СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Даннный файл содержит основные понятия по открытому банку ФИПИ к сочинению 13.3 + примеры.
Толкование слова (понятия, явления) | Аргументы |
Из литературы | |
Авторитет – это заслуженное уважение со стороны других людей, признание достоинств человека. Авторитетная личность заслуживает безусловного доверия и может оказывать влияние на людей. Для того чтобы завоевать авторитет, нужно стать полезным, значимым для общества. Вывод: Таким образом, любой человек своими делами и поступками завоевывает авторитет. | В повести Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Тарас Бульба пользовался большим уважением среди казаков. За смелость и мудрость они выбрали его своим атаманом. Для Остапа отец тоже был авторитетом. Молодой казак брал с него пример во всем, старался быть отважным и храбрым в боях. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Отец является авторитетом для Петра Гринева. Его завету «береги платье снову, а честь смолоду» следует на протяжении всей жизни. |
Бескорыстие – черта характера человека, которая определяется способностью совершать добрые поступки ради других людей, не ожидая от них личной выгоды. Бескорыстным называют того, кто делает что-либо полезное, не требуя награды за свои усилия. Вывод: Таким образом, бескорыстие свойственно людям, готовым помочь другим, не думая о каком-то вознаграждении. Бескорыстный человек безвозмездно помогает, ничего не ожидая взамен. Наверное, невозможно было бы жить, если бы мы бескорыстно не помогали друг другу. | Ярким примером бескорыстия является поступок Данко из произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Люди, привыкшие к открытой местности и яркому солнцу, были изгнаны враждебным племенем в леса с болотами. Они не могли справиться к испытаниям, поэтому погибали. Молодой Данко захотел помочь им и вывел всех из темноты в степь. Чтобы осветить блуждающим в непроходимых лесах и болотах дорогу, ему пришлось разорвать грудь и вынуть сердце, ярко пылающее любовью к людям. |
Благодарность – чувство признательности за оказанное добро, внимание, помощь. Благодарный человек помнит добро и отвечает на него тем же. Вывод: Таким образом, способность благодарить делает жизнь добрее, светлее и чище. | В романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев отдает Пугачеву заячий тулуп в знак благодарности за то, что он стал их провожатым в сильную метель. Пугачев тоже способен быть благодарным, запоминает добро, а когда помощь необходима Гриневу, он не только отпускает Петра на волю, но и помогает ему спасти Машу Миронову. А.С. Пушкин показывает, что добро рождает другие добрые поступки. В рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы» дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара: «– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить». Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма. |
Взаимопонимание – способность понимать друг друга. Я считаю, что это согласие, единодушие во мнениях и поступках. Вывод: Таким образом, необходимо стремиться к взаимопониманию с людьми, которые нам дороги. | В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в семье родителей Марии Мироновой царит любовь и взаимопонимание. Её отец и мать с полуслова понимают друг друга и поддерживают во всех делах. Между Машей Мироновой и Петром Гриневым мы тоже видим взаимопонимание и поддержку в трудных испытаниях. |
Взаимовыручка – способность отвечать добром на добро, бескорыстное желание помочь другому человеку. Она основывается на таких качествах, как доброта, человечность, сострадание. Я считаю, что взаимовыручка - главное проявление человеколюбия. Вывод: Таким образом, совместными усилиями легче решить сложные проблемы, пережить трудности. Поддержка другого человека помогает найти решение в той или иной жизненной ситуации. | В повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" автор показывает нам взаимоотношения Петра Гринева и Марии Мироновой. В основе этих взаимоотношений лежит любовь и искреннее желание помочь друг другу. Однажды Петр Гринев спас Машу из плена Швабрина в захваченной крепости. Потом Маша спасает Гринева от казни, отправляясь в далекую столицу. Она расскажет императрице, что Гринев оказался замешан в связи с Пугачевым из-за неё. Любящие люди, рискуя многим, выручают друг друга из тяжелых жизненных ситуаций. В рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» .Костылин и в плену, и при побеге оказался не соратником Жилина, а обузой. Но, несмотря на пассивность товарища, на то, что он плохо переносит боль, усталость, бездействует, Жилин не бросает его. В рассказе «В дурном обществе» В.Г. Короленко с теплотой рассказывает о том, как мальчик Вася проявляет доброту и сострадание к обездоленным людям. Он всеми силами старается помочь Марусе и Васильку, натыкаясь при этом на непонимание и равнодушие среди людей. «Один за всех и все за одного» — знаменитый девиз трёх мушкетёров и молодого гасконца д‘Артаньяна, который приехал в столицу искать чести и славы. Один бы он не сумел справиться с теми, кто последовал за ним вдогонку, чтобы помешать выполнить поручение королевы. Атос, Портос и Арамис — надёжные и преданные товарищи, готовые делиться всем, что имеют. Эти четверо могли друг для друга пожертвовать всем — от кошелька до жизни. Положительным примером взаимовыручки может служить другая история. Оля и Лена - подруги, они учатся в одном классе. У Оли трудности вызывает такой учебный предмет, как алгебра, а у Лены - русский язык. Девочки постоянно помогают друг другу: объясняют трудные темы, растолковывают домашние задания. И результат налицо: через некоторое время девочки смогли не только подтянуться по этим предметам, но и укрепить свою дружбу, потому что их взаимовыручка основывалась на благих намерениях и искреннем стремлении помочь друг другу. |
