Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ермолаевская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Рассмотрено на ШМО учителей «Трудовик» Руководитель ШМО Галимова Р.И.______________ Протокол №__ от «__» _______ 2018г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР: Ахметова В.В. _________ «____»_________2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУЕКШИ Заболотный В.В.. ___________________ «___»________ 2018 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«ГЕОГРАФИЯ »
7 класс
Срок реализации 2018- 2019 учебный год
Учитель: Лукьянова Евгения Георгиевна,
учитель высшей квалификационной категории
Ермолаево 2018
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по географии разработана на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В. В. Воронковой. М. гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2012г. Согласно примерной адаптированной основной образовательной программы (вариант I) и учебному плану ГБОУ Ермолаевская КШИ для обучающихся с ОВЗ на 2018-2019 учебный год. Содержание программы курса биологии на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Основная цель курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России и зарубежных государств, показать особенности взаимодействия человека и природы, развития экономики, познакомить с культурой и бытом народов всех континентов, воспитывать бережное отношение к природе.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
Формировать географические понятия
Расширять кругозор детей об окружающем мире
Формировать умение анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе
Способствовать развитию памяти, внимания, абстрактного мышления
Расширять словарный запас детей, способствовать развитию связной речи
В процессе обучения происходит формирование способности и готовности использовать элементарные знания и умения в повседневной жизни. Изучение учебного материала по годам обучения опирается на принцип от простого к сложному, от известного к неизвестному.
В процессе обучения происходит формирование УУД:
личностных
регулятивных
познавательных
коммуникативных
Личностные УУД
Уметь идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
Проявлять интерес к истории своего народа и своей стране.
Проявлять понимание и уважение к ценностям культуры других народов.
Уметь оценивать свои и чужие поступки, результаты учебной деятельности.
Формировать положительное отношение к процессу познания. Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ:
Регулятивные УУД
Уметь формировать и удерживать цель деятельности длительное время.
Уметь планировать, контролировать и выполнять по заданному образцу.
Формировать контрольно-оценочную деятельность направленную на осуществление итогового контроля, оценку результатов своей деятельности.
Уметь анализировать свою работу-находить и устранять ошибки. Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ:
Познавательные УУД направлены на познание окружающего мира, формирование умственных операций, поисковой и исследовательской деятельности.
Уметь использовать в работе методы наблюдения, опыт, эксперимент, моделирование.
Уметь проверять информацию и находить дополнительную информацию с использованием справочной литературы.
Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать, приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи.
Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ:
Коммуникативные УУД
Уметь работать с текстом - воспринимать с учётом поставленной задачи, составлять план, делить на смысловые отрезки, озаглавливать, пересказывать.
Уметь писать небольшие доклады и рефераты с использование информации из разных источников.
Уметь пользоваться монологической и диалогической речью.
Тематическое планирование предусматривает предметно-практическую направленность обучения, связь с жизнью и другими предметами.
При изучении материала учитывается уровень состояния высших психических процессов учащихся и их познавательных возможностей. Обучение строится на основе использования элементов технологии личностно-ориентированного подхода в обучении.
Результатами изучения курса являются:
Коммуникативные учебные действия:
Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия( учебных, бытовых, трудовых и др.).
Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию.
Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст. социальный статус, знакомый-незнакомый и др).
Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач.
Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационных
Познавательные учебные действия
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию.
Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, классификацию, установление аналогий, закономерностей)
на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся.
Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов ,процессов, явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета и для решения познавательных и практических задач. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существующие связи и отношения между объектами и процессами.
Личностные учебные действия:
Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правилами.
Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.
Адекватно и эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.
Активно включаться в общественно-полезную, социальную деятельность.
Осознанно относиться к выбору профессии.
Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Соблюдать правила безопасного и бережного отношения и поведения в природе и обществе.
Регулятивные учебные действия:
Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач осуществлять коллективный поиск средств их осуществления.
Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности.
Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку.
7 класс
Учащиеся должны знать:
Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;
Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
Правила поведения в природе;
Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе.
