СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архитектура России XVIII в. Новые черты мировоззрения и искусства. Барокко и классицизм.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архитектура России XVIII в. Новые черты мировоззрения и искусства. Барокко и классицизм.

Просмотр содержимого документа
«Архитектура России XVIII в. Новые черты мировоззрения и искусства. Барокко и классицизм.»

Искусство России 18 века Петровский перелом

За 50 лет 18 века русскому искусству предстояло проделать тот же путь, который страны Западной Европы проделали за 2 – 3 века. Это вызвало своеобразный характер русской культуры, когда одно направление еще не успевало развиться до конца, а уже сменялось другим за 10 – 15 лет. И только с середины 18 века (40-50-ые годы) течение русского искусства станет более ровным.

Первая четверть 18 века

Искусство становится государственным и светским. Теперь уже не царь или церковь заказывают художнику произведение, а заказчик, в соответствии со своим вкусом, с модой эпохи. При этом новое искусство не всегда встречает понимание.

В первое десятилетие работают в основном иностранные мастера, но уже вскоре воспитываются русские художники, которых царь отправил за границу. Петербург становится местом, где формируются вкусы нового времени, он – центр творческих усилий народа, связующее звено между Россией и Западом.

Великий город на берегу Невы

Главной задачей русского зодчества в 18 веке стало приобщение к общим законам античной, ренессансной, барочной и классицистической архитектуры. Рубеж между средневековьем и новым временем Россия преодолевала в начале 18 века. Встали совершенно новые проблемы строительства. Не хаотичное возникновение улиц древних городов, а четко спланированные прямоугольные, лучевые, веерные архитектурные построения. Строго прямолинейные улицы, соблюдение единого типа застройки, понятие фасад улицы, новые типы дворцов, церквей, общественных и промышленных сооружений – вот задачи градостроительства нового времени.

Рождение Санкт-Петербурга

Природные условия среди, которых вырастал новый город: топи, болота, низкие берега, наводнения, отсутствие камня, прочной древесины. Первоначально какой бы то ни было план строительства отсутствовал. Петру нужна была крепость, чтобы не пустить шведов в Неву. Он выбрал для ее строительства место, откуда можно было бы обстреливать фарватер на Неве. Это был Заячий остров. Началом строительства стала закладка 16 мая 1703 года мощной крепости «Санкт-Питер-Бурх, за которой потом укрепилось название Петропавловской по главному собору крепости. Само укрепление города имело простую структуру: многоугольник земляных валов с шестью бастионами, охвативший остров, обрамлял открытое пространство, пересеченное каналом. С 1706 года земляные укрепления стали заменяться каменными.

Но уже при строительстве первой крепости Петр желал, чтобы собор совершенно новой для страны архитектуры поднялся как можно быстрей.

Композиционный центр крепости – Петропавловский собор (1712 – 1733) гг. Архитектор – Доменико Трезини. Собор стал и образцом для многочисленных церквей будущего города. Собор в плане – трехнефная базилика, а не крестово-купольный храм. Колокольня собора представляет собой единый массив, разделенный на ярусы – этажи. Это традиция западноевропейских колоколен и ратушных башен. Стены собора не орнаментированы. Характерны волюты – чисто барочный элемент. Совершенно новая цветовая гамма – песочный цвет, голубой и белый на фасадах, серебро и золото в кровлях. Шпиль собора стал одной из градостроительных доминант города.

Здание Двенадцати Коллегий (1722 – 1742)

Это здание тоже возвел Доменико Трезини со своим учеником – первым русским архитектором, учившимся за границей – Земцовым. Самостоятельные двенадцать зданий перекрыты каждое сомостоятельной кровлей, но со схожим рисунком орнамента и связаны между собою единым, самым большим в России коридором. На фасадах введены пилястры. Оригинально здание первого русского музея Кунсткамеры. Архитектор Маттарнови.

«Небесная линия» Петербурга.

Город, расположеннный на островах, словно бы весь наполнен водой: это и Большая Нева, и Малая Нева, и Большая Невка, и Малая Невка, Фонтанка, Мойка, Екатерининский канал, Крюков канал. Он выстроен на низком месте, очень ровном, а уровень воды высок. Следовательно, горизонтали преобладают в городе над вертикалями. Таков же и Хельсинки, где береговая линия, в отличие от Петербурга, изрезана, волниста, берег неровен и скалист. Поэтому главный собор Хельсинки поставлен на возвышении, чтобы его выделить.