Внутренний мир человека – это положительные и отрицательные качества человека, которые составляют основу его характера. Это духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам. Вывод: Таким образом, внутренний мир – это уровень образованности и культуры человека. Его ценности, идеалы и представления об окружающем мире. Необходимо стремиться к обогащению своего внутреннего мира, чтобы быть яркой, интересной личностью. | Вспомним героиню повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Машу Миронову. Кто бы мог подумать, что эта внешне хрупкая и слабая девушка обладает внутренней силой и решимостью? Ведь не каждый отважился бы пойти к самой царице, чтобы спасти своего возлюбленного! Вспомним героя рассказа Саши Чёрного "Игорь-Робинзон". Играя в мореплавателя, мальчик оказался на острове. Непростая ситуация обогатила внутренний мир героя, она заставила его побороть свой страх и проявить такие качества, как выдержка, храбрость и сообразительность. В рассказе А.П.Платонова «Никита» повествуется о мальчике, обладающем огромным внутренним миром. Оставшись один, Никита фантазирует. Мир ему представляется злым и агрессивным: злобные человечки , старая «беззубая баня». Но с возвращением отца мальчик обретает опору и теперь человечек, выпрямленный им гвоздь, добродушно улыбается ребенку. |
Воображение – способность творчески мыслить, фантазировать. Я считаю, что, фантазируя, человек может представлять то, чего нет в реальной жизни. Воображение очень хорошо развито у детей, но с возрастом человек теряет эту замечательную способность. Благодаря воображению мы учимся мыслить образами. Вывод: Таким образом, живое воображение способно сделать жизнь увлекательной и интересной. С его помощью можно увидеть что-то особенное в самом обыкновенном. | В рассказе А.П.Платонова «Никита» повествуется о богатом вображении героя. Но, пока он один, образы, создаваемы им, враждебные. Но с появлением отца, мир перестал казаться злым , мальчик обрёл покой. Страшные образы, рисуемые воображением Никиты, сменились улыбкой доброго человечка, которым он представлял обыкновенный гвоздь. «Приключения Тома Сойера», Марк Твен. Воображение главного героя, Тома Сойера, делает его жизнь яркой и насыщенной. Например, Том придумывает необычные игры и приключения, которые помогают ему справляться с трудностями. |
Выбор – это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто. Вывод: Таким образом, выбор – это способность решить свою судьбу и нести ответственность за это решение. | А.В.Суворову не пришлось долго раздумывать о выборе своей будущей профессии. Уже в детстве, несмотря на слабое здоровье и отсутствие поддержки со стороны отца, он решил стать военным. Поэтому всю дальнейшую жизнь он посвятил достижению своей цели. Правильность выбранного им пути доказывает то, что имя А.Суворова вошло в историю нашей страны как имя легендарного полководца. Известно, что на выбор будущего военачальника оказала большое влияние библиотека отца, в которой А.Суворов, будучи ребёнком, проводил целые дни. Его пристрастием были жизнеописания таких великих полководцев прошлого, как А.Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь. Детское воображение Александра Суворова было поражено картиной военных подвигов, поэтому уже с ранних лет он начал готовить себя к военной деятельности. Я уже достиг того возраста, когда мне нужно решать, кем я стану в будущем, и в связи с этим в моей семье возникла похожая ситуация: мама советует мне пойти в медицину, а отец видит меня на военном поприще. Меня же привлекают творческие специальности, такие, как актёр, режиссёр. И, похоже, я уже знаю, кем стану... Перед выбором оказывается Пётр Гринёв, герой романа «Капитанская дочка», который отказывается перейти на сторону Пугачёва, хотя ему грозит смерть. Герой отказывается присягнуть самозванцу и изменить своей присяге. Его выбор продиктован чувством долга, чести и верности Родине. |
Драгоценные книги – это книги, которые мы особенно ценим, потому что они помогают нам найти ответы на многие вопросы, формируют наш характер. Такие книги становятся другом и советчиком человека, завораживают его, делают участником событий, описанных на их страницах. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что ранние впечатления могут Вывод: потом влиять на всю жизнь. В заключение хотелось бы сказать, что каждого человека должны быть такие произведения, с помощью которых он будет познавать окружающий мир и важные основы жизни. | Так, Большую любовь к книге сохранил до конца своих дней А.С. Пушкин. Находясь в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки. Его библиотека в Михайловском была очень обширна и, по словам первого биографа Пушкина, «росла по часам». После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окруженный книгами своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними. Потом он окинул угасавшим взглядом книжные полки и тихо промолвил: «Прощайте, друзья!» Максим Горький писал: « Всем лучшим в себе я обязан книгам». Главный герой автобиографической повести Горького Алеша Пешков книги называет своими университетами. Служа матросом на пароходе, он под влиянием повара пристращается к чтению, сначала читает без разбора, потом уже избирательно. Так у него воспитывается вкус и любовь к книгам. Для меня драгоценными книгами являются тоже книги детства, например, сказки Г.Х.Андерсена. Они научили меня доброте, дружбе, преданности. Эти произведения не только расширили мои представления об окружающем мире, но и во многом определили мои идеалы. |
|
|
