СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Практическое занятие
«Периоды детского возраста. Антенатальный и неонатальный периоды»
по дисциплине
ОП.01 Здоровый человек и его окружение
специальность
31.02.01. Лечебное дело
(углубленная подготовка)
Антенатальный период
Гаметогенез | Бластогенез | Эмбриогенез | Фетогенез | ||
| 15 суток |
|
|
| |
| Герминальный | Имплантация | С 16 суток | С 76 дня до рождения | |
| 7 суток | До 2-х суток | до 75 дня | ранний | поздний |
|
|
|
| С 9 до 28 | С 29 недели |
|
|
|
| недели | до родов |
Критические периоды в развитии плода
1. | Период имплантации | Первая неделя после | Подготовка и имплантация |
|
| зачатия | оплодотворённого яйца |
2. | Период образования зачатков | 3-6 неделя | Органогенез |
| органов | беременности |
|
3. | Период плацентации | 9-12 неделя | Заканчивается |
|
| беременности | формирование плаценты |
4. | Период фетогенеза | 18-20 и 22-24 недели | Изменения активности |
|
| беременности | головного мозга, |
|
|
| гемопоэзе, продукции |
|
|
| гормонов |
Критические периоды развития органов (по В.В. Ритову) в эмбриональном периоде
Органы | Критические |
| недели |
Сердце | 2-7 |
Мозг | 3-11 |
Глаза | 4-7 |
Ноги и руки | 4-8 |
Губы | 5-6 |
Зубы | 6-12 |
Уши | 7-8 |
Нёбо | 10-12 |
Антенатальная профилактика
Антенатальная (дородовая) охрана плода - комплекс диагностических, лечебных и профилактических мероприятий, проводимых с целью обеспечения нормального внутриутробного развития организма от зачатия до рождения.
Антенатальная охрана плода складывается из:
Заботы о соматическом и репродуктивном здоровье будущих родителей в их детстве.
Заботы о родителях в репродуктивном возрасте.
Заботы о здоровье матери во время беременности.
связи с тем, что на формирование зародыша и его дальнейшее развитие большое влияние оказывает состояние здоровья родителей (в частности, состояние их репродуктивной системы), aнтенатальная охрана плода начинается с подготовки к беременности, особенно в тех случаях, когда возможно ее неблагополучное течение.
Основные мероприятия, направленные на охрану плода, проводятся в женских консультациях. Однако, даже при условии хорошей организации работы женских консультаций главная роль в осуществлении антенальной охраны плода принадлежит самой женщине, готовящейся стать матерью, и будущему отцу.
До планирования беременности супружеская пара, имеющая риск рождения генетически неполноценного ребенка, должна получить консультацию генетика, в которой также нуждаются женщины с привычным невынашиванием беременности и мертворождениями в анамнезе.
Женщины с экстрагенитальными заболеваниями (болезни сердца, печек, крови и др.) должны быть обследованы акушером-гинекологом совместно с терапевтом (при необходимости также врачами других специальностей) для решения вопроса о целесообразности беременности и об оптимальной подготовке к ней.
Необходимым условием антенатальной охраны плода является не только подготовка к беременности, но и систематическое профилактическое наблюдение с первых недель беременности, выявление
беременной факторов риска в отношении развития антенатальной патологии, рациональное ведение беременности в соответствии со степенью риска, своевременная оценка состояния плода на всех этапах
внутриутробного развития и самое главное - строгое выполнение
17
беременной всех рекомендаций врача, касающихся питания, труда и отдыха, отказ от вредных привычек.
Вредные привычки (курение, прием алкоголя, употребление наркотических средств) и самолечение в период беременности должны быть полностью исключены самой женщиной.
Отрицательное влияние производственных факторов на организм беременной и плода исключается при строгом соблюдении трудового законодательства, в том числе законов, охраняющих здоровье трудящихся женщин и их потомства. При нарушениях охраны труда и случайных обстоятельствах возможно действие неблагоприятных факторов на мать и плод. Патогенными могут быть как физические факторы (вибрация, гипер- и гипотермия, ионизирующее излучение) так и химические вещества (ртуть, бензол, ацетилен, сероводород, сероуглерод, сурьма, ацетон, метанол, хлоропрен, стирол, формальдегид, некоторые пестициды и др.). Антенатальная охрана плода является частью государственной системы охраны материнства и детства в России. Проводимые в стране социально-гигиенические мероприятия (охрана труда беременных, создание санаториев для беременных, оплачиваемые отпуска по беременности и др.) способствуют укреплению здоровья беременной женщины и ее будущего ребенка.
Факторы риска, обуславливающие нарушения внутриутробного развития плода:
Возраст беременной. Считается, что возраст беременной старше 35 лет предрасполагает к развитию хромосомных аномалий плода.
Генные и хромосомные болезни матери.
Эндокринные заболевания матери (сахарный диабет).
Прием лекарственных препаратов (нарушает развитие тканей плода, возможен синдром «отмены» у плода). Необходимо консультироваться с врачом, применяя любое лекарственное средство, вплоть до БАДов, рстительных средств и витаминов во время беременности.
Недонашивание, перенашивание беременности, патология плаценты и пупочного канатика.
Инфекционные болезни во время беременности, особенно вирусные (краснуха, эпидпаротит, герпес, токсоплазмоз, грипп)
Химические и ядовитые вещества (ретиноиды, талидомид),
Хронические заболевания матери.
Ионизирующая радиация и электромагнитные излучения.
10. Перегревание или переохлаждение матери (нельзя посещать сауну и парную во время беременности)
18
11. Образ жизни матери – курение, злоупотребление алкоголем, наркотики, психоэмоциональные стрессы, неправильное питание – ожирение, гипотрофия и другие.
Влияние этих факторов на эмбрион может привести к грубым анатомическим порокам развития органов и систем. Проявления повреждающего тератогенного эффекта зависит от таких составляющих, как доза тератогена, продолжительность его воздействия, от генетической предрасположенности, от возраста зародыша и плода.
19
Первый дородовый патронаж к здоровой беременной проводится участковой медицинской сестрой детской поликлиники после поступления сведений о беременной из женской консультации (8 – 13 нед.). Этот патронаж – бытовой или социальный, и его целью является выяснение условий быта и труда будущей матери, состояния здоровья, наличие вредных привычек у матери и отца. На данном патронаже детская медицинская сестра обучает женщину методам подготовки молочных желез к лактации, даёт рекомендации по организации её режима труда и отдыха, питания, закаливания. Особое внимание уделяется медицинской сестрой беседе с беременной, её мужем, близкими родственниками по созданию в семье спокойной, доброжелательной обстановки. По окончании патронажа медицинская сестра приглашает беременную на занятия в очную школу молодых матерей при детской поликлинике.
