д. Масловка Карачевский район Брянская область МБОУ Первомайская средняя школа Научно-исследовательский проект 2013-2014 учебный год Авторы: Сафрошкина Е.И., учитель географии учащиеся 11 класса Донская Екатерина Павлова Татьяна.
Информационно-познавательная презентация
для краеведов, географов, литераторов ,
архитекторов и всех любознательных
Цель проекта –
знакомство с архитектурно-православными достопримечательностями родного города для того, чтобы ценить, любить, уважать и гордиться тем, что у нас есть.
Задачи проекта –
- познакомиться и проанализировать литературные источники и СМИ, архивные данные об истории, достопримечательностях и особенностях природы родного города;
- составить перечень наиболее значительных и интересных объектов;
- собрать интересную информацию об объектах, используя картографический материал, фотографии, рисунки.
- создание видео и печатной версии путеводителя.
- проведение экскурсии среди учащихся школы, своих друзей, жителей города с использованием путеводителя.
Актуальность проблемы
- Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное; это — и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать — воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению.
- Не будет корней в родной местности, в родной стране — будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.
Д.С. Лихачев
Сбор и анализ информации
- Социологический опрос учащихся школы
- Посещение музея г.Карачева
- Анализ материалов СМИ
- Знакомство с путеводителями других городов и объектов
- Работа с ресурсами Интернет
- Посещение школьной и городской библиотеки,
знакомство с творчеством писателей и поэтов города
- Экскурсии по городу Карачеву, фотосъёмки объектов
Программа действий
№
Мероприятия
1.
Систематизация теоретических знаний по истории памятников культуры, объектов Карачева
2.
Отбор фотоматериалов для создания путеводителя
3.
Разработка содержания путеводителя
4.
Создание печатной версии путеводителя
5.
Создание видео версии путеводителя, с использованием собранной информации, видеоматериалов
6.
Участие в школьных мероприятиях, знакомство с путеводителем учащихся школы
Древний город Карачев,
Мой город родной,
Соловьиная Снежеть
Подруга твоя.
Над тобою плывут
Облака чередой,
Окуная в Десну
Золотые края.
И татарские стрелы,
И набеги Литвы,
И фашистской орды
Очумелую злость, -
Все изведал ты, воин,
И выстоял ты.
Знать, силен, богатырь,
Древнерусская кость.
- Экскурс в историю
- Карачев архитектурный
- Карачев православный
- Воскресенская церковь
- Церковь Михаила Архистратига
- Николаевская церковь
- Церковь Всех Святых
- Успенская церковь
- Николо-Одринский монастырь
- Они остались в памяти…
- Церковь и живопись
- Церкви в поэзии карачевских поэтов
- Об авторах
- КАРАЧЕВ – один из немногих русских городов, «которые древностью превосходят само Русское государство». Название города ряд историков производят от тюркского «кара-чев» - черный лес. Первые достоверные сведения и о Карачеве встречаются в Ипатьевской летописи под 1146 годом, когда он был уже сложившимся городом Северского княжества Киевской Руси.
- В 1309 году Карачев включен в Черниговско-Брянское княжество. С1355 года, в течение 145 лет, находился под владычеством Польско-Литовского княжества. В 1503 году – перешел в состав Московского княжества. С середины XVI века Карачев составлял звено тульской «засечной линии» - укреплений против крымских татар. В 1614 году город был сожжен поляками. В то время «в Карачеве не осталось ни одной церкви, а всех жителей на посаде было 3 человека…». Но в 1621 году по приговору Боярской думы велено было восстановить Карачев и строить новый острог.
«В жестоких битвах многократ разрушенный, сожженный, основан здесь Карачев-град, из пепла возрожденный»
- В списке городов, которые сохранили архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся достоянием национальной культуры, и в которых природные ландшафты и древний культурный слой представляют археологическую и историческую ценность, - семь городов брянского края. По числу исторических городов наша область занимает четвертое место в Российской Федерации. Лишь Ленинградская, Московская и Владимирская области впереди нашей. Можно гордиться древностью брянской земли. Кроме Брянска, в список занесены Карачев, Мглин, Почеп, Севск, Стародуб и Трубчевск.
- Каждый из этих городов имеет собственное лицо. Творческий труд людей придал за века неповторимое национально-историческое своеобразие их облику.
