Арт-терапия позволяет снять внутреннее напряжение, отвлечься от проблем.
Занятия по песочной терапии направлены на развитие художественно-творческих способностей, ассоциативного мышления и зрительно-образной памяти у детей и взрослых.
Цель: создание психолого-педагогических условий для гармонично развитой личности.
Программа независимо от возрастной направленности, нацелены на решение следующих задач: гармонизация психоэмоционального состояния формирование установки на положительное отношение к себе развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения), установки на положительное отношение к себе и окружающему миру развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков развитие и тренировка мелкой моторики рук «тренировку» коммуникативных навыков
Преимущества песочной терапии в целом:
- помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей и подростков);
- освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации;
- актуализирует воспоминания, возвращает к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения;
- дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, выбрать подходящий;
- дает возможность перейти от роли «пострадавшего» к роли «создателя» своей жизни
Психогимнастика:
1. Сядьте на стуле прямо, опираясь на спинку, ноги должны касаться пола. Закройте глаза
2.Представьте голубое небо, по которому двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Если вы о чем-то думаете, пусть ваши мысли, плохое настроение улетят вместе с облаками. Вы видите только небо
3. Вы ощущаете покой, тишину и радость
4. Откройте глаза, некоторое время посидите спокойно, затем слушаем задание.
1 Занятие. Упражнение «Узоры на песке»
Педагог: Посмотрите, в нашей Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо вернуть красоту этому маленькому миру. Вы любите рисовать?..
Дети: ответы
Педагог: Я надеюсь, что вы хорошо рисуете. Я вам предлагаю рисовать необычным способом: на песке пальцами ног. Давайте нарисуем красивую природу на песке, а потом их украсим волшебными листочками. Подумайте, какую природу на песке можно нарисовать. Педагог рисует природу. Придумайте свой рисунок.
Педагог: Замечательно! Посмотрите на природу своих друзей, вам понравились рисунки?
Дети: ответы
Педагог: Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше (звучит фонограмма песни Н.Королевой «Маленькая страна»). Посмотрите, что расколдовали еще. Педагог протягивает детям коробочки с растениями (деревьями, цветами); животными.
Дети расставляют предметы на песке.
Педагог: Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники! А нам пора возвращаться
По окончании работы педагог предлагает детям вымыть ноги и руки.
Рефлексия занятия:
Педагог: Дети, сегодня мы с вами познакомились с волшебной страной, оживили саму страну. У меня радостное настроение, я рада помочь жителям Песочной страны. А какое у вас настроение и что нового узнали вы? (Ответы детей)
Занятие. Упражнение «Время года»
Ход занятия:
Взрослый от имени феи читает писььмо: «Здравствуйте, ребята. Я песочная фея. Сейчас я покажу вам песочную страну»
Упражнение «Здравствуй, песочек!»
Цель- снижение психофизического напряжения
Педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:
Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
Ребёнок легко /с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;
Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;
Песочек в ответ тоже хочет поздороваться- посыпать на твои пальчики «песочный дождь»
2. Какое у нас сейчас время года? (лето). Взрослый кладет на песок бабочку (или рисует). Лето - самая благодатная, самая щедрая пора в году. Дни долгие, солнечные, теплые.Густые, сочные травы украшены цветами. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зеленая.
Листья раскрылись, окрепли, наполнились соком и стали пахучими. Порхают над лугом бабочки, стрекозы, пчелы и шмели. Звери и птицы заботятся о подрастающих малышах, учат их тому, что умеют сами.
Вопросы про лето:
Какие растения цветут летом? Какие летом заботы у лесных птиц и зверей? Каких насекомых можно увидеть в лесу и на лугу летом? Какие ягоды и грибы появляются в лесу летом? Чем люди занимаются летом?
А теперь давайте нарисуем ногами все что мы вспомнили про лето!
Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно?
По окончании работы педагог предлагает детям вымыть ноги и руки.