10 КЛАСС
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В РАЗНЫХ СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ
Учитель информатики Шилина А.Г.
Го Рефтинский, МБОУ «СОШ № 15»
ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА
+
-
*
Первый: 1 + 1 = 0 — единица переходит в следующий разряд.
Второй: 1 + 1 + 1 = 1 — единица переходит в следующий разряд.
Третий: 1 + 1 + 1 = 1 — единица переходит в следующий разряд.
Четвёртый: 1 + 0 + 1 = 0 — единица переходит в следующий разряд.
Пятый: 0 + 0 + 1 = 1.
Первый: 0 − 1 = 1 — занимаем единицу из старшего разряда.
Второй: 1 − 1 = 0 — так как отсюда заняли единицу, но у нас её не было, мы взяли её из следующего разряда и вычли единицу из этого.
Третий: 0 − 0 = 0 — из этого разряда единица ушла в первый.
Четвёртый: 1 − 0 = 1 .
Сначала умножаем верхнее число, 110, на 0, затем на 1, а потом складываем полученные два и получаем результат.
110 × 0 = 000;
110 × 1 = 110.
Сдвигаем 110 на один разряд влево и складываем результаты промежуточных умножений:
000 + 110 = 1100.
РЕШИТЕ САМОСТОЯТЕЛ Ь НО
Выполните сложение
Выполните умножение
11110011 2 + 110010 2
111001 2 * 101 2
1100100 2 + 111 2
1101 2 * 110 2
Выполните вычитание
101100 2 и 111 2
10101011 2 и 10110 2
ВОС Ь МИРИЧНАЯ СИСТЕМА
У МНО Ж ЕНИЕ
СЛО ж ЕНИЕ
ВЫЧИТАНИЕ
РЕШИТЕ САМОСТОЯТЕЛ ь НО
Выполните умножение
Выполните сложение
Выполните вычитание
163 8 *63 8
543 8 -256 8
1153,2 8 +1147,32 8
146 8 +673 8
124 8 *35 8
43506 8 -5042 8
ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА
ВЫЧИТАНИЕ
СЛО Ж ЕНИЕ
У МНО Ж ЕНИЕ
Начинаем слева направо, от меньшего разряда к большему. 2 – 1 = 1.
1 – 0 = 1.
3 – 9 = ? Тройка меньше девяти, поэтому позаимствуем единицу из старшего разряда. 13 – 9 = 4. Из последнего разряда мы взяли единицу для предыдущего действия, поэтому 4 – 1 = 3.
Точка над семёркой означает то, что будет следующая сумма: 7+9+1 = 17 . Так как, снова больше основания системы счисления, то единица снова идёт в следующий разряд ( 17-10 = 7 ), а семёрка сносится вниз.
8 + 3 = 11 ( 11 - 10 = 1 ) -единица идёт вниз, а десятка в следующий разряд;
Каждый разряд умножаем на единицу, как обычно справа налево, и получаем число 6748;
6748 умножаем на 8 и получаем число 53984;
Проделываем операцию умножения 6748 на 3. Получаем число 20244;
Складываем все 3 числа, по правилам. Получаем 2570988.
7 + 9 + 1 = 17 (17 - 10 = 7) - семёрка идёт вниз, а десятка в следующий разряд;
6 + 4 + 1 = 11 (11 - 10 = 1) - единица идёт вниз, а десятка в следующий разряд;
Спускаем единицу вниз, так как не с чем складывать
РЕШИТЕ САМОСТОЯТЕЛ ь НО
Выполните умножение
Выполните сложение
Выполните вычитание
64 10 *54 10
201,25 10 - 59,75 10
1239 10 +985 10
15 10 +6 10
15 10 *12 10
178 10 -89 10
ШЕСТНАДЦАТЕРИЧНАЯ СИСТЕМА
ВЫЧИТАНИЕ
СЛО Ж ЕНИЕ
У МНО Ж ЕНИЕ
B - E → 11 - 14 ( вычесть не можем, занимаем у старшего разряда ) → 27 - 14 = 13 (D);
9 - F → 9 - 15 (вычесть не можем, занимаем у старшего разряда) → 25 - 15 = 10 (A);
Спускаем ноль, так как занимали.
D * B → 13 * 11 = 143 ( 143 - 16x8 = 15 ) → т.к. восемь вычитаний, то восьмёрка идёт в следующий разряд ;
D * A + 8 → 13 * 10 + 8 = 138 ( 130 - 16x8 = 10 ) → т.к. восемь вычитаний, то восьмёрка идёт в следующий разряд ;
C + E = 12 + 14 = 26 ( 26 - 16 = 10 ) - десять идёт вниз, а шестнадцать в следующих разряд;
B + D + 1 = 11 + 13 + 1 = 25
( 25 - 16 = 9 ) - девять идёт вниз, а шестнадцать в следующих разряд;
1 + 2 + 1 = 4
Просто спускаем восьмёрку;
C * B → 12 * 11 = 132 (132 - 16x8 = 4) → т.к. восемь вычитаний, то восьмёрка идёт в следующий разряд;
C * A + 8 = 12 * 10 + 8 = 128 (128 - 16x8 = 0) → т.к. восемь вычитаний, то восьмёрка идёт в следующий разряд ;
Восьмёрку спускаем;
Складываем полученные числа и получаем ответ.
8F 16 − 8B 16
РЕШИТЕ САМОСТОЯТЕЛ ь НО
Выполните умножение
Выполните сложение
Выполните вычитание
1A 16 *43 16
8F 16 – 8B 16
82 16 +11E 16
73 16 +2E 16
61A 16 *40D 16
8E 16 -94 16
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
https://kopilkaurokov.ru/informatika/testi/proverochnaia_rabota_po_teme_dvoichnaia_arifmetika
https://urok.1sept.ru/articles/538128
https://skillbox.ru/media/code/dvoichnaya-arifmetika-slozhenie-umnozhenie-vychitanie-delenie-binarnykh-chisel/
https://dzen.ru/a/Yx9d0YGcJSTZVey1
https://urok.1sept.ru/articles/564800
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e72b9a1-2e8f-4371-9c9e-f688640fe66e/section1_article12.html