Дружба - это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг всегда поможет и поддержит в трудной ситуации. Вывод: Таким образом, дружба – это взаимоотношения между людьми, построенные на основе взаимопонимания, поддержки, желания быть рядом, помочь в трудную минуту. | А.С.Пушкин «Пущину» Дружба А.С. Пушкина и Ивана Пущина. Когда поэт находился в ссылке в Михайловском, его лицейский друг Пущин, не боясь наказания за нарушение запрета, посещает Пушкина. Александр Сергеевич был благодарен другу за эту последнюю встречу, что нашло отражение в его стихотворении «Пущину» «19 октября» Поэт в стихотворении «19 октября» писал: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен… "Снежная королева" Андерсена. Герда преодолела множество препятствий, чтобы спасти Кая. В рассказе В. Железникова «Чучело» Ленка оказывается преданной своим другом. И подобные случаи в жизни людей не редкость. Но не все люди способны это пережить, хотя те, кто всё же справляется с ситуацией, навсегда запомнят горечь и обиду. «Ветер прошлого» «будет хлестать» их «по лицу». Ленка оказалась сильным человеком, способным подняться после такой обиды и унижения, способным остаться милосердным и преданным другом. О настоящей дружбе повествуется в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В этой книге мы видим, как дружба между Маленьким принцем и Лисом меняет их жизни. Лис говорит Маленькому принцу, что если он приручит его, то они станут друг другу очень важны. Он объясняет, что дружба — это не просто слова, это что-то, что нужно создавать и ухаживать. В конце книги мы видим, как маленький принц говорит лису, что он теперь для него не такой, как все, потому что он приручил его. Это показывает, что дружба — это процесс, который требует времени, усилий и взаимной заботы, но когда она настоящая, она меняет тебя и твою жизнь. Вспомним также одного из друзей А.С.Пушкина - В.А.Жуковского, который всегда приходил на помощь поэту, даже в самые трудные моменты. Например, во время Михайловской ссылки Василий Андреевич хлопотал перед двором об освобождении А.С.Пушкина, а в 30-х годах он пытался добиться примирения своего друга с царем, считая, что это принесет поэту пользу. А.С.Пушкин видел это, ценил и любил своего старшего друга, признавал его своим единственным советником. А. Дюма «Три мушкетёра» — классический пример настоящей дружбы. Д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис живут под девизом: «Один за всех, все за одного», все трудности герои романа преодолевают благодаря верной дружбе. |
Доброта – это душевное качество человека, которое выражается в заботливом отношении к другим людям, в стремлении помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру. Вывод: Таким образом, доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. | В рассказе А.П. Платонова « Юшка» добро прорастает и дает свои плоды. Юшка готов помочь чужим несчастьям и нуждам. Он помогал сироте . Для Юшки жить – это значит быть добрым и любить людей . В.Распутин «Уроки французского» «Уроки французского» оказываются «уроками доброты», которые будущий писатель взял в свою взрослую жизнь. Вспоминая о своей любимой учительнице, Распутин пишет о том, что добро всегда бескорыстно, оно не требует награды, не ищет прямой отдачи. Оно бескорыстно, а потому бесценно. И.А. Солженицын «Матрёнин двор». Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни – уроком добра, совести и человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». |
Жизненные ценности – это то, что люди считают важным в своей жизни, о чем они мечтают и к чему стремятся. У каждого человека свои жизненные ценности: семья, любовь, дружба. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. Вывод: Таким образом, жизненные ценности – это идеалы, убеждения, принципы, которые для нас наиболее значимы. Они служат ориентирами в жизни каждого. | Главной жизненной ценностью Маши и Петра в повести “Капитанская дочка” была искренняя любовь, забота друг о друге и человеческое достоинство. В любой ситуации Гринев не отступает от своих принципов, он остается человечным и сильным одновременно и все делает для того, чтобы спасти Машу. А Маша, несмотря на всю свою женственность и мягкость, проявляет необычайную смелость и твердость, защищая свое человеческое достоинство, а позже и свою любовь – Петра. Дружба и сочувствие – главные жизненные принципы юного героя из “Детей подземелья”. По-настоящему радоваться жизни Вася может, только если его друзья улыбаются. Он пытается по-детски наивно, но открыто и от чистого сердца подарить радость умирающей девочке – он приносит ей куклу. Вася готов отдать все, что принадлежит лично ему, чтобы хоть как-то улучшить жизнь своих бедных друзей. Именно в человеколюбии лежит ключ к спасению всего человечества. И маленький герой это чувствует всей своей душой. В рассказе «Старуха Изергиль» М.Горького описаны разные жизненные позиции: эгоизм Ларры, стремление к подвигу Данко и готовность старухи Изергиль посвятить себя другим. Горький подчёркивает, что истинные ценности заключаются в служении людям и умении жертвовать собой ради общего блага. В рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» бескорыстие — одна из жизненных ценностей главной героини рассказа. Матрёна — это воплощение истинной народной нравственности, на которой весь мир держится. Она устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением. |
Забота о людях – это проявление своего участия в жизни другого человека. Это внимание, поддержка, оказание помощи больным, слабым и пожилым. Проявлять заботу к окружающим — значит поддержать их любым способом. Вывод: Таким образом, забота о людях – это неравнодушие к окружающим и искренняя помощь им. | В рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» главная героиня Матрена, несмотря на тяжёлую и жестокую судьбу, сохранила доброе сердце и на протяжении всей жизни самоотверженно заботилась о других людях. Она отзывчиво относилась к односельчанам, помогала им и проявляла милосердие. В рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» учительница Лидия Михайловна не смогла остаться равнодушной к проблемам своего ученика. Заметив синяки на его лице, она поняла, насколько ему необходима помощь взрослого человека. Лидия Михайловна пригласила мальчика к себе домой заниматься французским языком и постаралась накормить его. В произведении А. И. Куприна «Чудесный доктор» врач Пирогов, увидев человека, который пытался покончить с собой, узнал, что семья Мерцалова погибает от бедности и никто не хочет им помочь. Тогда Пирогов пошёл в подвал, где они жили, осмотрел больную девочку, выписал рецепт и оставил им несколько кредитных билетов.
