Место курса «Предметные действия» в учебном плане
Программа коррекционного курса «Развитие предметной деятельности» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений, коррекционно-развивающую область учебного плана для обучающихся с НОДА (вариант 6.4).
На курс отведено в 3 классе 34 ч в неделю (1 ч в неделю, 34 учебные недели). Продолжительность каждого занятия в среднем 30 минут.
Личностные и предметные результаты освоения курса
В результате освоения предметного содержания курса «Развитие сенсорного восприятия и предметной деятельности» у обучающихся с НОДА с умственной отсталостью предполагается формирование БУД учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных)
Личностные: обучение на занятиях по данному курсу организует и дисциплинирует школьников с интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию мотивации к учению, интереса (когда ребенок задает вопросы) и позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Регулятивные: содержание занятий позволяет развивать и эту группу умений.
Обучающимся с НОДА с умственной отсталостью свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов.
Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи таким детям трудно полностью подчинить свои действия инструкции педагога, поэтому формирование у них представлений о предметах и явлениях и др. происходит последовательно, поэтапно.
Многие проблемы в обучении снимаются, если ученики умеют контролировать свою деятельность. Освоение элементов учебной деятельности, протекающее с задержкой у детей с особыми образовательными потребностями, успешно корригируется в процессе специально организованных занятий, когда ребенок постепенно учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат. Кроме того, у школьника вырабатывается волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и волевому усилию; воспитывается привычка к труду, желание трудиться.
Познавательные: на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов в результате целенаправленных обучающих воздействий педагога-психолога у ребенка с интеллектуальной недостаточностью формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Кроме того, создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, осуществляется подготовка школьников к восприятию учебного материала на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи, математики и др.
В процессе обучения ребенок овладевает сенсорными эталонами для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов и поисковыми способами ориентирования; у него появляется точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия, тем самым создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Коммуникативные: особое внимание на занятиях уделяется развитию речи и коммуникативных навыков детей . Словесные обозначения свойств и качеств предметов и явлений, а также существующих между ними взаимосвязей и взаимоотношений обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого учеником. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса воспитанников.
БУД изучения курса «Развитие сенсорного восприятия и предметной деятельности» является формирование следующих БУД: (под руководством педагога)
Регулятивные БУД
Принимать и сохранять учебную задачу.
Учиться:
выделять промежуточные цели-требования с учетом конечного результата;
составлять план выполнения задачи и последовательность действий;
работать по плану, регламентирующему пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
при выполнении действия ориентироваться на правило контроля и успешно использовать его в процессе решения задачи, исправлять допущенные ошибки;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своих действий и действий других учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные БУД:
Учиться:
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимать относительность оценок или подходов к выбору;
высказывать и аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
брать на себя инициативу в организации совместного действия;
осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Обучающийся в сфере коммуникативных УУД получит возможность научиться:
адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности; эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы решения).
продуктивно взаимодействовать с педагогом и сверстниками: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предполагаемые предметные результаты:
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Целью занятий является повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей к школьному обучению. Для овладения первоначальными учебными навыками требуется достаточное общее и речевое развитие: зрительное восприятие, пространственная ориентировка, слуховое восприятие, координированная общая и мелкая моторика, внимание и т.д.
У учащихся наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушение тех или иных его отделов, что приводит к необходимости организации целенаправленной коррекционной и развивающей работы. Поэтому в подготовительном классе проводится курс коррекционно-развивающих занятий по развитию сенсорных и психомоторных процессов, где когнитивные и двигательные методы применяются в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.
Основное содержание по сенсорному развитию:
Знакомить с основными цветами (жёлтый, зеленый, красный, синий, черный, белый), геометрическими фигурами (узнавание, различение, называние круга, квадрата, треугольника, прямоугольника). Величины больше – меньше, длиннее – короче и т.д.
Учить сравнивать величины (наложением, приложение, «на глаз»).
Учить определять цвет, форму, величину в знакомых окружающих предметах. Группировать предметы по основным признакам.
Формировать пространственную ориентацию, ориентироваться в схеме собственного тела (расположение составляющих тела и отдельных частей тела) по вертикали, а затем по горизонтальному пространству. Формировать различение праволевосторонней организации среды с опорой на маркер, ориентация на листе бумаги.
Знакомство с временными понятиями (называние дней: вчера, сегодня, завтра; называние частей суток: утро, день, вечер, ночь).
В содержание курса входит:
Повышение энергетического потенциала
Отработка дыхательных упражнений, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу педагога простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)
Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).
Развитие слухового восприятия
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звука
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). С опорой на маркер.
Восприятие времени
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра.
Личностными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине
В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»
Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Достаточный уровень предметных результатов
Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):
Различать и называть основные цвета; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), тела (шар, куб).
Сравнивать предметы по величине ( больше – меньше, длиннее – короче).
Определять изученные цвет, форму, величину в знакомых предметах. Группировать по 1 признаку.