Похож на Петербург Копенгаген, но в нем нет протяженных набережных, много портовых сооружений. Шпили соборов недостаточно остры и ровны, имеют неправильную барочную форму. В Санкт–Петербурге нет подъемов и спусков, улицы как будто превращены в интерьер города. Сады и бульвары встроены в город. Чтобы подчеркнуть горизонтали, но не превращать город в скучную степь, архитекторы возвели в нем три главных доминирующих вертикали: Петропавловский шпиль, Адмиралтейство и шпиль Михайловского замка.

Это вертикали, перпендикулярные к горизонталям. Им вторили высокие колокольни: Никольского морского собора на Крюковом канале и снесенная на Сенной колокольня Успенской церкви. Следовательно, если перед нами город с сильно выраженными горизонталями, в нем нужно ставить несколько вертикальных доминант. «Небесная линия» означает, что между низким небом и гладью воды и расположена узкая линия берега с несколькими вертикалями. Тем же преобладанием водных стихий продиктована цветовая гамма Петербурга: туманы и дожди заставляют искать яркие сочетания красок. Кирпич в Петербурге штукатурили, а штукатурку красили, Цвета предпочитали яркие, прозрачные – акварельные. Подобные вопросы решались в 16 веке и при формировании ансамбля Венеции.

Перенос центра города

Особенностью раннего этапа строительства Петербурга стало возникновение второго центра, успешно соперничавшего с первым. Полноводная быстрая Нева лежала между Городским островом, где Петр хотел видеть центр нового города, и дорогами, которые вели к главным городам России. Дважды в году, во время ледохода и ледостава, связь надолго нарушалась, поэтому Адмиралтейскую верфь, где строились суда балтийского флота, заложили в 1704 году на Московской стороне – левом берегу Невы. Так возник будущий ансамбль Адмиралтейства, к которому станут постепенно примыкать дома знати, главные лучи города, а затем и сам дворец русских правителей.

Для проектирования нового города была создана специальная канцелярия во главе с Доменико Трезини – строителем Петропавловской крепости. В этой канцелярии были разработаны типы зданий для простых, зажиточных и богатых людей. Постепенно строительство нового города стало приобретать все более планомерный характер. На той же стороне Невы, где и Адмиралтейство, появился Летний дворец Петра (1710 – 1714) арх. Трезини. Был посажен Летний сад.

Наряду с Петербургом началось строительство в его окрестностях: Петергофе, Ораниенбауме, Стрельне. В Петергофе был разбит «французский парк» с фонтанами со стороны Финского залива, построены павильоны, установлена скульптура. Во дворце царь принимал послов, проходили приемы.

В 1714 году Петр своим указом запретил каменное строительство по всей стране. Каждый приезжавший в город обязан был привезти с собой несколько кирпичей. Тысячи мужиков сгонялись на низкие берега Невы в невыносимые условия, чтобы новая столица росла быстрей. Трудом этих людей стал подниматься новый город.





Второй этап строительства Петербурга (20 – 30)гг.

М.Г. Земцов, Еропкин, Коробов.

Обученные за границей, русские архитекторы стали ведущими строителями новой столицы.

Деятельность Еропкина

Важнейшим этапом формирования новой столицы стала деятельность П.М. Еропкина, учившегося в Голландии и Италии. В Италии Еропкин увидел трехлучевую структуру современного города. Эту идею он решил воплотить при проектировании Петербурга. Для этого решено было провести третий луч (наряду с Невской перспективой, шедшей от Александро-Невской лавры, и Вознесенской перспективой). Третий луч тоже заканчивался у здания Адмиралтейства. Для его проведения были сломаны дома на участке купца Горохова, поэтому перспектива получила название Гороховой улицы. Так возник знаменитый трезубец – трехлучевая система улиц, сходящаяся на Адмиралтействе. Невский проспект занимает в этом трезубце главное место. Петербург создавался как главный центр кораблестроения и мореплавания. Именно поэтому здание Адмиралтейства играет в его структуре столь важную роль. Когда в 1704 году стали возводить адмиралтейство, здания расположили буквой «П», как говорили в старину, «покоем». К Неве открывался большой двор, на котором устроили стапели для спуска кораблей в воду. Вокруг здания Адмиралтейства заложили крепость с бастионами и рвами для защиты. Перед крепостью расчистили эспланаду – обширное пространство для свободного обстрела из крепостных орудий.

В современном Петербурге архитектурный облик Адмиралтейства занимает ключевое место. «Адмиралтейская игла», прославленная Пушкиным в поэме «Медный всадник», появилась в 1734 – 1738 годах, когда архитектор И. К. Коробов возвел башню, заканчивающуюся деревянным шпилем. Шпиль был позолочен и украшен корабликом. Тем самым Коробов подчеркнул центр города, к которому сходятся главные три луча. А башня адмиралтейства вступила в перекличку с башней Петропавловского собора.

