Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ермолаевская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Рассмотрено на ШМО учителей «Трудовик» Руководитель ШМО Галимова Р.И.______________ Протокол №__ от «__» _______ 2018г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР: Ахметова В.В. _________ «____»_________2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУЕКШИ Заболотный В.В.. ___________________ «___»________ 2018 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«БИОЛОГИЯ »
8 класс
Срок реализации 2018- 2019 учебный год
Учитель: Лукьянова Евгения Георгиевна,
учитель высшей квалификационной категории
Ермолаево 2018
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по биологии разработана в на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В. В. Воронковой. М. гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2012г. Согласно примерной адаптированной основной образовательной программы (вариант I) и учебному плану ГБОУ Ермолаевская КШИ для обучающихся с ОВЗ на 2018-2019 учебный год. Содержание программы курса биологии на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Программа включает следующие компоненты: компонент социальные компетенции - личностный результат и предметный компонент. Предметный компонент в программе состоит в усвоении элементарных знаний по биологии, формировании элементарных представлений об окружающем мире, растений, животных и человеке. Личностный компонент состоит в том, чтоб полученные знания и умения по предмету применялись на практике в различных жизненных ситуациях, помогли воспитанникам социализироваться в обществе.
Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Изучение биологии способствует сформированию у учащихся элементарных понятий об окружающей природе, обучает бережно и ответственно относиться к природной среде, развивает физическую культуру, обучающиеся учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни. А также преподавание биологии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно- следственные отношения и зависимости.
Рабочая программа предполагает возможность реализации компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи.
Цель: изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушением интеллекта, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи курса биологии:
Коррекционно-образовательные:
Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
Формирование здорового образа жизни.
Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
Развитие и коррекция познавательной деятельности.
Развитие и коррекция устной и письменной речи.
Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии.
Содержание учебного предмета биология.
8 класс.
Введение.
Знакомство обучающихся с многообразием животного мира и средой их обитания . Обучающиеся должны
Знать: Сведения об образе жизни, месте обитания и поведения знакомых животных. Уметь: Узнавать животных и давать им краткую характеристику.
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных - отсутствие костного скелета. Черви. Общие признаки червей.
Дождевой червь. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Круглые черви - паразиты человека. Аскариды - возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые. Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.
Бабочка-капустница и её гусеница. Яблонная плодожорка. Майский жук. Внешнее строение насекомых, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения, размножение. Вред, приносимый этими насекомыми. Меры борьбы с вредными насекомыми.
Медоносная пчела и тутовый шелкопряд - одомашненные насекомые. Внешнее строение насекомых, образ жизни, питание, размножение. Польза, приносимая этими насекомыми человеку. Обучающиеся должны
Знать: Общие признаки беспозвоночных животных, их сходство и различие; роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека: Уметь: Составлять краткий рассказ (по плану) об изученном животном;
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных - наличие скелета.
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания - водоёмы. Внешнее строение рыб. Питание рыб. Внутреннее строение: органы дыхания, кровообращения, нервная система. Органы чувств. Размножение рыб. Речные рыбы: окунь, щука, карп.
Морские рыбы: треска, сельдь. Рыболовство и рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания - водоёмы и суша. Внутренне строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств, размножение земноводных. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни, размножению.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Многообразие земноводных. Значение и охрана земноводных.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Передвижение - ползание по суше. Внешнее строение. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств, размножение пресмыкающихся. Черты сходства с земноводными и отличия от них по строению, образу жизни, размножению. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся. Обучающиеся должны
Знать: Черты сходства земноводных с рыбами, их отличие по строению тела, образу жизни и размножению; общие признаки пресмыкающихся; рациональное использование и охрана рыб в природе.
Уметь: Сравнивать пресмыкающихся с рыбами и земноводными по строению тела и образу жизни.
Птицы.
Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни. Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж. Птицы леса: большой пёстрый дятел, большая синица. Хищные птицы: сова, орёл. Водоплавающие птицы: гуси, утки.
Птицы, обитающие возле жилья людей: воробей, голубь.
