В Федеральном компоненте государственного стандарта на изучение предмета «Общение и чтение» в 3 классе отведено 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.
— Использование доступных жестов для передачи сообщения.
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
- фиксирует взгляд на экране монитора.
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова
Формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Личностные | Предметные | Базовые учебные действия |
2 группа | 2 группа | 2 группа |
1 | Я - ребенок (сведения о себе) | 1 | Формировать положительное отношение к окружающей действительности Определяет свою половую принадлежность (без обоснования) | Будет иметь возможность познакомиться с другими ребятами, использовать невербальные средства (жесты, символы) для сообщения о своих потребностях | Будет иметь возможность - вступать в контакт, реагируя на свое имя; - фиксировать взгляд на учителе, ориентиро ваться в пространстве класса, школы |
2 | Я. Мое имя. (жест и пиктограмма "я") | 1 |
3 | Просьбы (Дай. Я хочу) | 1 |
4 | Дружат мальчики, дружат девочки | 1 |
5 | Школьные принадлежности | 1 | Будет иметь возможность принять образ «хорошего ученика" | Будет иметь возможность узнать об основных правилах поведения в школе Соотносить картинку с предметом | Будет иметь возможность соблюдать ритуалы школьного поведения: - принимать помощь учителя |
6 | Игра "Собери портфель" | 1 |
7 | Игра. Где (карандаш)...? Попроси у меня.... | 1 |
8 - 9 | Части тела (голова, руки, ноги) | 2 | Получит возможность для формирования: учебно-познавательного интереса к новому, к способам решения учебных задач; | Выполняет упражнения с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы — руки, у тебя — руки; | С помощью педагога выполняет стереотипную инструкцию |
10 | Я и мое отражение. | 1 |
11 | Моё имя. | 1 |
12 | Мое лицо. | 1 |
13 | Эмоции (радость-грусть) | 1 |
14 | «Осень, в гости к нам пришла» (пиктограммы) | 1 | Способствовать формированию элементарная коммуникации с помощью невербальных средств. | Выбирает из двух предложенных картинок время года «Осень», составляет одну общую картинку из двух разрезных частей. Набирать желтую краску на кисть, делает примакивания. | Подражает действиям, выполняемым педагогом Выполняет действия рука в руке |
15 | Листопад (поделки из листьев) | 1 |
16 -17 | Солнце | 2 | Проявляет дисциплинированность в образова тельной деятельности. | Закрашивает трафарет солнышко желтым цветом, удерживает карандаш в руке Умеет определять и находить предметы из желтого цвета (желтая лента, желтый цыпленок) | Подражает действиям, выполняемым педагогом |
18 - 19 | Дождь (рисование, прослуши вание потешек, ритмические упражнения) | 2 | Сформированы адекватные представления о собственных возможностях | Удерживает карандаш, проводит прямые отрывистые линии. | Проявляет способность к простейшим целеустремленным действиям |
20 - 21 | Дары осени. Фрукты - овощи. (обзор) | 2 | Проявляет уважение к людям старшего возраста | Определяет на вкус яблоко, Знает форму (круг), цвет (желтое, зеленое) | С помощью учителя организовывает рабочее место |
22 - 23 | Фрукты. Яблоко. Груша. | 2 | Проявляет уважение к людям старшего возраста | Определяет на вкус яблоко с помощью педагога | Организовывает рабочее место |
24 - 25 | Овощи. Морковь. Свёкла. Сравнение с фруктами. | 2 | Проявляет непроизвольный учебно- познаватель ный интерес | Определяет на вкус морковь с помощью педагога | Выполняет действие рука в руке |
26 - 27 | Игрушки (Машины). Работа с пиктограммами. | 2 | Осознает, что может, а что ему пока не удается | Находить нужный предмет (игрушку) на картинке. Соотносить с реальной игрушкой. | Подражает действиям, выполняемым педагогом |
28 | «Моя любимая игрушка - мяч» Игры с мячом | 1 | Проявляет доброжелательное отношение друг к другу | Манипулирует с мячом. Понимает односложные инструкции и действует: бросай, пинай, лови. | Фиксирует взгляд на движущей игрушке |
29 - 30 | Домашние животные. Кошка. Собака. | 2 | Определяет свою половую принадлежность (без обоснования); | Представления о кошках, собаках. Сравнение. | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. |
