СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АРП по истории 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АРП по истории 8 класс»




АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Название предмета(курса)

История Отечества

Класс, уровень

7- 9 классы (вариант 1)

Кол-во часов в год

7 класс-17 часов, 8 класс- 17 часов, 9 класс – 17 ч.

Нормативные документы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации№ 1599 от 19.12.2014 г.)

Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026

Положение о рабочей программе учебного предмета (курса) ГБОУ «Республиканский центр образования».

Цель и задачи изучения предмета (курса)

Цель обучения:

- формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;

- развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.

Задачи:

- овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;

- формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;

- формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;

- формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;

- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;

- воспитание гражданственности и толерантности;

- коррекция и развитие познавательных психических процессов.

Периодичность и формы текущего контроля, и промежуточной аттестации

Аттестация проводится по текущим оценкам соответственно за четверть или учебный год.


Тематическое планирование

Древняя Русь

Российское государство в конце XVII – начале XVIII века.

Российская империя после Петра I (1725-1801).

Российская империя в первой половине XIX (19) века.

Россия в конце XIX (19) – начале XX (20) века- 6 ч.

Используемый учебник

Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., Карелина И.В. История Отечества: учебник для 7- 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2020.




ОГЛАВЛЕНИЕ



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 6

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 12
























































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026, проекта программ ФГНУ «ИКП».

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «История Отечества» относится к образовательной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в 7- 9 классы рассчитана на 34 учебные недели и составляет 51 часов в год 0,5 часов неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цели и задачи учебного предмета «История Отечества».

Цели обучения:

  • формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе понимания исторического опыта своей страны;

  • развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;

  • развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.

Задачи обучения:

  • овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;

  • формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;

  • формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;

  • формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;

  • усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;

  • формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;

  • формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений в общении с другими людьми, в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;

  • воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;

  • воспитание гражданственности и толерантности;

  • коррекция и развитие познавательных психических процессов.

  • формирование представлений о предмете «История Отечества»;

  • овладение представлениями об историческом пути России с V по XVII века;

  • формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в данное время;

  • знакомство обучающихся с историческими личностями, важнейшими датами и событиями данного периода истории России;

  • усвоение доступных для обучающихся исторических понятий, понимание некоторых закономерностей общественного развития;

  • выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом;

  • воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.

  • овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;

  • формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;

  • формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;

  • формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;

  • усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;

  • формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;

  • формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;

  • овладение представлениями об историческом пути России с конца XVII по XX век;

  • овладение представлениями об историческом пути России с начала XX по XXI век;


II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

В 7 классе начинается системное изучение истории Отечества. Происходит преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 6 классе. Программа «История Отечества» для 7 класса хронологически охватывает период с V по XVII век.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений.

В 8 классе продолжается системное изучение истории Отечества. Происходит преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 7 классе. Программа «История Отечества» для 8 класса хронологически охватывает период с конца XVII по XX век.

В 9 классе продолжается системное изучение истории Отечества. Происходит преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 8 классе. Программа «История Отечества» для 9 класса хронологически охватывает период с начала XX по XXI век.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений.

Реализация программы учебного предмета «История Отечества» предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков и обобщающих уроков. Основными организационными формами работы на уроках истории являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков предполагается использование методических средств и приёмов,

Реализация программы учебного предмета «История Отечества» предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков и обобщающих уроков. Основными организационными формами работы на уроках истории являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков предполагается использование методических средств и приёмов, необходимых для формирования осознанного усвоения учебного материала.

Работа с учебником: комментированное чтение учебника или дополнительного материала; чтение вслух отрывков, отдельных абзацев, устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя. Работа с учебником проводится в сочетании с наглядными методами обучения (иллюстрации, макеты, схемы, таблицы, видеосюжеты).

Работа с наглядно-дидактическими материалами: используются иллюстрации в учебнике, репродукции, опорные схемы, таблицы, маркерные рисунки на доске, макеты. Эта деятельность способствует развитию воображения; умению элементарно разбирать изучаемые события, составлять вопросы, развёрнутые ответы; используя зрительную опору, воспроизводить изученный материал.

Работа с исторической картой: является одной из форм деятельного подхода и позволяет формировать у обучающихся пространственные представления.

Словарная работа: рассматривается как обязательный вид деятельности на каждом уроке, где обучающиеся знакомятся с новыми терминами и понятиями, учатся их объяснять, выделять, находить в тексте учебника, употреблять новые слова в ответе. За счёт многократного, вариативного повторения новых терминов формируется активный и пассивный исторический словарь обучающихся.

Для развитие критического мышления на уроках истории эффективным приёмом является применение кластеров. Обучающиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Кластеры помогают структурировать полученные знания и лучше запомнить изученный материал.


Содержание разделов

7 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Контрольные работы

1.

Введение в историю

1

-

2

Древняя Русь

3


3

Древнерусское государство

3

1

4

Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства

3

1

5

Русь в борьбе с завоевателями

4

1

6

Единое Московское государство

3

1


Всего

17

5

8 класс

Название раздела

Количество часов

Контрольные

Работы

1.