Согласно приказу № 102 (Д) МЗ и СР РФ от 9 февраля 2007 г. «О паспорте врачебного участка (педиатрического)» второй дородовый патронаж к здоровой беременной врачом-педиатром участковым совместно с участковой медицинской сестрой осуществляется в 30 - 32 недели беременности в объеме, утвержденном в порядке диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни.
По медицинским и социальным показаниям проводится третий дородовый патронаж беременных из группы среднего и высокого риска
из социально неблагополучных семей при сроке беременности 37 – 38 недель (врачебный).
20
Схема первого дородового патронажа
Дата рождения _________________ Срок беременности _______________
Ф.И.О. беременной______________________________________________
Возраст ___________
Адрес_________________________________________________ ________
Образование женщины __________________________________________
Профессия_____________________________________________________
место работы___________________________________________________
проф. вредность_________________________________________________
Состоит ли в браке (зарегистрирован, в разводе, брак первый, второй)
____________
Ф.И.О. мужа____________________________________________________
Профессия его _________________________________ _________________
Проф. вредность ________________________________________________
Другие члены семьи
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Беременность желанная, нежеланная
_______________________________________________________________
Материальная обеспеченность (выше прожиточного уровня или ниже)
_______________________________________________________________
Бытовые условия семьи_________________________________ _________
Генеалогический анамнез
_______________________________________________________________
Аллергологический анамнез
_______________________________________________________________
Вредные привычки родителей
___________________ курение, ____________________ алкоголизм.
Всего беременностей __________ родов__________ абортов ___________
выкидышей __________живых детей _____________
мертворожденных___________ причины смерти_____________________
_______________________________________________________________
Бесплодие в браке ________ лет, гинекологическая патология (рубец на
матке после операции, узкий таз, воспалительные заболевания)
_______________________________________________________________
21
Течение настоящей беременности (гестоз, угроза выкидыша, многоводие, патология плаценты, признаки гипоксии плода)
_______________________________________________________________
Перенесенные острые заболевания в период беременности (острые – при сроке беременности), лечение ____________________________________,
обострение хронических____________________________ _____________,
травмы, операции_______________________________________________
Какие лекарства получала________________________________________
Исключены проф. вредности
_______________________________________________________________
Посещает ли ж/к _________, школу матери________, соблюдает ли
режим дня _____________________________________________________
Питание: кратность приема пищи в сутки_____, ежедневное
использование в питании молока, мяса, творога, масла, фруктов
_______________________________________________________________
Заключение
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
характеристика внутриутробного развития плода, антенатальный риск, направленность риска.
Рекомендации (режим дня, сон, прогулки, санация очагов хронической инфекции, профилактика гипогалактии, поливитамины)
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Дата «______» _______________ 20____.
Подпись_____________________________
22
Схема второго дородового патронажа
Ф.И.О. женщины
______________________________________________________________
Дата патронажа ________________________________________________
Срок беременности _____________________________________________
Факторы риска перинатальной патологии, выявившиеся в течение беременности__________________________________________________
Степень риска антенатальной патологии (в баллах) __________________
Выполнение мероприятий, рекомендованных при первом осмотре
______________________________________________________________
Изменение условий труда________________________________________
Изменение условий быта_________________________________________
Выдерживался ли правильный режим сна__________________________
Режим питания беременной______________________________________
Мероприятия по оздоровлению: получала диетпитание, находилась в профилактории, санатории, в терапевтическом стационаре, ОПБ и др.,
______________________________________________________________
профилактика рахита, анемии____________________________________
Санация очагов инфекции________________________________________
Производится ли подготовка сосков_______________________________
Санитарно-гигиеническое состояние и содержание помещений________
Подготовка к принятию новорожденного___________________________
Заключение:
Риск перинатальной патологии ________баллов (высокий, средний,
низкий).
Прогноз гипогалактии ________баллов: неблагоприятный (да, нет).
Группы риска ребенка
______________________________________________________________
Рекомендации:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
________________________________________________
Подпись врача______________
23
Задачи для работы в малых группах
Самостоятельная работа студентов (Задания на понимание – 2 уровень освоения).
Задание № 1. Используя данные задачи, заполните бланк дородового патронажа № 1.
Вам предстоит провести дородовый патронаж к беременной (Иванова Светлана Ивановна), которая встала на учет в женской консультации в сроке 8 недель. В настоящий момент – беременность – 33 недели, женщина находится первую неделю в декретном отпуске. Возраст 23 года, работает продавцом в хозяйственном магазине. Будущий папа – Иванов Василий Иванович, 25лет, работает сварщиком. Живут в отдельной 1-комнатной квартире вдвоем.
Со слов женщины, для будущего ребенка куплена коляска, кроватки пока нет, планируют первое время укладывать ребенка в коляске, пока не знают, где организовать уголок для ребенка. Из приданного куплено: комплект на выписку, памперсы (1 упаковка), аптечка для новорожденного, комплект для роддома, 10 фланелевых пеленок, ванночка.
При проведении патронажа выясняется, что с 13лет беременная состояла на «Д» учете с хроническим пиелонефритом. 2 раза в год проходила курс реабилитационной терапии с приемом антибиотиков, сульфаниламидов. В последние 2 года изменений в анализах мочи не было, лечение не получала. Из вредных привычек отмечает, что курила с 8 класса, боролась с этой привычкой и по настоятельному требованию молодого человека не курит с 21 года. Спиртным не увлекается, наркотики не употребляла. Замужем с 22 лет, беременность планированная. В сроке беременности 7 недель переболела легкой формой ОРЗ (насморк, редкий кашель, температура - N), лечилась травами, промывала носовые ходы соленой водой и закапывала нафтизин. У женщины наблюдается тошнота по утрам, извращение вкуса: отвращение к мясу, запахам. Отмечает, что чувствует себя в течение дня неплохо. Беспокоят запоры по 2 дня. В свободное время любит заниматься на компьютере, читать.
В доме аквариум и много цветов, кошка. В питании: ежедневно апельсины, шоколад, бананы, чипсы, соленые фисташки.
