СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архимедова сила

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические и дидактические цели:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и умений по данной теме;
  • проверить знания учащихся об архимедовой силе
  • проверить умение учащихся решать задачи на изученные законы и формулы
  • развить у учащихся потребность в творческой деятельности
  • воспитывать познавательные потребности учащихся
  • формировать такие качества личности, как коллективизм, ответственность за порученное дело

Просмотр содержимого документа
«Архимедова сила»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОПАРТИЗАНСКАЯ СОШ»








Обобщения и систематизации знаний


по теме:

«Архимедова сила»

7 кл






Подготовила: Адзиева Патимат Магомедовна,

учитель физики

МКОУ «Краснопартизанская СОШ»











Краснопартизанск-2016 год

Форма занятия: «Путешествие по реке Разуменке»

Методические и дидактические цели:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и умений по данной теме;

  • проверить знания учащихся об архимедовой силе

  • проверить умение учащихся решать задачи на изученные законы и формулы

  • развить у учащихся потребность в творческой деятельности

  • воспитывать познавательные потребности учащихся

  • формировать такие качества личности, как коллективизм, ответственность за порученное дело

  • развивать мышление путем систематизации знаний


Оборудование урока: рисунки детей по данной теме; напечатанные тексты задач; демонстрационное оборудование; рисунки-задания; рисунки (фотографии) айсберга, парусников, кораблей, аэростатов. Выставка творческих работ учащихся: модели лодок, презентации по теме. Выставка книг. Компьютерная презентация

Учитель: Добрый день, мои дорогие семиклассники! Я приветствую вас на нашем уроке физики по теме « Архимедова сила».

В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее все воплощается в нем.

Как тополь, вознесся он гордой главой,

Умом одаренный и речью благой,

Вместилище духа и разума он –

Весь мир бессловесных ему подчинен.

Пусть эти слова знаменитого Фирдоуси станут эпиграфом нашего урока. Все люди в любом возрасте любят путешествовать. Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей реке Разуменке. Во время путешествия мы будем причаливать к пристаням, выполнять различные задания. Билет на бригантину «Надежда» можно купить. Сейчас покупаем билеты. Для этого отвечаем на Незнайкины вопросы. (6 минут)

  1. Какая сила называется выталкивающей?

  2. Что является причиной возникновения выталкивающей силы?

  3. В каком случае тело будет тонуть в жидкости?

  4. В каком случае тело будет тонуть в жидкости?

  5. Почему, находясь под водой, человек иногда может легко поднять предмет, который с трудом удерживает в воздухе?

  6. Каким образом можно измерить архимедову силу?

  7. Сформулируйте закон Архимеда в старой форме.

  8. Сформулируйте закон Архимеда в современной форме.

  9. Сформулируйте условие плавания тел.

  10. Что такое осадка?

  11. Что называется водоизмещением судна?

  12. Что такое аэростаты?

  13. Чем опасны айсберги?

  14. Корабль перешел из Невы в Балтику. Изменилась ли его осадка?

  15. У каких овощей плотность больше, чем у воды?

  16. Почему рыб иногда называют космонавтами водных стихий?

  17. Какую роль для рыбы играет плавательный пузырь?

  18. Почему водолазная собака легко вытаскивает тонущего из воды, но, дотащив его до берега, не может сдвинуть даже с места?

(Вопросы 16-18 . И.М.Варикаш, Б.А.Кимбар, В.М.Варикаш. Физика в живой природе- Минск: Народная асвета, 1967)

Учитель: Молодцы. Все получили билеты, прошу занять свои места. Мы отплываем. Ваше задание – объяснить опыты, которые сейчас продемонстрируют мои помощники.(6 минут)

  1. Гальперштейн Л.Я. Забавная физика.- М.: Дет. Лит., 1994 – стр. 116 «Яйцо в соленой воде»

  2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.:Просвещение, 1985

№106, №107.

Учитель: Русская пословица гласит: «Учиться – всегда пригодится». А один древнейший неизвестный автор о том же писал так: «Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость!..» Но мы до седин ждать не будем и причаливаем к пристани «Зашифрованное высказывание»: мы должны с вами расшифровать девиз нашего урока. Каждый из вас получил одну или две задачи, которые должны решить и по коду вписать букву-ответ на свое место.

Итак, время пошло… (6 мин)

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало!

