Урок 3. Архитектура Древнего Египта
Содержание изучаемого материала.
Пирамиды — «жилища вечности» фараонов. Возведение пирамид — главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Назначение пирамид. Отражение в пирамиде представлений человека об устройстве Вселенной, веры в загробную жизнь и божественную силу фараона. Храмы и гробницы. Архитектурные комплексы эпохи Среднего и Нового царств в Карнаке и Луксоре. Скальный храм царицы Хатшепсут в Долине царей. Архитектурные сооружения Позднего царства.
Типология урока: урок-путешествие с элементами практикума.
Цели и задачи урока:
формирование целостного представления о мире и формах искусства;
развитие образного восприятия;
развитие умения определять стилевые особенности древнеегипетской архитектуры, соотносить памятники зодчества с определенным культурно-историческим периодом, определять взаимосвязь искусства с мифологическими представлениями египтян;
уважение и осознание ценности культуры древних народов.
Комментарий. Для подготовки этого урока-путешествия необходимо дать предварительные задания для выступлений учащихся. Географу подготовить выступление о климатических условиях Египта и особенностях развития этого региона. «Страна Ке-мет» («Черная Земля»), «Дар Нила» (Геродот) — гигантский оазис, который стал колыбелью цивилизации Древнего Египта. Египтологу (одному или двум) подготовить выступление об особенностях религиозных верований египтян и о происхождении государства Древний Египет. Египетский пантеон богов. Религиозная реформа Эхнатона. Вечно воскресающий бог Осирис. Заупокойный культ.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Слайд 2. Карта Египта.
Прежде чем мы отправимся в путешествие по Древнему Египту, обратимся к специалистам, которые нас познакомят с важными сведениями об этой древней цивилизации.
Выступление Географа и Египтолога (египтологов).
Слайд 3. Периоды истории Египта.
Всю историю Египта можно разделить на два периода: доисторический (додинастический) и исторический:
• додинастический период (V—IV тыс. до н. э.);
• Раннее царство (XXX—XXVIII вв. до н. э.);
Древнее царство (XXXII—XXIII вв. до н. э.);
Среднее царство (XXIII—XVI вв. до н. э.);
Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.);
Позднее время (XI в. до н. э. — 332 г. до н. э.).
- Какая роль отводилась искусству в культуре Древнего Египта?
Когда мы произносим слово «Египет», то, в первую очередь, представляем пирамиды.
- Почему, в отличие от Месопотамии, в Египте сохранилось достаточное количество памятников архитектуры?
Пирамиды воплотили символ и дух египетской культуры, вобрав все достижения в области строительства, математики и астрономии, мифологии и религии, изобразительного искусства.
Слайд 4. Мастаба
На экране слайд с изображением мастабы.
Мастаба состояла из наземной части, где была молельня, ориентированная на восток, и подземной части, где на глубине от 2 до 20 м помещался саркофаг с мумией и утварью, рядом с саркофагом находились статуэтки слуг — ушебти («ответчики»).
Сердаб — помещение для статуи умершего.
Слайд 5. Пирамида Джосера.
Так называемая ступенчатая пирамида.
Зодчий Имхотеп создал целый комплекс заупокойных сооружений, огораживая прямоугольную территорию. Увеличение гробницы по вертикали отражало идею власти «сына бога».
Слайд 6. Пирамиды в Гизе.
Самым грандиозным комплексом, «классическим образцом», стали пирамиды в Гизе — фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина.
Отточенная форма, основанная на пропорциях золотого сечения, квадратное основание и схождение сторон в одной точке, подобной обожествленному фараону.
Облицовка шлифованными плитами создавала яркое сияние в лучах солнца.
Характерной особенностью архитектуры пирамид было соотношение массы и пространства: небольшая погребальная камера и длинные узкие коридоры. Пирамида не только погребальный памятник, но и настоящее «жилище» умершего фараона.
Учащимся предлагается посмотреть фильм о пирамидах Гизы:
«Великие чудеса света. Пирамиды»: https://www.youtube.com/watch?v= lQcLeXpbnL0).
Интересный факт.
Сам император Наполеон во время египетского похода выразил желание провести ночь в сердце пирамиды — в камере царя в полном одиночестве (по слухам, то же сделал когда-то Александр Македонский). Его адъютант рассказывал, что утром Наполеон вышел из пирамиды бледный и заметно взволнованный. На вопрос, как он провел ночь, Бонапарт ответил, что его все равно не поймут и не поверят. А уже будучи узником на острове Св. Елены на вопрос: «А что же все-таки произошло тогда в пирамиде?» — он ответил: «Не важно, все уже свершилось».
Слайд 7. Храм Царицы Хатшепсут.