- Вся многовековая история нашего города связана с православием. Недаром в старину Карачев называли родником или колыбелью монашествующих. Наш небольшой уездный город отличался обширным храмостроительством. Церкви украшали город, придавая ему неповторимый облик русского купеческого православного города. В плане Карачева 1808 года числится 11 храмов в черте города и Воскресенская церковь за рекой Снежетью (на Бережке). Интересен также тот факт, что Карачев находится на одном меридиане, что и древний Вифлеем (35 градусов 12 минут).
… И спасая душеньки людские,
С богом говорят, из края в край,
Церковь по-над Снежкой – Все Святые,
Выше чуть – Святитель Николай.
Далеко прошли по русской сени,
Отражая выплеск вражьих сил.
Тихонова церковь – Воскресенья
И собор – Архангел Михаил.
Воздух здесь историей пропитан,
Мысли-гусли сердцем только тронь –
Прозвенит серебряным копытом
Вещего Олега борзый конь.
А. Мехедов
Над Бережком летели журавли –
Над церковью, над стареньким погостом.
Вот так и мы, зайдя случайно в гости,
Прощенья просим у родной земли.
Над Бережком летели журавли…
К. Асеева
- Воскресенкая церковь в слободе Бережок, на юго-западной окраине Карачева.
- Церковь построена на рубеже XVII - XVIII вв. по заказу великой княгини Татьяны Михайловны как соборный храм Тихоновой Воскресенской пустыни
По преданию, деревянная церковь имела башню-столп, где висел вестовой колокол, и где в церкви жил преподобный Тихон.
- Внешняя архитектура церкви, родственная веселому нарышкинскому барокко, торжественно взлетает в поднебесье, величавая и украшенная живописными деталями.
Главный мотив декоративного
убранства фасадов - наличники
прямоугольных окон всех ярусов.
Окна углублены в нишах, по сторонам
которых изящные полуколонки с
гирьками внизу непринужденно
поддерживают кудреватые
разорванные навершия. В разрыве
наверший – высокие кронштейны-
замки.
Архитектурные формы колокольни
это слово позднего классицизма.
Нижний ее ярус украшен слабо
рельефными пилястровыми
портиками с треугольными
фронтонами и плоскими
полуциркулярными нишами над
проемами входов в церковь.
Второй ярус окружен четырьмя
портиками.
Над пеленой приречной заросли,
Над всхолмами, с былинных пор,
Не ведая веков усталости,
Парит архангельский собор…
- Собор Михаила Архангела, построенный 1626 году, расположенный в южной части по соседству с местом первоначального зарождения Карачева, - городищем.
- Собор – единственный памятник города, сохранившийся в почти полном объеме.
Он хорошо виден с центральных улиц и служит зрительно связующим
звеном с Воскресенской церковью в Бережке, отличный вид на которую, открывается с его площадки.
Это традиционная церковь
типа «восьмерик на четверике»
с полукруглой апсидой . В
последствии к ней были
пристроены четыре придела.
Одинаковые полукруглые приделы окружили собор. Они придали его плану четырехлепестковй вид, напоминающий план знаменитой Покровской церкви в Филях в Москве.
Памятник является одним из
интереснейших
храмов петровской эпохи на
Брянщине, выполненным в
стиле барокко.
- Церковь Николая Чудотворца расположена в восточной части города, на бровке долины реки Снежеть.
Каменная церковь была возведена в 1855-1860 гг. на средства крестьянина Г.В. Кондырева, строителем этого храма был крестьянин д. Масловки Гавриил Васильевич Болдырев .
В 1871 году вместо прежних пяти
глав поставлен восьмерик с куполом и окнами.
- Архитектурный облик памятника создают русско-византийские формы. Короной восьмерика выглядит завершение граней его стен. Это полуциркульные арки с заостренными на манер древних кокошников верхами. Арки опираются на трехчетвертные «византийские» колонны, поставленные по углам восьмерика.
- Памятник является одним из ранних на Брянщине образцов русско-византийского стиля, характерного для середины XIX века.
- Церковь Всех Святых расположена в юго-восточной окраине города,построенная в 1874 году.
Церковь была сооружена на
высоком берегу реки Снежеть; она
хорошо посматривается с
дальнего расстояния.
В плане квадратная, перекрытая сомкнутым сводом. Трапезная тоже
квадратная, но большего размера, с двумя опорами-столбами,
несущими сводами. Апсида полукруглая.