Родственники беременной: мама страдает гипертонической болезнью; папа – умер несколько лет назад от инфаркта миокарда; бабушка по линии мамы – имеет сахарный диабет 2 типа, компенсированный; у дедушки по линии мамы – снижено зрение (миопия -5дпт); у брата беременной – снижено
24
зрение (миопия 6 дпт); у старшей сестры беременной – сахарный диабет (инсулинозависимый), ожирение 2 степени.
Родственники мужа беременной: мама – страдает бронхиальной астмой
детства на пыльцу растений, кошек, перо подушек; папа – здоров; брат мужа
– в анамнезе – эпилептоидные припадки в детстве; у бабушки со стороны мамы
– дальнозоркость (3 дпт), была операция по-поводу зоба щитовидной железы, ожирение 3 степени; у дедушки со стороны мамы – язвенная болезнь желудка.
Схема дородового патронажа №1
Ф.И.О. беременной_________________________________________________
Дом. Адрес________________________________________________________
Возраст_____________________ Место работы__________________________
Наличие проф. вредностей___________________________________________
Ф.И.О. мужа ______________________________________________________
Место работы______________________________________________________
Бытовые условия__________________________________________________
Здоровье родителей и членов семьи (подчеркнуть вид заболеваний):
А) туберкулез В) нервно-психич. Д) сердечно-сосудистые
Б) венерические заболевания Г) аллергические Е) эндокринные
Ж) онкологические З) Другие_______________________________________
Вредные привычки _______________________________________________
Акушерский анамнез (отягощен/не отягощен) _________________________
Беременность по счету_____________________________________________
Закончились родами_______________________________________________
Живых детей_____________________________________________________
Причины смерти__________________________________________________
Выкидыш________________________________________________________
Срок настоящей беременности______________________________________
Течение беременности_____________________________________________
Самочувствие____________________________________________________
Состояние здоровья_______________________________________________
25
Предполагаемый срок родов________________________________________
Перенесенные острые заболевания____________________________________
Исключены ли проф. Вредности______________________________________
Советы беременной_________________________________________________
Личное впечатление________________________________________________
Дата____________ Подпись__________
Задание№ 2. Используя данные задачи, заполните бланк дородового патронажа № 2.
При проведении второго патронажа к беременной женщине в 32 недели выясняется, что для будущего ребенка куплена коляска, кроватки пока нет, планируют первое время укладывать ребенка в коляске; пока не знают, где организовать уголок для ребенка.
Из приданного куплено: комплект на выписку, памперсы (1 упаковка), аптечка для новорожденного, комплект для роддома, 10 фланелевых пеленок, ванночка.
Объективно: тошнота не беспокоит; в области голени к концу дня бывают отеки; беспокоит одышка; прибавка веса за данный период беременности – 10 кг. Женщина 1 раз в 2 недели посещает врача акушера-гинеколога. Гуляет редко – тяжело ходить. Принимает витамины для беременных (такие же, как беременная подружка); 2 раза в неделю ходит в женскую консультацию - на занятия ЛФК и кислородный коктейль. Занятия по психопрофилактической подготовке к родам еще не посещала. Школу молодой матери в детской поликлинике не посещала. Волнуется по-поводу предстоящих родов, так как акушер-гинеколог предупредила о том, что роды предстоят плановые – оперативные (показания – узкий таз).
Схема дородового патронажа № 2
Ф.И.О.____________________________________________________________
какого времени в декретном отпуске_________________________________
Самочувствие беременной___________________________________________
Какие перенесла острые заболевания во время беременности______________
на каком месяце_____________________________________
Применение сильнодействующих лекарств_____________________________
Режим дня (чередование труда с отдыхом, прогулки, сон) _________________
26
Реальность и полноценность питания__________________________________
Извращение вкуса _________________ аппетит _________________________
Психопрофилактическая подготовка к родам ___________________________
А) гимнастика
Б) посещение очной школы для беременной
В) профилактика рахита (рыбий жир и витамин D – какой и сколько_______
Приготовлено ли приданое для ребенка________________________________
Советы____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Генеалогическое древо:
Дата_____________
Подпись м/с __________________
Подпись врача _________________
27
Рождение ребёнка
1. Рекомендовано пережимать пуповину не ранее конца первой минуты после рождения. Время задержки пережатия до трех минут признано безопасным. Для доношенного ребенка основное следствие отсроченного пережатия пуповины — увеличение запасов железа в организме. Благодаря позднему пережатию пуповины средняя концентрация гемоглобина у них в возрасте 4 месяца на 11 г/л выше. Для недоношенных детей позднее пережатие пуповины может быть еще целесообразнее. Важно помнить, что существуют определенные ситуации, при которых желательно выполнить пережатие пуповины в течение первых секунд после рождения: например, при внутриутробной гипоксии и дистрессе плода, при диагностированном резус-конфликте, внутриутробной задержке развития и диабете у матери. Немедленное пережатие пуповины необходимо выполнить для проведения реанимационных мероприятий.
2. Отсасывание содержимого рта и носоглотки при рождении. Рутинная санация рта и носа не рекомендуется. В случае необходимости целесообразно и безопасно провести санацию одноразовой грушей. Исключение составляют новорожденные, которым требуется проведение реанимационных мероприятий, дети с врожденными пороками развития или мекониальной аспирацией, при которых данная процедура может быть необходимой.
3. Практика отсасывания содержимого желудка. Рутинная санация и введение желудочного зонда в желудок новорожденного в настоящее время не рекомендуется. Учитывая большое количество возможных серьезных осложнений, проведение данной манипуляции должно быть строго обосновано.
4. Контакт «кожа к коже» должен осуществляться непосредственно после рождения, быть максимально длительным и непрерывным. Желательно не тревожить ребенка в течение всего времени пребывания в родильной комнате до момента перевода в палату совместного пребывания. Ранний контакт «кожа к коже» (ККК) — это укладывание обнаженного новорожденного животом на обнаженную грудь матери непосредственно после рождения или спустя некоторое время (не позднее 24 часов после рождения). В идеале ККК осуществляется сразу же после рождения и в течение первых часов жизни и способствует обсеменению ребенка материнской флорой, что является надежным средством профилактики внутрибольничных инфекций, предотвращает гипотермию, считается крайне важной составляющей успешного начала грудного вскармливания и помогает облегчить отношения и взаимодействие между матерью и ребенком через такие сенсорные стимулы, как прикосновение, тепло и запах. В настоящее время рекомендуется, чтобы мать и ребенок не разлучались как минимум в течение всего времени пребывания в родильном зале, то есть на протяжении приблизительно двух часов. Взвешивание, измерение ребенка, а также полный врачебный осмотр вполне могут быть отложены на конец второго часа после рождения. Необходимые профилактические и рутинные манипуляции, такие как закладывание мази в глаза новорожденного или наложение одноразового зажима на пуповину, могут быть произведены без отделения новорожденного от матери, непосредственно у нее на животе. Необходимо содействовать распространению и внедрению ККК как с матерью, так и с отцом или близкими родственниками в тех ситуациях, когда контакт с матерью временно невозможен.