|
Зависть – чувство досады, вызванное благополучием другого человека. Это отрицательное чувство, которое проявляется в том, что человека раздражают успехи, благополучие других, вызывая в нём плохие эмоции. Вывод: Таким образом, зависть выявляет худшие качества людей. Она оказывает разрушительное воздействие на душу человека, делая его несчастным. | В произведении А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери» зависть Сальери к гению Моцарта становится движущей силой его поступков. Несмотря на собственный талант, Сальери не может смириться с тем, что у Моцарта дар от природы. Зависть толкает его на преступление — отравление Моцарта. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина мачеха завидует молодости и красоте царевны и хочет убить её только потому, что говорящее зеркальце считает царевну лучше неё. |
Красота – это качество, которое способно доставлять нам положительные эмоции, это все прекрасное, что нас окружает. Красота окружает человека повсюду: в природе, искусстве, повседневной жизни и простых вещах. Вывод: Таким образом, красота – это то, что не может оставить нас равнодушными. Красота возвышает, облагораживает, одухотворяет людей. | Внутренняя красота важнее внешней, она определяет человека, его поступки. В подтверждение моих слов приведу пример из аллегорической сказки "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери. Маленький принц, оказавшись на Земле, замечает, что на ней существует бесчисленное множество роз, которые внешне ничем не отличаются от его любимой, покинутой розы. Однако он осознает, что они тем не менее ничуть не похожи на его розу. Они красивые, яркие, но «пустые». Маленький принц понимает, что самое главное «глазами не увидеть», а внешняя красота – это просто оболочка, важнее - душевные качества. В сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» красота — это понятие относительное. Один восхищается тем, что не по нраву другому, потому что у них разные представления о прекрасном. Вот и гадкий утенок стал жертвой разницы стандартов. Среди уток он считался уродливым, потому что вовсе не принадлежал к их числу. Его красота раскрылась только среди лебедей, которые имеют свои внешние атрибуты, отличные от утиных. Так и люди часто становятся жертвами пристрастных взглядов и разных мнений, хотя им всего лишь надо найти свою среду, где их внешность оценят по достоинству. |
Любовь к жизни – это наслаждение каждым прожитым днем. То, что дает силы продолжать жить, даже тогда, когда очень плохо и тяжело. Вывод: Таким образом, любовь к жизни заключается в наслаждении тем, что тебе этой жизнью дано, в умении радоваться тому, что тебя окружает. | В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» маленький принц учит ценить жизнь через заботу о своей розе и открытость к новым впечатлениям. Его путешествия и встречи с разными персонажами показывают, что любовь к жизни проявляется в дружбе, ответственности и способности видеть сердцем. В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» Данко, жертвуя собой ради других, показывает истинную любовь к жизни через служение людям и стремление к свету. Его поступок становится символом силы духа и самоотверженности. |
Любовь к родителям – прекрасное и благодарное чувство, которое испытывает ребенок. Это глубокая привязанность, способность поддержать в любой момент, поблагодарить за то, что они для нас делают. Вывод: Таким образом, любовь к самым родным людям – это сильное чувство и очень важная добродетель. Родители – главная ценность, что есть у нас. Мы должны окружить их теплом, вниманием, заботой, а это и есть любовь. | «Капитанская дочка», А. С. Пушкин. Главный герой, Пётр Гринёв, с юных лет был воспитан в атмосфере уважения к родителям. Письма отца, в которых звучат мудрые наставления, становятся для него путеводной нитью в жизни. Даже в сложных ситуациях он стремится оправдать доверие родителей, что показывает его искреннюю любовь к ним. |
Материнская любовь – это самое прекрасное и сильное чувство, способное творить чудеса, возрождать к жизни, спасать в трудные минуты. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка. Вывод: Таким образом, материнская любовь – особенное чувство нежности и стремление заботиться и поддерживать своих детей. | В произведении В.Закруткина «Матерь человеческая» повествуется о Марии. Фашисты убили ее сына. Она нашла в себе силы жить дальше. Когда Мария увидела в подвале немца, она хотела его убить, отомстить за мужа и сына. Солдат назвал ее мамой, и Мария не смогла сделать задуманное. Она ухаживала за раненым немцем, попыталась заменить ему мать. Мария приютила и детдомовских детей, подарив им свою материнскую любовь. |
Мечта – это заветное желание человека, которое помогает ему идти к поставленной цели, придает ему силы и уверенности. У каждого человека есть своя мечта. Вывод: Таким образом, мечта — это особое желание, осуществления которого мы так ждем. Мечты мотивируют людей на различные действия, поступки. | Так, например, в поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» повзрослевший главный герой мечтал выбраться из стен монастыря, куда его маленьким мальчиком привез генерал с целью приютить бездомного сироту. Мцыри был представителем свободолюбивого народа, он почти не помнил детство, но его горячий темперамент звал на волю. Однажды, накануне пострига, юноша осуществил свою мечту - совершил побег из скромной монастырской кельи. Он столкнулся с миром дикой природы, побывал возле родных гор, сразился с барсом. Через три дня его нашли, полуживого, израненного в схватке с барсом, но даже перед смертью Мцыри ни в чем не раскаялся. Для него эти три дня свободной жизни стоили целого века, проведенного в стенах монастыря, потому что он обладал непокорным, мятежным характером. Осуществление своей мечты и последующая гибель для юноши было лучшей долей, поскольку влачить тоскливое, однообразное существование в роли монаха было выше его сил. Таким образом, его мечта свидетельствовала о его свободолюбивом, непокорном, романтичном характере. В произведении А. Грина «Алые паруса» также повествуется о влиянии мечты на характер человека. Ассоль ждёт принца на корабле с алыми парусами, и эта мечта помогает ей мириться с несправедливой действительностью. Она верит в предсказание, несмотря ни на что. И однажды будет вознаграждена за свои страдания, капитан Грей исполнит ее мечту. По-настоящему грандиозные мечты лелеял в своем сердце Петр Первый. Он хотел прорубить окно в Европу и вывести свою страну на новый уровень развития. Он ввез в Россию новые технологии, соорудил флот и построил город в месте, где располагались одни болота. Силой военного потенциала он отвоевал спорные земли у шведов и создал мощные укрепления на подступах к России. Его мечта положила начало великим преобразованиям в жизни миллионов людей. |