Внешняя архитектура церкви
отразила уже новые веяния в
развитии отечественного зодчества
второй половины XIX века –
использование декоративных
мотивов древнерусского узорочья
конца XVII века.
- Но фасадам Всехсвятской церкви
не хватает живописности,
непосредственности и свободы.
Декор форм носит несколько
рассудочный, жесткий
геометрический характер.
- В 1818 году заложен был настоящий каменный Успенский храм, расположенный в северо - восточной части г. Карачева, где были сооружены два престола - в честь Воздвижения Креста Господня и во имя св. Бессребреников Космы и Дамиана.
- В 1832 году было поставлено три иконостаса: главный в честь Успения Богоматери правый, во имя Святой Троицы, и левый, в честь иконы Божьей Матери "Троеручицы"
- В 1874 году была построена колокольня в одно здание с церковью. Сейчас церковь находится в аварийном состоянии.
Памятник принадлежит к характерным
образцам позднеклассичеекой
архитектуры. Он представляет собой
бесстолпный купольный храм с
крестообразным построением.
Существующий основной объем образует
четыре закругленными внутренними
сторонами и перекинутыми между
ними арками, поддерживающими
цилиндрический барабан с высоким
куполом и главкой. К пилонам
примыкали пониженные боковые части,
алтарь и трапезная. В юго-западном
пилоне частично сохранилась
внутренняя лестница.
В куполе и барабане церкви до сих пор
сохранились росписи (1850 г.) —
памятники позднего классицизма.
В семи километрах к северо-
востоку от г.Карачева, на
небольшой возвышенности
правого берега р.Песочни, стоит
Николо-Одринский монастырь.
По местным преданиям, обитель
эта возникла в 14 или 15 веке,
вследствие явления образа
святителя Николая на берегу
р.Одрина. В древности это был
лесной скит. Монастырь был
окружен каменной стеной с
четырьмя башнями по углам и
въездными воротами. Звон
большого колокола (весил 365
пудов) был слышен в Карачеве
(8 км)
- В 1843 году была прославлена чудотворная икона Божьей Матери "Споручница грешных". По этому случая о.Серапион заложил в 1852 году каменный храм в честь новопрославленной иконы.
архитектурный ансамбль был
основан на характерном для
русских монастырей принципе
свободного и живописного
расположения зданий. Центром
композиции стал величественный
Никольский собор.
Вся история Карачевского общества неотделима от истории
карачевских церквей. Если посмотреть план города Карачева
конца 19 начала 20 века, то в городе насчитывается 14 церквей
и храмов. Все они, как правило, стояли на самом видном
месте, сияли своими позолоченными куполами и украшали
русский пейзаж.
Сейчас, в 21 веке, сумели выстоять и выжить лишь некоторые
карачевские храмы. Одни из них сохранились полностью,
другие остались в развалинах, а о существовании третьих
современные карачевцы не знают ничего. Никогда не увидим
мы такие церкви, как Преображенская и Осиевская,
Введенская и Знаменская, они остались лишь в памяти…
- Работа, выполненная Никитиной Марией
в технике «Изонить» - «Золотые купола»
Через ее бойницы
То свистом воронья крыла,
То белым крылом голубицы
Древняя Русь протекла.
Глянь!
Это что там далече?
То ли густые стога
Снегом укрылись по плечи,
То ли становье врага?...
Да нет, никого там далече.
Поле, стога да кусты.
Средь первого снега, на белом,
В стремительной высоте
Церковь заиндевела.
И галки сидят на кресте
А.Мехедов
Средь первого снега,
На белом
Отчетлива, как на листе,
Застыла, заиндевела
В стремительной высоте.
Без колокольного зыка
И без следа у дверей –
Не верится, что безъязыка
Стоит среди белых полей.
Какой ее вымерять мерой?
Молитвенным жаром кадил?
А может быть истовой верой
В добро, кто сюда приходил?
А в Карачеве храмы златоглаво стоят.
Сквозь века донесли нам Русскую Речь.
О, Земля дорогая – Русь-Праматерь моя,
Счастлив я, что могу тебя чтить и беречь!
По крупице себя собирала ты, Русь,
Защищая в столетьях и веру, и честь.
Я твоею историей с детства горжусь.
Я живу потому, что была ты и есть
Е.Кузин