31 - 32 | Домашние животные. Корова. Коза. | 2 | Осознает, что может, а что ему пока не удается | Узнает корову, козу на изображении (пиктограмме) по характерным звукам. Звукоподражает (му-у, ме-е) Показывает где рога, нос, хвост. | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. |
33 - 34 | «Явления природы» Снегопад | 2 | Проявляет дисциплинированность в образовательной деятельности. Пользуется жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Умеют с помощью дид.игры имитировать движения летящих снежинок, кружиться, приседать | Проявляет способность к простейшим целеустремленным действиям Подражает действиям, выполняемым педагогом |
35 - 36 | Посуда. Тарелка, ложка, кружка Действия с посудой. | 2 | Использует элементарные формы речевого этикета | Выполняет двигательные упражнения вместе с учителем: «Покажи, как это делают» «Подбери Парные картинки | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
37 - 38 | Чтение сказки К.И. Чуковского "Федорино горе" Просмотр м/ф | 2 | Понимает эмоциональные состояния других людей Проявляет собственные чувства | Рассматривает картинки по теме, показывают по требованию учителя те или иные картинки Рассматривать яркие картинки по произведению, показывает где нарисована тарелка, кружка и т.д. | Соблюдает ритуалы школьного поведения; Понимает жестовую инструкцию |
39 - 40 | «Одежда» Кофта, штаны, футболка, платье. СравнениеДеление на группы. | 2 | Стремится помогать окружающим Избегает конфликтных ситуаций | Выполняет упражнения совместно с учителем: покажи — кофту, штаны, платье, пальто | Понимает и выполняет стереотипную инструкцию |
41 - 42 | «Подбираем одежду для мальчика» | 2 | Определяет свою половую принадлежность (без обоснования) Осознание общности и различий «Я» от других. | Узнает знакомую одежду по отдельным деталям Выбирает (вместе с учителем) одежду, соответствующую показанному образу. Находить свою одежду, склады вает пополам | Подражает действиям, выполняемым педагогом |
43 - 44 | «Обувь» «Сапоги, туфли, тапочки» | 2 | Принимает помощь и (по возможности) самостоятельно в выполняет учебные задания, поручения, договоренности Проявляет мотива цию благополучия (желает заслужить одобрение, похвалу) | Находит обувь по картинкам, соотносит с цветовой гаммой (красные туфли на картинке-красные туфли у Ксюши) Находить свою обувь, одевать обувь на ноги в соответствии с правой и левой ногой | Подражает действиям, выполняемым педагогом |
45 - 46 | Мебель. (обзор) «Стол» «Стул» Шкаф. Кровать. | 2 | Сформированы элементарные знания безопасного и бережного поведения в обществе. | Узнает стол, стул среди реальных предметов, на картинках, на пиктограммах | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
47 - 48 | Овощи. Лук, капуста, картофель. | 2 | Стремится помогать окружающим Проявляет мотива цию благополучия (желает заслужить похвалу, поглаживание рукой по голове) | Участвует в играх-имитациях, сопровождаемые текстом песенок и потешек. Знают значение овощей для здоровья человека Участвует в играх-имитациях | Последовательно выполняет отдельные действия по образцу педагога |
49 - 50 | Вода. Свойства воды. Чтение сказки К.И. Чуковского "Мойдодыр" | 2 | Проявляет самостоятельность в выполнении поручений. | Соблюдают аккуратность при использовании воды из- под крана. Переливает воду из одной ёмкости в другую. | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. |
51 - 52 | «Домашняя птица» Петух, курица, утка. | 2 | Понимает эмоциональные состояния других людей | Выполняет двигательные упражнения вместе с учителем, а потом самостоятельно (с минимальной жестовой помощью учителя): «Покажи, как это делают». | Выполняет стереотипную инструкцию |
53 - 54 | Весна. Тает снег | 2 | Воспринимает и наблюдает за окружающими предмета ми и явлениями | Узнаёт музыкальное сопровождение капели. Показывает на картинке кап-кап | Выполняет стереотипную инструкцию |
55 | Капель | 1 | Воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями Пользуется жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Выполняет и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной» (под чтение потешек, стихотворений-четверостиший)». | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога Выполняет стереотипную инструкцию |
