СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АОП для слабовидящих обучающихся (Вариант 4.2) Коррекционный курс "Логопедические занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа будет полезна учителям-логопедам общеобразовательных учреждений, работающих с детьми с ОВЗ, в частности со слабовидящими учащимися

Просмотр содержимого документа
«АОП для слабовидящих обучающихся (Вариант 4.2) Коррекционный курс "Логопедические занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи"»

Пояснительная записка

Целью реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение личностного развития данной группы обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечение социальной адаптации и интеграции.

Данный вариант предполагает в большей степени коррекцию и развитие у обучающихся нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии; оптимизацию процессов социальной адаптации и интеграции обучающихся, планомерного введения в более сложную социальную среду; развитие компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; проявление социальной активности.

АООП НОО (вариант 4.2) адресована слабовидящим обучающимся с ОВЗ, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения зрительного восприятия, внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно.

Мотивация удовлетворительная, но характеризуется неустойчивостью и зависит от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Целью программы коррекционной работы выступает оказание слабовидящим обучающимся помощи в освоении АООП НОО, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Логопедическое сопровождение направлено на предупреждение и устранение нарушений письменной речи у обучающихся младших классов с учетом психофизиологических особенностей усвоения навыка письма и чтения детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цель логопедической работы - комплексное воздействие на все стороны устной и письменной речи у обучающихся младших классов.

Логопедическая работа направлена на решение следующих задач:

  1. Совершенствование у обучающихся слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления.

  2. Развитие фонематического восприятия.

  3. Развитие процессов слухового и зрительного гнозиса, дифференциация артикуляторного и акустически сходных фонем.

  4. Закрепление четкой связи между звуком и буквой.

  5. Развитие процессов фонематического анализа и синтеза.

  6. Развитие процессов языкового анализа и синтеза на всех уровнях (слог, слово, предложение, текст).

  7. Развитие процессов зрительного гнозиса, дифференциация оптически сходных фонем.

  8. Обогащение лексического запаса.

  9. Развитие грамматического строя речи.

10. Развитие связной речи

  1. Развитие мелкой и ручной моторики.

  2. Развитие навыков само- и взаимоконтроля, умение работать в коллективе.

Реализация программы коррекционной работы осуществляется на основе следующих принципов:

  • Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.

  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Этапы реализации программы Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

  1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

  2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

  3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.

  4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов МАОУ «СОШ №30 г. ошкар-Олы», обеспечивающее комплексное, системное сопровождение указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивается наличием специалистов разного профиля (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога) и социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Форма проведения занятий Дети, обучающийся по варианту 4.2. занимаются с логопедом по показаниям в малых подгруппах совместно с учащимися с ЗПР с учетом индивидуальных и типичных логопедических проблем 2 раза в неделю. Индивидуализация коррекционного обучения находит отражение в планировании каждого занятия.

Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению слабовидящих детей и детей с ЗПР.

Цели и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения следующих базовых тем: Предложение, слово, звук, буква. Обозначение мягкости согласных. Дифференциация смешиваемых звуков. Работа с предложением. Простые и сложные предложения Предложения с прямой речью Имя существительное. Грамматические признаки имен существительных. Имя прилагательное. Грамматические признаки имен прилагательных. Использование синонимов и антонимов в речи. Местоимение. Наречие. Глагол. Текст. Работа с текстом. Использование фразеологизмов в речи. Написание изложений и сочинений.

Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит за счет расширения объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и преодолением недостатков познавательной деятельности. Работа по уточнению значений слов осуществляется в рамках выделенных лексических тем, особое внимание уделяется переводу слов из пассивного словаря в активный. Развитие мыслительных операций происходит за счет использования метафорических выражений, через обучение умению учитывать контекст предложений для понимания омонимов, обогащение словаря учащихся синонимами и антонимами. Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в процессе порождения связного высказывания (пересказ рассказ на заданную тему, свободное высказывание). Осуществляется поэтапное формирование речевых предпосылок, определяющих овладение правилами словоизменения и словообразования. Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи является важным направлением работы.

Планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Планируемые результаты коррекционной работы логопеда

По окончании прохождения всех этапов логопедической работы обучающиеся должны приобрести следующие умения:

  • Вычленять звуки из слова, правильно произносить звуки речи, давать акустико-артикуляционный анализ гласных и согласных звуков.

  • Различать гласные и согласные звуки и их буквы, обозначать на письме мягкость согласных звуков, обозначать на письме звонкие и глухие согласные звуки соответствующими буквами.

  • Понимать и использовать в речи слова-термины (звук, слог, буква, ударный, гласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий и пр.)

  • Владеть слоговым анализом, выделять ударный слог, самостоятельно проводить звуко-буквенный анализ доступных слов.

  • Понимать, подбирать слова, обозначающие названия предметов, их признаки, действия. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, образовывать новые слова (практические навыки).

  • Понимать назначение речи, различать слово, предложение, текст.

  • Составлять модель простого предложения, уметь распространять предложение по модели и вопросам.

  • Определять пространственные направления и обозначать их вербально.

  • Уметь анализировать, обобщать предметы и явления.

  • Классифицировать предметы по заданному признаку.

  • Обладать достаточными навыками самоконтроля и самостоятельности.

В процессе работы с целью оценки речевого уровня развития ребёнка учитель-логопед использует диагностику.

. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.

Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы осуществлятся с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию.

В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающейся направляется на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию дальнейшего образовательного маршрута учащегося с ОВЗ с согласия родителей, законных представителей обучающегося.

Мониторингово - диагностические процедуры проходят в начале и конце учебного года в виде написания письменной работы (диктант с заданиями), в ходе которой выявляются специфические ошибки.


План работы

с учащимися 4-ого класса Слабовидящий (Вариант 4. 2)


Сентябрь - обследование речи ребёнка

№ занятия п/п


Тема

Количество

часов

на тему


Четверть

Предложение, слово, звук, буква

1

1

Обозначение мягкости согласных гласными буквами

1


Мягкий знак на конце и в середине слова

1


Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу

1


Звонкие и глухие согласные

1


Разделительный твёрдый знак

1


Дифференциация смешиваемых звуков

1


Предложение. Виды простых предложений

1


Всего: 8 занятий

Сложные предложения

1

2

Сложные предложения с союзами: и, а, но

1


Постановка знаков препинания внутри сложного предложения

1


Предложение простое и сложное

1


Составление простого предложения с опорой на картинки, опорные слова и самостоятельно

1


Составление сложного предложения с опорой на картинки, опорные слова и самостоятельно

1


Предложения с прямой речью

1


Имя существительное. Изменение имён существительных по падежам

1


Род и число имён существительных

1


Три склонения имён существительных

1


Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных

1


Работа с пословицами и поговорками

1


Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

1


Обобщение материала по теме: «Имя существительное»

1


Имя прилагательное

1


Начальная форма имени прилагательного

1


Всего: 16 занятий

Образование имён прилагательных с помощью различных суффиксов Разбор имён прилагательных по составу

1

3

Выделение имён прилагательных среди других частей речи Род и падеж имён прилагательных

1


Сравнительная характеристика имени прилагательного и имени существительного

1


Распространение предложений именами прилагательными

1


Мини-сочинение описание с использованием имён прилагательных

1


Работа с текстом-описанием

1


Использование слов – антонимов в речи

1


Использование слов – синонимов в речи

1


Свободный диктант

1


Изложение использованием текста-описания

1


Сочинение на основе собственных наблюдений

1


Местоимение Личные местоимения

1


Выделение местоимений в тексте

1


Наречие Обогащение словаря детей словами-наречиями

1


Работа с текстом, содержащим наречия

1


Глагол

1


Неопределённая форма глагола

1


Изменение глаголов по временам

1


Выделение глаголов среди других частей речи

1


Всего: 19 занятий

Спряжение глаголов

1

4

Работа с фразеологизмами

1


Разбор глаголов по составу

1


Орфограммы в глаголах

1


Работа с текстом, содержащим глаголы

1


Изложение с использованием текста-повествования

1


Изложение с использованием текста-описания

1


Изложение с использованием текста-рассуждения

1


Изложение с использованием элементов различных типов текста

1


Сочинение

1


10 занятий


Общее количество часов: 53 часа