Настоящий друг – человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться. Настоящий друг чаще всего один. Это человек, которому полностью доверяешь, в котором уверен, что он всегда поможет в трудную минуту. Вывод: Таким образом, главное в жизни не иметь большое количество товарищей, с которыми можно развлекаться, гораздо важнее найти настоящего друга. | А.С.Пушкин «Пущину» Дружба А.С. Пушкина и Ивана Пущина. Когда поэт находился в ссылке в Михайловском, его лицейский друг Пущин, не боясь наказания за нарушение запрета, посещает Пушкина. Александр Сергеевич был благодарен другу за эту последнюю встречу, что нашло отражение в его стихотворении «Пущину» «19 октября» Поэт в стихотворении «19 октября» писал: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен… "Снежная королева" Андерсена. Герда преодолела множество препятствий, чтобы спасти Кая. В рассказе В. Железникова «Чучело» Ленка оказывается преданной своим другом. И подобные случаи в жизни людей не редкость. Но не все люди способны это пережить, хотя те, кто всё же справляется с ситуацией, навсегда запомнят горечь и обиду. «Ветер прошлого» «будет хлестать» их «по лицу». Ленка оказалась сильным человеком, способным подняться после такой обиды и унижения, способным остаться милосердным и преданным другом. О настоящей дружбе повествуется в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В этой книге мы видим, как дружба между Маленьким принцем и Лисом меняет их жизни. Лис говорит Маленькому принцу, что если он приручит его, то они станут друг другу очень важны. Он объясняет, что дружба — это не просто слова, это что-то, что нужно создавать и ухаживать. В конце книги мы видим, как маленький принц говорит лису, что он теперь для него не такой, как все, потому что он приручил его. Это показывает, что дружба — это процесс, который требует времени, усилий и взаимной заботы, но когда она настоящая, она меняет тебя и твою жизнь. Вспомним также одного из друзей А.С.Пушкина - В.А.Жуковского, который всегда приходил на помощь поэту, даже в самые трудные моменты. Например, во время Михайловской ссылки Василий Андреевич хлопотал перед двором об освобождении А.С.Пушкина, а в 30-х годах он пытался добиться примирения своего друга с царем, считая, что это принесет поэту пользу. А.С.Пушкин видел это, ценил и любил своего старшего друга, признавал его своим единственным советником. А. Дюма «Три мушкетёра» — классический пример настоящей дружбы. Д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис живут под девизом: «Один за всех, все за одного», все трудности герои романа преодолевают благодаря верной дружбе. |
Настоящее искусство – это творческое отображение действительности в живописи, кинематографе, литературе и во многом другом. Оно не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом. Вывод: Таким образом, настоящее искусство – это великая сила, способная вдохновить человека или поднять его ослабевший дух. Истинные произведения искусства делают жизнь прекраснее и ярче. | В произведении Елены Габовой говорится о девочке Свете. Одноклассники не любили ее за бедность, несхожесть с ними, за ее, как им тогда казалось, противный голос. Но, прошло время, и из Рыжухи девочка преобразилась в Светлану Сергееву, оперную певицу. «По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла».» В.Короленко «Слепой музыкант». В произведении говорится, что у слепого мальчика обнаруживаются явные музыкальные способности, формируется и крепнет талант юного музыканта. Все началось с того, что Петруша услышал звуки дудочки конюха Иохима. Мальчик пошел к нему послушать, как тот играет, и вскоре стал приходить постоянно. Затем последовали и первые уроки, Петруша сам научился играть на дудке. Короленко повествует о бессмертности подлинного искусства. Музыка должна идти от сердца, а не быть продиктованной стандартными умениями. |
Неуверенность в себе – это качество личности, характеризующееся низкой самооценкой, отсутствием веры в себя, свои силы, возможности и способности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать. Вывод: Таким образом, неуверенность в себе – это результат низкой оценки человеком своих возможностей, когда он не верит в успех дела. | Преодолевает свою неуверенность и героиня повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Маша Миронова. В начале произведения перед нами очень робкая, пугливая девушка. Она краснеет во время разговора и падает в обморок при пушечном выстреле. Но перенесённые испытания закаляют характер Маши. В конце повести героиню не узнать: она смело и решительно борется за спасение своего возлюбленного.
|
Нравственные качества, ценности – это внутренние духовные которыми руководствуются люди в повседневной жизни. Важными нравственные ценности являются честность, справедливость, порядочность. О нравственных ценностях человека можно судить по его поступкам. Вывод: Таким образом, нравственные ценности человека – это духовный мир, определяющий его мысли, чувства, поступки. | «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. В произведении представлены такие нравственные ценности, как дружба, ответственность, любовь, верность, истина.