Учащиеся должны уметь:
Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
Делать несложные макеты изучаемых природных зон;
Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе.
Содержание учебного предмета.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению учащимися элементарных географических знаний. В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы. В программе учебный материал расположен по годам обучения:
6 класс - «Начальный курс физической географии»;
7 класс – «География России»;
8 класс – «География материков и океанов»:
9 классы – «География материков и океанов. Государства Евразии»
География России (7 класс)
Особенности природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и Азиатская части России. Административное деление России. Разнообразие рельфа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Типы климата. Водные ресурсы России, их использование. Численность населения России. Размещение по территории России. Народы России. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли, Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. Природные зоны России. Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. Карта природных зон России. Зона арктических пустынь. Моря и острова. Климат. Особенности природы. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население и его основные занятия. Северный морской путь. Зона тундры. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир. Животные тундры. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. Лесная зона. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности природы. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Животный мир лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу. Степи. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. Растения зоны степей. Животный мир степей. Хозяйство. Население и его основные занятия. Полупустыни и пустыни. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана природы. Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные занятия населения. Субтропики. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы. Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Высотная поясность в горах. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства
Календарно- тематическое планирование.
№п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Д\ф | Примечания. |
7 а класс. 1 четверть. | | |
| Особенности природы и хозяйства России. | | | | |
1 | Географическое положение России на карте мира. | 1 | 4.09 | | Работа по карте. |
2 | Европейская и азиатская части России. | 2 | 7.09 11.09 | | |
3 | Административное деление России. | 1 | 14.09 | | |
4 | Разнообразие рельефа. | 1 | 18.09 | | Контурные карты |
5 | Полезные ископаемые, их основные месторождения. | 1 | 21.09 | | |
6 | Климат России. | 1 | 25.09 | | |
7 | Водные ресурсы России, их использование. | 1 | 28.09 | | |
8 | Население России. Народы России. | 1 | 2.10 | | Раскраски |
9 | Промышленность- основа хозяйства, ее отрасли. | 1 | 5.10 | | |
10 | Сельское хозяйство, его отрасли. | 1 | 9.10 | | |
11 | Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. | 1 | 12.10 | | |
12 | Повторение по теме. Особенности природы и хозяйства России. | 1 | 16.10 | | Тесты. |
13 | Природные зоны России. | 1 | 19.10 | | |
14 | Размещение природных зон на территории России. | 1 | 23.10 | | |
15 | Карта природных зон России. | 1 | 26.10 | | Карта природных зон России. |
| | | | | |
| | | | | |
2 четверть. | | |
| Зона арктических пустынь | | | | |
1 | Положение на карте. | 1 | 13.11 | | Контурные карты. |
2 | Климат. | 1 | 15.11 | | Контурные карты |
3 | Растительный и животный мир. | 1 | 20.11 | | Контурные карты |
4 | Население и его основные занятия. | 1 | 22.11 | | |
5 | Северный морской путь. | 1 | 27.11 | | Контурные карты |
6 | Повторение по теме. Зона арктических пустынь. | 1 | 29.11 | | Тесты. |
| Зона тундры. | | | | |
