СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АОП по биологии 8 класс для обучающихся с ОВЗ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

АОП по биологии 8 класс. Срок реализации 1 год.

Просмотр содержимого документа
«АОП по биологии 8 класс для обучающихся с ОВЗ»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ермолаевская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Рассмотрено на ШМО учителей

«Трудовик»

Руководитель ШМО

Галимова Р.И.______________

Протокол №__ от «__» _______ 2018г.


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР:

Ахметова В.В. _________

«____»_________2018 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУЕКШИ

Заболотный В.В.. ___________________

«___»________ 2018 г.







Рабочая программа

учебного предмета

«БИОЛОГИЯ »

8 класс

Срок реализации 2018- 2019 учебный год






Учитель: Лукьянова Евгения Георгиевна,

учитель высшей квалификационной категории








Ермолаево 2018

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по биологии разработана в на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В. В. Воронковой. М. гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2012г. Согласно примерной адаптированной основной образовательной программы (вариант I) и учебному плану ГБОУ Ермолаевская КШИ для обучающихся с ОВЗ на 2018-2019 учебный год. Содержание программы курса биологии на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

Программа включает следующие компоненты: компонент социальные компетенции - личностный результат и предметный компонент. Предметный компонент в программе состоит в усвоении элементарных знаний по биологии, формировании элементарных представлений об окружающем мире, растений, животных и человеке. Личностный компонент состоит в том, чтоб полученные знания и умения по предмету применялись на практике в различных жизненных ситуациях, помогли воспитанникам социализироваться в обществе.

Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Изучение биологии способствует сформированию у учащихся элементарных понятий об окружающей природе, обучает бережно и ответственно относиться к природной среде, развивает физическую культуру, обучающиеся учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни. А также преподавание биологии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно- следственные отношения и зависимости.

Рабочая программа предполагает возможность реализации компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи.

Цель: изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушением интеллекта, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Задачи курса биологии:

Коррекционно-образовательные:

Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.

Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.

Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Коррекционно- воспитательные:

1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.

Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.

Формирование здорового образа жизни.

Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.

Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

Коррекционно-развивающие:

Развитие и коррекция познавательной деятельности.

Развитие и коррекция устной и письменной речи.

Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии.





Содержание учебного предмета биология.

8 класс.

Введение.

Знакомство обучающихся с многообразием животного мира и средой их обитания . Обучающиеся должны

Знать: Сведения об образе жизни, месте обитания и поведения знакомых животных. Уметь: Узнавать животных и давать им краткую характеристику.

Беспозвоночные животные.

Общие признаки беспозвоночных животных - отсутствие костного скелета. Черви. Общие признаки червей.

Дождевой червь. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Круглые черви - паразиты человека. Аскариды - возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые. Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.

Бабочка-капустница и её гусеница. Яблонная плодожорка. Майский жук. Внешнее строение насекомых, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения, размножение. Вред, приносимый этими насекомыми. Меры борьбы с вредными насекомыми.

Медоносная пчела и тутовый шелкопряд - одомашненные насекомые. Внешнее строение насекомых, образ жизни, питание, размножение. Польза, приносимая этими насекомыми человеку. Обучающиеся должны

Знать: Общие признаки беспозвоночных животных, их сходство и различие; роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека: Уметь: Составлять краткий рассказ (по плану) об изученном животном;

Позвоночные животные.

Общие признаки позвоночных животных - наличие скелета.

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания - водоёмы. Внешнее строение рыб. Питание рыб. Внутреннее строение: органы дыхания, кровообращения, нервная система. Органы чувств. Размножение рыб. Речные рыбы: окунь, щука, карп.

Морские рыбы: треска, сельдь. Рыболовство и рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания - водоёмы и суша. Внутренне строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств, размножение земноводных. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни, размножению.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Многообразие земноводных. Значение и охрана земноводных.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Передвижение - ползание по суше. Внешнее строение. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств, размножение пресмыкающихся. Черты сходства с земноводными и отличия от них по строению, образу жизни, размножению. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся. Обучающиеся должны

Знать: Черты сходства земноводных с рыбами, их отличие по строению тела, образу жизни и размножению; общие признаки пресмыкающихся; рациональное использование и охрана рыб в природе.

Уметь: Сравнивать пресмыкающихся с рыбами и земноводными по строению тела и образу жизни.

Птицы.

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни. Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж. Птицы леса: большой пёстрый дятел, большая синица. Хищные птицы: сова, орёл. Водоплавающие птицы: гуси, утки.

Птицы, обитающие возле жилья людей: воробей, голубь.

Особенности жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей и уток на птицефермах. Птицеводство. Обучающиеся должны

Знать: Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц.

Уметь: Охранять диких птиц, помогать им, пережить холодное время года (зиму).

Млекопитающие.

Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки. Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров, части тела, органы чувств. Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей. Мышцы. Нервная система: головной, спинной мозг, нервы. Значение нервной системы. Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных. Черты сходства и различия между зайцами и кроликами.

Образ жизни, питание, размножение зайцев и кроликов. Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Внешний вид и отличительные особенности каждого животного. Черты сходства и различия между

некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи и размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детёнышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Парнокопытные животные. Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи - всеядные животные.

Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными. Приматы. Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни.

Сельскохозяйственные млекопитающие.

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения - приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности внешнего строения - приспособленность к суровым условиям жизни. Особенности питания северного оленя. Значение северного оленя в хозяйстве человека.

Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Выращивание поросят и откорм свиней.

Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в хозяйстве человека. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп, признаки сходства и различия. Охрана птиц и животных. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними животными. Обучающиеся должны

Знать: Сведения о внешнем и внутреннем строение отдельных групп животных; сходство и различие их по внешнему виду; значение грызунов, зайцев в природе и хозяйственной деятельности человека.