5. После рождения пуповинный остаток ничем не обрабатывается, содержится в чистоте и сухости, отпадает естественным путем. Одним из наиболее спорных вопросов неонатального ухода, горячо обсуждаемым неонатологами и педиатрами, является ведение пуповинного остатка. Колонизация околопупочной области и самого пуповинного остатка начинается еще во время родов, когда в результате контакта «кожа к коже» происходит их обсеменение флорой матери. После родов пуповина становится твердой, темнеет и быстро высыхает вследствие инфильтрации лейкоцитами (сухая гангрена), чему способствует воздействие воздуха. Отпадение пуповинного остатка происходит на 5-15-й день после рождения ребенка, иногда позднее. Во время этого нормального процесса в месте отделения может скопиться небольшое количество мутной слизи, что может быть ошибочно принято за гной. Пуповина может быть влажной или липкой, но все это – часть нормального физиологического процесса. К основным причинам длительного отпадения пуповины относятся использование антисептиков и инфекция. В результате использования антисептиков уменьшается количество нормальной непатогенной флоры вокруг пуповины, что задерживает процесс ее заживления и отпадения. Для развивающихся стран и стран Азии, где сохраняется крайне высокий риск инфицирования новорожденных в процессе ухода за пуповинным остатком, могут применять раствор хлоргексидина. Для развитых стран рекомендация по сухому способу ведения, скорее всего, останется приоритетной. При ведении пуповинного остатка в условиях родильного дома и консультировании матерей по основным вопросам ухода необходимо придерживаться следующих положений. В родильном зале пуповина ничем не обрабатывается. Перед наложением одноразового зажима пуповину можно протереть стерильной марлевой салфеткой. В дальнейшем рекомендуется содержать пуповину в чистоте и сухости. Следует оставить пуповину открытой для доступа воздуха или прикрыть чистой свободной одеждой. Подгузник не должен закрывать остаток пуповины до самого его отпадения. Нужно избегать накладывания любого перевязочного материала. Нельзя допускать попадания мочи или жира. Если на место пуповины попали моча или кал, необходимо промыть водой пуповину и прилегающую к ней область, похлопывающими движениями насухо вытереть чистым полотенцем или пеленкой. Для мытья очень важно использовать только простую воду, т.к. использование других веществ может нарушить естественный процесс заживления. Использование лосьонов антисептиков или пудры (присыпки) не требуется. Нельзя использовать сухую вату для ухода за остатком, т.к. на пуповине могут остаться ворсинки, что может в последующем вызвать инфекцию. Нужно наблюдать, нет ли признаков инфицирования.
6. Для профилактики конъюнктивита рекомендуется закладывание в глаза новорожденных тетрациклиновой или эритромициновой мази в индивидуальной упаковке. Возможно альтернативное решение: тщательное наблюдение за новорожденным и лечение при возникновении соответствующих симптомов. Играет роль и время, в течение которого следует ввести препарат в профилактических целях. Известно, что местное действие препаратов может приводить к затруднениям при открывании век у новорожденных и нарушать зрение, что препятствует установлению зрительного контакта между матерью и ребенком. Поэтому, если возникает необходимость в применении местных препаратов, их следует вводить в конце первого часа после рождения.
7. Раннее начало грудного вскармливания рекомендует начинать грудное вскармливание как можно раньше, желательно в первый час после рождения, по мере готовности матери и ребенка, как только новорожденный проявляет соответствующие признаки (открывает рот, поворачивает голову, высовывает язык, сосет кулачки, ползет по направлению к груди). Опыт учреждений, практикующих раннее прикладывание, показывает, что непосредственно после рождения ребенок гораздо легче обучается сосанию груди, может неоднократно повторять попытки без выраженного беспокойства, не так голоден, не имеет отрицательного опыта кормления из бутылки с соской. Как следствие, у матерей в дальнейшем возникает меньше проблем с прикладыванием новорожденного к груди, что в итоге способствует более эффективному вскармливанию.
8. Осмотр новорожденного в родильном зале рекомендуется проводить непосредственно после рождения, без отделения ребенка от матери, в целях исключения тяжелой патологии и контроля адаптации ребенка. Более детальный осмотр может быть отложен на конец второго часа пребывания в родильном зале или проведен сразу же после перевода матери и ребенка в палату совместного пребывания. В настоящее время ведущие неонатологи мира пришли к единому мнению, которое поддерживает ВОЗ, что в родильном зале только что родившемуся ребенку достаточно провести первичный осмотр с целью исключения тяжелой патологии. Этот осмотр должен быть проведен прямо на животе у матери, без отделения ребенка. Его основная цель — получить ответы на следующие вопросы: есть ли врожденные пороки развития, травмы или симптомы заболевания, требующие немедленного обследования и медицинского вмешательства? как происходит адаптация новорожденного? Делается акцент на адекватности поведения ребенка, дыхания, сердцебиения, цвета кожных покровов, мышечного тонуса. Проводится оценка по шкале Апгар на первой и пятой минутах.
При первичном осмотре должны быть исключены следующие состояния: родовые травмы, цианоз, тахипноэ или шумное дыхание, атрезия пищевода (при многоводии), атрезия заднего прохода, расщелина губы или неба, пороки развития конечностей или пальцев, крупные невусы, наружные половые органы промежуточного типа, другая явная врожденная патология. При обнаружении тех или иных отклонений следует забрать ребенка для более тщательного осмотра. Во всех остальных случаях необходимо сообщить матери, что в настоящее время новорожденный не нуждается в детальном осмотре, что для него важнее находиться в кожном контакте с матерью и что в дальнейшем он обязательно будет тщательно обследован. Ребенка рекомендуется приложить к груди как можно раньше после рождения или после оказания необходимой помощи, как только он проявит признаки готовности к сосанию. Важно проследить, чтобы родители получили самую полную информацию о ходе родов и оформить необходимую документацию. В каждом лечебном учреждении персонал должен располагать инструкциями, как определить гестационный возраст, приблизительный вес новорожденного и установить необходимость экстренного перевода ребенка в палату интенсивного наблюдения. Кроме того, протокол учреждения должен включать и периодичность наблюдения за матерью и новорожденным в течение всего времени пребывания в родильном доме. Чтобы не пропустить возможного ухудшения в состоянии ребенка, большинство международных протоколов рекомендуют контролировать цвет кожных покровов, частоту и адекватность дыхания новорожденного каждые 15 минут в течение первого часа и каждые 30 минут — в течение второго часа после рождения. Этот контроль может осуществляться обученной акушеркой или детской сестрой. Мать и новорожденный не должны оставаться в родильном зале одни ни на минуту.