1,2,3,4 5,6,7,8,9 10,11,12,13,14 15,16,17,18,19,20,21, 22,23,24,25,26 27,28,29,30,31,32,33 34,35,36,37,38,39! Омар Хаям

Коды: Ч – 3 Т - 1030 О - 15 Б - 24 М - 1000 У - 0,02 Д -49

Р - 20 Ж - 15,3 И - 180 З - 23940 Н – 14,7 Ь – 0,87 П - 7800

А - 15,68 Е – 2 Л - 0,98


(А.Е.Марон, Е.А.Марон. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике. М.: Просвещение, 2005 )

1 Определите объем тела, полностью погруженного в нефть, если на него действует выталкивающая сила 24Н. Ответ запишите в дм .

2, №20, №25 При полном погружении в жидкость на тело объемом 1,6 м действует архимедова сила в 16,48 кН. Какая это жидкость?

3, №9, №17 Вес тела в воздухе 20 Н. Определите вес этого тела в масле, если в масле на него действует выталкивающая сила 5 Н.

30, №33, №39 В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине 20 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине.

4, №31 Железобетонная плита размером 4х2х0,3 м полностью погружена в воду. Найдите архимедову силу, действующую на нее. Запишите ответ в кН.

5, №36 При полном погружении в жидкость на тело объемом 8дм действует выталкивающая сила, равная 78,4 Н. какая это жидкость?

6 При полном погружении железного бруска в спирт его вес уменьшился на 160 Н. Каков объем этого бруска?

7, №29 На сколько гранитный булыжник объемом 5 дм будет легче в воде, чем в воздухе?

10, №18 При погружении в воду вес железного якоря становится меньше на 150 Н. Определите объем якоря. Ответ выразить в дм

11, №19 Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг и объемом 12 дм ?

12, №22 Атомный ледокол «Арктика» имеет водоизмещение 239,4 т. Рассчитайте объем его подводной части.

13, №23, №27, №32, №34 Воздушный шар имеет объем 1600 м . Какая подъемная сила действует на шар в воздухе плотностью 1,2 кг/ м , если сила тяжести, действующая на шар 4500 Н.

14, №21, №26 В море плавает ледяной айсберг. Какая часть объема айсберга находится под водой?

15 Вес тела в воздухе равен 7,8 Н. При погружении в воду на него действует выталкивающая сила 1 Н. Чему равна плотность тела?

24, №28, №37 Рассчитайте силу, которая потребуется, чтобы удержать гранитную плиту массой 2,6 т в воде.

35 Какая требуется сила, чтобы удержать в воде металлический брусок массой 226г и объемом 20 см .

38 Чему равна архимедова сила, действующая на тело объемом 200 см , если оно наполовину своего объема погружено в воду?

Учитель: Молодцы! Вы хорошо умеете решать задачи на применение закона Архимеда. Действительно, с каждым годом мы с вами будем знать все больше и больше, знания нам пригодятся везде, и, надеюсь, каждый из вас жизнь проживет мудро.

Отчаливаем от этой пристани. Предлагаю вам задание - «Исчезнувшие слова». Это задание рассчитано на команду по 4 человека. Его обсуждаете ровно 1мин, кто-то один дает ответ. Если ответ будет правильный, члены команды получают по 1 баллу каждый. Ели вариант ответа готов, просто поднимите руку. (6 минут)

Эти предложения были написаны таинственными чернилами и лежали на солнце – некоторые слова выгорели, а теперь их надо восстановить (каждой команде – задание на листках, где записаны предложения с пропусками, их надо заполнить)

Команда 1: Выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости, вытесненной этим телом.

Команда 2: Вытесненная телом жидкость весит столько же, сколько теряет в своем весе погруженное в жидкость тело.

Команда 3: На всякое тело, погруженное в покоящуюся жидкость (или газ), действует со стороны этой жидкости (или газа) выталкивающая сила.

Команда 4: Для того чтобы тело плавало, будучи полностью погруженным в жидкость, необходимо, чтобы плотность тела была равна плотности жидкости.

Команда 5: Выталкивающая сила равна произведению плотности жидкости (или газа), ускорения свободного падения и объема той части тела, которая погружена в жидкость (или газ).

Команда №6: Подъемная сила воздушного шара равна разности между архимедовой силой и действующей на шар силой тяжести.