«Чудесный доктор» А. И. Куприна. Совесть и сочувствие — те моральные качества, благодаря которым доктор Пирогов спасает от самоубийства человека, измученного нищетой и несправедливостью. |
Нравственный выбор – это нелегкое решение, которое человек принимает, оказавшись в непростой ситуации. Это заключается в том, что личность выбирает между добром и злом, человечностью и бессердечностью. Делая правильный выбор, человек на первый план ставит интересы других людей, их благополучие. Вывод: Таким образом, нравственный выбор – это решение каждого человека: делать ему что-то во благо других или думать о собственной выгоде. Я считаю, что по первому пути идут благородные люди. Совершая нравственный выбор, человек обращается к собственной совести, и принятое решение характеризует его. | В произведении В.Закруткина «Матерь человеческая» повествуется о Марии. Фашисты убили ее сына. Она нашла в себе силы жить дальше. Когда Мария увидела в подвале немца, она хотела его убить, отомстить за мужа и сына. Солдат назвал ее мамой, и Мария не смогла сделать задуманное. Она ухаживала за раненым немцем, попыталась заменить ему мать. В повести А.С.Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться. С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой - Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения. В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой”. В произведении мы наблюдаем, что мальчик понял свою ошибку и раскаялся в своём поступке. Другими словами, герой, перед которым встал вопрос – попросить прощения у бабушки или промолчать, решает извиниться. В этом рассказе мы как раз и наблюдаем, что решение нравственного выбора зависит от характера человека. Свой нравственный выбор сделал и Пётр Гринёв, герой повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Когда Петруша проиграл в бильярд офицеру Зурину сто рублей, Савельич стал убеждать своего воспитанника не отдавать долг этому аферисту. Гринёв и сам понимал, что Зурин обвёл его вокруг пальца, но всё же принял решение отдать деньги. Он поступил так, как учил его отец - по законам чести Давайте вспомним пионеров-героев. У них был выбор спрятаться и переждать войну, перейти на сторону врага или погибнуть за Отечество. Так Зоя Космодемьянская добровольцем пошла в отряд разведчиков. Девушке удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню. |
Общее дело – это совместная работа, выполняемая командой, которая стремится к хорошему результату. Общее дело объединяет людей, делает их сплоченными. Вывод: Таким образом, общее дело приводит к желаемому результату лишь тогда, когда команда работает слаженно и дружно. В такой работе вклад каждого очень важен. | В рассказе К.Г..Паустовского «Теплый хлеб» мальчик понимает, что обидел коня, из-за чего на деревню наступили лютые морозы. Филька хочет исправить свой поступок и вместе с деревенскими мальчишками и другими жителями помогает освободить мельничное колесо изо льда. В финале рассказа происходит объединение всех: и жителей деревни, и сказочных животных с людьми. Филька мирится с конём, и от этого зависит душевное спокойствие героя. 1 Таким образом, в произведении «Тёплый хлеб» автор показывает, что с бедой можно справиться только вместе и что на доброе дело откликнутся все — и люди, и звери, и сама природа.
|
Ответственность – это важное человеческое качество, которое проявляется в умении отвечать за свои поступки и действия, а также за их последствия. Люди не должны бояться брать на себя ответственность за того, кто нуждается в помощи. Вывод: Таким образом, ответственность – это самоконтроль, умение анализировать свои действия и вовремя исправлять ошибки. | А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц». Главный герой живёт на собственной планете и ухаживает за своей розой и за всеми другими живыми существами, которые бы погибли без него. Лис, друг Маленького принца, произносит фразу: «Мы в ответе за тех, кого приручили». А. И. Куприн, «Куст сирени». Верочка, жена офицера Алмазова, узнаёт о проблемах мужа с экзаменом и не может оставаться в стороне. Она берёт на себя все хлопоты, всю ответственность за успех мужа, покупает и сажает в нужном месте кусты сирени. Только благодаря её находчивости Алмазов смог сдать экзамен. М. А. Шолохов, «Судьба человека». Андрей Соколов, военный шофёр, потерял всю семью, жену и детей в огне Великой Отечественной войны. Однако этот удар судьбы не заставил его опустить руки. Он взял на себя ответственность за жизнь маленького Ванюшки, мальчика-сироты, у которого безжалостная война тоже забрала всех родных. |
Память сердца – это сокровенные воспоминания о событиях, которые оставили глубокий след в душе человека. Как правило, в нашей памяти сохраняются самые сильные впечатления. Вывод: Таким образом, память сердца – это воспоминания о чем-то прекрасном и лучшем его жизни. | «Алые паруса». Пример памяти сердца — главная героиня Ассоль. Однажды Эгль, сказочник, предсказал маленькой девочке её будущее: когда она вырастет, за ней приплывёт принц на белом корабле с алыми парусами. Ассоль, романтичная и возвышенная натура, верит в это пророчество и хранит его в своём сердце. В рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» маки своей яркой и короткой жизнью напомнили Ольге Петровне о сыне, память о котором она постоянно хранила в сердце. В рассказе Б. Л. Васильева «Экспонат №…». У героини были три самых дорогих документа: письмо от сына, письмо от его друга о том, что сын погиб, и похоронка. Анна Федотовна перечитывала письмо сына каждый вечер перед сном, и в этом ритуале заключался смысл её жизни. Эти ценные вещи-память ее сердца. |
Признать свои ошибки – это умение понять свою неправоту, исправить ситуацию в лучшую сторону. Такое состояние души позволяет человеку лучше понять себя, а также помогает не повторять свои ошибки. Вывод: Таким образом, признание своих ошибок является самым первым шагом на пути к исправлению. | В. П. Астафьев, «Конь с розовой гривой». Герой обманул свою бабушку: в корзину на дно положил ягоды, а на верх траву. Внуку было очень стыдно, он избегал встречи с бабушкой, но всё же нашёл в себе силы раскаяться и признаться в содеянном. Его простили, ведь раскаяние — это первый шаг к очищению души. |