Послеродовой период
9. Рекомендуется круглосуточное совместное пребывание матери и новорожденного. Все необходимые манипуляции и процедуры проводятся в палате в присутствии матери. В настоящее время доказано, что совместное пребывание матери и новорожденного в течение 24 часов в одной палате является своеобразным защитным фактором, т.к. новорожденный обсеменяется микроорганизмами матери, а не резистентными к антибиотикам внутрибольничными штаммами. Кроме того, совместное пребывание матерей и новорожденных способствует более раннему и продолжительному грудному вскармливанию, что подтверждено целым рядом контролируемых клинических испытаний. В одном из исследований было показано, что совместное пребывание приводит к существенному повышению частоты кормлений в течение первой недели жизни детей по сравнению с раздельным пребыванием.
10. Посещения матери и новорожденного родственниками. Посетители могут находиться в собственной чистой одежде.
11. Важность правильного положения ребенка во время кормления. Для успешного осуществления грудного вскармливания абсолютно необходимо правильное расположение ребенка у груди матери (голова и тело в одной плоскости, нос на уровне соска, тело ребенка прижато к телу матери) и правильное прикладывание к груди (рот ребенка широко открыт, нижняя губа вывернута, язык выступает из-под нижней губы при сосании, подбородок прижат, щеки округлые, слышно, как ребенок глотает). Правильное положение ребенка у груди играет решающую роль как в предупреждении трещин сосков, так и в успехе грудного вскармливания. Способность женщины правильно приложить ребенка к груди является преимущественно физическим навыком, которым можно овладеть, наблюдая и тренируясь. Специалисты должны отчетливо понимать механизмы, лежащие в основе грудного вскармливания, и приобретать мастерство и опыт для того, чтобы помочь матери приложить ребенка к груди. Практический опыт учреждений, внедряющих современные подходы к распространению грудного вскармливания, показывает, что при четкой организации системы поддержки матерей и их обучения правилам расположения и прикладывания ребенка значительно уменьшается количество трудностей, возникающих при кормлении, повышается уверенность матерей в своей способности кормить ребенка грудью, увеличивается продолжительность исключительно грудного вскармливания.
12. Значение свободного грудного вскармливания. Для успешного осуществления грудного вскармливания необходимо, чтобы ребенок сам определял частоту прикладываний к груди и продолжительность сосания. Это позволит ребенку получать все необходимое, а матери — успешно поддерживать лактацию. Доказано, что ребенку необходимо питаться и спать в соответствии со своим собственным индивидуальным ритмом, а не с навязанным ему извне режимом. Дети, которым разрешается самим регулировать интервалы своего кормления, быстрее набирают вес и остаются на грудном вскармливании дольше по сравнению с детьми, которых ограничивают жесткими предписаниями. Частые кормления также усиливают лактацию у матери. В контролируемых клинических исследованиях не выявлено существенных различий между ограниченной и неограниченной продолжительностью кормления по критерию повреждений и трещин сосков, однако в группе с ограниченным по времени кормлением значительно больше матерей прекратили грудное вскармливание в течение первых шести недель. Кроме того, искусственное ограничение времени кормления у некоторых детей привело к снижению энергетической ценности питания, а также дефициту важных витаминов. Витамин К например, содержится в значительно больших концентрациях именно в молозиве и «заднем» молоке. Ограничение поступления этого молока может отчасти объяснить увеличение геморрагической болезнью новорожденных у детей, находящихся на грудном вскармливании с ограниченным временем кормления.
Не рекомендуется использовать дополнительное питание в виде глюкозы или детских смесей у здоровых новорожденных, находящихся на грудном вскармливании, при условии адекватного консультирования матерей и соответствующей поддержки.
Соски, пустышки и грудное вскармливание. Использование сосок, пустышек у детей, находящихся на грудном вскармливании, сокращает его продолжительность. При консультировании родителям необходимо сообщать об этой связи, чтобы помочь им сделать обоснованный выбор. Оптимальная продолжительность грудного вскармливания без прикорма. По данным ВОЗ рекомендуется продолжать исключительно грудное вскармливание до 6-месячного возраста. С 6 месяцев необходимо ввести в рацион ребенка прикорм. Несмотря на широкое признание пользы грудного вскармливания, мнения и рекомендации относительно продолжительности грудного вскармливания без прикорма сильно расходятся. Много споров вызывает именно возраст ребенка, с которого необходимо начинать прикорм, что особенно актуально для развивающихся стран. И хотя все понимают важность грудного вскармливания в качестве защиты ребенка от желудочно-кишечных инфекций, предполагается, что грудное молоко не способно удовлетворить все потребности новорожденного в энергии и микроэлементах после 4-месячного возраста. Теоретическая и практическая помощь медицинского персонала и консультантов по грудному вскармливанию. Создание в учреждении программ, направленных на организацию наиболее благоприятных для семьи условий и поддержку продолжительного грудного вскармливания, а также оказание помощи матерям подготовленными консультантами может способствовать формированию уверенности в осуществлении наилучшего ухода за ребенком и эффективного грудного вскармливания.
13. Взвешивать здоровых доношенных новорожденных только при рождении и перед выпиской могла бы получить дальнейшее распространение. Ежедневное взвешивание может быть показано лишь небольшой группе маловесных и больных новорожденных, а также при появлении у ребенка клинических признаков дегидратации (обезвоживания) и тогда, когда у матери отмечаются проблемы с прикладыванием новорожденного к груди.
14. Оценка эффективности кормления по методу взвешивания. Проведение так называемого контрольного кормления со взвешиванием ребенка до и после кормления для определения выпитого им количества молока является недостаточно качественным методом оценки эффективности кормления. Кроме того, эта методика, вызывая беспокойство у персонала и матерей, может способствовать необоснованному введению докорма как самой матерью, так и персоналом лечебно-профилактических учреждений.