Россия в конце XVII века

2

-

2.

Россия в XVIII веке

6

1

3.


Россия в первой половине XIX века

4

1

4.

Россия во второй половине XIX - начале XX века

4


5.

Россия в 1917 году

1

1


Итого

17

7

9 класс


№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Контрольные работы

1.

Россия в 1917-1921 годах

1

1

2.

СССР в 20-е - 30-е годы XX века

3

1

3.

СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

3

1

4.

Советский Союз в 1945 - 1991 годах

4

2

5.

Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах

4

1

6.

Современная Россия

2

1


ИТОГО

17

7



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • приобщение к культурным ценностям своей социокультурной или этнической группы;

  • формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу;

  • формирование представления о государственно-политическом устройстве России;

  • формирование ответственного и добросовестного отношения к труду, уважение людей-труда и бережное отношение к предметам духовной и материальной культуры, созданным трудом человека.

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, обучающимися старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • знать некоторые даты важнейших событий отечественной истории;

  • знать некоторые основные факты исторических событий, явлений, процессов;

  • различать имена некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, полководцев, ученых, деятелей культуры);

  • устанавливать по дате последовательность и длительность исторических событий с помощью учителя;

  • уметь пользоваться «Лентой времени»;

  • узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

  • описывать события, исторических героев с опорой на наглядность, составлять рассказы о них по вопросам учителя;

  • находить и показывать на исторической карте основные изучаемые объекты и события с помощью учителя;

  • понимать смысловое значение основных исторических терминов и понятий.

Достаточный уровень:

  • определять хронологические рамки ключевых процессов;

  • знать основные исторические даты истории отечества;

  • соотносить дату с событием и личностью;

  • знать некоторые основные исторические факты, события, явления, процессы; их причины, участников, результаты и значение;

  • уметь составлять рассказы об исторических событиях, формулировать выводы;

  • знать места совершения основных исторических событий;

  • знать некоторые имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);

  • уметь составлять краткую характеристику исторических личностей;

  • понимать «легенду» исторической карты;

  • уметь «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;

  • объяснять основные термины;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительности исторических событий.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

− 1 балл - минимальная динамика;

− 2 балла - удовлетворительная динамика;

− 3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.

Критерии оценки предметных результатов:

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

  • понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану;

  • устанавливает хронологию событий;

  • самостоятельно формулирует ответы на вопросы;

  • допускает единичные ошибки и сам исправляет

  • правильно устанавливает причинно-следственные связи;

  • умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников исторических событий.

Оценка «4» ставится, если обучающийся:

  • воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины;

  • самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом по предложенному плану;

  • допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки);

  • преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно.

Оценка «3» ставится, если обучающийся:

  • частично понимает материал;

  • излагает материал недостаточно полно и последовательно;

  • допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (3-4 ошибки);

  • затрудняется самостоятельно ответить на вопросы;

  • нуждается в постоянной помощи учителя;

  • смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет

  • действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи.

Оценка «2» - не ставится.


V.ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


7 класс


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов


Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

к/р

практические работы

Дата изучения

1

Введение- 1 час

История – наука о прошлом.

1



02.09-06.09

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru

https://infourok.ru

https://foxford.ru


Древняя Русь- 3

1




2

Происхождение славян. Славяне и их соседние народы.

1



16.09-20.09

3

Облик славян и черты характера. Хозяйство и уклад жизни восточных славян.

1



30.09-04.10

4

Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.

1



14.10-25.10


Древнерусское государство- 3 ч

1




5

Как возникло Древнерусское государство. Об Аскольде, Дире и их походах в Византию.

1



11.11-23.11

6

Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945). Как княгиня Ольга отомстила древлянам.

1



02.12-14.12

7

Сын князя Игоря и Ольги – Святослав

1



23.12-27.12


Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства- 3 часов

1




8

Сыновья князя Святослава. Князь Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси.

1



13.01-18.01

9

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054). Русь после смерти Ярослава Мудрого.

1



27.01-31.01

10

Распад Руси на отдельные княжества в XII в. Ростово-Суздальское княжество в XII (12) веке.

1



10.02-14.02


Русь в борьбе с завоевателями- 4 часа

1




11

Образование монгольского государства. Нашествие монголов на Русь.

1



24.02-27.02

12

Новгородский князь Александр Невский (1236-1263). Объединение русских земель против Золотой Орды.

1



10.03-21.03

13

Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). Наследники Дмитрия Донского.

1



07.04-11.04


Единое Московское государство

1




14

Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный (1533-1584)

1



21.04-25.04

15

Войны Ивана Грозного.

Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I -самозванец.

1



05.05-08.05


16

Лжедмитрий II. Семибоярщина. Воцарение династии Романовых. Развитие России в ХII веке

1



12.05-17.05


17

Итоговая контрольная работа.

1



19-23.05





8 класс

п/ п/п


Тема урока



Количество часов


Дата

Изучения


Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Глава 1. Российское государство в конце XVII – начале XVIII века

1

Наше Отечество – Россия в XVII (17) веке.

1



02.09-06.09

https://resh.edu.ru/subject/3/


2

Детство и юность Петра I (1672-1689) Как обучали Петра I Воцарение Петра I.

