СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архитектура Древнего Египта

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена теме "Архитектура Древнего Египта". Она включает себя презентацию и текст к презентации. Разработка составлена на основе учебника Г.И. Даниловой " Мировая художественная культура" 10 класс и методического пособия к учебнику Е.О. Гайская Методическое пособие к учебнику Г.И. Даниловой "Искусство. Базовый уровень.

Просмотр содержимого документа
«Архитектура Древнего Египта»

Урок 3. Архитектура Древнего Египта


Содержание изучаемого материала.

Пирамиды — «жилища вечности» фараонов. Возведение пирамид — главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Назначение пирамид. Отражение в пирамиде представлений человека об устройстве Вселенной, ве­ры в загробную жизнь и божественную силу фараона. Храмы и гробницы. Архитектурные комплексы эпохи Среднего и Нового царств в Карнаке и Луксоре. Скаль­ный храм царицы Хатшепсут в Долине царей. Архи­тектурные сооружения Позднего царства.


Типология урока: урок-путешествие с элементами практикума.


Цели и задачи урока:

  • формирование целостного представления о ми­ре и формах искусства;

  • развитие образного восприятия;

  • развитие умения определять стилевые особен­ности древнеегипетской архитектуры, соотно­сить памятники зодчества с определенным культурно-историческим периодом, определять взаимосвязь искусства с мифологическими представлениями египтян;

  • уважение и осознание ценности культуры древ­них народов.


Комментарий. Для подготовки этого урока-путе­шествия необходимо дать предварительные задания для выступлений учащихся. Географу подготовить выступление о климатических условиях Египта и особенностях развития этого региона. «Страна Ке-мет» («Черная Земля»), «Дар Нила» (Геродот) — ги­гантский оазис, который стал колыбелью цивилиза­ции Древнего Египта. Египтологу (одному или двум) подготовить выступление об особенностях религиоз­ных верований египтян и о происхождении государ­ства Древний Египет. Египетский пантеон богов. Ре­лигиозная реформа Эхнатона. Вечно воскресающий бог Осирис. Заупокойный культ.


Ход урока

I. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.

Слайд 2. Карта Египта.

Прежде чем мы отправимся в путе­шествие по Древнему Египту, обратимся к специали­стам, которые нас познакомят с важными сведения­ми об этой древней цивилизации.

Выступление Географа и Египтолога (египтоло­гов).


Слайд 3. Периоды истории Египта.

Всю историю Египта можно разде­лить на два периода: доисторический (додинастический) и исторический:

• додинастический период (V—IV тыс. до н. э.);

• Раннее царство (XXX—XXVIII вв. до н. э.);


Древнее царство (XXXII—XXIII вв. до н. э.);

Среднее царство (XXIII—XVI вв. до н. э.);

Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.);

Позднее время (XI в. до н. э. — 332 г. до н. э.).


- Какая роль отводилась искус­ству в культуре Древнего Египта?


Когда мы произносим слово «Египет», то, в пер­вую очередь, представляем пирамиды.


- Почему, в отличие от Месопотамии, в Египте сохранилось достаточное количество памятников архитекту­ры?

Пирамиды воплотили символ и дух египетской культуры, вобрав все достижения в области строи­тельства, математики и астрономии, мифологии и религии, изобразительного искусства.


  • Сооружения Древнего царства представлены пирамидами и заупо­койными храмами.





Слайд 4. Мастаба

На экране слайд с изображением мастабы.


  • Мастаба (араб. — каменная скамья) — усеченная пирами­да, которая напоминала могильные насыпи, предше­ствовала появлению пирамид (как ступенчатых над­стройки мастабы).


  • Мастабы были гробницами вельмож и сановников фараона, которые находились в погребальном комплексе.


Мастаба состояла из на­земной части, где была молельня, ориентированная на восток, и подземной части, где на глубине от 2 до 20 м помещался саркофаг с мумией и утварью, рядом с саркофагом находились статуэтки слуг — ушебти («ответчики»).

Сердаб — помещение для статуи умер­шего.


Слайд 5. Пирамида Джосера.

Так называемая ступенчатая пира­мида.