Коробов

Этот архитектор в 1734 – 1738 построил башню Адмиралтейства с высоким золоченным шпилем и корабликом. Тем самым он подчеркнул значение нового центра города на адмиралтейской части. Коробов начал строительство Аничкова дворца. Учениками Коробова были Ухтомский, Чевакинский, Кокоринов.

Архитектурные сооружения вне Петербурга.

В 1728 году был отменен указ Петра о запрете строить в Москве каменные строения. И только одно сооружение начала века (1701 – 1707) было возведено до отмены указа. Это Церковь Архангела Гавриила, более известная под названием Меншикова башня. Ее возвел архитектор Зарудный. украинец по рождению, он получил западноевропейское образование. По заказу А.Д. Меншикова он возвел башню. Башня имеет ярко выраженную ярусность. Угадываются традиции «нарышкинского барокко», но в плане она не крестовая, а прямоугольная. Декорирована башня скульптурным орнаментом, что характерно для европейского типа сооружения. Завершена была характерным шпицем (сгорел в 1723 году) при этом она имела высоту принципиально чуть большую, чем колокольня Ивана Великого. В 1770-ых годах была надстроена обыкновенная глава с крестом. Цвет поля стен – нежно-розовый, колонны ордерные белого цвета – европейская черта.

Ухтомский

К началу 50-х годов архитектор Ухтомский стал руководителем всего строительства в Москве. Он построил Красные ворота, колокольню Троице-Сергиева монастыря. Был учителем Казакова, может быть, Баженова. Колокольня Троице-Сергиева монастыря была спроектирована Ухтомским на основе уже имеющегося трехъярусного сооружения. В этом строении были блестяще соединены принципы барокко и башнеобразных построек.

Высота колокольни – 87,33м.

Каждый следующий ярус легче предыдущего. Последний ярус взлетает с удивительной легкостью, динамику зданию придают вертикальные колонны ярусов и пилястры нижнего объема. Колокольню Ухтомский увенчал оригинальной короной с крестом.

Третий этап строительства Петербурга. Елизаветинское барокко.

Третий этап характеризуется тем, что вместо преобладания гражданских строений петровского времени (Здание двенадцати коллегий, Адмиралтейство, Литейный двор и т.д.) начинает преобладать строительство дворцов, великолепных соборов. Сдержанная манера петровского барокко сменяется пышностью и великолепием Елизаветинского барокко, идет дальнейшее заимствование европейских приемов.

С. И. Чевакинский

Еще до Растрелли начал строительство дворца в Царском Селе, строил павильоны. 15 июля 1753г. начал строительство Никольского морского собора. Закончен в 1762г. Никольский морской собор – самое почитаемое моряками России сооружение, стоит на набережной Крюкова канала. Архитектура собора тесно связана с древнерусским зодчеством. Пять куполов, ставших обязательными при Елисавете Петровне, широко расставлены и покрыты позолотой. Центральный купол не очень выделяется, и это стало новшеством. Фасады собора декорированы колоннами белого цвета и лепным орнаментом. Фон поля собора – лазоревый. Особенно замечательна колокольня собора, которая прямо выходит к каналу. Она удалена от собора, имеет три яруса и удивительно стройна. Колокольня завершается характерным для Петербурга шпилем, который господствует над данной местностью. Существует предание, что проект этого уникального по плавности линий и мягкому силуэту строения составил юноша Баженов, когда обучался в петербургской Академии. Пластичность и стройность - важнейшие черты созданий Баженова.

На набережной Фонтанки Чевакинский спланировал для вельможи Шереметева дворец, получивший позже название «Фонтанный дом». Это замечательный памятник русского барокко, великолепие, пышность, прекрасный выбор места – все делает его настоящим памятником архитектуры эпохи. В 1765 году Чевакинский составил проект новых складов для Адмиралтейства так называемой «Новой Голландии».

В это же время расцветает творчество главного архитектора Елизаветинской поры Франческо Бартоломео Растрелли. (1700-1771)

Именно площади Петербурга покоряют каждого, кто приезжает в этот город.

Созданная самой природой «водная площадь» между Петропавловской крепостью и Стрелкой Васильевского острова плавно перетекает в вереницу рукотворных площадей. Дворцовая, Адмиралтейская (ныне Адмиралтейский проспект и Александровский сад), Сенатская, Исаакиевская, Биржевая и Марсово поле образовали величественный ансамбль открытых городских пространств. Наиболее прославленная часть этого ансамбля – Дворцовая площадь. Она стала складываться в 18 веке, когда на участке около «Зимней канавки» появились первый и второй «зимние дома» Петра Первого. Третий «зимний дом» – Анны Иоанновны стоял возле Адмиралтейства, а четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, который стоит и поныне, определяя облик северной части площади, построил Бартоломео Растрелли.