1



16.09-30.09

3

Великое посольство (1697-1698 г.). Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву. Строительство флота. Азовские походы

1



07.10-11.10

4

Северная война (1700-1721гг). Основание Петербурга. (1703 г.)

1



21.10-27.10

5

Заслуги Петра Великого перед Россией. Изменения в управлении государством




11.11-15.11

Глава 2. Российская империя после Петра I (1725-1801)







https://resh.edu.ru/subject/3/


6

Екатерина I и Петр II. Внук Петра Великого. Анна Ивановна (Иоанновна) и Иван IV. (1730-1741).

1



25.11-29.11

7

Воцарение Петра III.

1



09.12-13.12

8

Россия в эпоху Екатерины Великой (1762-1796). Начало царствования Екатерины II.

1



25.12-27.12

9

Война России с Турцией (1768-1774)

1



13.01-17.01

10

Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (1787-1791)

1



27.01-31.01

11

Как управляла Россией Екатерина II. Восстание Пугачева.

1



10.02-14.02

Глава 3. Российская империя в первой половине XIX (19) века-

12

Отношение России со странами Европы в конце XVIII- начале XIX века. Великий князь Павел Петрович (1754-1801). Участие России в союзе европейских государств против войск Наполеона.

1



24.02-28.02


13

Император Александр I (1801-1825). Реформы Александра I. Отечественная война 1812 года.

1



10.03-14.03

14

Поход русской армии в Европу в 1813-1814г. Россия после войны с Наполеоном

1



07.04-11.04


15

Император Николай I. Восстание декабристов. Крымская война. Оборона Севастополя.

1



21.04-25.04


Глава 4. Россия в конце XIX (19) – начале XX (20) века

16

Царь освободитель Александр II (1855-1881). Отмена крепостного права.

Александра II. Царь Александр III Миротворец (1881-1894). Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II.

1



05.05-07.05

https://resh.edu.ru/subject/3/


17

Последний Российский император -Николай II (1894-1917).

Итоговая контрольная работа.

1

1


19.05-23.05


9 класс


№п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата проведения

Электронные

(цифровые) образовательные ресурсы

всего

Конт. Работы

Прак.

работы

Глава 1.Великая российская революция и гражданская война

1

Великая Российская Революция: февраль. Первая русская революция. Появление первых политических партий.

1



02.09-13.09

https://infourok.ru/


2

Великая Октябрьская Революция: октябрь.

Установление Советской власти. Конституция РСФСР.

1



16.09-27.09

https://uchi.ru/


3

Гражданская война 1918-1920 годов. Политика «военного коммунизма».

1



30.09-11.10

https://infourok.ru/


4

Белая Армия и Рабоче-крестьянская: Красная Армия.

1



14.10-25.10

http://www.shm.ru

/ – Сайт Государственного Исторического Музея


Глава 2. Советское государство в 1920-1930-е годы

5

Советская Россия в первой половине 1920-х годов. Восстание в Кронштадте.

Новая экономическая политика (НЭП).

1

1


05.11-15.11

https://uchi.ru/


6

Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Индустриализация в СССР.

1



18.11-29.11

http://www.shm.ru

/ – Сайт Государственного Исторического Музея


7

СССР накануне Второй мировой Войны.

Повторительно-обобщающий урок.

1



02.12-13.12

https://infourok.ru/


Глава 3. СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945)

8

Накануне Великой Отечественной войны

Начало Великой Отечественной войны (июнь 1941-1945)

1



16.12-27.12

http://www.hist.ru


9

Партизанская война и подпольное движение.

1

1


13.01-24.01


10

Сталинградская битва.

1



03.02-14.02

https://uchi.ru/


11

Битва на Курской дуге. Битва за Днепр.

1



17.02-28.02

http://www.hist.ru


12

Война СССР с Японией

1



03.03-14.03


13

Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945)».

1

1


17.03-04.04

http://www.shm.ru

/ – Сайт Государственного Исторического Музея


Глава 4. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX (20) – XXI начале (21) века

14

СССР после войны. Возвращение СССР к мирной жизни.

1



07.04-18.04

https://infourok.ru/


15

Пора «оттепели» (середина 1950-х-первая половина 1960-х годов). Покорение космоса. Советский Союз в середине 1960-1980-е годы: от стабильности к кризису.

1



21.04-02.02

http://www.hist.ru


16

Распад СССР. Экономические реформы 1990-х годов. Начало перестройки.

1



05.05-16.06

https://uchi.ru/


17

Россия в начале XXI (21) века.

Итоговая контрольная работа.

1

1


19.05-26.05

http://lants.tellur.ru/history/



VI.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Учебно-методический комплекс:

1) Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2012, под редакцией В. В. Воронковой.

2) Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2022.

3) Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., Карелина И.В. История Отечества: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2020.

4) Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., Карелина И.В. История Отечества: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2018.

Дополнительная литература:

1. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. - М.,Просвещение, 1983.

2. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.М.,Владос, 2003.

2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2005.

3. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2006.

4. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2007.

5. Пуля Е.Ф. Книга для учителя истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. М., Классикс Стиль, 2003