«Арифметика» анализа поэтического текста.
О важности аккуратного перехода от эмоционального восприятия произведения к его интерпретации
Анализ стихотворения на уроках литературы зачастую вызывает трудности у обучающихся. И не потому, что нет единой схемы анализа стихотворения. Это вполне объяснимо, поскольку каждое произведение искусств особенно, своеобразно и уникально. Еще до начала теоретического исследования нужно попытаться понять его суть, его секрет: что именно делает его неподражаемым, запоминающимся: какая-либо удивительная метафора или нестандартная композиция, и именно доминирующий приём положить в основу анализа, соотнеся с ним остальные черты и особенности.
Одного прочтения стихотворения мало. Надо читать и перечитывать его несколько раз, от этого оно становятся еще ярче. Затем следует попытаться пересказать содержание каждого фрагмента. И хотя мы знаем, что у стихотворения зачастую нет сюжета, нет развития действия, анализ содержания (пересказ) поможет лучше понять чувства, передаваемые поэтом от лица лирического героя.
Главное, к чему должны быть готовы обучающиеся, – к умению видеть в центре произведения образ лирического героя (он не всегда ярко выражен). Поэтому при анализе содержания текста следует научить детей искать смысл стихотворения в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. Излагая содержание каждой части стихотворения, необходимо описать мысли, ощущения лирического героя; объяснить, какие выразительные языковые средства помогают передать эти мысли и чувства. Дети обязательно должны рассказать о том, какое впечатление произвело на них стихотворение, какие строки показались наиболее значительными, и почему.
Очень важным моментом является «аккуратный переход» от описания ощущений читателя, от прочитанного поэтического произведения к
холодному анализу, разбору так называемой «поэтической кухни». Нужно дать обучающимся время осмыслить прочитанное, прочувствовать его. Резкий переход от «лирики» к «физике» может уничтожить очарование, навеянное поэзией.
И хотя жёсткого алгоритма анализа поэтического текста нет, но существуют некоторые общие правила и схемы. Можно, к примеру, проанализировать лирическое произведение по такому плану:
1. Дата написания стихотворения с использованием фактического материала.
2. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание и т. д.)
3. Идейное содержание:
а) ведущая тема;
б) основная мысль;
в) эмоциональная окраска чувств;
г) внешние впечатления и внутренняя реакция на него.
5. Анализ структуры произведения:
а) особенности композиции;
б) основные образы;
в) основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, олицетворения, оксюморон, перифраза);
г) речевые особенности, литературные приемы, интонационно-синтаксические фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, эпифора, риторический вопрос, рефрен);
г) стихотворный размер, рифма;
д) звукопись (аллитерация, ассонанс);
е) строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа)
ж) вид рифомовки.
Интересным опытом является использование некоторых приёмов, овладев которыми учитель сумеет разнообразить работу обучающихся над исследованием произведения. Одним из таких приемов является метод "стилистического эксперимента".
Нередко внимательные учащиеся замечают в предложенных учителем стихотворениях не только их внешнее содержание, образы, но и смыслы, которые понимаются только при вдумчивом чтении. Но такие явления, как правило, фрагментарны, бессистемны. И если даже ученик заметил какие-либо интересные особенности текста, то нередко не может объяснить их суть и смысл, который они вносят в произведение. "Стилистические эксперименты" с деформированными текстами, игровые творческие задания, сочинение собственных текстов по заданной теме или модели помогут развить у обучающихся более глубокое понимание стихотворений и способности к их качественному анализу. Рассмотрим несколько примеров.
Учащиеся под руководством учителя делятся на творческие группы и отправляются к "шкатулкам слов", чтобы найти там точные и выразительные слова для выполнения творческих заданий, которые строятся
по принципу "стилистического эксперимента". Дети должны почувствовать слово, его роль в стихе, его уместность и сочетаемость с другими словами, при этом нужно следить а тем, чтобы не были нарушены ритм и сохранилась рифма.
Задания к текстам могут играть не только тренировочную роль, но и выполнять контрольную функцию. Они позволят проверить, как накопленные учащимися теоретико-литературные знания "работают" на восприятие, делая его более глубоким и многоуровневым, как развивается эмоциональная отзывчивость старшего подростка, его поэтический слух.
В 5-м классе можно предложить учащимся подобрать подходящие по смыслу эпитеты, глаголы, пропущенные в стихотворении Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…»
Как неожиданно и (как?)
