Цикл «Беседы об искусстве»
Центр эстетического воспитания детей «Орешки» Театральное отделение предмет «Беседы об искусстве» Тема № 4 ( 2) « Архитектурные стили» Автор: художественный руководитель детского театра «Белая Ворона» Марина Евгеньевна Саттарова г. Чита 2010
АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ
Архитектурный стиль — сочетание определенных
- признаков,
- приемов построения,
- строительных материалов и конструкций,
- форм и деталей отделки фасадов,
- декоративного оформления интерьеров
характерных для определенного времени и места.
Исторические стили
романский
романский
готика
готика
ренессанс
ренессанс
барокко
барокко
классицизм
классицизм
Ампир
Ампир
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Слово произошло от латинского romanus - римский. Англичане называют этот стиль "норманнским".
Р.С. развивался в западноевропейском искусстве Х-Х11вв. Наиболее полно он выразился в архитектуре.
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки.
Здание всегда тщательно
вписывалось в окружающую
природу и поэтому выглядело
особенно прочным и
основательным.
Этому способствовали
и массивные гладкие стены
с узкими проемами окон
и ступенчато-углубленными
порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.
Основным отличительным элементом Р. здания является полуциркульная арка.
Соборный ансамбль в Пизе. Италия,1063-1350гг.
Церковь Санкт-Михаэль в Хильжесхеиме , Германия. Около 1010-1033гг.
ГОТИКА
От итальянского gotico - готский, варварский. Стиль в западноевропейском искусстве ХII-ХV вв., завершивший его развитие в средневековый период.
Термин был введен гуманистами Возрождения, желавшими подчеркнуть "варварский" характер всего средневекового искусства; в действительности же готический стиль не имел ничего общего с готами и представлял собой закономерное развитие и видоизменение принципов романского искусства.
ведущим типом готической архитектуры стал городской собор, устремленный ввысь, со стрельчатыми арками, со стенами, превращенными в каменное кружево
- Готический собор символизировал порыв к небу;
этой же цели должно было служить его богатейшее декоративное убранство - статуи, рельефы, витражи.
Реймский собор, Франция, 1211-1 311
Амьенский собор 1220- 1528
Собор в Кельне, Германия, начат в 1248г.-1437, завершен в 1842-1880.
Собор Парижской богоматери / Нотр-Дам де Пари/ 1163-нач.- ХIVв .
ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС)
В начале ХV в. во Флоренции был создан новый архитектурный стиль – ренессанс (от французского возрождение)
В эпоху Р. складывается впервые личность архитектора в современном смысле слова, в противоположность зависимости средневекового архитектора от цеха каменщиков.
6
Различают ранний Р. и высокий;
- первый развивался во Флоренции,
центром второго был Рим.
Первым архитектором Ренессанса ( ранний период) был Филиппо Брунеллески (1377-1446). В его творчестве нагляднее всего отразились основные достижения этой эпохи. Он первым создал дворец (палаццо), который лег в основу всей последующей архитектуры, в том числе и нашей.
( Паллацо Питти 1440-1446)
- Основным достижением ренессансного дворца является окончательное оформление этажа, как горизонтального пространственного слоя, предназначенного для жизни и деятельности человека..
Стена впервые истолковывается в современном смысле слова, т.е.
как геометрически правильная перегородка постоянной толщины между внутренним архитектурным пространством и пространством вне здания.
(Паллацо. Венеция 16в.)
Окна трактуются как глаза здания, фасад - как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство
Брунеллески. Воспитательный дом. Флоренция. 1421-1444
Высокий Ренессанс ассоциируется в архитектуре с именем Браманте (1444-1514).
Его Темпиетто из всех зданий Реннессанса стоит ближе к античной архитектуре по органической полновесности форме и гармонической завершенности. основанных на золотом сечении пропорций .
Микеланджело Буонарроти . Купол собора св.Петра. Рим.
БАРОККО
- Стиль в искусстве, развивавшийся в европейских странах в XVI-XVII (В некоторых странах - до сер. ХVIIIв.).
Название происходит от итальянского bаrоcco - причудливый, странный. Есть и иное объяснение происхождения этого термина: так называли бракованные жемчужины голландские моряки.
- Долгов время слово "барокко" несло отрицательную оценку. В XIХв. отношение к барокко изменилось, чему послужили работы немецкого ученого Вельфлина.