Альтернативой проведению контрольного кормления у детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании, следует считать оценку кормления грудью с определением правильности расположения и прикладывания и оценкой эффективности сосания. Обучение персонала правилам проведения данной оценки и эффективному консультированию матерей при выявлении проблем могло бы значительно улучшить показатели продолжительности грудного вскармливания и способствовать повышению у матери чувства уверенности в своей способности выкормить ребенка грудью.
15. Рекомендуется использовать так называемое свободное пеленание или не стесняющую движений одежду. При свободном пеленании ребенка закутывают в пеленку или одеяло так, чтобы внутри пеленки он мог слегка двигать руками и ногами, либо свободно пеленают только нижнюю часть туловища. В пеленании нуждается лишь небольшая часть детей. В основном это: беспокойные и легко возбудимые, часто вздрагивающие и просыпающиеся во время сна дети; недоношенные, у которых свободное пеленание способствует нервно-мышечному развитию и стабилизации физиологических функций, дети с повреждением головного мозга, у которых пеленание сокращает время плача гораздо эффективнее, чем массаж. К сожалению, существуют и неблагоприятные последствия этого традиционного метода ухода за ребенком. Основную опасность вызывает так называемое тугое пеленание, при котором руки и ноги ребенка разгибают и приводят к туловищу, а затем фиксируют в таком положении с помощью пеленки или одеяла. При этом под термином «пеленание» зачастую подразумевают именно такой способ. Получены бесспорные данные о том, что тугое пеленание способствует дисплазии тазобедренных суставов, особенно когда ноги ребенка жестко фиксируют в положении разгибания и приведения. Снижается и нарушается циркуляция крови в некоторых частях тела, а ограничение движений конечностями препятствует развитию нервно-мышечной координации. Имеются указания на повышенный риск перегревания при тугом пеленании, либо при условии предшествующего охлаждения ребенка усиления гипотермии. Повышается риск синдрома внезапной детской смерти, но только если запеленатого ребенка кладут на живот или он сам способен повернуться на живот. Блокирование движений диафрагмы снижает вентиляцию легких. Имеются доказательства угрозы авитаминоза D и острых легочных инфекций. Пеленание в сочетании с выхаживанием в отрыве от матери и кормлением искусственными смесями задерживает прибавку в весе. Тугое пеленание с головой затрудняет грудное вскармливание, так как ребенок не может двигать головой и открывать рот достаточно широко, чтобы правильно взять грудь. Туго спеленутые дети больше спят и меньше просят грудь, что в ранние сроки лактации мешает ее успешному установлению.
Большинство детей не нуждаются в пеленании. В уходе за такими детьми следует рекомендовать родителям использовать удобную свободную одежду, которая позволяет ребенку активно двигаться и познавать окружающий мир, создавая наиболее благоприятные условия для его психомоторного развития.
16. Ежедневная обработка глаз и кожи новорожденного. В современных международных протоколах и рекомендациях отсутствуют данные о необходимости ежедневной обработки глаз и кожи новорожденного, ее эффективности и целесообразности. Хотя ежедневная обработка кожи новорожденного, обработка глаз при помощи ватных тампонов и растворов являются весьма распространенной практикой во многих учреждениях. Просто необходимо обучить мать, как умывать ребенка и ухаживать за его кожей в условиях родильного дома и после выписки из него.
17. Ранняя выписка из стационара не приводит к каким-либо неблагоприятным последствиям для матери или ребенка. В связи с этим окончательное решение о выписке из стационара должно приниматься уже после родов, с учетом индивидуальных потребностей и пожеланий матери. Если здоровые матери и дети могут получить необходимую помощь дома, то их можно без опасений выписать даже через несколько часов после родов. У разных женщин имеются различные материальные, социальные и психологические обстоятельства. Программы ранней выписки после родов, безусловно, создают дополнительную нагрузку на службу первичной медицинской помощи, а также на родственников женщины. В наших условиях ранней выписке новорожденного из родильного дома может препятствовать необходимость проведения вакцинации и неонатального скрининга. Таким образом, окончательное решение о выписке из стационара должно приниматься уже после родов, при этом следует руководствоваться индивидуальными потребностями и желаниями матери, а не формальными предписаниями. При наличии желания как такового женщине должна быть предоставлена возможность ранней выписки с проведением всех необходимых рутинных обследований и наблюдения новорожденного на базе детской поликлиники.
Рекомендации ВОЗ позволили уменьшить необоснованные вмешательства в процесс ухода за ребенком и, с другой стороны, - обратить внимание на наиболее важные моменты с точки зрения эффективности и безопасности.
Цель ухода за новорождёнными в перинатальном центре:
профилактика нарушений адаптации и развития заболеваний у новорожденных в условиях постнатальной жизни.
Принципы ухода за новорожденными:
• Подготовить помещение для родов;
• Обсушить ребенка;
• Оценить его состояние;
• Классифицировать, принять меры, быть готовым к началу реанимации новорожденного;
• Передать ребенка матери в контакт «кожа к коже»;
• Пережать/ пересечь пуповину;
• Начать грудное вскармливание;
• Провести профилактические процедуры;
• Не оставлять мать и ребенка одних;
• Осмотреть, взвесить, измерить и одеть ребенка;
• Организовать круглосуточное совместное пребывание с матерью.
Подготовка помещения к родам: температура воздуха в родильной палате всегда должна быть в пределах 25-27°С.
Контроль температуры тела и профилактика гипотермии новорождённых:
Одним из основных моментов благополучной адаптации новорожденного является сохранения температуры тела ребенка в пределах 36,5-37,5оС. После рождения ребенок принимается в теплые пеленки, обсушивается и выкладывается на живот матери, накрывается сухой тёплой пелёнкой, одеялом (вместе с мамой), надеваются шапочка, носочки. В контакте «кожа к коже» ребенок находится в течение всего времени пребывания в родильном зале (2 часа). Все манипуляции, осмотр ребенка проводят, не прерывая этого контакта, не отделяя ребенка от матери. Антропометрические измерения, обработку ребенка проводят в конце второго часа, перед переводом ребенка из родильного зала. Ведется термометрия ребенка: каждые 15 минут в течение первого часа и каждые 30 минут в течение второго часа. В результате этих достаточно простых действий, не требующих дополнительных материальных затрат, удалось добиться ликвидации гипотермий у новорожденных. Измерение температуры тела в отделении совместного пребывания матери и ребенка проводится утром и вечером. У маловесных новорожденных проводится постоянный мониторинг температуры тела.