Прийти на помощь – это драгоценное качество человека, которое выражается в умении поддержать, протянуть руку помощи. Помощь людям – это бескорыстное доброе дело, слово, поступок, которые помогают справиться с трудностями. Вывод: Итак, помощь может быть самой разной: забота, нужный совет, поддержка в трудную минуту. | «Капитанская дочка», А. С. Пушкин. Пётр Гринёв спасает свою любимую — Машу Миронову, рискуя жизнью и свободой, а когда его арестовывают, девушка просит за него у самой императрицы. Один из примеров проявления помощи в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро» — поступок Яшки, который, увидев, что Володя упал в реку и начал тонуть, не стал бросать друга одного и сам прыгнул в воду спасать его. Яшка сначала хотел бежать в деревню за помощью, но потом понял, что он единственный, кто может спасти Володю. Преодолевая страх за свою жизнь, он прибежал на помощь, прыгнул к товарищу, который был уже под водой, и вытащил его на берег, оказав первую помощь. Этот поступок говорит о том, что Яшка оказался благородным и смелым человеком, он не просто выручил товарища в беде, а спас ему жизнь. |
Прощение – это умение проявлять великодушие. Умение просить прощения и прощать — признак сильной личности, это преодоление своего гнева и признание собственных ошибок. Вывод: Таким образом, умение прощать – главная черта великодушного человека. Это признак мудрости. | А. С. Пушкин, «Дубровский». Ради возлюбленной герой забывает о мести и прощает обидчика Троекурова, так как не может жестоко поступить с Машей. Если Владимир отомстит, то она окажется такой же несчастной, как и он. В. Астафьев, «Конь с розовой гривой». Бабушка простила героя за обман, поддержала его, показав тем самым, что важно всегда оставаться человеком. Этот урок доброты запомнился рассказчику на всю жизнь: он часто вспоминает пряник с конём, который стал олицетворением доброты и поддержки. |
Проявлять внимание к человеку – это способность выразить доброту и заботу о другом человеке, окружить его вниманием. Особенно важно, когда кто-то чувствует себя одиноким и нуждается в человеческом внимании. Вывод: Следовательно, внимание и забота о человеке даёт возможность почувствовать себя нужным. | «Чудесный доктор», А. И. Куприн. Доктор Пирогов не может оставаться в стороне, если кто-то нуждается в помощи. Он выписывает рецепт для дочери героя и помогает семье деньгами. «Судьба человека», Михаил Шолохов. Главный герой проявляет участие в жизни беспризорника Ванюшки, несмотря на собственные личные проблемы. Он не только предлагает ребёнку встречи и развлечения, но и берёт на себя ответственность за его будущее, разделяя его горе и становясь ему опорой. «Василий Тёркин», А. Т. Твардовский. Василий Тёркин, несмотря на военные условия, был готов помочь ближнему и сохранял позитивный настрой. Например, он помог по хозяйству двум пожилым героям в главе «Два солдата», починил их часы В рассказе Б. Екимова «Ночь исцеления» внимания к ближнему — сострадание и заботу- проявил Гриши. Баба Дуня кричала во сне от кошмаров. Гриша не смог крикнуть бабушке, чтобы она замолчала, как советовала мама, он выбрал путь сострадания: убедил спящую бабушку, что карточки нашлись, что ее пустили на ночлег, что документ правильный. Это были первые шаги на пути исцеления душевных ран бабы Дуни. |
Решимость – это готовность совершить поступок, преодолевая чувство страха. Такая готовность заключается в чувстве личной ответственности за всё происходящее. Это качество характера, благодаря которому люди совершают смелые поступки. Вывод: Таким образом, решимость присуща человеку, способному думать не только о себе. Такие люди готовы в самые трудные моменты принимать ответственные решения. | А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, оказавшись в крепости, захваченной Пугачёвым, демонстрирует решительность, отказываясь присягать самозванцу, несмотря на угрозу смерти. Его твёрдость в убеждениях не только спасает ему жизнь (Пугачёв уважает его честность), но и помогает сохранить достоинство. «Капитанская дочка», А. С. Пушкин. Решимость проявляется в действиях Пётра Гринёва, когда он спасает свою любимую, рискуя жизнью и свободой. А когда арестовывают Петра, Маша просит за него у самой императрицы. «Тихое утро» — решительный поступок Яшки, который, увидев, что Володя упал в реку и начал тонуть, не стал бросать друга одного и сам прыгнул в воду спасать его. Яшка сначала хотел бежать в деревню за помощью, но потом понял, что он единственный, кто может спасти Володю. Преодолевая страх за свою жизнь, он прибежал на помощь, прыгнул к товарищу, который был уже под водой, и вытащил его на берег, оказав первую помощь. Этот поступок говорит о том, что Яшка оказался благородным и смелым человеком, он не просто выручил товарища в беде, а спас ему жизнь. |
Сила духа – это одно из важных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Она проявляется в стойкости и вере в лучшее будущее. Благодаря силе духа человек способен справиться с различными жизненными трудностями. Вывод: Таким образом, сила духа – это качество, которое помогает человеку находить выход из затруднительного положения, преодолевать жизненные невзгоды. | Необыкновенной силой духа обладает и легендарный лётчик, герой "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого Алексей Мересьев. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему ампутировали обе ноги. Но Мересьев не пал духом. Благодаря регулярным тренировкам, превозмогая боль, Мересьев не только смог восстановиться физически, но и вернулся в небо. Сила духа этого человека вызывает искреннее восхищение! Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Он прошёл через всю войну, но смог сохранить в душе свои возвышенные идеалы. В плену и на передовой он не сломался под натиском испытаний и не предал родину. Даже потеряв всю семью, он нашёл в душе место для любви и взял к себе беспризорника Ванечку. Жилин, герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Он дважды бежал, не сдавался и не бросал товарища по несчастью Костылина (хотя тот был гораздо слабее, из-за него первый побег и не удался). Сила духа позволила справиться со всеми преградами, и Жилин оказался на свободе. Василий Тёркин, герой одноимённой поэмы А. Т. Твардовского. Несмотря на то, что он не выглядит и не ощущает себя героем, он совершает героические поступки во имя победы – от переправы под огнём до подбитого из винтовки самолёта. Василий, как и другие советские граждане, остались победителями благодаря любви к Родине и силе духа. |