Сравнение Петровского и Елизаветинского барокко

В это время в России расцветает стиль, получивший в Европе название барокко. Особенность барокко выражена в его названии. В переводе с итальянского, барокко – причудливый, вычурный. Этот стиль подчеркнуто нарядный, пышный. Формы его усложнены. Фасады нередко имеют криволинейную форму, прорезаны нишами, увенчаны разорванными полукруглыми фронтонами, обильно украшены декоративными деталями. Стиль барокко проявлялся уже в петровское время, но был еще достаточно скромен, сдержан. В эпоху Елизаветы Петровны барокко становится необыкновенно роскошным. Елизаветинское барокко мы представляем себе в первую очередь по произведениям Растрелли.

Сам архитектурный облик Санкт-Петербурга сложился на протяжении двух веков, когда давали себя отчетливо знать два основных и ярко выраженных архитектурных стиля: барокко и классицизм. Именно соединение этих стилей дает неповторимый облик Дворцовой площади и других ансамблей Санкт-Петербурга, поэтому уместно вначале рассказать об основных архитектурных особенностях того и другого стиля.

Когда стал складываться город, в Европе уже давал себя ярко знать архитектурный стиль классицизм. Весь комплекс Версаля был создан в стиле раннего классицизма Людовика. Но роскошь и богатство Версаля (и в целом, архитектуры Людовика Четырнадцатого) были чужды Петру. Он скорее ориентировался на Северную Европу, на протестантские города Голландии, Швеции, Дании. Отсюда другой архитектурный облик у первых построек Петербурга. Это своеобразное петровское барокко имеет ряд черт, характерных для этого архитектурного стиля: криволинейные формы, волюты, башни-шпили, напоминающие башни Риги и Таллина, пилястры вместо колонн. К тому же Петр не желал тратить столь нужные для государства средства на помпезные сооружения. Поэтому петровское барокко немного строго и скромно. В стиле петровского барокко выстроены Петропавловская крепость, Здание Двенадцати коллегий, Дворец Петра в Летнем саду, Меншиков дворец.

В 40-50-ые годы Россия, решив важнейшие задачи, стоявшие перед ней, догнала Европу и в архитектурном развитии, но в это время в России расцветает не классицизм, который столь характерен для Франции, а елизаветинское барокко, для которого характерны исключительная роскошь и богатство.

Именно этот стиль сформировал такого мастера елизаветинской поры, как Растрелли.

Сын приехавшего в Россию при Петре Первом архитектора, Франческо Бартоломео Растрелли фактически воспитывался уже на русской культуре. Отец его не стал крупным архитектором, но создал несколько замечательных скульптурных произведений. Сын станет самой заметной фигурой в истории русского барокко.

Одной из первых работ архитектора стала Андреевская церковь в Киеве. Уже здесь Растрелли находит те приемы, которые станут для него главными. Поле сооружения красивого акварельного цвета: синее. Богатый декор, обилие лепных украшений, предпочтение, отданное коринфским пилястрам, восприятие архитектурного сооружения как живописного произведения – черты стиля Растрелли.

В Санкт-Петербурге и его окрестностях Растрелли возвел свои самые прославленные сооружения:

Дворец в Петергофе Большой (Екатерининский) Дворец в Царском Селе Павильоны в Царском Селе Дворец Строганова в Петербурге Смольный монастырь в Петербурге

Смольный монастырь (1748 – 1764)

В излучине Невы на пути к центру города Растрелли решил возвести целый комплекс сооружений Воскресенского Новодевичьего монастыря. Так как недалеко располагался смоляной двор, монастырь получил название Смольного. По плану Растрелли нужно было возвести на внутренних углах крестообразного двора четыре небольших церковки с изящными главками. В центре двора высится 92-метровая бело-голубая ступенчатая громада Воскресенского собора. Огромный размер собора, монументальность его сочетаются с богатой и живописной пластикой. В плане собор – равноконечный крест (традиции древнерусского зодчества), имеет пять глав, тоже традиция. Боковые главы тесно прижаты к центральному куполу, что придает собору небывалую единую массу. Главные элементы фасада: двухъярусные парные ордерные колонны и пилястры. Изумительна цветовая гамма собора: лазоревое поле с белым цветом колонн, пилястр, золотом украшений.


