СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АОП Общение и чтение, вариант 6.4

Нажмите, чтобы узнать подробности

АОП Общение и чтение, для детей с ОВЗ, вариант 6.4

Просмотр содержимого документа
«АОП Общение и чтение, вариант 6.4»

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта на изучение предмета «Общение и чтение» в 3 классе отведено 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).


Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Предметные результаты

— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.

— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.

— Использование доступных жестов для передачи сообщения.

— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.

— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.



















ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

- «Коммуникация»

Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта

- «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации»

- «Импрессивная речь»

Формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова

- «Экспрессивная речь»

Формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания.

В содержание программы входят следующие разделы: "Я", «Учат в школе», " Я - Человек", «Растительный мир», «Мир животных», «Явления природы», « Мир вокруг нас», « Природа и человек»



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Тема урока



Кол-во

часов

Планируемые результаты


Личностные

Предметные

Базовые учебные действия

2 группа

2 группа

2 группа

1

Я - ребенок (сведения о себе)

1

Формировать положительное отношение к окружающей действительности

Определяет свою половую принадлежность

(без обоснования)

Будет иметь возможность познакомиться с другими ребятами, использовать невербальные средства (жесты, символы) для сообщения о своих потребностях

Будет иметь возможность

- вступать в контакт, реагируя на свое имя;

- фиксировать взгляд на учителе, ориентиро

ваться в пространстве класса, школы

2

Я. Мое имя. (жест и пиктограмма "я")

1

3

Просьбы (Дай. Я хочу)

1

4

Дружат мальчики, дружат девочки

1

5

Школьные принадлежности

1

Будет иметь возможность принять образ «хорошего ученика"

Будет иметь возможность  узнать об основных правилах поведения в школе Соотносить картинку с предметом


Будет иметь возможность соблюдать ритуалы школьного поведения:

- принимать помощь учителя

6

Игра "Собери портфель"

1

7

Игра. Где (карандаш)...? Попроси у меня....

1

8 - 9

Части тела (голова, руки, ноги)

2

Получит возможность для формирования:

учебно-познавательного интереса к новому, к способам решения учебных задач;

Выполняет упражнения с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы — руки, у тебя — руки;

С помощью педагога выполняет стереотипную инструкцию

10

Я и мое отражение.

1

11

Моё имя.

1

12

Мое лицо.

1

13

Эмоции (радость-грусть)

1

14

«Осень, в гости к нам пришла» (пиктограммы)

1

Способствовать формированию элементарная коммуникации с помощью невербальных средств.

Выбирает из двух предложенных картинок время года «Осень»,

составляет одну общую картинку из двух разрезных частей.

Набирать желтую краску на кисть,

делает примакивания.

Подражает действиям, выполняемым педагогом

Выполняет действия рука в руке

15

Листопад (поделки из листьев)

1

16 -17

Солнце

2

Проявляет дисциплинированность в образова

тельной деятельности.

Закрашивает трафарет солнышко желтым цветом, удерживает карандаш в руке

Умеет определять и находить предметы из желтого цвета

(желтая лента,

желтый цыпленок)

Подражает действиям, выполняемым педагогом


18 - 19

Дождь (рисование, прослуши

вание потешек, ритмические упражнения)

2

Сформированы адекватные представления о собственных возможностях

Удерживает карандаш,

проводит прямые отрывистые линии.

Проявляет способность к простейшим целеустремленным действиям


20 - 21

Дары осени. Фрукты - овощи. (обзор)


2

Проявляет уважение к людям старшего возраста

Определяет на вкус яблоко,

Знает форму

(круг),

цвет (желтое,

зеленое)

С помощью учителя организовывает рабочее место

22 - 23

Фрукты. Яблоко.

Груша.


2

Проявляет уважение к людям старшего возраста

Определяет на вкус яблоко с

помощью педагога


Организовывает рабочее место

24 - 25

Овощи. Морковь.

Свёкла. Сравнение с фруктами.

2

Проявляет непроизвольный учебно- познаватель

ный интерес

Определяет на вкус морковь с

помощью педагога

Выполняет действие рука в руке

26 - 27

Игрушки (Машины). Работа с пиктограммами.

2

Осознает, что может, а что ему пока не удается

Находить нужный предмет (игрушку) на картинке.

Соотносить с реальной игрушкой.