Слава – это известность, признание достоинств и заслуг человека. Это свидетельство всеобщего уважения, признания заслуг, таланта. Вывод: Таким образом, получить славу можно благодаря своим талантам или заслугам. | А. С. Пушкин, «Моцарт и Сальери». Моцарт, молодой композитор, творчество которого восхищало каждого слушателя, приобрёл широкую известность. Этот пример говорит о том, что слава приходит к тем, кто этого заслуживает. А. Т. Твардовский, «Василий Тёркин». О подвиге Василия Тёркина знали многие представители советского народа, а не только его взвод и солдаты, увидевшие переплывающего реку героя. Центральный персонаж получил славу благодаря своему героизму. |
Счастье – это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. У каждого из нас свое представление о счастье. Одних людей счастливыми делают победы, других – материальные блага, третьих – близкие люди. Вывод: Таким образом, счастье – это радость жизни, которую ощущает человек. | Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель». Герой становится счастливым, когда приобретает новое пальто. Новая шинель — это чуть ли не единственное, чего он так искренне желал. Ассоль из повести А. Грина «Алые паруса». Героиня мечтала о счастье с детства. Сказочник Эгль рассказал ей, что за ней приедет принц на корабле с алыми парусами и увезёт её в светлое будущее. И это действительно сбылось: в Ассоль влюбился капитан Грэй, который организовал для девушки сказку из её детских мечтаний. Пётр Гринев и Маша Миронова из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Они не ищут счастье специально, оно приходит довольно внезапно, в неожиданное для них время. Автор награждает Петра Гринева совместным счастьем с Машей Мироновой благодаря тому, что он был верен своим жизненным принципам. Мцыри из одноимённой поэмы М. Ю. Лермонтова. Главный герой вырос в монастыре, в заточении, всю жизнь мечтал о свободе и хотел побывать в родных горах. Мцыри убежал из монастыря, эти несколько дней он действительно жил. И эти дни для него стали счастьем. |
Творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Оно даёт человеку возможность отразить свое состояние души, приносит чувство радости и удовлетворения. Люди, наделённые творческим мышлением, меняют мир, своей деятельностью приносят радость окружающим. Вывод: Действительно, творчество – важнейшая часть человеческого существования, способная менять окружающую действительность. | Александр Сергеевич Пушкин. Великий русский поэт и писатель черпал вдохновение из своих переживаний, истории и народной культуры. Его произведения, такие как «Евгений Онегин», стали образцом высокой литературы, вдохновляя многих поколений авторов на создание своих шедевров. Михаил Ломоносов. Известный русский учёный изучал естественные науки, но у него было творческое хобби — поэзия. Исследователь в свободные минуты слагал стихи, посвящённые его открытиям и начинаниям в науке. |
Уважение к человеку – это отношение одного человека к другому, которое заключается в доброжелательности, понимании, почтении. Уважение является основным во взаимоотношениях между людьми, оно ещё сильнее проявляется, если это чувство взаимное. Вывод: Таким образом, надо относиться к окружающим так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе. | Вася из повести В. Короленко «В дурном обществе». Мальчик из благополучной семьи находит себе друзей среди бездомных. Для окружающих Валек — мелкий воришка, оборванец, которого нужно обходить стороной, а Вася уважает его за благородство, честность, нежную заботу о сестре. |
Фантазия – это способность человека творчески мыслить, разглядеть в привычных вещах что-то необычное, интересное. Для человека фантазия необходима как источник вдохновения и способ взглянуть на мир по новому. Вывод: Итак, фантазируя, человек выходит за рамки привычного и обыденного, а жизнь становится намного ярче и интереснее. | Марк Твен, «Приключения Тома Сойера». Воображение главного героя, Тома Сойера, делает его жизнь яркой и насыщенной. Например, Том придумывает необычные игры и приключения, которые помогают ему справляться с трудностями. В рассказе А.П.Платонова «Никита» повествуется о богатом вображении героя, умении фантазировать. Но, пока он один, образы, создаваемы им, враждебные. Но с появлением отца, мир пере-стал казаться злым , мальчик обрёл покой. Страшные образы, рисуемые воображением Никиты, сменились улыбкой доброго человечка, которым он представлял обыкновенный гвоздь. |
Цель в жизни – это предмет стремления, стимул для развития. Она должна быть у всякого человека, потому что без неё всё теряет смысл. Вывод: Таким образом, у каждого человека есть цель в жизни, то есть то, что кажется ему наиболее значимым, к осуществлению чего нужно стремиться. | В «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого цель в жизни главного героя, Алексея Мересьева, заключалась в том, чтобы снова получить возможность сесть за штурвал самолета и сражаться за освобождение Родины. Неудержимое желание летать так поразило медицинскую комиссию, что она одобрила возвращение Мересьева на фронт. Впоследствии он совершил множество вылетов и проявил себя смелым и ответственным пилотом. |
Чудо – это что-то необычное, то, что вызывает удивление. Чудо заставляет верить, что всё возможно. Без веры в чудеса жить невозможно, поэтому их нужно делать своими руками. Вывод: Таким образом, чудо – это счастливое стечение обстоятельств, когда помощь в тяжёлой безвыходной ситуации приходит внезапно. Человек уже не надеется; но происходит удивительное событие, вызывающее восхищение, приносящее людям счастье. | Чудо в рассказе «Чудесный доктор» заключается в том, что одно доброе дело, совершённое доктором Пироговым в Рождественский сочельник, повлекло за собой цепь удивительных и радостных перемен в жизни семьи Мерцаловых. |