Ориентироваться в схеме тела (знать составляющие и отдельные части тела), различать право – лево с опорой на маркер.
Выделять части суток, названия дней: вчера, сегодня, завтра.
Выполнять по показу и инструкции простые двигательные упражнения ( для мелкой моторики и крупной моторики).
Уметь выполнять простые упражнения.
Правильно пользоваться письменными принадлежностями.
Минимальный уровень предметных результатов
Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):
Различать и сопоставлять основные цвета и геометрические фигуры. Называть при организующей помощи.
Сравнивать предметы по 1 признаку (по цвету, по форме, по величине). Сравнивать наложением, приложением.
Ориентироваться по схеме тела (составляющие части) при организующей и направляющей помощи).
Ориентироваться в представлении (сутки, дни).
Под руководством взрослого, по показу выполнять простые упражнения для мелкой моторики, отдельных частей тела, воспроизводить правильное дыхание.
Под контролем выполнять действия по инструкции взрослого, пользоваться письменными принадлежностями.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Подготовительный класс
№ | Название раздела | Кол. час | Основные виды деятельности учеников |
Повторение |
1 - 4 | Сенсорное развитие: Игра «Радуга» Игра «Назови цвета» Найди предмет цвета неба…, солнца…, травы и т. д. | 4 ч | -сопоставляют, различают основные цвета; -выделяют изученный цвет в окружающих предметах; - чередуют цветные элементы - называют словом цвета; -отвечают на поставленные вопросы; -используют в речи названия основных цветов |
5 - 8 | Предметные действия, психомоторное развитие: Дыхательная гимнастика. Упражнения на мяче на снятие мышечных зажимов с одновременной работой рук и ног. | 4 ч | -выполняют дыхательные, стимулирующие упр. по показу -расслабляют и напрягают мышцы разных частей тела по показу -выполняют упр. на снятие мышечных зажимов с одновременной работой рук и ног -воспринимают простые словесные инструкции на двигат. упр. - используют в речи понятия напряжение, расслабление - проявляют внимание к речи учителя |
9 - 12 | Сенсорное развитие: Восприятие геометрических фигур и тел. Игра «Найди предмет, похожий на круг, квадрат, треугольник и т. д.» | 4 ч | -обследуют фигуры и тела -изготавливают из ниток, спичек, проволоки -соотносят, сравнивают, называют, группируют фигуры называют словом изученные названия геом. Фигур и тел - отвечают на поставленные вопросы; |
13 - 16 | Предметные действия: Упражнение на развитие мелкой моторики (помять бумагу, порвать бумагу и т. д.) Упражнения на равновесие «заземление» на двух ногах с различным положением рук | 4 ч | -выполняют упр. на разминку и расслабление рук, кистей (сжимание, разжимание, штриховка..) - ходьба по комнате (40 см), упр. на развязку синкинезий -понимают и выполняют инструкцию, соотносят названия частей тела |
17 - 20 | Сенсорное развитие: -Восприятие геометрических фигур и тел. Игра «Составь фигуру по образцу» - Восприятие величинэ Игра «Большой – маленький», «Длинный – короткий» | 4 ч | -Составляют геометрические рисунки по инструкции. -сопоставляют, сравнивают 2-3 предмета по величине называют словом изученные названия величин при сравнении 2 предметов -понимают и выполняют инструкцию, |
21 - 28 | Предметные действия: Игры на ритм, удары в бубен, погремушка Игры на зрительное восприятие «Что пропало?», «Что появилось?» Игры на слуховое восприятие «Тихо – громко. Медленно – быстро» Игры на тактильную чувствительность «Определи на ощупь» Игры на обоняние «Угадай, что это по запаху» Игры на вкусовые ощущения «Угадай, что это по вкусу» | 6 ч | -воспроизводят внешний ритм по зрительному восприятию и схемам - Обследуют предметы из 2-3 деталей по инструкции. -различают неречевой слух, звуки окружающей действительности. -проговаривают простой ритмический рисунок -находят звуки и звукосочетания в словах -называют простые характеристики поверхности предметов, характеристики вкуса (вкусно, невкусно), запаха (приятно, неприятно) |
29 - 30 | Сенсорное развитие: Упражнения на ориентацию. Вверху – внизу. Слева – справа. Упражнения на временные представления. День – ночь. Зима - лето. и т. д. | 2 ч. | -ориентируются в схеме тела с опорой на маркер и на листе бумаги. -сравнивают глубину, расстояние -конструируют изображения из фигур по схемам. - выполняют задания на восприятие времени суток, их последовательности ориентируются на словесное обозначение пространственного обозначение предметов -называют словом изученные пространственные и временные понятия -вступают в игру, беседу, отвечают на вопросы |
31 - 34 | Предметные действия: Повторение различных упражнений по выбору учителя. | 4 ч | - Двигаются в разных зонах пространства -Конструируют предметы из 2-3 частей. -понимают и выполняют инструкцию, |
Всего: 34 часа |