Особенности жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей и уток на птицефермах. Птицеводство. Обучающиеся должны
Знать: Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц.
Уметь: Охранять диких птиц, помогать им, пережить холодное время года (зиму).
Млекопитающие.
Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки. Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров, части тела, органы чувств. Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей. Мышцы. Нервная система: головной, спинной мозг, нервы. Значение нервной системы. Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных. Черты сходства и различия между зайцами и кроликами.
Образ жизни, питание, размножение зайцев и кроликов. Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Внешний вид и отличительные особенности каждого животного. Черты сходства и различия между
некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи и размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детёнышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Парнокопытные животные. Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи - всеядные животные.
Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными. Приматы. Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни.
Сельскохозяйственные млекопитающие.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения - приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности внешнего строения - приспособленность к суровым условиям жизни. Особенности питания северного оленя. Значение северного оленя в хозяйстве человека.
Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Выращивание поросят и откорм свиней.
Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в хозяйстве человека. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп, признаки сходства и различия. Охрана птиц и животных. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними животными. Обучающиеся должны
Знать: Сведения о внешнем и внутреннем строение отдельных групп животных; сходство и различие их по внешнему виду; значение грызунов, зайцев в природе и хозяйственной деятельности человека.
Уметь: Различать животных по их образу жизни, повадкам, внешнему виду; охранять диких животных, ухаживать за домашними хищниками: кошкой и собакой.
Результаты освоения программы за 8 класс.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В разделе «Животные»(8класс) воспитанники знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Должны знать:
• признаки сходства и различия между группами (классами) животных;
• общие признаки, характерные для каждой из изучаемых групп;
• особенности внешнего вида, образа жизни, значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
• условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности.
Должны уметь:
• узнавать изученных животных;
• устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного (внешний вид, питание);
• осуществлять уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских школ) и животными в живом уголке (для городских школ).
Календарно- тематическое планирование.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Д\ф | Примечания |
8 а класс 1 четверть . |
| Введение . | | | | |
1 | Многообразие животного мира . | 1 | 3.09 | | Видеофильм. |
2 | Значение животных и их охрана . | 1 | 7.09 | | Презентация. |
| Беспозвоночные животные . | | | | |
3 | Общие признаки беспозвоночных животных . | 1 | 10.09 | | Презентация. |
4 | Черви . Общие признаки червей . | 1 | 14.09 | | Рабочая тетрадь |
5 | Круглые черви –паразиты человека . | 1 | 17.09 | | Презентация |
6 | Повторение по теме .беспозвоночные животные . | 1 | 21.09 | | Тесты |
| Насекомые . | | | | |
7 | Общие признаки насекомых . Внешнее строение и образ жизни насекомых | 1 | 24.09 | | Презентация |