Подражает действиям, выполняемым педагогом

28

«Моя любимая игрушка - мяч»

Игры с мячом

1

Проявляет доброжелательное отношение друг к другу

Манипулирует с мячом.

Понимает односложные инструкции и действует:

бросай, пинай,

лови.

Фиксирует взгляд на движущей игрушке

29 - 30

Домашние животные.

Кошка.

Собака.

2

Определяет свою половую принадлежность (без обоснования);


Представления о кошках, собаках. Сравнение.


При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

31 - 32

Домашние животные.

Корова.

Коза.

2

Осознает, что может, а что ему пока не удается

Узнает корову, козу на изображении (пиктограмме) по характерным звукам. Звукоподражает (му-у, ме-е)

Показывает где рога, нос, хвост.

При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

33 - 34

«Явления природы»

Снегопад


2

Проявляет дисциплинированность в образовательной деятельности.

Пользуется жестовыми формами взаимодействия для установления контактов

Умеют с помощью дид.игры имитировать движения летящих снежинок,

кружиться,

приседать


Проявляет способность к простейшим целеустремленным действиям

Подражает действиям, выполняемым

педагогом

35 - 36

Посуда.

Тарелка, ложка, кружка

Действия с посудой.

2

Использует элементарные формы речевого этикета


Выполняет двигательные упражнения вместе с учителем: «Пока­жи, как это делают» «Подбери

Парные картинки

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

37 - 38

Чтение сказки

К.И. Чуковского "Федорино горе"

Просмотр м/ф

2

Понимает эмоциональные состояния других людей

Проявляет собственные чувства

Рассматривает картинки по теме,

показывают по требованию учителя

те или иные картинки

Рассматривать яркие картинки по произведению,

показывает где нарисована тарелка,

кружка и т.д.

Соблюдает ритуалы школьного поведения; Понимает жестовую инструкцию

39 - 40

«Одежда»

Кофта,

штаны, футболка,

платье.

СравнениеДеление на группы.

2

Стремится помогать окружающим

Избегает конфликтных ситуаций

Выполняет упражнения совместно с учителем: покажи — кофту,

штаны, платье,

пальто


Понимает и выполняет стереотипную инструкцию


41 - 42

«Подбираем одежду для мальчика»

2

Определяет свою половую принадлежность (без обоснования)

Осознание общности и различий «Я» от других.

Узнает знакомую одежду по отдельным дета­лям

Выбирает (вместе с учителем) одежду, соответствующую показанному образу.

Находить свою одежду, склады

вает пополам

Подражает действиям, выполняемым

педагогом

43 - 44

«Обувь»

«Сапоги, туфли, тапочки»

2

Принимает помощь и (по возможности) самостоятельно в выполняет учебные задания, поручения, договоренности

Проявляет мотива

цию благополучия (желает заслужить одобрение, похвалу)

Находит обувь по картинкам,

соотносит

с цветовой гаммой

(красные туфли на картинке-красные туфли у Ксюши)

Находить свою обувь,

одевать обувь на ноги в соответствии с правой и левой ногой

Подражает действиям, выполняемым педагогом

45 - 46

Мебель. (обзор)

«Стол»

«Стул» Шкаф. Кровать.

2

Сформированы элементарные знания безопасного и бережного поведения в обществе.

Узнает стол, стул среди реальных предметов, на картинках, на пиктограммах


Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога


47 - 48

Овощи. Лук, капуста, картофель.


2

Стремится помогать окружающим

Проявляет мотива

цию благополучия (желает заслужить похвалу,

поглаживание рукой по голове)

Участвует в играх-имитациях, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

Знают значение овощей для здоровья человека

Участвует в играх-имитациях

Последовательно выполняет отдельные действия по образцу педагога

49 - 50

Вода. Свойства воды.

Чтение сказки К.И. Чуковского "Мойдодыр"

2

Проявляет самостоятельность в выполнении поручений.

Соблюдают аккуратность при использовании воды из- под крана.

Переливает воду из одной ёмкости в другую.

При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

51 - 52

«Домашняя птица»

Петух,

курица, утка.

2

Понимает эмоциональные состояния других людей

Выполняет двигательные упражнения вместе с учителем, а потом само­стоятельно (с минимальной жестовой помощью учителя): «Пока­жи, как это делают».

Выполняет стереотипную инструкцию

53 - 54

Весна. Тает снег

2

Воспринимает и наблюдает за окружающими предмета

ми и явлениями

Узнаёт музыкальное сопровождение капели.