Если в эпоху Возрождения искусство воспевало мощь и красоту человека, то на рубеже ХVI-ХVII веков эти идеи уступили место размышлениям о внутреннем мире человека, раскрытию его чувств и переживаний.
Так определились основные черты Барокко -драматическая патетика, склонность к заостренным контрастам, динамичность, экспрессия, тяготение к пышности и декоративности. Все эти черты свойственны и архитектуре Барокко.
Постройки обязательно украшались причудливыми фасадами, форма которых скрывалась за украшениями.
Парадные интерьеры также приобрели разнообразные формы, причудливость которых подчеркивалась скульптурой, лепкой, различными орнаментами.
Комнаты нередко теряли привычную для глаза прямоугольную форму. Зеркала и росписи расширяли истинные размеры помещений, а красочные плафоны создавали иллюзию отсутствия крыши.
Архитекторы Барокко обратили внимание на улицу, которая стала рассматриваться как целостный архитектурный организм, как одна из форм ансамбля. Начало и конец улицы отмечались площадями или эффектными архитектурными или скульптурными акцентами.
Доминантой в композиции здания становится кривая линия, возвращаются волюты, появляются эллиптические поверхности.
Борромини . Церковь Сан Карло алле кватро фонтане. Рим
Лоренцо Бернини. Площадь св.Петра. Рим
РОКОКО
Название стиля, развивавшегося в основном во Франции XVIII в., взято из немецкого языка. Французское название происходит от слова rocaille - раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины.
Рококо возникло в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии.
Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество - черты, свойственные Рококо и особенно сказавшиеся в орнаментально-декоративной трактовке архитектуры и прикладных искусств.
Орнаментика состояла из причудливо переплетающихся гирлянд раковин, цветов, завитков.
- В основном Р.проявился в оформлении интерьеров зданий, нежели их экстерьеров. Для Р. характерно тяготение к асимметрии композиций, а также мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом,
Получивший распространение при дворе Людовика XV (творчество архитекторов Ж.М. Оппенора, Ж.О Мейсонье, Г.Ж. Боффрана)стиль Рококо вплоть до сер. ХIХ . называли "стилем Людовика ХV".
КЛАССИЦИЗМ
- Стиль в европейском искусстве XVII-начала XIX в., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Название стиля происходит от латинского classicus - образцовый.
Архитектуре Классицизма свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений.
В отличие от построек барокко, мастера классицизма никогда не воздавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания.
И в парковой архитектуре складывается так называемый регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют правильную форму, а зеленые насаждения размещены строго по прямой и тщательно подстрижены. (Садово-парковый ансамбль Версаля.)
Перро. Лувр (фасад)
Габриэль . Малый Трианон (павильон версальского парка).
Ж.А.Мансар . Большой Трианон (дворец в Версале)
Ж.Ж.Суффло . Церковь св. Женевьевы в Париже (позже перестроена в Пантеон).
АМПИР
- Название произошло от французского empire – имперский. Стиль, возникший во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Является органическим завершением длительного развития европейского классицизма.
Основная особенность данного стиля – сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. Его источником является римская скульптура, от неё Ампир унаследовал торжественную суровость и четкость композиции.
Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв . в эпоху Великой Французской революции и отличался ярко выраженным гражданским пафосом. В период империи Наполеона искусство должно было прославлять военные успехи и достоинства правителя.
Отсюда происходит увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков.
Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики.
В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов.
Ампир стремился приблизиться к античности больше, чем классицизм. В XVIII в. Архитектор Бартельми Виньон построил церковь Ла Мадлен по образцу римского периптера, используя коринфский ордер. Трактовка форм отличалась сухостью и подчеркнутым рационализмом.
Те же черты характеризуют и Триумфальную арку
(арку Звезды) на площади Звезды в Париже
(архитектор Шальгрен).
Возведенная
Лепером и Гондуэном
мемориальная
Вандомская колонна
(колонна «Великой армии»)
покрыта листами бронзы, перелитой из австрийских орудий.
Идущий по спирали барельеф изображает события
победоносной войны.
Стиль Ампир развивался недолго, ему на смену приходит время эклектики.
Творческое задание
- Выучить название стилей
- Подобрать картинки с образцами архитектурных стилей