АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Название предмета(курса) | История Отечества |
Класс, уровень | 7- 9 классы (вариант 1) |
Кол-во часов в год | 7 класс-17 часов, 8 класс- 17 часов, 9 класс – 17 ч. |
Нормативные документы | Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации№ 1599 от 19.12.2014 г.) Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 Положение о рабочей программе учебного предмета (курса) ГБОУ «Республиканский центр образования». |
Цель и задачи изучения предмета (курса) | Цель обучения: - формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; - развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Задачи: - овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории; - формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи; - формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках; - формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего; - воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; - воспитание гражданственности и толерантности; - коррекция и развитие познавательных психических процессов. |
Периодичность и формы текущего контроля, и промежуточной аттестации | Аттестация проводится по текущим оценкам соответственно за четверть или учебный год. |
Тематическое планирование | Древняя Русь Российское государство в конце XVII – начале XVIII века. Российская империя после Петра I (1725-1801). Российская империя в первой половине XIX (19) века. Россия в конце XIX (19) – начале XX (20) века- 6 ч. |
Используемый учебник | Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., Карелина И.В. История Отечества: учебник для 7- 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2020. |
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 6
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026, проекта программ ФГНУ «ИКП».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «История Отечества» относится к образовательной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в 7- 9 классы рассчитана на 34 учебные недели и составляет 51 часов в год 0,5 часов неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цели и задачи учебного предмета «История Отечества».
Цели обучения:
формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе понимания исторического опыта своей страны;
развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Задачи обучения:
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений в общении с другими людьми, в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов.
формирование представлений о предмете «История Отечества»;
овладение представлениями об историческом пути России с V по XVII века;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в данное время;
знакомство обучающихся с историческими личностями, важнейшими датами и событиями данного периода истории России;
усвоение доступных для обучающихся исторических понятий, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 7 классе начинается системное изучение истории Отечества. Происходит преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 6 классе. Программа «История Отечества» для 7 класса хронологически охватывает период с V по XVII век.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений.
В 8 классе продолжается системное изучение истории Отечества. Происходит преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 7 классе. Программа «История Отечества» для 8 класса хронологически охватывает период с конца XVII по XX век.
В 9 классе продолжается системное изучение истории Отечества. Происходит преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 8 классе. Программа «История Отечества» для 9 класса хронологически охватывает период с начала XX по XXI век.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений.
Реализация программы учебного предмета «История Отечества» предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков и обобщающих уроков. Основными организационными формами работы на уроках истории являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков предполагается использование методических средств и приёмов,
Реализация программы учебного предмета «История Отечества» предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков и обобщающих уроков. Основными организационными формами работы на уроках истории являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков предполагается использование методических средств и приёмов, необходимых для формирования осознанного усвоения учебного материала.
Работа с учебником: комментированное чтение учебника или дополнительного материала; чтение вслух отрывков, отдельных абзацев, устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя. Работа с учебником проводится в сочетании с наглядными методами обучения (иллюстрации, макеты, схемы, таблицы, видеосюжеты).
Работа с наглядно-дидактическими материалами: используются иллюстрации в учебнике, репродукции, опорные схемы, таблицы, маркерные рисунки на доске, макеты. Эта деятельность способствует развитию воображения; умению элементарно разбирать изучаемые события, составлять вопросы, развёрнутые ответы; используя зрительную опору, воспроизводить изученный материал.
Работа с исторической картой: является одной из форм деятельного подхода и позволяет формировать у обучающихся пространственные представления.
Словарная работа: рассматривается как обязательный вид деятельности на каждом уроке, где обучающиеся знакомятся с новыми терминами и понятиями, учатся их объяснять, выделять, находить в тексте учебника, употреблять новые слова в ответе. За счёт многократного, вариативного повторения новых терминов формируется активный и пассивный исторический словарь обучающихся.
Для развитие критического мышления на уроках истории эффективным приёмом является применение кластеров. Обучающиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Кластеры помогают структурировать полученные знания и лучше запомнить изученный материал.
Содержание разделов
7 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Введение в историю | 1 | - |
2 | Древняя Русь | 3 | |
3 | Древнерусское государство | 3 | 1 |
4 | Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства | 3 | 1 |
5 | Русь в борьбе с завоевателями | 4 | 1 |
6 | Единое Московское государство | 3 | 1 |
| Всего | 17 | 5 |
8 класс
№ | Название раздела | Количество часов | Контрольные Работы |
1. | Россия в конце XVII века | 2 | - |
2. | Россия в XVIII веке | 6 | 1 |
3. | Россия в первой половине XIX века | 4 | 1 |
4. | Россия во второй половине XIX - начале XX века | 4 | |
5. | Россия в 1917 году | 1 | 1 |
| Итого | 17 | 7 |
9 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Россия в 1917-1921 годах | 1 | 1 |
2. | СССР в 20-е - 30-е годы XX века | 3 | 1 |
3. | СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов | 3 | 1 |
4. | Советский Союз в 1945 - 1991 годах | 4 | 2 |
5. | Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах | 4 | 1 |
6. | Современная Россия | 2 | 1 |
| ИТОГО | 17 | 7 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
приобщение к культурным ценностям своей социокультурной или этнической группы;
формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу;
формирование представления о государственно-политическом устройстве России;
формирование ответственного и добросовестного отношения к труду, уважение людей-труда и бережное отношение к предметам духовной и материальной культуры, созданным трудом человека.