Зимний дворец (1754 – 1764)

Это, без сомнения, самое прославленное сооружение Растрелли. Его создание окончательно закрепило положение набережной Невы со стороны Адмиралтейской части и положило начало образованию системы центральных площадей.

В чем главная особенность дворца? Его фасады различны в зависимости от того, к какой стороне города обращены. Со стороны Невы они выглядят как крупные, мощные за счет двухъярусных крупных ордерных устоев, особенно на флангах. Со стороны площади они имеют нарастающий характер, с концентрацией к центру, и ярко выраженный характер протяженности. Площадь связывает дворец с городом.

На кровле дворца установлены скульптурные изваяния, завершая рисунок карниза. Высота дворца стала определяющей для всей застройки набережных Невы, так как Растрелли нашел точное соответствие высоты дворца и ширины Невы в данном месте. В 19 веке было запрещено строить здания, превышающие 21,5 метра, что соответствует высоте кровли Зимнего дворца. Тем самым было достигнуто единство восприятия сооружений барокко и классицизма, когда северная сторона площади получит завершение при строительстве арки Главного штаба.

Дворец украшен обычными для Растрелли колоннами коринфского ордера: белыми, с золотыми листьями аканта. Фасады Зимнего дворца – блестящий пример решения синтеза архитектуры и декоративной пластики. Цвет дворца – нежная зелень. Самые разнообразные лепные украшения включены в декор его фасадов. Тут есть и причудливые изображения головы человека или животного – маскароны, и завитки орнамента, и раковины. Зимний дворец – это целый город в городе, громадный комплекс, с огромным количеством слуг, висячим садом, картинными галереями, бесчисленным количеством покоев, замечательными лестницами, из которых самая знаменитая – Посольская, пышно отделанная Растрелли.В западной части дворца традиционно располагались личные апартаменты императорской семьи. В юго-восточной части Зимнего дворца расположена пышно украшенная золотом Большая церковь. В 60-е годы архитекторы Ю.М. Фельтен и Ж. Б. Валлен-Деламот построили рядом с Зимним дворцом здание, в которое входили Северный и Южный павильоны и Висячий сад. Оно получило название Малый Эрмитаж. Все здания дворцового комплекса соединены висячими переходами.

Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе (1752 – 1757)

Это главное здание загородно-паркового ансамбля. Как и в Версале, здание разделило регулярный парк на две части: основную – Восточную - Старый сад и Западную, со стороны парадного двора, - Новый сад. Здание дворца – протяженная постройка длиной 300 метров с анфиладой торжественных залов и парадных помещений.

Дворец пышен и великолепен. Горизонталь дворца сочетается с вертикалями церквей. Северная церковь (пятикупольная) ориентирована на подъездную дорогу. Дворец украшен богатыми ордерными устоями, фигурами атлантов по нижнему ярусу, лепниной в оконных проемах и наличниках. Дворец производит более свободное впечатление, чем строгий Зимний. Он открыт окружающей природе, то есть вписан в ландшафт – это важнейшая традиция русской архитектуры. Яркий цвет поля стены – насыщенный синий, гармонирует с белыми колоннами коринфского ордера. Поражает интерьер дворца, основная отделка которого состоит из деревянной резьбы: картуши, волюты, гирлянды цветов, фигуры амуров, резные обрамления дверей и окон Великолепен Тронный зал с зеркалами в простенках и резьбой по дереву с позолотой. Дворец украшен янтарем, бронзой, сверкают узоры паркета, на стенах, потолках, в плафонах – живопись, что создает иллюзию бесконечного пространства. Свободных мест практически нет. Много света: окна, зеркала.

В Смольном монастыре, в Зимнем дворце и Большом Екатерининском дворце нашло свое высшее воплощение искусство Елизаветинского барокко. Но мастер был еще жив, а на смену тому стилю, которому он отдал всю жизнь, уже шел другой.


Русский классицизм в архитектуре 18 в.


В 60-ые годы 18 века Россия, подобно другим странам Европы, ступила на последовательный путь смены стилей и направлений в искусстве. На смену пышному барокко пришел строгий и рациональный стиль классицизм. К этому времени в русском обществе сложились основные черты мировоззрения, способствующие развитию данного стиля: рационалистическая философия, идея разумной организации мира, интерес к античности.

Другая важнейшая предпосылка появления нового стиля – формирование абсолютистского государства, просвещенной монархии в России.

Освободившись от обязательной службы по «Указу о вольности дворянской», дворяне селятся за городом, и в результате расцветает тип загородного строительства. Складывается тип дворца-усадьбы, расположенного посредине парка. В городах в эту эпоху, в первую очередь в Санкт-Петербурге и Москве, будут возведены грандиозные комплексы государственного и культурного назначений.

