Пояснительная записка
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) в классе разработана на основе государственной программы «Подготовка младшего обслуживающего персонала» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений М.: ВЛАДОС, 2011. Содержание курса соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным компонентом. При составлении планирования изменений в типовую программу внесено не было. Тематика сохранена.
Основной целью курса является подготовка учащихся коррекционной школы к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности школьника; подготовка к самостоятельной жизни путем социализации через формирование трудовых и коммуникативных умений. Формирование навыков и умений в уборке школьных помещений, в уходе за одеждой и обувью, в работе на пришкольной территории, в уходе за комнатными растениями.
Практическое обучение осуществляется в школе и на пришкольном участке.
Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности умственно отсталого ребенка; формирование социального опыта и поведения; практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.
В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям:
- Обслуживание себя (домашний труд).
- Обслуживание других, профессиональный труд.
Задачи:
Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе.)
Воспитание уважения к рабочему человеку;
Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на призводстве.
Формирование у школьников эстетического отношения к труду.
Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию ВПФ и познавательной деятельности обучающихся.
Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Учебно – тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Сохранение и поддержка здоровья | 2 |
2. | Уход за одеждой и обувью | 8 |
3. | Работа на пришкольной территории | 14 |
4. | Уход за комнатными растениями | 2 |
5. | Уборка помещений. Мытьё полов. | 7 |
6. | Проверь себя. | 1 |
7. | | 34 |
Содержание тем учебного курса
Темы |
Сохранение и поддержка здоровья 2 ч. |
Личная гигиена. Гигиена рук. |
Уход за руками. |
Уход за одеждой и обувью 8 ч. |
Зачем нужна специальная одежда |
Защита рук и головы во время работы |
Правила ухода за одеждой и обувью. |
Ручная стирка одежды. Средства для ручной стирки. |
Подготовка к стирке носков. Стирка носков. |
Ежедневный уход за обувью. |
Сушка мокрой обуви. |
Хранение одежды. Хранение спецодежды и обуви. |
Работа на пришкольной территории 14 ч. |
Устройство школьного участка. |
Территория школьного участка в разные сезоны. |
Два режима работы на участке. |
Отходы природы и человека. |
Сортировка бытовых отходов. |
Настольная игра. |
Инвентарь для уборки территории. |
Почему природные отходы нельзя сжигать |
Что такое уличный смёт. |
Уход за газоном. |
Дорожки с твёрдым покрытием, с сыпучим и сборным покрытием. |
Уборка дорожек в зимнее время: снегоуборка. Скол льда и устранение скользкости дорожек. |
Как работа на территории зависит от сезона и погоды. |
Комплекс работ по уборке территории. |
Уход за комнатными растениями 2 ч. |
Что необходимо для жизни. |
Ёмкости и инвентарь для комнатных растений. Что такое уход за комнатными растениями. |
Уборка помещений. Мытьё полов. 7 ч. |
Помещения школы. |
Уборочный инвентарь для мытья полов. |
Влияние моющих веществ на здоровье. |
Виды полов. |
Мытьё полов. |
Средства защиты при мытье полов. |
Как уменьшить количество грязи и пыли с улицы. |
Проверь себя 1 ч. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Должны знать:
- Расположение аллей, дорожек, площадок; их назначение, правила ухода;
- Виды сорных растений;
- Виды и назначение уборочного инвентаря;
- Правила безопасности при уборке;
- Назначение тряпки для уборки в зависимости от вида работы; требования к состоянию во время работы и при хранении;
- Последовательность уборки помещений;
- Виды покрытий паркетного пола;
- Правила обращения щеткой для натирки пола;
- Вскапывание почвы цветника: значение, глубина, требования к качеству перекапывания.
Обучающиеся смогут научиться:
- Проверять работу;
- Коллективно обсуждать выполненные работы;
- Планировать последовательность действий в ходе коллективного обсуждения;
- Обращаться с метлой, граблями, носилками, совком;
- Определять глубину вскапывания почвы с помощью линейки.