Учитель: О выталкивающей силе знали все, а чему она равна, понял один.

Моря и пустыни.

Земля и Луна.

Свет Солнца

и снега лавины…

Природа сложна,

но Природа одна.

Законы природы –

едины.

Вот плот и корабль,

поплавок рыбака –

плывут, как по небу

плывут облака.

Но камень в воде

не плывет, как бревно,

и камнем бревно

не уходит на дно.

В чем сущность явлений?

На этот ответ

Искал сиракузский мудрец

Архимед.

(Е.Ефимовский. След колесницы. Л.: Детская литература, 1988г )

Мы с вами подошли к пристани «Колесо истории». Проверим, кто из вас знает больше фактов из жизни замечательного физика – Архимеда. Вы должны дать правильный ответ на вопрос. (6 минут)

  1. Где родился древнегреческий ученый Архимед? (В сиракузах на острове Сицилия)

  2. Кем был его отец? (Его отец, астроном Фидий, был родственником Гиерона)

  3. Какое задание Архимед получил от царя Гиерона? (Определить: из чистого ли золота изготовлена мастером корона)

  4. Где, согласно легенде, Архимед открыл свой закон? (В бане)

  5. Что означает слово «Эврика», которое кричал Архимед? (Нашел)

  6. Какой опыт, проведенный Архимедом, доказал, что часть золота была похищена? (Архимед взял сосуд, доверху наполненный водой, и опустил в него золотой слиток, равный по весу короне. Измерив объем вытесненной воды, он снова наполнил сосуд водой и опустил в него корону. Объем воды, вытесненной короной, оказался больше объема воды, вытесненной золотым слитком. Больший объем короны означал, что в ней присутствует менее плотное, чем золото, вещество)

  7. Какие замечательные изобретения Архимеда вы знаете? (улитка-водяной винт, служивший для полива полей в Египте. Военные механизмы: орудия, метавшие снаряды: поворотные краны (клювы), низвергавшие огромные камни на вражеские корабли; привязанные к цепям железные лапы, которые захватывали нос корабля и ставили корабль вертикально.)

  8. Каким образом погиб Архимед? (Несколько месяцев длилась осада Сиракуз, и лишь благодаря предателям, открывшим ворота, римляне наконец смогли ворваться в город. Тит Ливий пишет: «Немало примеров гнусной злобы и гнусной алчности можно было бы припомнить о разграблении Сиракуз, но самый знаменитый между ними – убийство Архимеда. Среди дикого смятения, под крики и топот озверевших солдат, Архимед спокойно размышлял, рассматривая начерченные на песке фигуры, и какой-то грабитель заколол его мечом, даже не подозревая, кто это». Ему было 75 лет. (Физика-7, стр.59))

Учитель: Архимед, автор прекрасных открытий, он просил своих родственников поставить на его могиле цилиндр, включающий в себя шар, и подписать отношение их объемов.

Отплываем от этой пристани. Следующее задание - «Это интересно».

Вам было дано задание по командам найти интересные факты по данной теме. Слово командам.

Сообщение 1. Мертвое море. Иванова О.Ю. Величайшие чудеса света. – Смоленск: Русич, 2002.

Сообщение №2. Архимедова сила в живой природе. (Ц.Б.Кац. Биофизика на уроках физики – М.: Просвещение, 1988)

Сообщение №3. Титаник. (Энциклопедия для детей. Техника. Том 14.- М.: Аванта+, 2002)

Сообщение №4. От паруса к паровой машине. (Энциклопедия для детей. Техника. Том 14.- М.: Аванта+, 2002)

Сообщение №5. Рождение воздухоплавания. (Энциклопедия для детей. Техника. Том 14.- М.: Аванта+, 2002)

Сообщение №6. Античные суда. (Энциклопедия для детей. Техника. Том 14.- М.: Аванта+, 2002)