Периодизация русского классицизма.

1.Последняя треть 18 века – ранний классицизм.

2.Начало 19 века –высокий классицизм.

3.Классицизм первой трети 19 века – поздний классицизм.

Основоположники русского классицизма:

В. И. Баженов (1738 – 1799)

М.Ф. Казаков (1738 – 1812)

И.Е. Старов (1748 – 1808)

На раннем этапе развития русского классицизма большую роль играли Ж. Валлен-Деламот и А.Ф. Кокоринов, связанные с Академией художеств в Петербурге.

Академия художеств в Петербурге (1764 – 1788)

Академия занимает целый квартал набережной на Васильевском острове. В плане – четкий квадрат с вписанным в него кругом – двором для прогулок. Внешне объем вытянут и спокоен. Очень небольшой купол, углубленный в основание. Четыре этажа сгруппированы попарно: 1 и 2 – тяжелые, 3 и 4 – облегченные. Интересна средняя часть, напоминающая времена барокко: выпуклые и вогнутые элементы, колонны и статуи. Но на самом фасаде колонны заменяются пилястрами, а сами колонны, еще не собраны в шести и восьмиколонные портики с фронтоном, а рассредоточены по всему фасаду.

В эти же годы Нева «оделася в гранит». Дворцовая набережная стала сдержанной и строгой, нужно было и соответствующим образом изменить обрамление Летнего сада. В 1771 – 1786 годах была возведена знаменитая решетка Летнего сада. Архитекторы – Фельтен и Егоров. Цветовая гамма, как и в эпоху барокко, черно-золотая, но если барочная решетка искривлена, рисунок ее напоминает живые побеги зелени, завершение сплетено в узор, то решетка Летнего сада четко геометрична: вертикальные пики пересекают вытянутые вверх прямоугольные рамы. Основу решетки составляют чередующиеся через определенные промежутки цилиндрические, похожие на колонны столбы, завершенные вазонами.

Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, 1768—1785). Архитектор решил, что Мраморный дворец будет привлекать внимание не только размерами, благородством форм и пропорций, но и красотой каменных облицовок, выполненных из полюбившихся ему русских мраморов, которые добывали в карьерах вблизи Ладожского и Онежского озер. Благородная сера гамма Мраморного дворца с розовым цветом пилястр великолепно сочетается со свинцовыми водами Невы, на набережной которой он стоит.

В. И. Баженов (1735 – 1799)

Сын бедного псаломщика, поступивший в Москве в ученики к живописцу, Баженов примкнул к школе Ухтомского, закончил гимназию при Московском университете, затем – Академию художеств в Петербурге. Пенсионером Академии отправлен за границу, где за создание проектов и моделей архитектурных сооружений стал профессором Римской, затем Болонской и Флорентийской академий. Вернулся на Родину, где его ждали трудности. В Академии Баженова учили Чевакинский, Кокоринов, Деламот и Растрелли. Из этих преподавателей на позициях классицизма стоял только Деламот.

За границей он познакомился с развитым классицизмом. В 1767 году Баженов из Петербурга был командирован в Москву, где провел 25 лет. Это было эпоха перепланировки городов России в духе нового времени. Как раз в эти годы Баженов задумал свой грандиозный проект – Большого Кремлевского дворца в Москве с перепланировкой по сути всего Кремлевского ансамбля. Екатерина Вторая, вступив на престол, разыгрывала из себя просвещенную государыню. Она поддержала идею превратить Кремль в древнеримский Форум – в место народного волеизъявления. Так продолжалось до пугачевского восстания, после чего Баженов должен был свернуть все работы. Сохранились только чертежи и проект, но и они оказали огромное влияние на всю русскую архитектуру. Среди соратников Баженова был Казаков и другие московские архитекторы. Даже в модели, созданной Баженовым, Дворец поражает воображение: здесь и грандиозные по протяженности фасады, то идущие по прямой, то огибающие кремлевский холм, и великолепные колоннады на очень высоких рустованных цоколях. Но главное – Дворец был задуман как центр площади, где архитектор собирался устроить здания Коллегий, Арсенал, Театр, трибуны для народных собраний. Так наглядно должны были воплотиться идеи гражданственности, образцы Рима и Афин. Гибель этого замысла стала первой трагедией архитектора.

