Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение предмета «Изобразительное искусство» во 3 классе отведено 17 часов (0,5 час в неделю, 34 учебные недели),.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметные результаты
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Планируемые результаты коррекционной работы:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;
- понимает эмоциональное состояние других людей;
- понимает язык эмоций;
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;
- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
- узнает материалы на ощупь, по звуку;
- строит из кубиков башню;
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
-умеет соотносить и знает цвета;
-имеет представление о величине и форме предметов;
-имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;
-имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений;
-имеет представление о разнообразии тактильных ощущений;
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- карандашей;
- пластилина;
-дидактических игр.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1. Развитие изобразительной деятельности.
2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.
3 Формирование и развитие графических навыков.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах — по 2–3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия по данной программе.
Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности детей с НОДА с ТМНР, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках изобразительной деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
1 модуль
Развитие мелкой моторики
Школа, класс, учебные принадлежности. Выполняем простые манипуляции с карандашами. Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их.
Я и моё тело. Рвем бумагу, рисуем карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, стир. резинкой и т. п.
2 модуль
Развитие мелкой моторики
Явления природы. Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д.
Растительный мир. Знакомимся с природным материалом, манипуляции с бумагой, рисуем красками.
Фрукты и ягоды. Играем с гуашевыми красками, исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации.
3 модуль
Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций
Фрукты и ягоды (продолжение). Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации.
Игрушки. Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации.
Домашние животные. Выкладываем изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др.
4 модуль
Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций
Животные (продолжение). Знакомство с различным поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина.
Явления природы. Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию.
Посуда. Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.
Одежда. Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.
5 модуль
Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций
Одежда (продолжение). Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.
Мебель. Проводим линию не отрывая карандаш, раскрашиваем изображение по готовому контуру.
Овощи. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации.
6 модуль
Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций
Явления природы. Смешиваем акварельные краски, наносим разноцветную краску на контур, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д.
Птицы. Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию.
Растительный мир. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения |
Личностные | Коррекционные задачи | Базовые учебные действия (академические, социально-значимые) |
Давайте познакомимся. |
1 | Нарисуй себя (мелом) с помощью учителя; | 1 | 2 группа: - принимает предлагаемую помощь | 2 группа -фиксирует взгляд на предмете | 2 группа - переключает взгляд с одного предмета на другой. |
Знакомство с учебными принадлежностями. Развитие мелкой моторики |
2 | «Карандаш-умелец» штрихи в разных направлениях; | 1 | 2 группа: - принимает предлагаемую помощь, - выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя | 2 группа - фиксирует взгляд на предмете; | 2 группа - берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их, - раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя) |
Я и моё тело. |
3 | «Выложи человечка» (из пластилиновых заготовок); | 1 | 2 группа - проявляет собственные чувства, - определяет состояние своего здоровья . | 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; | 2 группа - фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке |
Явления природы. |
4 | «Здравствуй солнце!» раскрасить и дорисовать рисунок | 1 | 2 группа - проявляет собственные чувства; | 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; | 2 группа - фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, -ориентир-ся в пространстве |
Растительный мир. |
5 | «Листья» накладывание листочков на подготовленные контуры. | 1 | 2 группа - проявляет собственные чувства; | 2 группа - брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его | 2 группа - фиксирует взгляд на звучащей игрушке, - выполняет действие «рука в руке» |
Фрукты и ягоды. |
6 | «Наливное яблочко» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур прикрепляем «яблоки» на основу яблони | 1 | 2 группа - принимает предлагаемую помощь, - выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя | 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; | 2 группа - переключает взгляд с одного предмета на другой. |
Игрушки. |
7 | «Волшебная бутылка» сминаем бумагу в комочки и складываем их в бутылку | 1 | 2 группа: - принимает предлагаемую помощь, - выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя | 2 группа - фиксировать взгляд на предмете | 2 группа - берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их; -берет карандаш и сжимает его в руке, самостоятельно или с помощью. |
Домашние животные. |
8 | «Кошки-мышки» играем, рисуя на бумаге (прячем мышек от кошки) | | 2 группа - проявляет собственные чувства | 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; | 2 группа - фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке |
Явления природы. |
9 | «Снегопад» рисуем сухой кисточкой гуашевыми красками на цветной бумаге | 1 | 2 группа - на начальном уровне осознает, принимает и оказывает посильную помощь, | 2 группа - фиксирует взгляд на предмете; | 2 группа - фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, - ориентироваться в пространстве |
Посуда. |
10 | «Вылепим тарелочку» работа с пластилином | 1 | 2 группа - проявляет собственные чувства | 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; | 2 группа - фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, - ориентироваться в пространстве |
Одежда. |
11 | «Оденем кукол» аппликация из заготовок на шаблон куклы | 1 | 2 группа - проявляет собственные чувства | 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; | 2 группа - берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их, - раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя) |
Мебель. |
12 | «Красивый стол» аппликация | 1 | 2 группа: - принимает предлагаемую помощь, - выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя | 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; | 2 группа - переключает взгляд с одного предмета на другой. |
Овощи. |
13 | «Зелёный огурец» рисуем цветными карандашами; | 1 | 2 группа - проявляет собственные чувства | 2 группа - фиксирует взгляд на предмете | 2 группа - фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, - ориентироваться в пространстве |
Явления природы. |
14 | «Волны» рисуем по шаблонам; | 1 | 2 группа - проявляет собственные чувства | 2 группа -фиксирует взгляд на предмете | 2 группа - переключает взгляд с одного предмета на другой, |
Птицы. |
15 | «Цыплята» лепим из пластилина; | 1 | 2 группа: - принимает предлагаемую помощь - выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя | 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; | 2 группа - фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, - ориентироваться в пространстве |
Растительный мир. |
16-17 | «Подснежник» аппликация из заготовок «Тюльпаны», рисуем цветными карандашами | 2 | 2 группа - проявляет собственные чувства; | 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; . | 2 группа - берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их, - раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя) |
| Всего: | 17 ч. | | | |
2 группа вариант 6.4
Показатели | |
Физическое развитие | Грубые отклонения в физическом развитии, способ передвижения – ползание. |
Двигательная сфера | Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. |
Бытовые навыки | При обслуживании себя полная зависимость от других. |
Социальный опыт | Не ориентируются в окружающем. |
Способность к общению | Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. |
Способность к деятельности | Интерес к действиям взрослого активно не проявляется. |
Сформированность высших психических функций Восприятие | Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого. |
Память | Опосредованное запоминание недоступно. |
Мышление | Обобщение, абстрагирование недоступны. |
Речь | Понимание обращенной речи недоступно. |