Тема урока: «Арктические пустыни»
Цель урока:
Сформировать у учащихся понятие “АРКТИКА”.
Задачи урока:
- учить находить и показывать её на карте;
-познакомить учащихся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными), значением природы данной зоны для человека, её использованием;
-учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их;
-воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом, учебником, дополнительной литературой;
- обобщить новый материал и при помощи изобразительных средств создать свой мир Арктики.
Оборудование учителя:
персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,
карта “Природные зоны России”,
карточки с заданиями,
карточки с краткой информацией о животных и растениях Арктики,
презентация учителя,
1презентация учащихся;
у учащихся:
-атлас “Мир и человек”, глобус;
-лист А4, восковые мелки, акварельные краски, баночка с водой, кисть, клей
нарисованные фигурки, фото животных и растений Арктики;
-учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Ход урока:
I. Организационный момент.
«Урок тишины»
II. Сообщение темы и цели урока.
На экране воспроизводится видеосюжет (приложение №1), 2 подготовленных ученика в это время читают отрывок из книги Г.Х.Андерсена «Снежная королева»
«Там вечный снег и лед. Да, там вечный снег и лед, чудо как хорошо! Там прыгаешь себе на воле по бескрайним сверкающим ледяным равнинам!
Стены чертогов Снежной королевы намела метель, окна и двери проделали буйные ветры. Сотни огромных, освещенных северным сиянием зал тянулись одна за другой. Как холодно, как пустынно было в этих белых сверкающих чертогах! »
Учитель: Вы, конечно, узнали из какого произведения этот отрывок ( ответ детей: Г.Х.Андерсен «Снежная королева») . Скажите о какой природной зоне России мы сегодня будем говорить (Арктика).
Тема урока : «Зона арктических пустынь»
Давайте разберемся, что входит в эту природную зону? Что может помочь определить географическое положение какой- либо зоны? (карта, глобус )
Рассмотрите внимательно свой глобус, карту и найдите со своим соседом по парте ответы на вопросы (вопросы вывешиваются на доску )
Где располагается арктическая зона (северный, южный полюс, экватор)
Какой океан находится в Арктике (Северный Ледовитый океан)
На каком материке находится Россия (Евразия)
Какие Северные моря России находятся в этой зоне (море Лаптевых, Карское, Баренцево)
Какие острова, принадлежащие России, лежат в этой зоне (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля )
Давайте проверим ваши ответы и посмотрим слайды (приложение №2).
Сегодня каждый из вас создаст свою арктическую пустыню, но чтобы это сделать что надо узнать? (вывешивается на доску)
Вот это мы и должны узнать, чтобы на листе бумаги создать свою пустыню. Работы много, а времени мало, поэтому работаем быстро, дружно, четко и грамотно формулируем свои мысли.
Чтобы узнать про поверхность это природной зоны вам необходимо самостоятельно, используя информацию учебника (стр.78-79), вставить пропущенные слова на карточке(раздаются карточки), на работу даю 3-4 минуты.(Приложение №3)
А некоторые ребята получают индивидуальные задания, вам нужно подготовить пересказ текста (раздаются карточки)
Арктика – это огромное пространство … (Северного Ледовитого океана), с … (морями) и … (островами). Солнце не поднимается …..(высоко) над горизонтом, а направляет на это пространство …(косые)лучи. Солнце … (светит), но не греет. Океан и острова покрыты толстым …..(ледяным) панцирем. Почва почти не ….(образуется). Зимой в Арктике … (полярная ночь). Дуют … (ветры), бушует … (пурга). Температура опускается до … (–60) градусов. Летом в Арктике … (полярный день), но … (тепла) тоже нет. Это зависит от географического … (положения) арктической зоны.
Поменяйтесь карточкой с соседом, давайте проверим (слайд с ответами), оценить результаты работы.
(Приложение №4), а учитель читает загадку:
Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет.
(Полярное сияние)
Послушаем сообщение подготовленного ученика «Полярное сияние»
Что интересного узнали , нового. Оцените сообщение .
Итак, наступило время творчества. Возьмите свой белый лист, подумайте, что у вас будет полярная зима, или лето. Восковыми мелками мы изобразим полярное сияние, льды, скалы, а сейчас акварелью затонируйте свой лист.
(Во время работы звучит музыка). Дадим подсохнуть и продолжим работу. Что, по-вашему, обозначает слово «пустыня»? (Ответы детей). А действительно ли так пусто в Арктике? Давайте внимательно послушаем ребят, которые на уроке подготовили для нас интересную информацию, и в конце ответим на вопросы, которые они составили.