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, обучающимися старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Предметные:
Минимальный уровень:
знать некоторые даты важнейших событий отечественной истории;
знать некоторые основные факты исторических событий, явлений, процессов;
различать имена некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, полководцев, ученых, деятелей культуры);
устанавливать по дате последовательность и длительность исторических событий с помощью учителя;
уметь пользоваться «Лентой времени»;
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
описывать события, исторических героев с опорой на наглядность, составлять рассказы о них по вопросам учителя;
находить и показывать на исторической карте основные изучаемые объекты и события с помощью учителя;
понимать смысловое значение основных исторических терминов и понятий.
Достаточный уровень:
определять хронологические рамки ключевых процессов;
знать основные исторические даты истории отечества;
соотносить дату с событием и личностью;
знать некоторые основные исторические факты, события, явления, процессы; их причины, участников, результаты и значение;
уметь составлять рассказы об исторических событиях, формулировать выводы;
знать места совершения основных исторических событий;
знать некоторые имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
уметь составлять краткую характеристику исторических личностей;
понимать «легенду» исторической карты;
уметь «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;
объяснять основные термины;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительности исторических событий.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану;
устанавливает хронологию событий;
самостоятельно формулирует ответы на вопросы;
допускает единичные ошибки и сам исправляет
правильно устанавливает причинно-следственные связи;
умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников исторических событий.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины;
самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом по предложенному плану;
допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки);
преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
частично понимает материал;
излагает материал недостаточно полно и последовательно;
допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (3-4 ошибки);
затрудняется самостоятельно ответить на вопросы;
нуждается в постоянной помощи учителя;
смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи.
Оценка «2» - не ставится.
V.ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | к/р | практические работы | Дата изучения |
1 | Введение- 1 час История – наука о прошлом. | 1 | | | 02.09-06.09 | https://resh.edu.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://infourok.ru https://foxford.ru |
| Древняя Русь- 3 | 1 | | | |
2 | Происхождение славян. Славяне и их соседние народы. | 1 | | | 16.09-20.09 |
3 | Облик славян и черты характера. Хозяйство и уклад жизни восточных славян. | 1 | | | 30.09-04.10 |
4 | Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян. | 1 | | | 14.10-25.10 |
| Древнерусское государство- 3 ч | 1 | | | |
5 | Как возникло Древнерусское государство. Об Аскольде, Дире и их походах в Византию. | 1 | | | 11.11-23.11 |
6 | Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945). Как княгиня Ольга отомстила древлянам. | 1 | | | 02.12-14.12 |
7 | Сын князя Игоря и Ольги – Святослав | 1 | | | 23.12-27.12 |
| Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства- 3 часов | 1 | | | |
8 | Сыновья князя Святослава. Князь Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси. | 1 | | | 13.01-18.01 |
9 | Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054). Русь после смерти Ярослава Мудрого. | 1 | | | 27.01-31.01 |
10 | Распад Руси на отдельные княжества в XII в. Ростово-Суздальское княжество в XII (12) веке. | 1 | | | 10.02-14.02 |
| Русь в борьбе с завоевателями- 4 часа | 1 | | | |
11 | Образование монгольского государства. Нашествие монголов на Русь. | 1 | | | 24.02-27.02 |
12 | Новгородский князь Александр Невский (1236-1263). Объединение русских земель против Золотой Орды. | 1 | | | 10.03-21.03 |
13 | Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). Наследники Дмитрия Донского. | 1 | | | 07.04-11.04 |
| Единое Московское государство | 1 | | | |
14 | Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный (1533-1584) | 1 | | | 21.04-25.04 |
15 | Войны Ивана Грозного. Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I -самозванец. | 1 | | | 05.05-08.05 | |
16 | Лжедмитрий II. Семибоярщина. Воцарение династии Романовых. Развитие России в ХII веке | 1 | | | 12.05-17.05 | |
17 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | | 19-23.05 | |
8 класс
№ п/ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата Изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
Глава 1. Российское государство в конце XVII – начале XVIII века |
1 | Наше Отечество – Россия в XVII (17) веке. | 1 | | | 02.09-06.09 | https://resh.edu.ru/subject/3/ |
2 | Детство и юность Петра I (1672-1689) Как обучали Петра I Воцарение Петра I. | 1 | | | 16.09-30.09 |
3 | Великое посольство (1697-1698 г.). Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву. Строительство флота. Азовские походы | 1 | | | 07.10-11.10 |
4 | Северная война (1700-1721гг). Основание Петербурга. (1703 г.) | 1 | | | 21.10-27.10 |
