Артбук как эффективное средство развития познавательной активности ребёнка
«Артбук — это творческий дневник творческого человека,
или творческий дневник человека, или дневник творческого человека»
Е. Стрелкова
В современном мире технического прогресса, становится очевидным, что простое использование дидактических игр и пособий в образовательном процессе не дает должного эффекта и не вызывает у детей активного интереса.
Дошкольный возраст – это самый важный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать самого себя и своё место в окружающем его мире, то, что он является неотъемлемой частью это окружающего мира. У дошколят редко возникал интерес к окружающему миру, нет стремления к его познанию. Встала проблема поиска новых путей и возможностей, которые могли бы помочь в решении данной проблемы.
Познавательная активность – целенаправленность человек на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизация психического процесса, деятельность человек и его познавательные способности. Наиболее основными показателями познавательной активности ребёнка являются:
- познавательная активность дошкольника ярко проявляется в вопросах, сравнении, экспериментировании, постановке и решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое познание ребёнком окружающих предметов и явлений;
-ребёнок проявляет познавательный интерес и любознательность «Что это?», «Почему?», «Как?», «Зачем?»;
- ребёнок в процессе познания проявляет эмоции, свидетельствующие об отношении к процессу познания;
- в процессе познания ребёнок выступает как полноценная личность, способная к определению собственной активности, творчества в деятельности, реализации собственной воли, интересов и потребностей.
Основной целью организации процесса познания с целью его развивающего влияния на ребёнка, должен стать поиск такого способа организации жизни детей в группе, чтобы мир перед ними открывался в живых красках, ярких и нежных цветах, сказках, фантазиях, играх, через неповторимое детское творчество. Необходимо пробудить в каждом ребёнке источник мышления и речи, чтобы каждый ощутил себя исследователем и мудрым мыслителем, чтобы собственное достижение вызывало трепет сердца и закаляло волю.
Артбук (от англ. art — искусство, book — книга) — это рукотворная книга (созданная и проиллюстрованная самим автором). По содержанию чаще всего связана общей темой, но не имеет единых принципов оформления. Артбук является популярным способом самовыражения любого человека.
В настоящее время специалисты выделяют следующие функции артбуков:
архивирующую — накопление и хранение информации;
терапевтическую — снятие стресса, повышение самооценки;
гедонистическую — популярное хобби;
прагматическую — маркетинг и реклама;
дидактическую — развитие творческих способностей, совершенствование художественных навыков;
презентационная — представление собственных концепций, разработок.
Артбук - очень эффективное пособие для развития познавательной активности у детей. В любое удобное время ребенок просто открывает «книгу» и увлеченно изучает ее содержимое.
Следует отметить две существенных особенности артбука:
Интерактивность. Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её. Участие в создании намного увеличивает интерес к пособию.
Тематичность. Собрать в небольшой пособии информацию по разным темам сложно, детям будет трудно усвоить и понять её, поэтому артбук обычно посвящают одной теме, например, «Что лежит у нас в шкафу», «Кто живёт в лесу», «Поможем печки постряпать пирожки».
Артбук - это верный и добрый помощник, который эффективно помогает:
расширять знания и представления об окружающем мире;
структурировать сложную информацию;
развивать познавательный интерес и творческую активность;
научить простым способам изображения;
помогает выявить индивидуальные способности;
расширяет увлеченность и творчество.
Д
анная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества. В процессе такого творчества ребёнок становится не только создателем книги, но и дизайнером, художником, автором собственных загадок, стихотворений и историй. Такая увлекательная форма работы, несомненно, создаёт условия для развития личности, мотивации и способностей ребёнка.