Учитель: (Балашом М.М. О природе: Кн. Для учащихся 7 кл. – М.: Просвещение, 1991. Стр. 47) Вот вы и познакомились с сущностью еще одной группы явлений нашего замечательного мира. Архимед, Торричелли, Паскаль подарили нам эти знания: ими люди пользуются вот уже много веков. Инженеры и техники создали замечательные приборы и машины для освоения воздушного и водного океанов. Вода и воздух – драгоценные для жизни человека образования на нашей планете. Изменятся атмосфера и океан – изменится или погибнет жизнь. Как же мало на Земле воды и воздуха! Если Землю представить в размере глобуса, то слой воды и воздуха тоньше слоя краски на этом глобусе. Печально, но в море уже трудно найти места без нефтяных пятен, а удобрения, используемые в Африке, обнаруживают у берегов Южной Америки. Гибнут реки, перегороженные плотинами, как сосуды тромбами, гибнут луга, малые речушки, родники. Меняется состав атмосферы. Гибнут обитатели моря и атмосферы… Тяжелая, угнетающая картина грядущей катастрофы. Как ее предотвратить, что для этого нужно сделать? И кто это должен делать? Все и каждый. Мы с вами, что сможем. Тогда спасем Землю для жизни! А путь укажет наука!

Мертвое море

Из великого множества озер мира принято выделять различных рекордсменов: одно самое боль­шое по площади (Каспийское море), другое - самое глубо­кое (озеро Байкал), третье - самое соленое, четвертое ле­жит на острове, находящемся внутри другого озера, и так далее. Мертвое море, расположенное на границе Иордании и Израиля, является одним из таких «чемпионов». Оно нахо­дится на дне Эль-Гор - самой глубокой впадины мира. В силу этого Мёртвое море лежит на 400 метров ниже уровня мирового океана. Это самое низкое место на поверхности земного шара. И если первая часть его названия из-за большой солености вполне соответствует действительности, то о второй этого сказать нельзя. Длина Мертвого моря достигает 79 километров, а ширина колеблется от 5 до 17 километров ; площадь равна 1 050 квадратным километрам - для «моря» это довольно-таки мало. Полуостров Эль - Лисан делит озеро на две неравные части: южная часть меньше и имеет глубину всего 9 метров, северная крупнее, а ее глубина в среднем колеблется от 200 до 400 метров. Специально созданные земляные насыпи делят Мертвое море на отдельные водоемы.

Основной причиной известности Мертвого моря является его необычайно высокая соленость. Причина этого явления коренится в климате и географических особенностях региона. Мертвое море является бессточным: в него впадает река Иордан и несколько более мелких речек, ежедневно добавляя в озеро около 7 миллионов тонн воды, но из озера не вытекает ни одна река, а сухой и жаркий климат способствует быстрому испарению влаги. В итоге за долгие века соли накапливались, их концентрация увеличивалась, и сей­час она достигает 260-340%о, что в 7,5-9 раз выше, чем соленость морской воды. На южном берегу находятся горя­чие минеральные источники, еще более увеличивающие содержание соли.

Из-за высокой концентрации соли плавать и нырять в Мертвом море нельзя, зато можно лежать на воде или даже сидеть.

В Северной части вода несколько менее соленая, так как именно там в Мертвое море впадает река Иордан. Но чем дальше к югу, тем больше содержание соли.

Климат в районе Мертвого моря не располагает к дли­тельному отдыху: невероятную жару - а температура тут за­частую более 40 С - способны выдержать немногие. Дожди здесь бывают редко, к тому же по причине постоянного ин­тенсивного испарения воды можно почувствовать запах серы.

Пейзаж Мертвого моря и его окрестностей довольно оригинален. Поражает голый дикий ландшафт, скопления солончаков и красноватых песчаников.

Вода в море по причине своих уникальных качеств совсем не напоминает озерную: она маслянистая на вид и имеет синий металлический оттенок. На мелководье видны соляные отложения белого, бежевого и желтого цветов. Часто скопления минеральных солей (натриевых, магниевых, калийных) приобретают необычайную форму. На юге, где соленость воды особенно высока, образуются своеобразные «соляные столбы». Испарение соли приводит к образованию, специфического явления - «сухого тумана».

Из-за высокой, концентрации соли ни рыбы, ни водоросли, ни животные не в состоянии обитать в Мертвом море (к примеру, рыба живет в соленой воде не более минуты). Однако ученые обнаружили там некоторые бактерии, переносящие высокое содержание соли. Именно из-за отсутствия органической жизни Мёртвое море и получило свое название. На его берегах пустынно и тихо, не слышно пения птиц, нет растительности. Расположенные на побережье горы на западе, со стороны Израиля, имеют белесые и желтые оттенки, на востоке, с иорданской стороны, - розовые и красные. Склоны этих гор пустынны. Кое-где встречаются пересохшие русла рек, скопления соли на берегах.