В это время в Европе в искусстве возникает некоторое увлечение готикой – предвестие романтической эпохи. Баженов нашел свой путь и здесь. Его задача – сделать из готики не игрушку – увлечение, а глубокое, оригинальное направление, суть которого в том, чтобы почувствовать старину. Именно красно-белый декор московских башен и называл Баженов русской готикой. Так возник замысел Царицынского комплекса (1795 – 1785). Екатерина купила Царицынскую усадьбу у Кантемира, усадьба располагалась на высоком обрывистом берегу пруда.

Белый камень декора и красный цвет кирпича – традиционная русская цветовая гамма. Именно в этой гамме и был решен комплекс. Стрельчатые арки, фигурные проемы окон, порталы входов, тонкие колонки, раздвоенные зубцы – все эти детали преображены архитектурой мастера. Их-то он и сумел увидеть в архитектуре Кремля. Но в Царицинском комплексе немало загадок, связанных в первую очередь с масонской символикой, которая обильно украшает стены зданий. Это или что-либо другое стало причиной недовольства императрицы, но, посетив строительство, Екатерина спросила: «Что это: дворец или тюрьма?» Судьба комплекса была предрешена. Частично его перестроил позже Казаков. Но работа над Царицынским комплексом не прошла и для Казакова даром. Сооружая Петровский дворец на Петербургском шоссе, Казаков решит его именно в стиле баженовского Царицына.

Самое знаменитое сооружение Баженова – дом Пашкова в Москве на Ваганьковском холме против Кремля (1784 – 1786)

Поразительное по мощи, оригинальности, совершенству исполнения это здание является истинным украшением Москвы. Фасадом оно обращено к улице, находилось в глубине на холме и было отделено от улицы небольшим садом (это было совершенно новое решение). Вход и двор дома находятся с обратной стороны и открываются торжественными воротами. Замечательны баллюстрада с вазами, орнамент, пилястры ордерной системы, руст с арками цокольного этажа. Прекрасен богато декорированный круглый купол с парными колоннами. В архитектуре боковых флигелей видно влияние античной традиции: они решены как портик с фронтоном.

Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Переплетение барочной живописности и классицистической строгости делает это здание неповторимо красивым.

Другие строения Баженова: церковь в селе Стоянове и в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове. Замечателен дом майора Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве: оригинальна его полукруглая ротонда, выходящая на улицу. В 19 в. этом здании будет расположено Училище живописи, ваяния и зодчества, которое окажет огромное влияние на русское искусство. Павел Первый нашел отставленного от дел зодчего, и Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге. Он спроектировал въездные флигели со стороны Садовой улицы. Павел дал зодчему имение Глазово под Павловском, где архитектор и скончался в год рождения Пушкина. Могила его затерялась.

М.Ф. Казаков (1738 – 1812)

Наиболее яркий выразитель идей московского классицизма. Он учился только в школе Ухтомского, работал помощником Баженова на строительстве Кремлевского комплекса, где прошел великолепную школу у великого архитектора. Казаков не закончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище.

Крупнейшие постройки Казакова.

Здание Сената в Кремле (1776 – 1787)

Церковь Митрополита Филиппа (1777 – 1788)

Здание Благородного собрания (80-ые годы)

Голицынская больница (1796 – 1801)

Старое здание университета (сгорело)

Петровский подъездной дворец на Петербургском шоссе.

Всего Казаков построил около 100 зданий.

Здание Сената в Кремле

Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.

Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице.

Соединены здание больницы и церкви. Боковые крылья здания ничем не обработаны, а в центре мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается барабан церковного купола.

В здании Благородного собрания (Дворянское собрание) наиболее оригинален Колонный зал. Он отличается обширностью и высотой. Это главное помещение интерьера. Облик зала определяет коринфская колоннада, повторяющая очертания зала. Она выделяет центральное пространство, предназначенное для балов и приемов. Колонны сделаны из искусственного белого мрамора, который сияет белизной. Это придает залу радостный характер.

Петровский дворец

В решении этого дворца казаков воплотил свои искания в мавританско-готическом стиле, начатые еще Баженовым. Облик этого здания определяют красный цвет кирпича и белый декор в восточном стиле.

Имя М.Ф.Казакова прочно связано с классицистической Москвой, потому что именно его лучшие здания создали образ города екатерининской эпохи — барского, «допожарного». Наиболее известными казаковскими усадьбами были дом на Гороховой улице богача-заводчика Ивана Демидова, сохранивший великолепную золочёную резьбу парадных интерьеров, дом заводчика М.И.Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой. Казаковская городская усадьба — большое, массивное, почти лишенное декора здание с колонным портиком - дом, доминирующий над остальными хозяйственными и надворными постройками. Обычно он располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.

И. Е. Старов (1745 – 1808)

Вместе с Баженовым в Петербург в академию из Москвы приехал Иван Старов. Вслед за Баженовым он отправился в Италию. Затем вернулся и работал в Петербурге.