Уметь: Различать животных по их образу жизни, повадкам, внешнему виду; охранять диких животных, ухаживать за домашними хищниками: кошкой и собакой.

Результаты освоения программы за 8 класс.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

В разделе «Животные»(8класс) воспитанники знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.



Должны знать:

• признаки сходства и различия между группами (классами) животных;

• общие признаки, характерные для каждой из изучаемых групп;

• особенности внешнего вида, образа жизни, значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;

• условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности.

Должны уметь:

• узнавать изученных животных;

• устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного (внешний вид, питание);

• осуществлять уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских школ) и животными в живом уголке (для городских школ).



Календарно- тематическое планирование.



№ п\п


Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Д\ф

Примечания

8 а класс 1 четверть .


Введение .





1

Многообразие животного мира .

1

3.09


Видеофильм.

2

Значение животных и их охрана .

1

7.09


Презентация.


Беспозвоночные животные .





3

Общие признаки беспозвоночных животных .

1

10.09


Презентация.

4

Черви . Общие признаки червей .

1

14.09


Рабочая тетрадь

5

Круглые черви –паразиты человека .

1

17.09


Презентация

6

Повторение по теме .беспозвоночные животные .

1

21.09


Тесты


Насекомые .





7

Общие признаки насекомых . Внешнее строение и образ жизни насекомых

1

24.09


Презентация

8

Бабочка –капустница .

1

28.09


Рабочая тетрадь

9

Яблонная плодожорка .

1

1.10


Рабочая тетрадь

10

Майский жук .

1

5.10


Рабочая тетрадь

11

Комнатная муха .

1

8.10


Рабочая тетрадь

12

Медоносная пчела .

1

12.10


Рабочая тетрадь

13

Тутовый шелкопряд .

1

15.10


Презентация.

14

Неутомимые санитары леса .

1

19.10


Картинки.

15

Что мы узнали о насекомых .

1

22.10


Картинки.

16

Повторение по теме. Насекомые.

1

26.10


Тесты













2 четверть .


Позвоночные животные .





1

Общие признаки позвоночных животных .

1

12.11


Презентация

2

Общие признаки рыб .

1

16.11


Презентация

3

Внешнее строение и скелет рыб .

1

19.11


Рабочая тетрадь

4

Внутреннее строение рыб .

1

23.11


Рабочая тетрадь

5

Размножение рыб .

1

26.11


Рабочая тетрадь

6

Речные рыбы . Морские рыбы .

1

30.11



7

Рыболовство и рыбоводство .

1

3.12




Земноводные .





8

Среда обитания и внешнее строение лягушки .

1

7.12



9

Внутреннее строение земноводных . Размножение и развитие лягушки .

1

10.12



10

Пресмыкающиеся .




Презентация

11

Общие признаки пресмыкающихся, их внешнее строение .

1

14.12


Рабочая тетрадь

12

Внутреннее строение пресмыкающихся .

1

17.12


Рабочая тетрадь

13

Размножение и развитие пресмыкающихся .

1

21.12



14

Серый варан.

1

24.12



15

Повторение по теме. Пресмыкающиеся.

1

28.12
















3 четверть .


Птицы .





1

Общие признаки птиц .

2

11.01

14.01


Презентация

2

Особенности внешнего строения .

1

18.01


Рабочая тетрадь

3

Особенности скелета птиц .

1

21.01


Рабочая тетрадь

4

Особенности внутреннего строения птиц .

1

25.01


Рабочая тетрадь

5

Размножение и развитие птиц .

1

28.01


Рабочая тетрадь

6


Птицы ,кормящиеся в воздухе .

Птицы леса .

1

1.02


Презентация

7

Хищные птицы.

1

4.02


Презентация

8

Водоплавающие птицы .

1

8.02


Презентация

9

Птицы ,обитающие вблизи жилья человека .

1

11.02


Презентация

10

Нелетающие птицы.

1

15.02


Презентация

11

Домашние куры .

1

18.02


Презентация

12

Домашние утки и гуси .

1

22.02


Презентация

13

Птицеводство . Повторение по теме. Птицы .

1

25.02


Презентация


Млекопитающие .





14

Общие признаки млекопитающих.

1

1.03


Презентация

15

Внешнее строение млекопитающих.

1

4.03


Рабочая тетрадь

16

Грызуны .

1

11.03


Рабочая тетрадь

17

Зайцеобразные .

1

15.03


Рабочая тетрадь

18

Разведение домашних кроликов .

1

18.03


Презентация

19

Хищные звери .

1

22.03


Презентация



1



Презентация

4 четверть

1

Дикие пушные хищные звери .

1

1.04



2

Грызуны .

1

5.04


Рабочая тетрадь

3

Зайцеобразные .

1

8.04



4

Разведение домашних кроликов .

1

12.04



5

Хищные звери .

1

15.04



6

Дикие пушные хищные звери .

1

19.04



7

Домашние хищные звери .

1

22.04



8

Ластоногие .Китообразные .

1

26.04


Презентация

9

Парнокопытные .Непарнокопытные .

1

29.04


Презентация

10

Приматы .

1

6.05


Презентация


Сельскохозяйственные млекопитающие .





11

Корова .

1

13.05


Рабочая тетрадь

12

Овцы .

1

17.05


Рабочая тетрадь

13

Верблюды.

1

20.05


Рабочая тетрадь

14

Северные олени.

1

24.05


Рабочая тетрадь

15

Домашние свиньи

1

27.05



16

Домашние лошади . Что вы узнали о животных ?

1

31.05


Тесты