Сообщение детей: Приложение № 5
Самым распространенным в арктической пустыне является полярный мак. С ранней весны, преодолевая порывы холодного ветра, к солнцу тянутся его бледно-желтые цветы.
Полярный мак — многолетнее травянистое растение
Произрастает на каменистых и песчаных местах Цветёт обычно мак в июне
Полярный мак не самый высокий, не самый яркий... но очень трогательный. Растёт в жутких условиях, как сирота - и при этом радует нас красотой!
Полярные маки лучше всего фотографировать рано утром или, наоборот, вечером, когда солнце уже низко над горизонтом. Цветок занесен в Красную книгу России.
Составь 2 вопроса:
Мхи и лишайники- это очень мелкие низкорослые растения. Высота их редко превышает 5—10 см.
Лишайники способны расти в самых разнообразных условиях освещения и влажности, легко переносят длительные периоды без воды, резкие колебания температуры
Мох обладает многими интересными свойствами. Он содержит, например, вещества, убивающие микробов. Если приложить к какой-нибудь ране пучок сухого мха, она обеззараживается.
Много интересного можно рассказать о жизни мхов. Мхи, например, поглощают воду почти исключительно листьями, а не корнями. Они намокают, как губка. Столь же легко мхи высыхают. Но потеря воды для них не опасна. Сухой мох не погибает, а переходит в состояние покоя. Если его снова увлажнить, жизнь продолжается, как ни в чем не бывало. Мох не боятся мороза. Зимой растение целиком замерзает, а весной оттаивает и продолжает нормально развиваться дальше. Вот почему они выживают в суровых условиях Арктики.
Составь 2 вопроса:
В море множество водорослей. Это простейшие растения, не имеют цветков, а значит семян. Размножаются спорами. Водоросли обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, – пища рачков и других небольших морских животных. Разнообразие видов водорослей очень велико.
Составь 2 вопроса:
Сейчас населите свою арктическую пустыню растениями. А есть в Арктике еще живые организмы? (Животные). Послушаем ребят, а в конце разгадаем кроссворд. Будьте внимательны!
Сообщение детей. (Приложение №6)
В летнее время на островах Арктики слетается множество птиц:
чистик, тупик, кайра, гагарки.
Большое скопление птиц называют птичьим базаром. Эти птицы хорошо плавают и ныряют, быстро летают. Они питаются рыбой, мелкими рачками. Птицы откладывают яйца в расщелинах скал, а кайры гнездятся на скалах, но яйца их не катятся по наклону, т.к. они не круглые, а грушевидной формы.
Тупики - очень красивые птицы с необычными клювами.
Некоторые виды птиц занесены в Красную книгу.
Белый медведь – отличный пловец. Он имеет обтекаемую форму тела: длинная шея, мощные покатые плечи, на ногах плавательные перепонки. Способность хорошо плавать и нырять помогает ему в охоте на тюленей и рыбной ловле. Толстый слой жира, равномерно расположенный под кожей, защищает от холодов. В самые лютые морозы белые медведи греются в воде, температура которой +2оС. Белые медведи занесены в Красную книгу.
Тюлени и моржи- жители Арктики. Эти животные крупных размеров, с обтекаемой формой тела, шерстяной покров у них незначительный.
Тюлени и моржи большую часть жизни проводят в воде, а на сушу выходят для деторождения и линьки. На твердой поверхности они неуклюжи из-за своих ластообразных конечностей.
Моржи крупнее тюленей, у моржей есть клыки-бивни.
Морж использует в пищу моллюски, тюлень питается рыбой.
Морж может отдыхать прямо в воде, а тюленю для отдыха надо вылезать на льдины, где его может подстерегать белый медведь. Занесены в Красную книгу России.
Внимание! Кроссворд! (Приложение №7). Коллективная работа.
Вопросы к кроссворду:
Животное, имеющее клыки-бивни.
Птица, откладывающая яйца на голые скалы.
Это животное бывает добычей белого медведя.
Самый крупный обитатель морей и океанов.
Красивая птица с необычным клювом.
Пища рыб северных морей.
Природная зона, расположенная на Северном полюсе.
Какое ключевое слово у нас получилось? АРКТИКА. Молодцы! Населите свою пустыню животными. Подпишите свою работу, повесьте на доску. Что у нас получилось, как выглядит наша арктическая пустыня, какая работа вам нравится больше всего и почему?
Мы не успели узнать, как деятельность человека отражается на природе Арктики, какие плюсы, какие минусы в том, что люди смогли добраться до Северного полюса?
Это и будет домашнее задание.
1ряд - Деятельность человека .
2 ряд – заповедник «Остров Врангеля»
3 ряд – нарисовать знаки «Охрана животных и растений Арктики».
Всем спасибо за работу, молодцы!