждает к самостоятельному добыванию знаний. Всё это способствует развитию творческого потенциала учащихся.
Говоря о результативности применения элементов фреймовой технологии на учебных занятиях, вашему вниманию предлагаю результаты анкетирования учащихся.
Тема: ваше отношение к формам и методам обучения / Ваше отношение к элементам фреймовой технологии на уроках литературы?
ДА/НЕТ
Нужны ли интерактивные формы обучения в современной школе?
Считаете ли вы урок с использованием элементов фреймовой технологии более продуктивным?
Повышается ли уровень интереса к изучению материала?
Повышает ли такой метод работы ответственность, самостоятельность?
Чем устраивает вас такая форма работы по сравнению с конспектом? (выбрать)
Удобно иметь свой напечатанный экземпляр
Не надо формулировать самостоятельно вопросы и много писать
Есть возможность высказать свое мнение, если тебя не успели спросить на уроке
Можно заработать оценку в любом случае
Развивает умение отбирать, структурировать информацию, а также понимать смысл прочитанного
Свой вариант
Чем не устраивает вас такая форма работы?