7 | Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые. | 1 | 4.12 | | Контурные карты |
8 | Климат, водоемы тундры. | 1 | 6.12 | | |
9 | Растительный мир. | 1 | 11,12 | | Контурные карты |
10 | Животный мир. | 1 | 13.12 | | Контурные карты |
11 | Хозяйство. Население и его основные занятия. | 1 | 18.12 | | |
12 | Города тундры: Мурманск, Архангельск. | 1 | 20.12 | | |
13 | Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. | 1 | 25.12 | | |
14 | Экологические проблемы севера, охрана природы тундры. | 1 | 27.12 | | Презентация. |
| | | | | |
| | | | | |
3 четверть. | | |
| Лесная зона. | | | | |
1 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | 10.01 | | Контурные карты |
2 | Климат. | 1 | 15.01 | | |
3 | Реки, озера, каналы. | 1 | 17.01 | | Презентация. |
4 | Растительный мир. Хвойные леса (тайга) | 1 | 22.01 | | Презентация. |
5 | Смешанные и лиственные леса. | 1 | 24.01 | | Презентация. |
6 | Животный мир. | 1 | 29.01 | | Презентация. |
7 | Пушные звери. | 1 | 31.01 | | Презентация. |
8 | Значение леса. | 1 | 5.02 | | Презентация. |
9 | Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. | 1 | 7.02 | | |
10 | Города центральной России. | 1 | 12.02 | | |
11 | Особенности развития хозяйства северо- запада России. | 1 | 14.02 | | |
12 | Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. | 1 | 19.02 | | Презентация. |
13 | Западная Сибирь. | 1 | 21.02 | | |
14 | Восточная Сибирь. | 1 | 26.02 | | |
15 | Дальний Восток. | 1 | 28.02 | | |
16 | Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. | 1 | 5.03 | | |
| Зона степей. | | | | |
17 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки | 1 | 7.03 | | Контурные карты |
18 | Растительный мир. Животный мир. | 1 | 12.03 | | Контурные карты |
19 | Хозяйство. Население и его основные занятия. | 1 | 14.03 | | |
20 | Города лесостепной и степной зон. | 1 | 19.03 | | |
21 | Повторение по теме. Зона степей | 1 | 21.03 | | |
4 четверть. | | |
| Зона полупустынь и пустынь. | | | | |
1 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | 2 | 2.04 4.04 | | Контурные карты |
2 | Климат. Реки. | 1 | 9.04 | | |
3 | Растительный мир. | 1 | 11.04 | | |
4 | Животный мир. | 1 | 16.04 | | |
5 | Хозяйство .Население и его основные занятия. | 1 | 18.04 | | |
6 | Города зоны полупустынь и пустынь. | 1 | 23.04 | | |
7 | Повторение по теме. Зона полупустынь и пустынь. | 1 | 25.04 | | Тесты. |
| Зона субтропиков. | | | | |
8 | Положение на карте. | 1 | 30.04 | | Контурные карты |
9 | Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты. | 1 | 7.05 | | |
10 | Повторение по теме. Зона субтропиков. | 1 | 14.05 | | Тесты. |
| Высотная поясность в горах. | | | | |
11 | Положение на карте. Рельеф. И полезные ископаемые. Климат. | 1 | 16.05 | | Контурные карты |
12 | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. | 1 | 21.05 | | |
13 | Города и экологические проблемы Урала. | 1 | 23.05 | | |
14 | Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. | 1 | 28.05 | | |
15 | Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. | 1 | 30.05 | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
№п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Д\ф | Примечания. |
7 б класс. 1 четверть. | | |
| Особенности природы и хозяйства России. | | | | |
1 | Географическое положение России на карте мира. | 1 | 4.09 | | Работа по карте. |
2 | Европейская и азиатская части России. | 2 | 7.09 11.09 | | |
3 | Административное деление России. | 1 | 14.09 | | |
4 | Разнообразие рельефа. | 1 | 18.09 | | Контурные карты |
5 | Полезные ископаемые, их основные месторождения. | 1 | 21.09 | | |
6 | Климат России. | 1 | 25.09 | | |
7 | Водные ресурсы России, их использование. | 1 | 28.09 | | |
8 | Население России. Народы России. | 1 | 2.10 | | Раскраски |
9 | Промышленность- основа хозяйства, ее отрасли. | 1 | 5.10 | | |
10 | Сельское хозяйство, его отрасли. | 1 | 9.10 | | |