56 | Деревья, трава, цветы. | 1 | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов Проявляет собственные чувства | Выполняет упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают (понюхай цветок...). Показывает предметы на картинке. | Фиксирует взгляд на изображении |
57 | Дикие животные. весной Волк. Лиса. | 1 | Проявляет собственные чувства | Выполняет частично двигательные упражнения, имитирующие животных Ориентируется как в собственном теле так и показывает у животных (ушки, носик, лапки) | Фиксирует взгляд на изображении |
58 | «Скоро лето» | 1 | Проявляет доброжелательное отношения к окружающим Проявляет собственные чувства | Имеет представления о лете, как времени года Умеет подбирать одежду в соответствии с сезонными изменениями | Принимает цели и произвольно включаться в деятельность Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса |
Повторение |
59 | «Моя школа» | 1 | Определяет круг своих интересов, свою возрастную группу (ребенок, подросток) Проявляет эмоции, начальную отзывчивость | Осознаёт себя в следующих социальных ролях ученик-школа Осознаёт себя в роли ученика Определять свой демографический статус | Следует предложенному плану и работает в общем темпе Фиксирует взгляд на предметах |
60 | «Я и моё тело» | 1 | Проявляет уважение к людям старшего возраста Проявляет доверительные чувства к учителям и ученикам в классе. | Сформированы понятия части тела. Усвоили название частей тела человека их функции (глазами видим, ушами слышим, носом дышим, нюхаем) | Фиксирует взгляд на изображении. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин |
61 | «Мои игрушки» | 1 | Проявляет доброжелательное отношение к игрушкам. Проявляет радостное настроение при игре | Создать условия для формирования привычки убирать игрушки на место. | Фиксирует взгляд на игрушках |
62 | «Домашние животные» | 1 | Выражает самостоятельность при выполнении задания. Проявляет доверительныеотношения к учителю и ученикам в классе. | Сформированы знания детей о домашних животных внешний вид, какую пользу приносят, их дом; Знает домашних животных. Умеет находить картинки с изображением домашних животных. | Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога |
63 | «Дикие животные» | 1 | Выражает самостоятельность при выполнении задания. Проявляет интерес к природе. | Сформированы знания о диких животных и их детенышей Умеет отыскивать и показывает детенышей диких животных | Понимает инструкцию по инструкционным картам Принимает цели и произвольно включается в деятельность |
64 | «Мебель» | 1 | Проявляет бережное отношение к мебели | Знает назначение мебели, показывает (стул на нем сидят, стол за ним сидят и т.д.) | Принимает цели и произвольно включаться в деятельность Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога |
65 | «Овощи и фрукты» | 1 | Выражает бережное отношение к своему здоровью (мыть овощи и фрукты перед употреблением в пищу) Проявляет эмоциональную отзывчивость | Умеет различать, называть и классифицировать овощи и фрукты. Умеет подбирать пазлы-вкладыши по теме: «Овощи и фрукты» | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога Использует по назначению учебные материалы |
66 | «Посуда» | 1 | Проявляет бережное отношение к стеклянной посуде Проявляет интерес к изучению темы | Выполняет двигательные упражнения вместе с учителем расставляет посуду на столе, кормит куклу (имитация действий) | Фиксирует взгляд на экране монитора Фиксирует взгляд на изображении |
67 | «Растительный мир» | 1 | Выражает любовь к растительному миру, бережное отношение Проявляет интерес к растительному миру | Находить комнатное растение по признакам (круглый, колючий) Находить одинаковые цветы. | Понимает инструкцию по инструкционным картам Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. |
68 | Явления природы. Дождь. Молния. Солнце. | 1 | Проявляет Эмоциональную отзывчивость Выражает интерес к природным явлениям | Находит картинки с явлениями природы (идет дождь, сверкает молния, светит солнце) Подбирает одежду и обувь в соответствии с погодой | Подражает действиям, выполняемым педагогом Понимает жестовую инструкцию |
| Всего за год | 68 ч. | |