Календарно-тематический план
№ урока п/п | № урока | Кол. часов | Тема урока | Тип урока | Дата по плану | Дата по факту | Домашнее задание |
Сохранение и поддержка здоровья 2 ч. |
1. | 1. | 1 | Личная гигиена. Гигиена рук. | Комбинированный урок | 05.09 | | С. 4-6 |
2. | 2. | 1 | Уход за руками. | Комбинированный урок | 12.09 | | С. 8-12 |
Уход за одеждой и обувью 8 ч. |
3. | 1. | 1 | Зачем нужна специальная одежда | Комбинированный урок | 19.09 | | С. 14 |
4. | 2. | 1 | Защита рук и головы во время работы | Комбинированный урок | 26.09 | | С. 16 |
5. | 3. | 1 | Правила ухода за одеждой и обувью. | Комбинированный урок | 03.10 | | С. 18 |
6. | 4. | 1 | Ручная стирка одежды. Средства для ручной стирки. | Комбинированный урок | 10.10 | | С. 20 |
7. | 5. | 1 | Подготовка к стирке носков. Стирка носков. | Комбинированный урок | 17.10 | | С. 24-26 |
8. | 6. | 1 | Ежедневный уход за обувью. | Комбинированный урок | 17.10 | | С. 28 |
9. | 7. | 1 | Сушка мокрой обуви. | Комбинированный урок | 24.10 | | С. 30 |
10. | 8. | 1 | Хранение одежды. Хранение спецодежды и обуви. | Комбинированный урок | 07.11 | | С. 34 |
Работа на пришкольной территории 14 ч. |
11. | 1. | 1 | Устройство школьного участка. | Комбинированный урок | 14.11 | | С. 36 |
12. | 2. | 1 | Территория школьного участка в разные сезоны. | Комбинированный урок | 21.11 | | С.38 |
13. | 3. | 1 | Два режима работы на участке. | Комбинированный урок | 28.11 | | С. 40 |
14. | 4. | 1 | Отходы природы и человека. | Комбинированный урок | 05.12 | | С. 42 |
15. | 5. | 1 | Сортировка бытовых отходов. | Комбинированный урок | 12.12 | | С. 46 |
16. | 6. | 1 | Настольная игра. | | 19.12 | | С.48 |
17. | 7. | 1 | Инвентарь для уборки территории. | Комбинированный урок | 26.12 | | |
18. | 8. | 1 | Почему природные отходы нельзя сжигать | Комбинированный урок | 16.01 | | С. 50 |
19. | 9. | 1 | Что такое уличный смёт. | Урок ознакомления с новым материалом | 23.01 | | С. 54 |
20. | 10. | 1 | Уход за газоном. | Комбинированный урок | 30.01 | | С. 56 |
21. | 11. | 1 | Дорожки с твёрдым покрытием, с сыпучим и сборным покрытием. | Комбинированный урок | 06.02 | | С. 58 |
22. | 12. | 1 | Уборка дорожек в зимнее время: снегоуборка. Скол льда и устранение скользкости дорожек. | Комбинированный урок | 13.02 | | С. 62 |
23. | 13. | 1 | Как работа на территории зависит от сезона и погоды. | Комбинированный урок | 20.02 | | С. 66 |
24. | 14. | 1 | Комплекс работ по уборке территории. | Комбинированный урок | 27.02 | | С. 68 |
Уход за комнатными растениями 2 ч. |
25. | 1. | 1 | Что необходимо для жизни. | Комбинированный урок | 05.03 | | С. 70 |
26. | 2. | 1 | Ёмкости и инвентарь для комнатных растений. Что такое уход за комнатными растениями. | Комбинированный урок | 12.03 | | С. 74 |
Уборка помещений. Мытьё полов. 7 ч. |
27. | 1. | 1 | Помещения школы. | Комбинированный урок | 19.03 | | С. 78 |
28. | 2. | 1 | Уборочный инвентарь для мытья полов. | Комбинированный урок | 02.04 | | С.80 |
29. | 3. | 1 | Влияние моющих веществ на здоровье. | Комбинированный урок | 09.04 | | С. 82 |
30. | 4. | 1 | Виды полов. | Комбинированный урок | 16.04 | | С. 84 |
31. | 5. | 1 | Мытьё полов. | Комбинированный урок | 23.04 | | С. 86 |
32. | 6. | 1 | Средства защиты при мытье полов. | Комбинированный урок | 30.04 | | С. 88 |
33. | 7. | 1 | Как уменьшить количество грязи и пыли с улицы. | Комбинированный урок | 07.05 | | С. 90 |
Проверь себя 1 ч. |
34. | 1. | 1 | Проверь себя. | Урок закрепления | 14.05 | | С. 92 |
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы.
Г-16 Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего песонала:5 класс Учебник для 5 класса для учащихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам / А. Г. Галле, Е. Ю. Головинская. -Самара: Современные образовательные технологии, 2019.- 96 с. Специальный учебник для реализации основных адаптированных программ.