СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков и вариативность форм её проведения»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На своих занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики я использую интерактивные, новейшие формы), в создании которых  участвуют  и  дети:

Просмотр содержимого документа
««Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков и вариативность форм её проведения»»

«Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков и вариативность форм её проведения»

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Своевременное устранение недостатков произношения помогает предотвратить трудности, во-первых, в овладении навыками чтения и письма, во-вторых, в социальной адаптации ребёнка.

Передо мной как  специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

Считаю, что важнейшим направлением  логопедической работы является развитие артикуляционной моторики.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка  полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных  упражнений, мы стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы  и используя многообразие вспомогательного материала.

На своих занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики я использую интерактивные, новейшие формы), в создании которых  участвуют  и  дети:

  1. Сказочные истории из жизни язычка .Сборник артикуляционных сказок.

Изготовлен сборник сказок, где есть содержание, список использованной литературы. К каждой сказке изготовлены карточки-символы, обозначающих героев или артикуляционных упражнений, так же можно использовать муляжи игрушек. Разработан

Изготовлена ширма для выполнения артикуляционных упражнений с использования сказок

  1. Артикуляционная гимнастика в стихах.

Подобраны стихи, также комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков

  1. Сопровождение мультимедиа. Сборник презентаций артикуляционных гимнастик.

  2. Сборник детских песен для автоматизации звуков.

  3. Использование дидактических кукол

Каких только кукол нет в детских садах! И пальчиковые и плоскостные- всех не перечислишь. А вот кукла, у которой открывается рот, есть зубы и подвижный язык, встретишь не везде. Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию многофункциональную, развивающую игрушку «Лягушка — говорушка» и «Гоша-говоруша»

  1. Артикуляционные кубики

  2. Биоэнергопластика

 Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование биоэнергопластики активизирует у ребенка внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальчиковую моторику, ориентировку в пространстве.

Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

        Вначале с ребенком разучивают упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой.

Для изготовления кукол нужно взять перчатки , прикрепить на внешней стороне глаза, бантик, шляпу. Перчаточная кукла выступает в роли символа язычка.

Ребенок сам выбирает перчатки.

Текст

Движения или статическая поза рук

Движения или статическая поза языка

Жил-был язычок

И был он такой

Вытягиваем указательные пальцы

Высовываем язычок

Наступило утро, выглянуло солнце

Пальцы разжаты и подняты вверх

Губы в улыбке

Пошел язычок гулять

Вышел на дорожку

Пальцы вправо-влево

Упр. «Часики»

Увидел большое дерево

Вот его ствол

Листочки тянуться к солнышку

Локти, ладоши соединены, пальцы подняты вверх

Язык высовываем и напряженно тянем к носу

На дереве сидит птица

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла (постучать по ладони другой руки), левую руку поднят и развести пальцы в сторону. Помять руки

Отчетливо произносим –т-т-т.

Потом д-д-д.

Под деревом растут грибы

У одних грибов ножки толстые,

А других-тонкие

Кулак одной руки показывают толстую ножку, а ладонь другой руки-шляпку.

Положение рук меняется. Указательный палец одной руки-ножка, а ладонь другой руки шляпка.

Упр. «Грибок»

Собираем их в корзинку

Делаем из ладошек корзинки

Упр. «Чашечка»

Тяжело нести корзины, увидели лошадку и поехали

Сжимаем и разжимаем пальцы рук в кулак

Упр. «Лошадка»

Приехали домой, язычок устал и пошел спать

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»)

Открыть рот и высунуть язычок

Спасибо нашим пальчикам, спасибо язычку

Все пальцы, начиная с мизинца здороваются

Приговариваем слова


Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчает детям освоение нового упражнения.