8 | Бабочка –капустница . | 1 | 28.09 | | Рабочая тетрадь |
9 | Яблонная плодожорка . | 1 | 1.10 | | Рабочая тетрадь |
10 | Майский жук . | 1 | 5.10 | | Рабочая тетрадь |
11 | Комнатная муха . | 1 | 8.10 | | Рабочая тетрадь |
12 | Медоносная пчела . | 1 | 12.10 | | Рабочая тетрадь |
13 | Тутовый шелкопряд . | 1 | 15.10 | | Презентация. |
14 | Неутомимые санитары леса . | 1 | 19.10 | | Картинки. |
15 | Что мы узнали о насекомых . | 1 | 22.10 | | Картинки. |
16 | Повторение по теме. Насекомые. | 1 | 26.10 | | Тесты |
| | | | | |
| | | | | |
2 четверть . |
| Позвоночные животные . | | | | |
1 | Общие признаки позвоночных животных . | 1 | 12.11 | | Презентация |
2 | Общие признаки рыб . | 1 | 16.11 | | Презентация |
3 | Внешнее строение и скелет рыб . | 1 | 19.11 | | Рабочая тетрадь |
4 | Внутреннее строение рыб . | 1 | 23.11 | | Рабочая тетрадь |
5 | Размножение рыб . | 1 | 26.11 | | Рабочая тетрадь |
6 | Речные рыбы . Морские рыбы . | 1 | 30.11 | | |
7 | Рыболовство и рыбоводство . | 1 | 3.12 | | |
| Земноводные . | | | | |
8 | Среда обитания и внешнее строение лягушки . | 1 | 7.12 | | |
9 | Внутреннее строение земноводных . Размножение и развитие лягушки . | 1 | 10.12 | | |
10 | Пресмыкающиеся . | | | | Презентация |
11 | Общие признаки пресмыкающихся, их внешнее строение . | 1 | 14.12 | | Рабочая тетрадь |
12 | Внутреннее строение пресмыкающихся . | 1 | 17.12 | | Рабочая тетрадь |
13 | Размножение и развитие пресмыкающихся . | 1 | 21.12 | | |
14 | Серый варан. | 1 | 24.12 | | |
15 | Повторение по теме. Пресмыкающиеся. | 1 | 28.12 | | |
| | | | | |
| | | | | |
3 четверть . |
| Птицы . | | | | |
1 | Общие признаки птиц . | 2 | 11.01 14.01 | | Презентация |
2 | Особенности внешнего строения . | 1 | 18.01 | | Рабочая тетрадь |
3 | Особенности скелета птиц . | 1 | 21.01 | | Рабочая тетрадь |
4 | Особенности внутреннего строения птиц . | 1 | 25.01 | | Рабочая тетрадь |
5 | Размножение и развитие птиц . | 1 | 28.01 | | Рабочая тетрадь |
6 | Птицы ,кормящиеся в воздухе . Птицы леса . | 1 | 1.02 | | Презентация |
7 | Хищные птицы. | 1 | 4.02 | | Презентация |
8 | Водоплавающие птицы . | 1 | 8.02 | | Презентация |
9 | Птицы ,обитающие вблизи жилья человека . | 1 | 11.02 | | Презентация |
10 | Нелетающие птицы. | 1 | 15.02 | | Презентация |
11 | Домашние куры . | 1 | 18.02 | | Презентация |
12 | Домашние утки и гуси . | 1 | 22.02 | | Презентация |
13 | Птицеводство . Повторение по теме. Птицы . | 1 | 25.02 | | Презентация |
| Млекопитающие . | | | | |
14 | Общие признаки млекопитающих. | 1 | 1.03 | | Презентация |
15 | Внешнее строение млекопитающих. | 1 | 4.03 | | Рабочая тетрадь |
16 | Грызуны . | 1 | 11.03 | | Рабочая тетрадь |
17 | Зайцеобразные . | 1 | 15.03 | | Рабочая тетрадь |
18 | Разведение домашних кроликов . | 1 | 18.03 | | Презентация |
19 | Хищные звери . | 1 | 22.03 | | Презентация |
| | 1 | | | Презентация |
4 четверть |
1 | Дикие пушные хищные звери . | 1 | 1.04 | | |
2 | Грызуны . | 1 | 5.04 | | Рабочая тетрадь |
3 | Зайцеобразные . | 1 | 8.04 | | |
4 | Разведение домашних кроликов . | 1 | 12.04 | | |
5 | Хищные звери . | 1 | 15.04 | | |
6 | Дикие пушные хищные звери . | 1 | 19.04 | | |
7 | Домашние хищные звери . | 1 | 22.04 | | |
8 | Ластоногие .Китообразные . | 1 | 26.04 | | Презентация |
9 | Парнокопытные .Непарнокопытные . | 1 | 29.04 | | Презентация |
10 | Приматы . | 1 | 6.05 | | Презентация |
| Сельскохозяйственные млекопитающие . | | | | |
11 | Корова . | 1 | 13.05 | | Рабочая тетрадь |
12 | Овцы . | 1 | 17.05 | | Рабочая тетрадь |
13 | Верблюды. | 1 | 20.05 | | Рабочая тетрадь |
14 | Северные олени. | 1 | 24.05 | | Рабочая тетрадь |
15 | Домашние свиньи | 1 | 27.05 | | |
16 | Домашние лошади . Что вы узнали о животных ? | 1 | 31.05 | | Тесты |
| | | | | |