Бригады скорой медицинской помощи укомплектованы специальными наборами для принятия родов на дому и в машине, в которые входят термопеленки и термопакеты, одеяла и конверты для принятия новорожденного и для исключения у него «холодового» стресса.
Оценка новорожденного:
Начинается сразу после рождения, как только акушерка принимает его в теплую пеленку и проводит обсушивание, определяя: есть дыхание (плач) и хороший ли мышечный тонус. Если ребенок после рождения дышит или кричит, у него хороший мышечный тонус и частота сердечных сокращений более 100 ударов в 1 минуту, ему обеспечивается контакт «кожа к коже».
Контакт «кожа к коже»:
Здорового новорожденного оставляют на груди матери, в контакте «кожа к коже», что обеспечивает:
• температурную адаптацию;
• колонизацию материнской микрофлорой;
• психо-эмоциональный контакт матери и ребенка;
• формирует родственные связи;
• способствует раннему началу грудного вскармливания.
Отсечение пуповины (после гигиенической обработки рук в стерильных перчатках):
пережатие пуповины после прекращения ее пульсации (не раннее конца первой минуты;
перед отсечением пуповину отжимают стерильной марлевой салфеткой по направлению к ребёнку;
накладывают два зажима Кохера (на расстоянии 10 см и 2 см от кожи ребёнка);
пуповину пересекают стерильными ножницами, рассекая ее между двумя зажимами (следует положить руку между ребенком и режущим инструментом, чтобы не поранить младенца);
на расстоянии 2 см от кожи ребёнка (чуть ниже первого зажима) накладывают пластиковый зажим (зажим Кохера снимают), пластиковый зажим накладывают перед переводом в палату «совместного пребывания».
Помощь матери в прикладывании ребенка к груди:
Предлагают матери занять удобное положение, сидя или лежа.
Предлагают матери расположить ребенка так, чтобы он был повернут к ней лицом, голова и тело ребенка должны находиться в одной плоскости, живот младенца плотно прижат к телу матери, лицо обращено к груди, нос на уровне соска.
Мать может прикоснуться соском к губам ребенка для стимуляции рефлекса захватывания. При этом она может поддерживать грудь так, чтобы большой палец был сверху, остальные пальцы поддерживают грудь снизу, пальцы не должны находиться близко у соска.
Объясняют матери, как проверить признаки правильного прикладывания ребенка к груди: рот широко открыт, подбородок ребенка касается груди, нижняя губа вывернута наружу, над верхней губой ребенка виден больший участок ареолы, чем под нижней губой, мать не испытывает боли в области соска.
Необходимо убедиться, что младенец сосет эффективно: медленно, глубоко, делает паузы, слышно, как он глотает.
Советуют матери прикладывать ребенка к груди всякий раз, когда он проявляет первые признаки голода: ребенок открывает рот, высовывает язык, поворачивает голову. Объясняют матери, что она не должна ограничивать продолжительность кормления в любое время суток, необходимо разрешить ребенку сосать столько, сколько он захочет.
Советы по уходу за пуповиной (подсыхает естественным путём):
культю пуповины содержать в сухости и чистоте, ничем не прикрывать и ничего не накладывать;
нет необходимости в ежедневной обработке пуповины антисептическими средствами;
обеспечить чистоту одежды и предохранять от попадания мочи, кала и других загрязнителей на культю пуповины (при необходимости промыть проточной водой, тщательно осушить).
Купание ребенка в перинатальном центре (при удовлетворительном состоянии ребёнка):
первое купание проводится через 2 часа в родзале под проточной водой при условии, если поверхность тела ребенка сильно загрязнена кровью или меконием;
здоровых новорождённых купают через 6 часов в палате под проточной водой;
температура воздуха в палате не ниже 26°С;
температура воды 37°С;
сразу после купания необходимо завернуть ребенка в теплое сухое полотенце и тщательно обсушить с головы до пяток;
быстро запеленать ребенка, не забыв надеть ему шапочку;
положить ребенка к матери и приложить к груди.
при смене пеленок необходимо следить за тем, чтобы ребенок не охлаждался, выполнять все процедуры быстро.
предпочтительнее одевать ребенка свободно в хлопчатобумажную одежду, или пеленать только нижнюю часть тела, одев на верхнюю часть тонкую и теплую распашонки, оставляя руки и голову (в шапочке) свободными для движений. Примечание: первородная смазка не удаляется.
Маме при уходе за новорожденным:
• руки следует мыть водой с мылом,
• осушать руки одноразовым бумажным полотенцем (играет важную роль в профилактике передачи инфекции), использованным бумажным полотенцем закрывать кран.
Перед переводом новорожденного с мамой в палату совместного пребывания необходимо:
• Вымыть руки; надеть стерильные перчатки.
• Взвесить ребенка (весы должны находиться близко к источнику лучистого тепла); на весы положить подогретую пеленку; измерить длину, окружность головы, груди; измерение ребенка проводят под источником лучистого тепла. Средства для измерения должны быть чистыми, индивидуальными (обработаны согласно санитарно-эпидемиологическим нормам) для каждого ребенка.
• Вписать в идентификационный «браслет» фамилию, имя, отчество матери, пол ребенка, дату и час рождения, массу тела, длину, окружность головы и груди; зафиксировать браслет на руке ребенка.
• Надеть одноразовый подгузник, распашонки, ползунки, носочки, шапочку, свободно завернуть в одеяло.
• Провести профилактические мероприятия по показаниям (закладывание мази для профилактики конъюнктивита, введение витамина К).
• Измерить температуру (результаты измерения заносятся в историю развития новорожденного).
• Передать ребенка матери, сообщив ей о его состоянии и основные антропометрические данные.
• Перевод новорожденного в палату совместного пребывания осуществляется через 2 часа после родов при условии удовлетворительного состояния матери и ребенка.
• Акушерка родильного блока передает детской медсестре информацию о новорожденном: состояние, характер крика, цвет кожных покровов, температура, первое прикладывание к груди.
• Детская медсестра послеродового отделения сверяет данные истории развития новорожденного с информацией, указанной на «браслете»: фамилию, имя, отчество матери, дату и время родов, антропометрические данные ребенка.
Уход за ребенком, рожденным путем операции кесарева сечения:
• Температура воздуха в операционной должна быть 25-28°С. Акушерка заблаговременно включает источник лучистого тепла, готовит необходимое оборудование и средства по уходу за новорожденным, проверяет наличие средств для оказания реанимационной помощи новорожденному.
