СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Антонимы и точность речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Антонимы и точность речи»

Класс: 6

Тема урока: Антонимы и точность речи

Цели урока:

Предметные: овладеть сведениями об антонимах, использовании антонимов для создания антитезы в русском языке; уметь опознавать антонимы, составлять антонимические пары слов; научиться подбирать антонимы для точной характеристики предметов.

Метапредметные: научиться выбирать наиболее эффективные способы работы в зависимости от конкретных условий, умение делать выводы на основе наблюдений и строить рассуждения, находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание; осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные: достигать взаимопонимания в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности и способность вести диалог; воспитывать любовь к народному творчеству, ценностное отношение к родному языку как к хранителю культуры.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Ключевые понятия, термины урока: антонимы, антонимические пары, лексическая сочетаемость слов, антитеза, противопоставленные качества, пространственные отношения, противоположные наименования действий.

Формы работы: учебный диалог, парная работа, индивидуальная работа.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности (1, 1,5 мин.)

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

- Добрый день, ребята. Садитесь.

2. Актуализация знаний.

-Посмотрите на доску, прочитайте предложения, вставьте подходящее по смыслу слово из скобок. Выпишите слова в тетрадь.

  • Он так ….(низко, высоко) пал, ему нужно было помочь.

  • … (ленивый, трудолюбивый) всегда найдет причину.

  • Висит …. (высоко, низко), что не достать.

  • Это может причинить…(горе, радость).

- Проверяем. Кто прочитает вслух?

-Объясните, почему вы сделали такой выбор? (Ответ учеников: лексическая сочетаемость слов)

- Что такое лексическая сочетаемость?( Ответ учеников: лексическая сочетаемость – это способность слова сочетаться с определенным кругом других слов .

-Как называются лексические единицы горе, радость?( Ответ учеников: антонимы)

-Зависит ли речь от правильного, точного выбора антонимов? (Ответ учеников: да)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Ответ учеников: антонимы и точность речи). Запишите тему урока в тетради.(Учитель записывает на доске.)

4.Создание проблемной ситуации.

- Контрастные слова не только противопоставлены, но и тесно связаны между собой. Слово горе вызвало в нашем представлении слово радость. Слово далеко тут же напоминает о слове близко.

В предыдущем задании вы правильно использовали антонимы. Таким образом, на какой вопрос мы будем искать ответ? (Ответ учеников: почему нужно правильно использовать антонимы?)

5. Открытие новых знаний.

Антонимы- это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

-Ответ на вопрос вы найдете в учебнике на стр. 71. Найдите ответ и поделитесь им с соседом по парте. (Рассказывают друг-другу.)

-Итак, почему нужно правильно использовать антонимы? (Ответ учеников: умелое использование антонимов придает художественной речи особую остроту. Выразительность многих крылатых слов объясняется искусным употреблением в них антонимов. )

- Правильно. Обратите внимание на примеры.

1. Для хороших актеров нет плохих ролей (Ф. Шиллер). 3. Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем (Гете). 4. Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л.Н. Толстой). 5. Если заводишь новых друзей, не забывай о старых (Эразм Роттердамский). 6. Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В.Г. Белинский). 7. Мир - добродетель цивилизации, война - ее преступление (В. Гюго). 8. Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех (Ф. Ларошфуко).

-Что вы еще узнали об антонимах в тексте упражнения? (Ответ учеников: антонимы часто используются для создания антитезы – стилистической фигуры, состоящей в противопоставлении сравниваемых понятий.)

-Совершенно верно. Сколько пословиц в русском языке обязано своей выразительностью этой фигуре! Антитеза лежит в основе заглавий многих известных произведений.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Умный научит, дурак наскучит.

«Война и мир» (Л.Н.Толстой); «Отцы и дети» (И.С. Тургенев); «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский); «Белый Бим Черное ухо» (Г. Троепольский).

- Ребята, антонимы в русском языке могут обозначать противопоставленные качества: твердый-мягкий, сильный- слабый, живой – мертвый; пространственные отношения: вверх-вниз, далеко-близко; противоположные наименования действий: поднимать – опускать, включать – выключать, приходить – уходить. Пара антонимов, противопоставленных по семантическим свойствам называется антонимическая пара.

- А если мы никак не сможем найти антоним того или другого слова, то куда обращаемся? (Ответ учеников: к словарю)

- Верно. Мы ищем ответ в русском словаре антонимов. Есть множество словарей антонимов русского языка. Я рекомендую вам для работы школьный словарь антонимов русского языка, который имеется и в нашей школьной библиотеке.

Физминутка (с применением антонимов)

Уч.: - Руки поднимаю.

Дети: - Руки опускаю.

Уч.: - Руки - вперед.

Дети: - Руки - назад.

Уч.: - Руки - вниз.

Дети: - Руки - вверх.

Уч. : - Хлопок влево.

Дети: - Хлопок вправо.

Уч.: - Широко открыть глаза.

Дети: - А теперь закрыть глаза.

Уч.: - Встать у парты.

Дети: - Сесть за парту.

6. Применение новых знаний.

Упражнение 87,на стр.70.Объедените слова в антонимические пары. Напишите в тетради.

В-из, разум -чувство, продать-купить, яркий-тусклый, плакать-смеяться, весело-скучно, ранний- поздний, там- здесь, к –от.

Задание.

- Подберите антонимическую пару. (Слайд 8)

лёгкая ноша – …(тяжёлая ноша)

лёгкая задача – …(трудная задача)

лёгкий ветерок – …(сильный ветерок)

свежий хлеб – …(чёрствый хлеб)

свежий ветер – …(тёплый ветер)

свежая рубашка - …(грязная рубашка)

чёрная ткань - …(белая ткань)

чёрные мысли - …(светлые мысли)

Упражнение 89.

Твёрдый, суровый, черствый, тяжёлая, сложная, тревожное, сильный, плохая, неодобрительный, частые, наваристый, томный.

7.Рефлексия.

На уроке я работал (активно / пассивно)

Своей работой я (доволен / недоволен)

Урок мне показался (коротким / длинным)

Материал на уроке был (понятен / непонятен; интересен / скучен; полезен / бесполезен)

Домашнее задание: Стр.70, упр.86.