МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи и направления
-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.
На его изучение отведено 66 часов,2часа в неделю, 33 учебные недели.
Направления коррекционной работы:
В рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также предполагается проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в индивидуальной работе.
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;
- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
- одним из показателей активности ребенка является формировать и поддерживать положительное отношение к заданиям. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше;
- развития мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-«Количественные представления»
-«Представления о форме»
-«Представления о величине»
-«Пространственные представления»
-«Временные представления»
Календарно-тематическое планирование. Математические представления
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения урока |
план | факт |
| 1 четверть | | | |
1 - 2 | Формирование временных представлений «День-вечер-ночь» | 2 | 2.09; 4.09; | |
3 - 4 | «Части суток». «День-вечер-ночь» | 2 | 7.09; 9.09; | |
5 - 7 | «Режим дня» | 3 | 14.09; 16.09, 21.09; | |
8 - 9 | «Ночной режим» | 2 | 23.09; 28.09 | |
10- 11 | Закрепление по теме: «Покажи,что ты делал днем,вечером» «Покажи,что ты делал ночью» | 2 | 30.09; 5.10; | |
12-13 | «Формирование количественных представлений» «Знакомство с понятием «один» и «много» «Знакомство с цифрой 1» | 2 | 7.10; 12.10; | |
14-15 | «Один-много». «Цифра 1» | 2 | 14.10; 19.10; | |
16-17 | «Много» «Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 2 | 21.10; 26.10; | |
18 | «Мои игрушки» | 1 | 28.10; | |
| 2 четверть | | | |
19 | «Цифра 1» | 1 | 16.11 | |
20-21 | «В гостях у лесовичка в лесу» Посчитай сколько шишек, найди цифру 1» | 2 | 18.11; 23.11; | |
22-23 | «Формирование представлений о величине» «Большой-маленький «Длинный- короткий» | 2 | 25.11; 30.11 | |
24-25 | «Большие и маленькие игрушки» «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения». | 2 | 2.12; 7.12; | |
26-27 | «Я большая,а ты маленький» «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». | 2 | 9.12 14.12; | |
28-29 | «Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы» «Подбери ленты для кукол» | 2 | 16.12; 21.12; | |
30-32 | «Постройка башни» «Длинный мост, короткий мостик» «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». | 3 | 23.12; 28.12; 30.12 | |
| 3 четверть | | | |
33-34 | «Формирование представлений о форме». «Круг», «Квадрат» | 2 | 11.01;13.01; | |
35-36 | «Маленькие и большие квадраты» | 2 | 18.01; 20.01; | |
37-38 | «Предметы похожие на круг, квадрат» | 2 | 25.01; 27.01 | |
39-40 | «Раскрашивание круга, квадрата» | 2 | 1.02; 3.02 | |
41-42 | «Обведение квадрата по контуру» | 2 | 8.02; 10.02 | |
43-44 | «Штриховка квадрата» | 2 | 15.02; 17.02 | |
45-46 | «Формирование пространственных представлений». «Вверху-середина-внизу» | 2 | 1.03; 3.03 | |
47-48 | «Разложи игрушки по полкам» | 2 | 10.03; 15.03; | |
49 | «Разложи одежду по полкам» | 1 | 17.03; | |
| 4 четверть | | | |
50 | «Разложи одежду по полкам» | 1 | 29.03; | |
51-53 | «Ориентация на листе бумаги» | 3 | 31.03: 5.04; 7.04; | |
54-56 | «Ориентация в классе» | 3 | 12.04; 14.04; 19.04; | |
57-58 | «Формирование пространственных представлений». «Поровну- больше» | 2 | 21.04; 26.04; | |
59-60 | «Разложи игрушки» | 2 | 28.04; 5.05; | |
61-62 | «Пространственные понятия: поровну- больше, ближе, к, от.» | 2 | 12.05; 12.05; | |
63-64 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». | 2 | 17.05 19.05; | |
65-66 | Закрепление тем «Короткий-длинный» «вверху-внизу по середине» «поровну – больше» | 2 | 19.05; 24.05 | |
| Итого: | 66 ч | | |