ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дыба А.А.
ФГБОУ ВО «АмГПГУ» , г. Комсомольск-на-Амуре
Поиск путей обучения эффективному речевому общению является одним из актуальных направлений методических исследований, направленных на оптимизацию обучения иностранному языку. Совокупность знаний и умений, необходимых для его реализации, обозначаемая термином «культура речевого общения», является предметом целенаправленного развития при изучении иностранного языка.
Культуре речевого общения уделяется большое внимание при обучении родному и иностранному языкам.
По мнению Гальсковой Н.Д., диалог является самой естественной формой общения в классе. На любом этапе урока речь учителя обращена к ученикам и учащиеся тем или иным способом вовлекаются в диалогическое общение как с учителем, так и с другими учащимися. [2]
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Методистов и учителей всегда будет волновать вопрос того, как сделать процесс овладения диалогическими умениями более эффективным, тем самым формируя у младших школьников не только мотивацию и интерес к языку, но и культуру общения в целом. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
В свою очередь, нами была сформирована следующая гипотеза: процесс формирования культуры общения будет проходить успешнее на основе развития диалогических умений учащихся в начальной школе.
Действительно, культура общения – это структурная система, которая состоит из следующих элементов: коммуникация, интерактивность, перцептивность. Для того, чтобы эффективно реализовывать культуру общения, нужно владеть технологией выстраивания взаимоотношений в самых разных обстоятельствах.
Итак, под культурой общения понимаются все вместе взятые знания и навыки, которые позволяют людям осуществлять целенаправленное взаимодействие, во время которого они адекватно выбирают и применяют подходящие средства общения, способны прогнозировать влияние продуцируемой речи на собеседника, способны понимать информацию, исходящую от других.
Как правило, наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Многие преподаватели уже давно оценили широкие возможности, сочетающиеся с минимальными затратами времени и объективностью результатов. Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке.[1;29]
Относительно определения диалогических умений в психолого-педагогической литературе, основываясь на определении умений И.В. Дубровиной, Ю.Я. Нейера, Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, было выделено следующее: диалогические умения – это умения освоения субъектом способа выполнения диалогических действий, обеспечивающих совокупность приобретенных знаний и навыков.
В современной методике процесс обучения иностранным языкам рассматривается как непрерывная цепочка последовательно выполняемых упражнений. Качество выполнения упражнений сказывается на успехе овладения речевой деятельностью на иностранном языке. [3]
Практика показывает, что обучить иноязычной речевой компетенции можно только в общении. При этом, успех обучения зависит от доли реального, практического применения языка. Повысить объем практического применения языка возможно путем создания условий для осознанного общения на иностранном языке.
Нами было выяснено, что эффективность развития диалогических умений зависит от многих факторов и предполагает соблюдение определенных условий. Например, цели и задачи обучения должны быть осознаны учителем и приняты учащимися; кроме того, при организации уроков английского языка по формированию диалогических умений у младших школьников нужно учитывать сущность диалогических умений, их значение и характеристику, а также необходимо знать методику обучения диалогическим умениям.
В ходе исследования нами была проанализирована деятельность учителя и учащихся на уроке, направленная на формирование навыков диалогического общения.
Напомним, что данный анализ был построен на основе трех основных базисных компонентов, составляющих культуру общения, в числе которых:
а) языковые знания (знание языка и принципов речевого общения)
б) внеязыковые знания (о контексте и ситуации, знания об адресате; общефоновые знания (то есть знания о мире). Сюда же относится и знание психологических механизмов воздействия на адресата).
в) культура речи, представляющая собой сумму навыков и умений, обеспечивающих такие характеристики высказывания, как логичность, экспрессивность, стилистическая адекватность и т.д.
Анализ показал следующее:
1) формирование диалогических навыков на основе языковых знаний предполагает овладение учащимися навыков говорения, чтения, письма, аудирования через изучение лексического и грамматического строя языка;
2) внеязыковые знания влияют на формирование диалогических навыков учащихся на основе личного опыта, общих знаний и умений;
3) культура речи оказывает большое влияние на развитие диалогических навыков учащихся. Без культуры речи был бы невозможен сам диалог, каким он должен быть в начальной школе на уроке английского языка. Формируя эту культуру, учитель заботится о развитии у учащихся не только коммуникативной, но и социокультурной компетенции.
Таким образом, на формирование диалогических навыков в совокупности оказывают влияние языковые и внеязыковые знания учащихся, а также культура речи. Формируя эти знания у детей, учитель способствует формированию правильной культуре речи, а также необходимой мотивации, без которой невозможно овладение иностранным языком.
Гипотеза исследования была успешно подтверждена и показала, что: процесс формирования культуры общения будет проходить успешнее на основе развития диалогических умений учащихся в начальной школе.
Следует отметить, что в ходе работы над теоретической частью исследования у нас возникла трудность с подбором литературы, так как данная тема является малоизученной, таким образом, актуальность работы имеет практическую и теоретическую значимость: результаты могут быть использованы для разработки методики формирования диалогических умений учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Библиографический список
Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. М.: 2001.- с. 29
Гальскова, Наталия Дмитриевна. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - [3-е изд., переработанное и дополненное]. - Москва : АРКТИ, 2004. - 189 с.
Пассов Е.И., Царьков В.Б. «Концепции коммуникативного обучения», М., 1993. - 210с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Издательство Астрель Москва, 2008 C.177-178
Филатов В.П. Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Феникс, 2004 г.. 404 -408 с.
Шамов А.Н. /Отв. Ред/ Современные аспекты лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: Учебное пособие.– Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова,2006. – 180 с.
Шамов А. Н./Отв. Редактор/ Методика преподавания иностранных языков. Общий курс. - Издание второе, переработанное и дополненное.- Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2005. – 302 с.