Просмотр содержимого документа
«Антропогенез. Место человека в системе живой природы.»
Антропогенез
План
- 1. Человек как объект естественнонаучного познания
- 2. Предпосылки антропогенеза
- 3. Основные этапы антропогенеза
- 4. Биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека
Литература
- 1.Горбачев В.В., Безденежных В.М. Концепции современного естествознания – М.: Экономистъ, 2004. 2.Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: изд.-во НПО «МОДЕК», 2003.
- 3.Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. Изд. 2-е, испр. – М.: ЛОГОС, 2003.
- 4.Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Справочник М.: Высшая школа, 2004.
- 5.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа - М; ИНФРА – М, 2003.
Вопрос 1. Человек как объект естественнонаучного познания
- Все науки можно условно разделить на естественные и гуманитарные
- Естественные изучают природу человека;
- Гуманитарные – духовные произведения творчества человека;
- Т.о, человек – это объект рассмотрения различных отраслей наук, человек - существо биосоциальное:
- Человек как объект науки с точки зрения протекающих в его организме процессов (физических, химических, биологических).
- Человек как объект науки, с точки зрения социальной формы существования.
В различные временные периоды сущность человека определялась по-разному:
- В античности большое внимание уделялось определению сущности человека, его месту в системе органического мира;
- Эпикур подметил общность чувств у человека и животных;
- Сенека и стоики сущность человека видели в разуме;
- В западноевропейской философии на передний план выдвигается социальная сущность человека.
Человек как объект естественнонаучного познания рассматривается в трех аспектах:
- 1. Происхождение человека – наука антропология, которая изучает когда, от кого, как произошел человек и чем он отличается от животных;
- 2. Соотношение в человеке биологического и социального - наука социобиология, которая изучает соотношение физиологического и психического в человеке;
- 3. Изучение специфических сущностей человека – изучение естественнонаучным путем мозга человека и его сознания.
Вопрос 2 .Предпосылки антропогенеза
- Антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и возникновения общественных отношений.
- Общей предпосылкой возникновения человечества выступило длительное историческое развитие природы.
- Историческое развитие организмов определялось рядом эволюционных факторов:
- мутационными процессами,
- популяционными волнами;
- изоляцией;
- естественным отбором.
Популяция как элементарная эволюционная единица
- Эволюция действует не на отдельный индивид, а на популяцию в целом.
- Популяция – это группа особей одного вида, свободно скрещивающихся между собой, способная давать плодовитое потомство , длительно занимающая определенный ареал.
- В современной биологии популяция рассматривается как элементарная единица процесса эволюции, способная реагировать на изменения среды перестройкой своего генофонда.
Абиотические факторы процесса антропогенеза
- Геологические процессы – это:
- усиленный вулканизм;
- сейсмические и тектонические процессы;
- повышение уровня радиоактивности (радиация снизу);
- изменение магнитных полюсов Земли (за последние 5 млн. лет менялись 4 раза);
Географические предпосылки
- Изменение очертаний материков и морей ( в плейстоцене существовали мосты суши Британия – Европа, Малайский архипелаг – Азия, Азиатский континент – Америка);
- Данный фактор способствовал расселению и миграции животных по всей поверхности Земли.
Климатические изменения
- Периоды оледенения чередовались с периодами потепления;
- В период оледенения до 30% суши было занято ледниками (до широты Волгограда);
- Происходило колебание уровня мирового океана, уровень понижался на 120 м по сравнению с современным, обнажались сухопутные мосты между материками;
- Резко изменялась флора и фауна, выживали только те, которые могли приспособиться к новым условиям;
- Преимущество получили теплокровные животные.
Космические влияния
- Ритмы солнечной активности, влияние космических лучей Состав атмосферы;
- Радиационный фон (радиация сверху).
Значение абиотических факторов:
- 1. Мощный генератор мутационных процессов.
- 2. Средство интенсивной перекомбинации генов, предоставляющее богатый материал для естественного отбора, для ускорения процессов видообразования.
- Но! Абиотическая среда не оказывала чересчур сильного давления на предков человека. Человек был толерантен к давлению факторов окружающей среды.
Появление человека
- В Кайнозойскую эру в четвертичный период сложились благоприятные биологические предпосылки для появления человека;
- Современное естествознание исходит из того, что человек естественным образом произошел от высших представителей животного мира – человекообразных обезьян.
Место человек в системе живой природы
- Надцарство Эукариоты
- Царство Животные
- Надтип Хордовые
- Тип Позвоночные
- Подтип Черепные
- Класс Млекопитающие или Звери
- Подкласс Настоящие звери
- Инфракласс Высшие звери
- Отряд Приматы
- Подотряд Человекообразные или высшие приматы
- Надсемейство Человекоподобные приматы
- Семейство Люди
- Род Homo
- Вид sapiens
Биологические предпосылки антропогенеза
- В 19 веке Ч.Р. Дарвин выдвинул идею родства человека и обезьян, их происхождения от одного общего предка, жившего в эпоху неогена.