Соленая вода Мёртвого моря, являющаяся причиной безжизненности этого района, все же имеет полезные свойства. Во-первых, само по себе купание в соленой воде благотворно влияет на человеческий организм, а во -вторых помогает при заболеваниях кожи. Еще царь Ирод Великий лечился здесь. Теперь на берегах Мертвого моря сооружено много различных отелей и санаториев, предлагающих процедуры с использованием минеральных, горячих и серных источников. На южном побережье находятся залежи черной грязи, также используемой в лечебных целях. Таким образом, на берегах Мертвого моря в наши дни сложился лечебный центр. К сожалению, по причине очень своеобразного климата этого района курортом его назвать нельзя.

Уникальный рассол одного из самых соленых озер мира используется в качестве сырья для производства калийных солей. На побережье построены два крупных комбината, про­изводящие это ценное удобрение. Кроме того, издревле в районе Мертвого моря добывали природный асфальт, и сейчас его запасы еще не иссякли. Подобных месторождений в мире довольно мало.

Вдоль побережья расположено много ущелий. По дну некоторых из них бегут ручьи, впадающие в Мертвое море. В 1947 году на северо-западном берегу были обнаружены так называемые Кумранские свитки, получившие свое вто­рое название (рукописи Мертвого моря) по имени места находки. Эти свитки были спрятаны иессеями, проповедовавшими идеи аскетизма, в I веке нашей эры. Ученые из­влекли из них сведения об образе жизни, вероучении общины иессев, получили уникальную информацию о религиозных настроениях в Иудее перед возникновением христианства. Среди обнаруженных свитков найден полный текст Ветхо­заветной книги пророка Исайи, другие фрагменты Священ­ного Писания. Постройки общины иессев в Кумране, распо­лагавшейся недалеко от Мертвого моря, сейчас частично реконструированы.

Таким образом, Мертвое море - уникальный природный объект, мало с чем сравнимый. Это самое низкое место на поверхности Земли, а вода его, хотя и не самая соленая на земном шаре (этот рекорд принадлежит турецкому озеру Гю-гундак- Зб8%о), знаменита своими лечебными свойствами.

Архимедова сила в живой природе.

Рыбы. Плотность живых организмов, населяющих водную среду, очень мало отличается от плотности воды, поэтому их вес полностью уравновешивается архимедовой силой. Благодаря этому водные животные не нуждаются в столь массивных скелетах, как наземные.

Интересна роль плавательного пузыря у рыб. Это единственная часть рыбы, обладающая заметной сжимаемостью; сжимая пузырь усилиями грудных и брюшных мышц, рыба меняет объем своего тела и тем самым среднюю плотность, благодаря чему она может в определенных пределах регулировать глубину своего погружения.

Водоплавающие птицы. Важным фактором в жизни водоплавающих птиц является наличие толстого, не пропускающего воды слоя перьев и пуха, в котором содержится значительное количество воздуха; благодаря этому своеобразному воздушному пузырю, окружающему все тело птицы, ее средняя плотность оказывается очень малой. Этим объясняется тот факт, что утки и другие водоплавающие мало погружаются в воду при плавании.

Паук- серебрянка. С точки зрения законов физики очень интересно существование паука- серебрянки. Он устраивает свое жилище - подводный колокол из крепкой паутины. Сюда паук приносит с поверхности пузырьки воздуха, задерживающиеся между тонкими волосками брюшка. В колоколе паук собирает запасы воздуха, который время от времени пополняет; благодаря этому он может долго находиться под водой.

Водные растения. Многие водные растения сохраняют вертикальное положение, несмотря на чрезвычайную гибкость их стеблей, потому, что на концах их разветвлений заключены крупные пузыри воздуха, играющие роль поплавков.

Водный орех чилим. Любопытное водное растение- чилим (водяной орех) растет по заводям Волги, в озерах, лиманах. Плоды его (водяные орехи) достигают в диаметре 3см и имеют форму, похожую на морской якорь с несколькими острыми рожками или без них. Этот «якорь» служит для того, чтобы удержать на подходящем месте молодое прорастающее растение. Когда чилим отцветает, под водой начинает образовываться тяжелые плоды. Они могли бы потопить растения, но как раз в это время на черепашках листьев образуются вздутия - своего рода «спасательные пояса». Тем самым увеличивается объем подводной части растений, возрастает, следовательно, выталкивающая сила. Этим достигается равновесие между весом плодов и возникающей за счет вздутий выталкивающей силой.