Зодчий Имхотеп создал целый комплекс заупо­койных сооружений, огораживая прямоугольную территорию. Увеличение гробницы по вертикали от­ражало идею власти «сына бога».


Слайд 6. Пирамиды в Гизе.

Самым грандиозным комплексом, «классическим образцом», стали пирамиды в Гизе — фараонов Хе­опса, Хефрена и Микерина.

Отточенная форма, осно­ванная на пропорциях золотого сечения, квадратное основание и схождение сторон в одной точке, подоб­ной обожествленному фараону.

Облицовка шлифо­ванными плитами создавала яркое сияние в лучах солнца.


Характерной особенностью архитектуры пи­рамид было соотношение массы и пространства: не­большая погребальная камера и длинные узкие кори­доры. Пирамида не только погребальный памятник, но и настоящее «жилище» умершего фараона.


Учащимся предлагается посмотреть фильм о пи­рамидах Гизы:

«Великие чудеса све­та. Пирамиды»: https://www.youtube.com/watch?v= lQcLeXpbnL0).


Интересный факт.

Сам император Наполеон во вре­мя египетского похода выразил желание провести ночь в сердце пирамиды — в камере царя в полном одиночестве (по слухам, то же сделал когда-то Алек­сандр Македонский). Его адъютант рассказывал, что утром Наполеон вышел из пирамиды бледный и замет­но взволнованный. На вопрос, как он провел ночь, Бо­напарт ответил, что его все равно не поймут и не пове­рят. А уже будучи узником на острове Св. Елены на вопрос: «А что же все-таки произошло тогда в пирами­де?» — он ответил: «Не важно, все уже свершилось».


Слайд 7. Храм Царицы Хатшепсут.

  • В эпоху Среднего и Нового царств появляется новый тип зау­покойного храма, для которого характерны:

• строительство у скал ливийского нагорья;

• усложнение композиции храма (две террасы, одна над другой, завершаются небольшой пира­мидой).


Живописность комплексу придавал открытый двор, окруженный колоннадой, раскрашенные ста­туи царя, сад и бассейны. Длинная дорога, идущая от Нила, уставлена статуями сфинксов. Торжественный ритм движения, чередование плоскостей (горизон­тальные и наклонные — пандусы) — особенности это­го уникального памятника женщине-фараону. Глав­ное новшество заключается в том, что захоронение фараона спрятано вдали от храма.


Слайд 8. Храмовый комплекс в Карнаке.

  • Главная идея храмо­вых комплексов Карнака и Луксора — подчинение принципу центральной оси.


Пандус, обелиск, пило­ны, колоссы, гипостильный зал. У главного входа высились обелиски — «иглы фараона». Пилоны об­разовали портал с расположенными рядом скуль­птурными колоссами. Далее из открытого двора сле­дует сумрачный гипостильный зал («многоколон­ный»), подобный лесной чаще. По мнению некоторых ученых, египетские храмовые сооружения являются скорее дорогой процессий, нежели местом пребыва­ния.


Слайд 9. Храм бога Гора в Эдфу.

  • Позднее царство. Ар­хитектура упрощенно повторяет храмовые комплек­сы Среднего и Нового царств. Новое явление — свя­тилище богу Гору и его особое почитание.


- Каковы основные черты архитектуры Древнего Египта?

Монументальность, геометризм форм, строгая сим­метрия, ритмическое повторение образов, огромные размеры, несоизмеримые с человеком.


- Вернемся к ключевому вопросу. Какая роль отво­дилась искусству в культуре Древнего Египта?


Оценка ответов учащихся и домашнее задание.


IV. Домашнее задание.

Классу: чтение материала главы 3, задание 1, 2, 4, 5 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля»; индивидуально и по группам: задание 3 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля», задание 1 рубрики «Творческая мастерская»; для желаю­щих: задание 2 рубрики «Творческая мастерская», выбрать тему проекта или презентации из рубри­ки «Темы проектных исследований или презента­ций».


V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Архитектура эпохи Рамессидов. На экране слайд с изображением храма Рамсеса II в Фивах (Рамассеума). Одним из грандиозных периодов египетской культуры является время правления фараона Рамсеса II (1317—1251 до н. э.), когда культ фараона достиг высших пределов.