• строительство у скал ливийского нагорья;
• усложнение композиции храма (две террасы, одна над другой, завершаются небольшой пирамидой).
Живописность комплексу придавал открытый двор, окруженный колоннадой, раскрашенные статуи царя, сад и бассейны. Длинная дорога, идущая от Нила, уставлена статуями сфинксов. Торжественный ритм движения, чередование плоскостей (горизонтальные и наклонные — пандусы) — особенности этого уникального памятника женщине-фараону. Главное новшество заключается в том, что захоронение фараона спрятано вдали от храма.
Слайд 8. Храмовый комплекс в Карнаке.
Пандус, обелиск, пилоны, колоссы, гипостильный зал. У главного входа высились обелиски — «иглы фараона». Пилоны образовали портал с расположенными рядом скульптурными колоссами. Далее из открытого двора следует сумрачный гипостильный зал («многоколонный»), подобный лесной чаще. По мнению некоторых ученых, египетские храмовые сооружения являются скорее дорогой процессий, нежели местом пребывания.
Слайд 9. Храм бога Гора в Эдфу.
- Каковы основные черты архитектуры Древнего Египта?
Монументальность, геометризм форм, строгая симметрия, ритмическое повторение образов, огромные размеры, несоизмеримые с человеком.
- Вернемся к ключевому вопросу. Какая роль отводилась искусству в культуре Древнего Египта?
Оценка ответов учащихся и домашнее задание.
IV. Домашнее задание.
Классу: чтение материала главы 3, задание 1, 2, 4, 5 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля»; индивидуально и по группам: задание 3 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля», задание 1 рубрики «Творческая мастерская»; для желающих: задание 2 рубрики «Творческая мастерская», выбрать тему проекта или презентации из рубрики «Темы проектных исследований или презентаций».
V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Архитектура эпохи Рамессидов. На экране слайд с изображением храма Рамсеса II в Фивах (Рамассеума). Одним из грандиозных периодов египетской культуры является время правления фараона Рамсеса II (1317—1251 до н. э.), когда культ фараона достиг высших пределов.
Заупокойный храм в Фивах (Рамессеум) был самым грандиозным комплексом, включавшим храм, дворец, жилые помещения и склады, конюшни. Несмотря на сильные разрушения, десятки колоссальных колонн и огромная статуя Рамсеса II высотой 17 м и весом 110 т поражает воображение. За свои 66 лет правления фараон построил больше городов и храмов, чем кто-либо, и сделал Древний Египет одной и самых могучих держав Древнего мира.
Слайд 10. Изображение храма Рамсеса III в Мединет-Абу.
Дошедший до нашего времени в лучшем состоянии фиванский ансамбль дворцово-храмовой архитектуры в Мединет-Абу представляет собой подобие крепости с воротами и башнями, окруженной зубчатыми стенами.
Слайд 11. Изображение храма Рамсеса II в Абу-Симбеле в Нубии.
Национальной гордостью Египта по праву считается огромнейший комплекс связанных между собой двух скальных пещерных храмов. По обе стороны узкого входа в Большой храм высечены четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, сидящего на троне, а у ног фараона — статуи царицы Нефертари небольших размеров (в человеческий рост).
На глубине 55 м внутри скалы находится египетский храм классического типа с колонным залом и святилищем, открытым двором. Каменные колоссы, обращенные на восток, окрашивались лучами утренней зари. А два раза в год (по другому поверью, один раз — в день рождения фараона) первый луч солнца освещал последовательно все статуи Амона-Ра и Рамсеса II, от входа до святилища. Уникальная операция по спасению этого памятника архитектуры была проведена ЮНЕСКО в 60-е гг. ХХ в., когда строительство Асуанской плотины грозило затоплением. Храмы были распилены на блоки и перенесены на безопасную высоту.
VI. Литература
Белова Г. А, Шеркова Т. А. Русские в стране пирамид. Путешественники, ученые, коллекционеры. — М., 2003. Губарева М. В, Низовский А. Ю. Сто великих храмов. —
М., 2002.
Кинк Х. А. Древнеегипетский храм. — М., 1979. Ливрага Х. А. Фивы. — М., 2006.
Сомерс К, Рекс Э. Строительство и архитектура в Древнем Египте. — М., 2009.
Интернет-ресурсы
«Скальные Храмы Абу-Симбела» из цикла «Мировые сокровища культуры»: https://www.youtube.com/ watch?v=KAhd2s9Ei90 (13.37)
Древний Египет Рамсеса II-1: https://www.youtube.com/ watch?v=tiMmGT4p3pA (23.47)
Древний Египет Рамсеса II-2: https://www.youtube.com/ watch?v=K-HxoVpDeH0 (21.10)