Показывает на картинке
кап-кап

Выполняет стереотипную инструкцию


55

Капель

1

Воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями

Пользуется жестовыми формами взаимодействия для установления контактов

Выполняет и двигательные упражнения типа «Слушай и де­лай вместе со мной» (под чтение потешек, стихотворений-четверо­стиший)».


Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Выполняет стереотипную инструкцию

56


Деревья, трава, цветы.

1

Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов

Проявляет собственные чувства

Выполняет упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают (понюхай цветок...).

Показывает предметы на картинке.

Фиксирует взгляд на изображении

57

Дикие животные. весной

Волк. Лиса.



1

Проявляет собственные чувства



Выполняет частично

двигательные упражнения, имитирующие животных

Ориентируется как в собственном теле так и показывает у животных (ушки, носик, лапки)

Фиксирует взгляд на изображении

58

«Скоро лето»

1

Проявляет доброжелательное отношения к окружающим

Проявляет собственные чувства

Имеет представления о лете, как времени года

Умеет подбирать одежду в соответствии с сезонными изменениями

Принимает цели и произвольно включаться в деятельность

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса

Повторение

59

«Моя школа»

1

Определяет круг своих интересов, свою возрастную группу (ребенок, подросток)

Проявляет эмоции,

начальную отзывчивость

Осознаёт

себя в следующих социальных ролях ученик-школа

Осознаёт себя в роли ученика Определять свой демографический статус

Следует предложенному плану и работает в общем темпе

Фиксирует взгляд на предметах


60

«Я и моё тело»

1

Проявляет

уважение к людям старшего возраста

Проявляет доверительные чувства к учителям и ученикам в классе.

Сформированы понятия части тела. Усвоили название частей тела человека их функции

(глазами видим, ушами слышим, носом дышим, нюхаем)

Фиксирует взгляд на изображении.

Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин

61

«Мои игрушки»

1

Проявляет доброжелательное отношение к игрушкам.

Проявляет радостное настроение при игре

Создать условия для формирования привычки убирать игрушки на место.


Фиксирует взгляд на игрушках

62

«Домашние животные»

1

Выражает самостоятельность при выполнении задания.

Проявляет доверительныеотношения к учителю и ученикам в классе.

Сформированы знания детей о домашних животных внешний вид, какую пользу приносят, их дом; Знает домашних животных. Умеет находить картинки с изображением домашних животных.

Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога

Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога

63

«Дикие животные»

1

Выражает самостоятельность при выполнении задания.

Проявляет интерес к природе.

Сформированы знания о диких животных и их детенышей

Умеет отыскивать и показывает детенышей диких животных

Понимает инструкцию по инструкционным картам

Принимает цели и произвольно включается в деятельность

64

«Мебель»

1

Проявляет бережное отношение к

мебели


Знает назначение мебели, показывает (стул на нем сидят, стол за ним сидят и т.д.)

Принимает цели и произвольно включаться в деятельность

Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога

65

«Овощи и фрукты»

1

Выражает бережное отношение к своему здоровью (мыть овощи и фрукты перед употреблением в пищу)

Проявляет

эмоциональную отзывчивость

Умеет различать, 

называть и классифицировать овощи и фрукты.

Умеет подбирать пазлы-вкладыши по теме:

«Овощи и фрукты»

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Использует по назначению учебные материалы

66

«Посуда»

1

Проявляет бережное отношение к стеклянной посуде

Проявляет интерес к изучению темы

Выполняет двигательные упражнения вместе с учителем

расставляет посуду на столе, кормит куклу

(имитация действий)

Фиксирует взгляд на экране монитора

Фиксирует взгляд на изображении


67

«Растительный мир»

1

Выражает любовь к растительному миру, бережное отношение

Проявляет интерес к растительному миру

Находить комнатное растение по признакам (круглый, колючий)

Находить одинаковые цветы.

Понимает инструкцию по инструкционным картам

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

68

Явления природы. Дождь. Молния. Солнце.

1

Проявляет

Эмоциональную отзывчивость

Выражает интерес к природным явлениям

Находит картинки с явлениями природы

(идет дождь, сверкает молния, светит солнце)

Подбирает одежду и обувь в соответствии с погодой


Подражает действиям, выполняемым педагогом

Понимает жестовую инструкцию


Всего за год

68 ч.