Зау­покойный храм в Фивах (Рамессеум) был самым грандиоз­ным комплексом, включавшим храм, дворец, жилые поме­щения и склады, конюшни. Несмотря на сильные разруше­ния, десятки колоссальных колонн и огромная статуя Рамсеса II высотой 17 м и весом 110 т поражает воображе­ние. За свои 66 лет правления фараон построил больше го­родов и храмов, чем кто-либо, и сделал Древний Египет од­ной и самых могучих держав Древнего мира.



Слайд 10. Изображение храма Рамсеса III в Мединет-Абу.

Дошедший до нашего времени в лучшем состоянии фиванский ансамбль дворцово-храмовой архи­тектуры в Мединет-Абу представляет собой подобие кре­пости с воротами и башнями, окруженной зубчатыми сте­нами.



Слайд 11. Изображение храма Рамсеса II в Абу-Симбеле в Нубии.

Национальной гордостью Египта по праву считается огромнейший комплекс связанных между собой двух скаль­ных пещерных храмов. По обе стороны узкого входа в Боль­шой храм высечены четыре двадцатиметровые статуи Рам­сеса II, сидящего на троне, а у ног фараона — статуи царицы Нефертари небольших размеров (в человеческий рост).

На глубине 55 м внутри скалы находится египетский храм классического типа с колонным залом и святилищем, от­крытым двором. Каменные колоссы, обращенные на вос­ток, окрашивались лучами утренней зари. А два раза в год (по другому поверью, один раз — в день рождения фараона) первый луч солнца освещал последовательно все статуи Амона-Ра и Рамсеса II, от входа до святилища. Уникальная операция по спасению этого памятника архитектуры была проведена ЮНЕСКО в 60-е гг. ХХ в., когда строительство Асуанской плотины грозило затоплением. Храмы были рас­пилены на блоки и перенесены на безопасную высоту.


VI. Литература

Белова Г. А, Шеркова Т. А. Русские в стране пирамид. Путешественники, ученые, коллекционеры. — М., 2003. Губарева М. В, Низовский А. Ю. Сто великих храмов. —

М., 2002.

Кинк Х. А. Древнеегипетский храм. — М., 1979. Ливрага Х. А. Фивы. — М., 2006.

Сомерс К, Рекс Э. Строительство и архитектура в Древ­нем Египте. — М., 2009.

Интернет-ресурсы

«Скальные Храмы Абу-Симбела» из цикла «Мировые со­кровища культуры»: https://www.youtube.com/ watch?v=KAhd2s9Ei90 (13.37)

Древний Египет Рамсеса II-1: https://www.youtube.com/ watch?v=tiMmGT4p3pA (23.47)

Древний Египет Рамсеса II-2: https://www.youtube.com/ watch?v=K-HxoVpDeH0 (21.10)


Просмотр содержимого презентации
«Архитектура Древнего Египта»

Архитектура Древнего Египта

Архитектура

Древнего Египта

Периоды истории Древнего Египта • додинастический период (V—IV тыс. до н. э.); • Раннее царство (XXX—XXVIII вв. до н. э.); Древнее царство (XXXII—XXIII вв. до н. э.); Среднее царство (XXIII—XVI вв. до н. э.); Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.); Позднее время (XI в. до н. э. — 332 г. до н. э.).

Периоды истории

Древнего Египта

• додинастический период (V—IV тыс. до н. э.);

• Раннее царство (XXX—XXVIII вв. до н. э.);

Древнее царство (XXXII—XXIII вв. до н. э.);

Среднее царство (XXIII—XVI вв. до н. э.);

Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.);

Позднее время (XI в. до н. э. — 332 г. до н. э.).

Мастаба

Мастаба

Пирамида Джосера

Пирамида Джосера

Пирамиды в Гизе

Пирамиды в Гизе

Храм Хатшепсут в Луксоре

Храм Хатшепсут в Луксоре

Храмовый комплекс в Карнаке

Храмовый

комплекс

в Карнаке

Храм Гора в Эдфу

Храм

Гора

в Эдфу

Храм Рамсеса III в Мединет-Абу

Храм Рамсеса III

в Мединет-Абу

Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Нубии

Храм Рамсеса II

в Абу-Симбеле в Нубии