11 | Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. | 1 | 12.10 | | |
12 | Повторение по теме. Особенности природы и хозяйства России. | 1 | 16.10 | | Тесты. |
13 | Природные зоны России. | 1 | 19.10 | | |
14 | Размещение природных зон на территории России. | 1 | 23.10 | | |
15 | Карта природных зон России. | 1 | 26.10 | | Карта природных зон России. |
| | | | | |
| | | | | |
2 четверть. | | |
| Зона арктических пустынь | | | | |
1 | Положение на карте. | 1 | 13.11 | | Контурные карты. |
2 | Климат. | 1 | 15.11 | | Контурные карты |
3 | Растительный и животный мир. | 1 | 20.11 | | Контурные карты |
4 | Население и его основные занятия. | 1 | 22.11 | | |
5 | Северный морской путь. | 1 | 27.11 | | Контурные карты |
6 | Повторение по теме. Зона арктических пустынь. | 1 | 29.11 | | Тесты. |
| Зона тундры. | | | | |
7 | Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые. | 1 | 4.12 | | Контурные карты |
8 | Климат, водоемы тундры. | 1 | 6.12 | | |
9 | Растительный мир. | 1 | 11,12 | | Контурные карты |
10 | Животный мир. | 1 | 13.12 | | Контурные карты |
11 | Хозяйство. Население и его основные занятия. | 1 | 18.12 | | |
12 | Города тундры: Мурманск, Архангельск. | 1 | 20.12 | | |
13 | Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. | 1 | 25.12 | | |
14 | Экологические проблемы севера, охрана природы тундры. | 1 | 27.12 | | Презентация. |
| | 1 | | | |
| | 1 | | | |
3 четверть. | | |
| Лесная зона. | | | | |
1 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | 10.01 | | Контурные карты |
2 | Климат. | 1 | 15.01 | | |
3 | Реки, озера, каналы. | 1 | 17.01 | | Презентация. |
4 | Растительный мир. Хвойные леса (тайга) | 1 | 22.01 | | Презентация. |
5 | Смешанные и лиственные леса. | 1 | 24.01 | | Презентация. |
6 | Животный мир. | 1 | 29.01 | | Презентация. |
7 | Пушные звери. | 1 | 31.01 | | Презентация. |
8 | Значение леса. | 1 | 5.02 | | Презентация. |
9 | Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. | 1 | 7.02 | | |
10 | Города центральной России. | 1 | 12.02 | | |
11 | Особенности развития хозяйства северо- запада России. | 1 | 14.02 | | |
12 | Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. | 1 | 19.02 | | Презентация. |
13 | Западная Сибирь. | 1 | 21.02 | | |
14 | Восточная Сибирь. | 1 | 26.02 | | |
15 | Дальний Восток. | 1 | 28.02 | | |
16 | Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. | 1 | 5.03 | | |
| Зона степей. | | | | |
17 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки | 1 | 7.03 | | Контурные карты |
18 | Растительный мир. Животный мир. | 1 | 12.03 | | Контурные карты |
19 | Хозяйство. Население и его основные занятия. | 1 | 14.03 | | |
20 | Города лесостепной и степной зон. | 1 | 19.03 | | |
21 | Повторение по теме. Зона степей. | 1 | 21.03 | | |
4 четверть. | | |
| Зона полупустынь и пустынь. | | | | |
1 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | 2 | 2.04 4.04 | | Контурные карты |
2 | Климат. Реки. | 1 | 9.04 | | |
3 | Растительный мир. | 1 | 11.04 | | |
4 | Животный мир. | 1 | 16.04 | | |
5 | Хозяйство .Население и его основные занятия. | 1 | 18.04 | | |
6 | Города зоны полупустынь и пустынь. | 1 | 23.04 | | |
7 | Повторение по теме. Зона полупустынь и пустынь. | 1 | 25.04 | | Тесты. |
| Зона субтропиков. | | | | |
8 | Положение на карте. | 1 | 30.04 | | Контурные карты |
9 | Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты. | 1 | 7.05 | | |
10 | Повторение по теме. Зона субтропиков. | 1 | 14.05 | | Тесты. |
| Высотная поясность в горах. | | | | |
11 | Положение на карте. Рельеф. И полезные ископаемые. Климат. | 1 | 16.05 | | Контурные карты |
12 | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. | 1 | 21.05 | | |
13 | Города и экологические проблемы Урала. | 1 | 23.05 | | |
14 | Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. | 1 | 28.05 | | |
15 | Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. | 1 | 30.05 | | |
| | | | | |