Плавание сифонофор. Сифонофорами зоологи называют особую группу кишечнополостных животных. Подобно медузам, это свободно плавающие морские животные. Однако, в отличие от первых, они образуют сложные колонии с очень резко выраженным полиморфизмом. На самой вершине колонии обычно имеется содержащий газ пузырь, при помощи которого вся колония держится в толще воды и движется. Газ вырабатывается особыми железами. Этот пузырь достигает иногда в длину 30см.


От паруса к паровой машине.

Применение железа для изготовления корпуса судов позволило увеличить длину парусника. К 1850г. Соотношение их длины и ширины достигло 6:1, что существенно повысило скорость хода. Типичными транспортными судами того времени стали клипера, имевшие 3-4 мачты. Клипера совершали скоростные двухмесячные рейсы из Европы в Китай и Австралию.

В последней четверти 19 века на смену клиперам пришли так называемые винджаммеры («выжиматели ветра»)- стальные парусники грузоподъемностью 4-5 тысяч тонн с уменьшенной численностью экипажа. Количество матч на них достигало 5, а на американских шхунах- 6 и даже 7.

После создания американским изобретателем Робертом Фултоном первого колесного парового судна «Клермонт» (1807г.) паруса очень скоро вытеснила паровая машина. При всех своих недостатков пароходы обладали важным достоинством: скорость их движения не зависела от направления и силы ветра.

Первым пароходом, пересекшим Атлантический океан почти за 18 суток без использования парусов, был английский « Сириус» с 98 пассажирами на борту. Произошло это в 1838 году. В 1840 году английский пароход « Британия» шел от Лондона до Нью-Йорка 14 суток 8 часов со средней скоростью 8, 5 узлов (около 16 км в час). В 1952 году американский лайнер « Юнайтед Стейтс» покрыл тоже расстояние за 82 часа 40 минут, развив скорость свыше 36 узлов (около 67 км/ час).

Медленно, но верно пароходы вытесняли парусники. Если в 1851году из 9,7 миллионов тонн грузов, перевезенных торговым флотом, на долю пароходов приходилось лишь 329, 5 тысяч тонн ( около 3,4%), то в 1881 году из 17,9 миллионов тонн- уже более 5 миллионов тонн ( около 30%). По объему грузоперевозок парусники уступили первенство пароходам в начале 90-х годов 19 века.



«ТИТАНИК»

В апреле 1912 года весь мир облетело сообщение о гибели «непотопляемого» трансатлантического лайнера «Титаник» (построен в 1911 году). В начале 20 века этим судном гордились как высшим достижением новой индустриальной эпохи. Самый большой в мире пассажирский корабль затонул после столкновения с айсбергом примерно в 800 километров к юго-востоку от острова Ньюфаундленд, в северной части Атлантического океана. Погибло около 1500 человек. Только 711 пассажиров и членов экипажа успели разместиться на 18 шлюпках и были спасены.

«Титаник» вышел из британского порта Саутхемптон 10 апреля и взял курс на Нью-Йорк. Несмотря на опасность столкновения с плавающими ледяными глыбами, пароход развил максимальную скорость. Капитан Эдвард Дж. Смит не сомневался, что корпус, где было установлено 16 водонепроницаемых переборок, клепанных из листов стали толщиной 25мм, выдержит любые повреждения. 14 апреля в 23 часа 40 минут, в ясную, безлунную ночь, впередсмотрящий доложил об айсберге по правому борту. В это время лайнер шел со скоростью 21,5 узла (около 40 км/ч). Когда старший офицер Уильям М. Мердок приказал отвернуть в лево дал машинам «полный назад», было еже поздно. До айсберга оставалось всего 750 метров, инерция же была слишком велика, и «Титаник» прошел вдоль ледяной горы 90 метров. Листы обшивки не выдержали удара и разошлись - скрепляющие их заклепками; за 20 минут судно приняло 7500 т. воды в 6 носовых отсеков. Не помогли и переборки – вода перетекла над ними в другие отсеки. 15 апреля в 2 часа 20 минут огромный корабль затонул. Судно легло на дно на глубине 4000 метров, разломившись на три части. Нос погрузился в ил на 15 метров.