- Согласно этой теории человек произошел от человекоподобного существа;
- Прямым доказательством стали останки ископаемых существ – общих предков человека и человекообразных обезьян.
Сейчас известно 4 вида ныне живущих антропоидов: шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон
Наши шимпанзеподобные предки
- Все антропоиды – боковые ветви родственников человека и тоже произошли от вымерших обезьян эпохи неогена.
- В 20 веке эта теория была подтверждена данными молекулярной биологии:
- Человек – 46 хромосом
- Шимпанзе – 48 хромосом
Эволюция антропоидов
- Кайнозой, поздний палеоген 20-23 млн. лет назад, дриопитеки, рамапитеки, парапитеки, проприотитеки – ответвление от общего ствола обезьян, приведшее к возникновению далеких предков человека.
- Расцвет высших обезьян: видовой состав антропоидной фауны насчитывал 30 видов, большинство из них вымерло, переход к человечеству осуществил лишь один вид.
Прародина человечества
- Самое большое количество ископаемых останков в эпоху плиоцена была найдено в Южной и Юго-Восточной Африке, именно эти области претендуют на на то, чтобы считаться прародиной человечества (Кения, Эфиопия, Сомали, Танзания).
- Здесь сложилась наиболее благоприятная палеогеографическая обстановка.
Вопрос 3. Основные этапы антропосоциогенеза
- Самым близким родственником человека является шимпанзе (46/48);
- Основные ароморфозы:
- перестройка телесной организации
- возникновение труда;
- освоение огня;
- генезис сознания и языка.
Подтверждающие археологические находки
- В 1924 г. в Южной Африке найдены костные останки высших приматов, возраст их составил 5 - 2,5 млн. лет, их назвали австралопитеки.
- Это были:
- Прямоходящие млекопитающие, которые вели стадный образ жизни;
- Питались как растительной, так и животной пищей;
- Широко использовали средства защиты от врагов и средства охоты;
- Были широко распространенной и процветающей группой с широким ареалом.
Это дало им серьезные преимущества за существование и возможность прогрессирующей эволюции.
Возникновение труда
- Австралопитековые научились применять разнообразные природные объекты в качестве: средств защиты, средств нападения, обработки туш убитых животных.
- В качестве орудий использовали: кости, зубы животных.
- Трудовая деятельность начинается только тогда, когда происходит систематическое использование предметов, их изготовление и починка.
Питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек
- Шли процессы, в результате которых биологические факторы заменялись социальными;
- Происходило формирование первобытного стада;
- Это были существа с совершенным строением тела;
- объем мозга – 1000 куб. см, усложнилась структура мозга (речь, труд);
- Отличались высокой техникой обработки каменных орудий.
Эволюция человечества выглядит следующим образом:
- Человек умелый
- Человек прямоходящий (питекантроп)
- Неандерталец
- Человек разумный (кроманьонец)
После кроманьонца человек не изменился генетически, тогда как его социальная революция продолжалась.
Вопрос 4. Биологическое и социальное в развитии человека
- Роль биологических факторов играет решающую роль в индивидуальном развитии человека в эмбриональный период.
- Он охватывает промежуток от оплодотворения до рождения.
- Развитие происходит по строго закрепленной генетической программе, свойства человека детерминированы генотипом.
- Индивид наследует от родителей такие свойства как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз, химическую активность клеток.
Социальные факторы
- В постэмбриональный период почти с рождением на человека начинают активно влиять социальные факторы – воспитание, образование, общение.
- Наследуются не способности, а задатки, которые могут проявиться лишь в соответствующих средовых условиях;
- Реализация генетического потенциала строго ограничена во времени, если пропустить срок ранней социализации (сенситивный период), то задаток угаснет, не успев реализоваться.
- Т.о., человек развивается под воздействием двух программ: биологической и социальной.
- Человек – это часть природы и продукт общественного развития.
Выводы
- 1 . С тановлению человеческого общества предшествовал длительный процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, становления его трудовой деятельности, речи, а также общества, который называется а нтропосоциогенезом.
- 2. Учеными определены о сновные абиотические и биотические предпосылки антропогенеза . 3.Протекание социогенеза связано с коллек тивной трудовой деятельностью, освоением огня, становлением сознанием, языка.
- 4.Биологическая эволюция у вида Homo sapiens завершена, мы едины как биологический вид, развитие человечества происходит на уровне развития интеллекта и целесообразной деятельности .