На (какой?) неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве.
Один конец в леса (что сделала?)
Другим за облака ушла
Она полнеба охватила
И в высоте изнемогла.
Один из наиболее любимых обучающимися способов анализа поэтического текста является устное словесное рисование. Поскольку, повторимся, принято считать, что в стихотворении отсутствует сюжет, то ученикам очень интересно попробовать в прозе пересказать последовательность мыслей лирического героя, переход от одних эмоций к другим, интонирование этих эмоций.
Умение увидеть главное, точно передать его словами, вообразить образы, созданные автором, – это элементы мыслительной деятельности, которые являются важными составляющими урока литературы. Словесное рисование – это процесс индивидуальный, самостоятельный. Художественные способности человека определяются умением наблюдать, творчески воображать и ярко изображать. Поэтому работа начинается с вдумчивого чтения, а продолжается устным рисованием воображаемых картин. Затем, рассматриваются средства художественной выразительности, что наталкивает на размышления о многомерности, ёмкости каждого слова. Приём устного словесного рисования позволяет говорить о стихотворениях, не прибегая к схематическому анализу: год написания, тема, идея, выразительные средства. Зато он позволяет ученику выразить свои ощущения и в них разобраться. Развивается речь, сознание и мышление.
Этот прием формирует у обучающихся умение видеть мир в его многообразии и неповторимости, видеть и чувствовать прекрасное, удивляться обычным вещам, сопоставлять зрительные и словесные образы. Как эту работу организовать практически? Можно начать с обычного иллюстрирования произведений. Дать, к примеру, задание: «Какими вы увидели героев данного лирического произведения?», «Какие бы рисунки вы нарисовали в качестве иллюстрации к данному стихотворению?», «Как бы вы оформили обложку книги, если бы вам пришлось издавать сборник стихов данного автора?» Это помогает учащимся не только воспринимать содержание произведения, но и соотносить его с замыслом автора. Устное рисование вызывает у детей зрительные ассоциации, которые они потом учатся выражать словесно. Кроме того, в процессе словесного рисования обучающиеся творчески самовыражаются. К данной форм работы можно также отнести словесное рисование эпизодов («Каким вы увидели бой купца Калашникова и опричника Кирибеевича?», «Как выглядело место поединка Мцыри с барсом?»). Интересным может быть словесное портретирование («Как выглядит Мцыри во время исповеди?», «Какой вы увидели Татьяну в библиотеке Онегина после его отъезда?»), а также описание зрительных ассоциаций после прочтения лирических произведений («Какими бы красками вы «разукрасили» стихотворение..?»). Развивающееся при выполнении таких заданий воссоздающее и творческое воображение способствует овладению обучающимися образной речью, благотворно влияет на эстетическое развитие детей в целом.
Приём словесного рисования позволяет ребёнку выразить свои ощущения и в них разобраться. Так, при обсуждении с восьмиклассниками внутреннего видения стихотворения Н.Рубцова «Звезда полей», можно обсудить с ребятами картины, возникающие в их воображении. Применить данный приём будет уместно и при изучении стихотворения С.А. Есенина «Черёмуха», проанализировав вначале иллюстрацию учебника, а потом изложить своё видение.
Иногда для того, чтобы несколько разнообразить «арифметику» анализа поэтического текста, можно предложить детям все еще популярный вид анализа - составление синквейна (короткого нерифмованного стихотворения из пяти строк).
Первая строка – существительное, изображаемый предмет
Вторая строка – два прилагательных или причастия, отражающие свойства предмета.
Третья строка – три глагола, которые передают динамику.
Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна, выражаемые словосочетанием (реже - предложением).
И, наконец, последняя, пятая, строка – резюме, суть изображаемого в одном-двух словах. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом и выразить свои ощущения одним словом.
К примеру, такой синквейн можно составить к образу грозы в стихотворении Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело»:
Гроза
Сердитая, смелая
Гремит, бодрит, освежает
Принесла обновление земле
Явление природы
Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
Резюмируя вышесказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе поэтического текста важно помнить об «аккуратном переходе» от выразительного чтения стихотворного произведения, описания ощущений от прочитанного - к «алгебре» анализа, чтоб не улетучилось очарование, эстетическое наслаждение, которое должно вызывать у читателя произведение искусства.