Апробация методик преподавания ОД Русский язык, ОД Литература с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе ООО.
ОД «Русский язык» является частью обязательной предметной области «Русский язык и литература», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом профиля профессионального образования. ОД имеет междисциплинарную связь с дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального цикла, а также междисциплинарными курсами (МДК) профессионального цикла Содержание ОД направлено на достижение всех личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО. Достижение результатов осуществляется на основе интеграции системно-деятельностного и компетентностного подходов к изучению русского языка, которые обеспечивают формирование коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций. Преподавателю необходимо повсеместно внедрять активные и интерактивные методы обучения, групповые формы организации познавательной деятельности обучающихся, широко использовать электронные образовательные ресурсы.
Рассмотрим варианты практических заданий с учетом профессиональной направленности профессии «Повар. Кондитер» в процессе апробации.
Интеграция с профессиональными дисциплинами
На уроках Русского языка важной становится работа над профессионально-ориентированными текстами. Обучающиеся получают новую информацию и систематически пополняют терминологический словарный запас. Тексты берутся из учебников и учебных пособий по специальным дисциплинам. Тексты, доступные с небольшим количеством неизвестной лексики, что не затрудняет усвоение коммуникативно-актуальной лексики.
Связь текста с будущей специальностью повышает мотивацию к обучению русскому языку.
Например, раздел «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография» рассматривает произношение звуков, постановку ударения в словах, являющихся специальными терминами.:задание на определение орфоэпических норм в поварских терминах: пассеровка, шинкование, дегласировка, творог,вымачивание.…
В разделе «Морфемика, словообразование, орфография» предлагаются задания:
1).Определите, от каких слов и с помощью каких словообразовательных средств образованы данные слова: пекарня, бисквитный…
2). От данных глаголов образуйте отглагольные существительные и подчеркните словообразовательные суффиксы. Составьте словосочетания по образцу.
Образец: отправить (что?) товар – отправка (чего?) товара, закупить продукты…
В разделе «Морфология и орфография» ведется работа над грамматическими нормами в разных частях речи.
Например, найдите грамматические ошибки в образовании формы слова:
контейнера на погрузке, пять килограмм, несколько мандарин, много яблок, заведываю складом..,
Раздел «Лексикология и фразеология» основан на отборе профессиональной лексики путем анализа специальной литературы и работе со словарями. Овладение профессией начинается с терминологии, которая зачастую вызывает трудности у обучающихся. В связи с этим на уроках русского языка важна работа по обогащению терминологического запаса обучающихся. Овладение терминологической лексикой способствует формированию вербальных сетей, являющихся базой хранения терминов в памяти, условиям их восприятия и продуцирования в речи.
Ведется работа над определением значения общенаучных терминов, которые используются в различных областях знаний: эксперимент, эквивалент, прогрессировать, реакция и др. Особое внимание уделяется определению значения специальных терминов -опара, планировка, крутон, колер ..
выбор слова, различая паронимы.
(Варкий-варочный) продукт, (запасный-запасочный) человек, (консервация-консервирование) овощей.
Обучение терминологической и профессиональной лексики проходит и в виде самостоятельной работы.
Обучающимся предлагаются задания:
1). Из истории профессионализмов (языковая работа над поварскими терминами).
2). Создание мини-справочника поварской терминологии в форме электронной презентации с использованием программы Power Point.
3). Исследовательская работа по теме: «Этико-речевые ошибки в речи окружающих».
4). Культура пользования словарями профессиональной направленности.
5). Творческие задания: составить самостоятельно текст с использованием профессиональной терминологии – текст – повествование «Рецепт приготовления шарлотки».
Таким образом, в процессе изучения всех разделов учебной программы наблюдается профессиональная направленность, интеграция русского языка с дисциплинами профессионального цикла убеждает обучающихся в том, что знание русского языка имеет прямое отношение к выбранной профессии.
Успешное проведение занятий с обучающимися зависит от методов и приёмов обучения. В преподавании русского языка используются активные методы: словесные методы: беседа, рассказ; - наглядные методы: демонстрация таблиц, схем, словарей, электронных презентаций; практические методы: упражнения, деловые игры, исследовательские работы, самостоятельное выполнение заданий проблемного характера и др.
Используются разные образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение: проблемно-поисковые технологии, игровые технологии; информационные компьютерные технологии.
В целом использование активных методов обучения и новых образовательных технологий способствует формированию у обучающихся коммуникативной компетенции, языковой, лингвистической и культуроведческой и повышению качества знаний.
Междисциплинарные (межпредметные) связи между ОД Литература по профессии «Повар.Кондитер». и общеобразовательными дисциплинами
Варианты междисциплинарных заданий
Например, при изучении тем « Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века».
«Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века», используем такие задания:
-осуществить перевод научной статьи по литературоведению на иностранном языке по творчеству писателя или поэта на русский язык( иностранный язык)
-изучить биографию писателя /поэта и выявить, как преломились характерные черты эпохи, исторические реалии в его произведениях( история)
- подготовить сообщение и презентацию на данную тему( русский язык )
-применение цифровых инструментов для преподавания ОД: просмотр видеоуроков для изучения материала; работа с презентациями для закрепления материала (задания, направленные на формирование умений работать с иллюстративным материалом)
- практические задания по литературе, направленные на поиск информации;
- задания с применением технологий дистанционного и электронного обучения (тестирование по ОД с применением электронных технологий – онлайн-тестирование), все это приводит к повышению качества знаний,