Это была эпоха «золотого века» дворянства. Идея представительной монархии рухнула, и все большее значение приобретает строительство загородных усадеб, дворцов, особняков.

Самое знаменитое строение Старова – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789).

Тип трехпавильонного жилого дома. Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Эта схема станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма.

Фасад дворца суров и строг. Проста дорическая колоннада шестиколонного портика (колонны без канеллюр), портик увенчан куполом, метопы пустые. Эта строгость контрастирует с роскошью интерьера.

Из прямоугольного вестибюля через торжественные «врата» зритель попадал в восьмиугольный зал, затем в поперечно ориентированную огромную галерею с закругленными торцами галерею, обнесенную двойным рядом колонн. Позади дворца был разбит сад.

Архитектура конца 18 века России.

К концу 18 века классицизм оставался господствующим стилем в русской архитектуре. В это время формируется строгий классицизм, ярчайшим представителем которого был Джакомо Кваренги.

Джакомо Кваренги (1744 – 1817)

Он приехал в Россию в 80-ые годы. На родине, в Италии Кваренги был поклонником римской античности, идей городских особняков и частных усадеб. Кваренги выступил не только как создатель замечательных архитектурных произведений, но и как теоретик архитекутры. Главные его принципы следующие:

  1. Трехчастная схема жилого или административного здания включает в себя центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.

  2. Центральный корпус отмечен портиком. Таково здание Академии наук в Петербурге, построенное Кваренги, новое здание для института благородных девиц – Смольный институт рядом со старым монастырем работы Растрелли.

  3. Здание – параллелепипед, чаще всего в три этажа.

  4. Отсутствуют богато декорированные угловые композиции, границы фасада – простые углы, грани объема гладкие, ничем не украшенные плоскости, окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны строгими треугольными фронтончиками – сандриками.

  5. На фоне гладкой, чистой поверхности – портик большого или гигантского ордера, обнимающего всю высоту здания. Он смотрится как единственная декорация. Портик увенчан фронтоном, крайние точки которого иногда акцентированы вертикалями статуй.

  6. Колонны решительно отодвигаются от стены для большого прохода и плавно поднимающегося к нему пандуса.

  7. Колонны лишены каннелюр, мощность воздействия усилена. Иногда колоннада самодовлеет. Такова колоннада Александровского дворца в Царском Селе.

Эти принципы Кваренги реализовал в своих постройках в городе и в его окрестностях.

Винче́нцо Бре́нна (1745—1820)

Художник-декоратор и архитектор, по происхождению итальянец. В России работал в 1783—1802 годах. Участвовал в строительстве и отделке помещений дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец), Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым). Был архитектором Румянцевского обелиска на Марсовом поле, теперь на Васильевском острове.

Чарльз Камерон (1740 – 1812)

В 1779 году он был приглашен в Россию. Камерон умел сочетать архитектуру и природу, гармонию целого и миниатюрную деталь. Он проявил себя в загородном строительстве, создании дворцовых ансамблей, небольших павильонов, в искусстве интерьера.

В Царском Селе к уже созданному Растрелли дворцу он добавляет комплекс из так называемой Камероновой галереи, Агатовых комнат, висячего сада, к которому ведет специальный пандус большой длинны, холодных бань в первом этаже. Все это вместе создает уголок античности на русской почве, приют вдохновения утонченной просвещенной натуры.

В здании Камероновой галереи интересны широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, они придают необыкновенную легкость верху, вознесенному на тяжелых аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и нежно-палевого тона стен, белыми филенками (тонкие доски в раме) и медальонами – контраст силы и хрупкости. В интерьере Большого дворца Камерон впервые использовал в России греческий ордер, что скажется уже в 19 веке.

Другая сторона деятельности Камерона – Павловский ансамбль. Дворец представляет из себя квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора. Дворец поставлен на высоком холме над речкой Славянкой. Кваренги взял за основу распространенный тип итальянской виллы с плоским куполом, но переосмыслил идею в духе русской загородной усадьбы. Дворец создавался вместе с английским парком. Парк пересекают неторопливые воды речки Славянки. Через речку перекинуты мосты. По берегам склоняются темные кроны ив, берега заросли камышом. Лиственные и хвойные породы создают в любое время года новую гамму цвета, а специальные места дают простор для разнообразия видов. Особенной красотой и сочетаемостью с пейзажем отличается мраморная и бронзовая скульптура, украшающая парк, ряд замечательных павильонов, среди которых особое место занимают «Храм дружбы» и павильон «Трех граций».