СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аппликация, как один из методов развития мелкой моторики у детей с ТМНР

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аппликация, как один из методов развития мелкой моторики у детей с ТМНР»

Аппликация, как один из методов развития мелкой моторики

у детей с ТМНР.

Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Перед мной, как и перед всеми педагогами нашей школы, работающими с обучающихся с ТМНР стоит первоочередная задача - развитие максимальной самостоятельности и независимости от окружающих взрослых, а также включение ребенка, а впоследствии и взрослого, в социальную жизнь через обучение, уделяя при этом большое внимание коррекционной работе. Целенаправленная и продолжительная коррекционная работа дает в отсроченной перспективе определенные результаты.

Большое внимание я уделяю на развитие мелкой моторики, так как ее недоразвитие вызывает значительное затруднение процесса обучения, что, в свою очередь, влечет за собой значительные трудности в учебной деятельности.

Характеризуя состояние мелкой моторики умственно отсталых детей с сочетанной патологией, можно выделить следующие нарушения:

- слабость моторики пальцев и кистей рук;

- отклонения в координации движений (нарушение темпа и ритма действий);

- медлительность и нечеткость движений;

- долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук;

- с большим трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью и (или) нарушениями пространственного представления;

- слабость нажима карандаша или ручки на бумагу;

- нечеткость проведения линий (волнистой, ломаной, прямой)

- страдает плавность переключаемости с одного движения на другое;

- неумение координировать работу обеих рук.

Данная категория детей с трудом овладевает всеми приемами по развитию мелкой моторики, все полученные умения и навыки у них быстро распадаются, если не происходит работа по их закреплению. Дети быстро забывают проделанные действия, из – за этого постоянно приходится возвращаться на шаг назад. При выполнении нового задания они долгое время не могут сосредоточиться на последовательности в выполнении упражнения. Нарушения моторики рук лишает движения точности, силы и координации, поэтому учащиеся данной категории нуждаются в специально организованном обучении в выполнении точных, дифференцированных, целенаправленных движений пальцев рук.

Процесс развития мелкой моторики в школьном возрасте довольно длительный, поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности, таких как рисование, лепка, аппликация.

Аппликация является одним из эффективных средств развития мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями развития, это наиболее доступный способ создания художественных работ. В процессе занятия аппликации дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. На уроках формирования математических представлений с помощью аппликации знакомимся с формами, цветом, величиной фигур; обучающиеся учатся различать одинаковые и разные фигуры; знакомимся с понятиями «большой», «маленький», «длинный», «короткий» и т.д.

На уроках ИЗО обучающиеся учатся пользоваться ножницами, вырезать, раскладывать готовые фигурки, работать с мелкими деталями (разложить и наклеить).  Работа с бумагой, разной по структуре и тактильным свойствам, интересна и увлекательна для детей.

На уроках окружающего природного мира для аппликации используем высушенные листья и другой природный материал.

В курсе «Предметно-практическая деятельность» продолжаем использовать работу с бумагой, складывание, закручивание, изгибание бумажных полос с помощью инструмента и без него. Бумага является самым доступным и простым материалом для детского творчества, детей легко заинтересовать в работе с ней. Кроме развития мелкой моторики, работа с бумагой создает положительный эмоциональный настрой у детей. В работе с бумагой у детей развивается память, мышление, внимание, воображение, обогащается словарный запас, работа рук становится более ловкой и чётко скоординированной.

  На занятиях по аппликации идет естественный массаж биологически активных точек, расположенных на пальцах и ладонях рук ребенка, что положительно сказывается на эмоции и настроение ребенка. Формируется общая умелость рук, так же и мелкая моторика–движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки влияют на развитие физических и психических процессов. На занятиях, где дети выполняют аппликацию, происходит знакомство ребенка с новыми словами, он учится понимать, сравнивать, различать и употреблять слова, обозначающие разные внешние признаки предметов.

Таким образом, аппликация обладает большим коррекционным потенциалом для развития мелкой моторики детей. Регулярное использование аппликации, всех ее видов способствует развитию основных свойств мелкой моторики, таких как: ловкость, быстрота, точность, выносливость и т.д. А также, занятия аппликацией формируют усидчивость, аккуратность, терпение и творчество.