5 | Заслуги Петра Великого перед Россией. Изменения в управлении государством | | | | 11.11-15.11 |
Глава 2. Российская империя после Петра I (1725-1801) |
| | | | | | https://resh.edu.ru/subject/3/ |
6 | Екатерина I и Петр II. Внук Петра Великого. Анна Ивановна (Иоанновна) и Иван IV. (1730-1741). | 1 | | | 25.11-29.11 |
7 | Воцарение Петра III. | 1 | | | 09.12-13.12 |
8 | Россия в эпоху Екатерины Великой (1762-1796). Начало царствования Екатерины II. | 1 | | | 25.12-27.12 |
9 | Война России с Турцией (1768-1774) | 1 | | | 13.01-17.01 |
10 | Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (1787-1791) | 1 | | | 27.01-31.01 |
11 | Как управляла Россией Екатерина II. Восстание Пугачева. | 1 | | | 10.02-14.02 |
Глава 3. Российская империя в первой половине XIX (19) века- |
12 | Отношение России со странами Европы в конце XVIII- начале XIX века. Великий князь Павел Петрович (1754-1801). Участие России в союзе европейских государств против войск Наполеона. | 1 | | | 24.02-28.02 | |
13 | Император Александр I (1801-1825). Реформы Александра I. Отечественная война 1812 года. | 1 | | | 10.03-14.03 |
14 | Поход русской армии в Европу в 1813-1814г. Россия после войны с Наполеоном | 1 | | | 07.04-11.04 | |
15 | Император Николай I. Восстание декабристов. Крымская война. Оборона Севастополя. | 1 | | | 21.04-25.04 | |
Глава 4. Россия в конце XIX (19) – начале XX (20) века |
16 | Царь освободитель Александр II (1855-1881). Отмена крепостного права. Александра II. Царь Александр III Миротворец (1881-1894). Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II. | 1 | | | 05.05-07.05 | https://resh.edu.ru/subject/3/ |
17 | Последний Российский император -Николай II (1894-1917). Итоговая контрольная работа. | 1 | 1 | | 19.05-23.05 |
9 класс
№п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата проведения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | Конт. Работы | Прак. работы |
Глава 1.Великая российская революция и гражданская война |
1 | Великая Российская Революция: февраль. Первая русская революция. Появление первых политических партий. | 1 | | | 02.09-13.09 | https://infourok.ru/ |
2 | Великая Октябрьская Революция: октябрь. Установление Советской власти. Конституция РСФСР. | 1 | | | 16.09-27.09 | https://uchi.ru/ |
3 | Гражданская война 1918-1920 годов. Политика «военного коммунизма». | 1 | | | 30.09-11.10 | https://infourok.ru/ |
4 | Белая Армия и Рабоче-крестьянская: Красная Армия. | 1 | | | 14.10-25.10 | http://www.shm.ru / – Сайт Государственного Исторического Музея |
Глава 2. Советское государство в 1920-1930-е годы |
5 | Советская Россия в первой половине 1920-х годов. Восстание в Кронштадте. Новая экономическая политика (НЭП). | 1 | 1 | | 05.11-15.11 | https://uchi.ru/ |
6 | Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Индустриализация в СССР. | 1 | | | 18.11-29.11 | http://www.shm.ru / – Сайт Государственного Исторического Музея |
7 | СССР накануне Второй мировой Войны. Повторительно-обобщающий урок. | 1 | | | 02.12-13.12 | https://infourok.ru/ |
Глава 3. СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945) |
8 | Накануне Великой Отечественной войны Начало Великой Отечественной войны (июнь 1941-1945) | 1 | | | 16.12-27.12 | http://www.hist.ru |
9 | Партизанская война и подпольное движение. | 1 | 1 | | 13.01-24.01 | |
10 | Сталинградская битва. | 1 | | | 03.02-14.02 | https://uchi.ru/ |
11 | Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. | 1 | | | 17.02-28.02 | http://www.hist.ru |
12 | Война СССР с Японией | 1 | | | 03.03-14.03 | |
13 | Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945)». | 1 | 1 | | 17.03-04.04 | http://www.shm.ru / – Сайт Государственного Исторического Музея |
Глава 4. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX (20) – XXI начале (21) века |
14 | СССР после войны. Возвращение СССР к мирной жизни. | 1 | | | 07.04-18.04 | https://infourok.ru/ |
15 | Пора «оттепели» (середина 1950-х-первая половина 1960-х годов). Покорение космоса. Советский Союз в середине 1960-1980-е годы: от стабильности к кризису. | 1 | | | 21.04-02.02 | http://www.hist.ru |
16 | Распад СССР. Экономические реформы 1990-х годов. Начало перестройки. | 1 | | | 05.05-16.06 | https://uchi.ru/ |
17 | Россия в начале XXI (21) века. Итоговая контрольная работа. | 1 | 1 | | 19.05-26.05 | http://lants.tellur.ru/history/ |
VI.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебно-методический комплекс:
1) Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2012, под редакцией В. В. Воронковой.
2) Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2022.
3) Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., Карелина И.В. История Отечества: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2020.
4) Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., Карелина И.В. История Отечества: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2018.
Дополнительная литература:
1. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. - М.,Просвещение, 1983.
2. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.М.,Владос, 2003.
2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2005.
3. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2006.
4. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2007.
5. Пуля Е.Ф. Книга для учителя истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. М., Классикс Стиль, 2003