В 1895- 1991 гг. обломки « Титаника» исследовали несколько экспедиций. В одной из них, на подводном аппарате «Мир», приняли участие российские ученые. С четырехкилометровой глубины удалось поднять на поверхность части обшивки, разнообразные предметы- в частности, посуду и даже драгоценности, которые позже экспонировались на Парижской выставке.


Античные суда Колыбелью мореплавания и судостроения считается Средиземноморье. Использовать морские пути для торговли люди начали в III – II тысячелетиях до н.э. В те времена Египет вел активную торговлю с Финикией и островом Крит. Самым ходовым товаром были лес (ливанский кедр), ткани, бронзовые изделия, украшения, ароматические смолы. Кроме того с Кипра доставляли медь. Позже, в период расцвета Римской империи, из Египта в больших количествах вывозилась пшеница. В качестве строительного материала для судов античные мастера использовали кедр, ель и сосну. Ткань, тростник и кожа шли на изготовление парусов (на одной-двух мачтах поднимали по одному прямому парусу). Днища иногда покрывали медью.И по сей день море является дорогой, соединяющей народы и страны, по которой непрерывно идут потоки торговых и промысловых судов.


РОЖДЕНИЕ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ

Воздушный шар построили и впервые запустили в небо братья Монгольфье — Жозеф Мишель (1740—1810) и Жак Этьен (1745—1799). Наблюдая за облаками, изобретатели пытались разгадать природу их движения. Постепенно возникла идея создать с помощью пара «искусственное облако». Однако наполненная водяным паром оболочка оказалась слишком тяжёлой, а пар быстро конденсировался. Тогда Монгольфье решили использовать дым, образующийся при горении шерсти и эй соломы.

После ряда неудачных опытов 5 июня 1783 г. братья Монгольфье в присутствии многочисленных зрителей наконец запустили первый аэростат (объём 600 м3, диаметр 11,5 м). Оболочка из оклеенного бумагой холста, стянутая верёвочной сеткой, поднялась на высоту коло 2000 м. С тех пор аэростаты, наполненные горячим воздухом, в память их изобретателей стали называть монгольфьерами.

27 августа того же года в Париже состоялся первый полёт аэростата конструкции французского учёного Жака Шарля. Оболочку для своего аппарата Шарль изготовил из шёлка, пропитанного каучуком, и наполнил её водородом. Аэростаты, работающие на лёгком газе (водороде, гелии или светильном газе), с тех пор иногда именуют шарльерами.

Следуюшее важное событие произошло 19 сентября всё того же, 1783 г. В Париже поднялся в воздух и через 10 минут успешно приземлился монгольфьер, к которому была подвешена клетка с петухом, уткой и бараном.

А 21 ноября 1783 г. в полёт на монгольфьере отправились люди — французы Пилатр де Розье и Франсуа д'Арланд. За 20 минут аппарат преодолел расстояние около 9 км и совершил посадку в пригороде Парижа.

Через девять дней свой первый полёт совершил и Ж. Шарль. Изобретатель и его помощник летали уже два с четвертью часа и приземлились в 40 км от места старта. Аэростат Шарля был совершеннее монгольфьеров. Гондола крепилась не к нижней части оболочки, а к сетке, которая обхватывала оболочку, поэтому нагрузка распределялась более равномерно. По мере подъема аэростата (и соответственно понижения атмосферного давления) водород в оболочке расширяется и в конце концов может разорвать её. Чтобы избежать этого, через отверстие, через которое оболочка наполняется вородом, Шарль оставил открытым. В верхней части аппарата был предусмотрен клапан: выпустив через него часть газа, можно было уменьшить подъёмную силу и снизиться. Чтобы подняться, из мешков, привязанных к корзине, высыпали песок (балласт). В оснащение шарльера входил якорь: с его помощью аппарат останавливали и закрепляли.

Как правило, аэростаты запускали в дни особых праздников и торжеств. В России, например, первый аэростат запустили 24 ноября 1 783 г. у Эрмитажа в Санкт-Петербурге, на тезоименитство Екатерины II.

Практически с самого момента своего появления аэростаты (сначала привязные) начали применять в на­учных целях, а также на войне — для наблюдения за противником и бомбардировки с воздуха (впервые в Ав­стрии в 1849 г.).