• Врач акушер-гинеколог после извлечения и пересечения пуповины передает ребенка акушерке, которая принимает ребенка в теплую пеленку.
• Поместить ребенка под источник лучистого тепла, обсушить, сменить влажную пеленку на сухую.
• Наложить одноразовый пластиковый пуповинный зажим.
• В случае проведения проводниковой анестезии – обеспечить кожный контакт матери и ребенка или, по возможности, – кожный контакт с отцом ребенка.
• Если такой контакт невозможен, то одеть ребенка, свободно завернуть в одеяло, поместить под источник лучистого тепла под наблюдением медицинской сестры.
• Взвесить ребенка, измерить длину, окружность головы, груди.
Провести профилактические мероприятия по показаниям (закладывание мази для профилактики конъюнктивита, введение витамина К для профилактики геморрагического синдрома).
• Вписать в идентификационный «браслет» фамилию, имя, отчество матери, пол ребенка, дату и час рождения, массу тела, длину, окружность головы и груди; зафиксировать браслет на руке ребенка.
• При пробуждении матери от наркоза при переводе в отделение реанимации обеспечить кожный контакт матери и ребенка.
Стандарт профилактики конъюнктивита:
Оснащение: 1% тетрациклиновая или 0,5% эритромициновая мазь (индивидуальный тюбик для каждого ребенка), стерильные перчатки
Алгоритм:
объяснить матери ход и цель процедуры, получить согласие, подготовить необходимое оснащение;
вымыть руки гигиеническим способом;
надеть стерильные перчатки;
оттянуть нижнее веко и однократно заложить мазь под нижнее веко поочередно в оба глаза (не касаться слизистой кончиком тюбика!);
скинуть перчатки в контейнер с дезсредством;
сделать запись о выполненной процедуре в истории развития новорожденного.
Осложнения:
инфицирование глаз (несоблюдение правил асептики);
механическое повреждение глаз.
дальнейшее ведение новорождённого:
своевременное выявление опасных симптомов;
динамическая оценка состояния новорождённого;
проведение вакцинации от гепатита В, туберкулёза (после информированного согласия родителей);
проведение аудиоскрининга, неонатального скрининга;
консультирование по вопросам грудного вскармливания;
консультирование родителей по вопросам ухода за новорожденным.
Выписка новорождённого:
• выписка здорового новорожденного производится на 4-й день жизни;
• в день выписки новорожденного осматривает неонатолог;
• врач заполняет историю развития новорожденного и обменную карту новорожденного, информирует мать о состоянии ребенка, проведенной вакцинации и ожидаемой реакции на введение БЦЖ (прививки от туберкулёза), о аудиоскрининге, о неонатальном скрининге;
• мать должна получить информацию об основах ухода, вскармливания новорожденного, ведении пуповинного остатка, об опасных симптомах, требующих незамедлительного обращения за медицинской помощью, о профилактике синдрома внезапной детской смерти.
Критерии выписки:
удовлетворительное состояние, наличие вакцинаций (если было получено согласие родителей), проведение скрининг-исследований,
мать правильно прикладывает ребенка к груди и знает принципы успешного грудного вскармливания,
владеет навыками по уходу за пуповинным остатком и кожей,
мать осведомлена об опасных симптомах новорожденного.
Состояния, при которых мать ребёнка должна немедленно обратиться за медицинской помощью (опасные признаки):
• нарушение дыхания (частое, затрудненное, шумное дыхание, остановка дыхания).
• ребенок не сосет грудь или сосет вяло.
• ребенок холодный на ощупь или горячий (температура выше 37,5°С).
• покраснение кожи вокруг пуповинного остатка, гнойные выделения, неприятный запах из пупочной ранки.
• судороги.
• появление желтухи после 3-4 дня или если желтушность сохраняется более 2-х недель.
• рвота, понос.
• кровь в стуле, при срыгивании, из пупочной ранки.
Профилактика синдрома внезапной детской смерти:
укладывать ребенка спать на спинку на жёсткий матрас;
избегать тугого пеленания;
не закрывать лицо ребенка во время сна;
не оставлять мягкие игрушки, вещи в кроватке;
не курить в помещении;
соблюдать комфортную температуру и влажность в помещении;
избегать совместный сон, лучше в отдельной кроватке рядом с мамой.
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "неонатология"
утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012г. N 921н, изложен подробно на сайтах МЗ РФ, Департамента здравоохранения Тюменской области. В медицинских организациях акушерского профиля здоровым новорождённым проводится вакцинация в первые 24 часа жизни от гепатита В, с 3 по 5 день жизни от туберкулёза. Перед выпиской новорожденному осуществляется аудиологический скрининг и неонатальный скрининг на выявление следующих заболеваний: врождённый гипотиреоз, фенилкетонурия, муковисцидоз, адреногенитальный синдром, галактоземия. В день выписки из роддома сведения о новорождённом малыше передаются в поликлинику по месту проживания ребёнка.
Данные, которые должна предоставить акушерка в поликлинику:
Адрес, где будет проживать малыш
ФИО ребёнка
Пол ребёнка
Вес при рождении и вес при выписке малыша
Информация о проведённых прививках
Грудное/искусственное вскармливание
Есть ли потребность в срочном патронаже
Первичный патронаж новорожденного
П атронаж новорожденного – это система наблюдения малыша в послеродовой период на дому для своевременного принятия мер в случае ухудшения состояния или предупреждения какой-либо болезни на начальной стадии развития. Первый патронаж к новорожденному осуществляется первые три дня после выписки из роддома мамы с малышом. В том случае, если мама или неонатолог в роддоме обеспокоены состоянием новорождённого, педиатр (фельдшер или акушерка на ФАПе) и патронажная медсестра посещают маму и ребёнка в день выписки. В праздничные дни или в субботу посещает дежурный педиатр. Перед осмотром ребёнка медицинские работники моют руки, надевают чистый медицинский халат, разовые перчатки, обработанные аэрозольным антисептиком.
Цели педиатра (фельдшера):
Оценить состояние здоровья ребенка;
Оценить состояние здоровья матери;
Оценить социально-экономические условия семьи, психологический климат, группу риска внезапной смерти;
Создать индивидуальную программу ведения новорождённого, провести профилактику травматизма и внезапной смерти, способствовать созданию благоприятных условий для адаптации ребёнка, для его развития, сохранения и укрепления здоровья, удовлетворения его потребностей.
30