СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Артикуляционная гимнастика, работа над речевым дыханием и упражнения для развития мимической мускулатуры»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Артикуляционная гимнастика, работа над речевым дыханием и упражнения для развития мимической мускулатуры»»

«Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым Симферопольская школа - интернат № 2»









Мастер – класс для родителей неслышащих учащихся 3 класса:

«Артикуляционная гимнастика, работа над речевым дыханием и упражнения для развития мимической мускулатуры»





























Учитель РРС и ФПСР Катык А.П.



Симферополь, 2020г.



Цели:

-сформировать представление родителей о практических приемах выработки качественных, полноценных движений органов артикуляции, для формирования произносительной стороны речи;

-познакомить родителей с артикуляционным укладом звуков и видами упражнений по артикуляционной гимнастике, видами упражнений по формированию правильного речевого выдоха и развития мимической мускулатуры.



Задачи:

- мотивировать родителей на деятельное участие в развитии слуха и речи ребенка;

-показать, как работать над правильным артикуляционным укладом для звуков;

-показать, как добиться результата при занятиях с ребенком в домашних условиях;

-дать родителям четкие рекомендации по проведению артикуляционных упражнений, направленных на развитие артикуляционных органов и упражнений, направленных на развитие речевого выдоха;

-показать комплекс упражнений на развитие мимической мускулатуры.



Оборудование:

-изображения артикуляционных укладов звуков;

-тренажеры развития речевого выдоха «Аэробол», «Вертушка», «Снежинка», «Карандаш», «Пузырёк», «Буря в стакане», мультимедийное оборудование для презентации.







Ход мастер класса.

- Здравствуйте уважаемые родители. Рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодня я хочу рассказать вам о значении артикуляционной гимнастики и ее практическом применении, об упражнениях для формирования правильного речевого выдоха, развития мимической мускулатуры. Эти упражнения необходимо выполнять ежедневно, в игровой форме. У многих детей с нарушенным слухом артикуляторные органы малоподвижны из - за того, что у малышей не развивался нормальный лепет. Проявление артикуляторных нарушений у ребенка – это вялый язык, малоподвижные губы и мимика лица, ребенок произносит мало звуков, не может повторить движения губ, языка за взрослым. Для всех детей с нарушением слуха полезна артикуляционная гимнастика, упражнения для развития речевого дыхания и мимической мускулатуры. Совместная работа родителя и ребенка очень важна и продуктивна потому что, ребенок большинству дел учится, глядя на взрослого и подражая его действиям. Особенно охотно он делает это, когда видит эти действия много раз, они ему понятны и забавляют. Поэтому для развития у ребенка мышечного тонуса, подвижности, переключаемости и произвольного управления органами артикуляции необходимо выполнять ряд упражнений регулярно. Также одной из ключевых составляющих формирования устной речи является долгий, плавный, направленный и дозированный выдох. У слышащего ребенка речевое дыхание формируется параллельно с развитием у него речи, а у глухого ребенка речевое дыхание развито плохо – ему не хватает выдоха, чтобы произнести долгий звук, а значит слово и фразу, у многих детей очень тихий голос. У глухих детей не развивается умение контролировать длительность и силу выдоха, что необходимо для произнесения фразы. Но совместная работа учителя и родителей помогает решить эту проблему быстрее. Если у ребенка сформировано хорошее речевое дыхание и голосовой контроль, он быстрее овладевает речью более близкой по звучанию к естественной. Также в работе с детьми я обращаю внимание на состояние тонуса мимической мускулатуры лица. Тонус может быть повышен либо наоборот снижен. Для коррекции этих нарушений полезно проводить упражнения для мимических мышц. Они также способствуют улучшению подвижности мышц артикуляторного аппарата.







Рекомендации к проведению:

-При проведении упражнений нужно соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к сложным.

-на начальном этапе выполнять упражнения в медленном темпе;

-проводить гимнастику нужно ежедневно в игровой форме;

-гимнастику проводить перед зеркалом сопряжено и отраженно со взрослым;

-статические упражнения проводить под счет;

Артикуляционные упражнения лучше проводить после дыхательных упражнений. Примеры упражнений в домашних условиях я продемонстрирую.

-упражнение «Сдуй снежинку», «Карандаши», «Буря в стакане», «Пузырек»;

-упражнение с использованием тренажеров «Аэробол», «Вертушка».













Артикуляционные упражнения.



«Заборчик»

  • Цель: научить широко разводить губы при улыбке, фиксировать позицию.

  • Техника: широко развести губы по сторонам, сжать челюсти. Зафиксировать лицевые мышцы на 10 секунд.

«Месим тесто»

  • Цель: тренировка язычка для прохода в щель между челюстями.

  • Техника: самомассаж. Ребенок улыбается. Просовывает язык между зубами наружу, челюсти сопротивляются и покусывают его. Он становится тонким, широким. Возвращаем обратно так же с трудом, покусывания продолжаем.

«Блинчики»

  • Цель: научить расслаблять мышцы речевого аппарата.

  • Техника: открыть ротик, вынуть язычок и уложить на верхнюю губу. Расслабить мышцы. Оставить на 10 секунд.

«Трубочка»

  • Цель: расслабить мышцы лица, губ.

  • Техника: глубоко вдыхаем, вытягиваем губы вперед, напрягая мышцы, медленно выдыхаем, можно свистеть. Расслабляем губы и повторяем упражнение опять.

«Чистим зубки»

Цель: тренировать мышцы на кончике язычка, учить ребенка удерживать его за зубами и не высовывать наружу.

  • Техника: двигаем языком по внутренней части челюсти как зубной щеткой вверх-вниз, вправо-влево. Рот застыл в улыбке, челюсти сомкнуты. Для чистки внешней части зубов приоткрываем челюсть на пару сантиметров, тянем кончик по всей поверхности зубов из одной стороны в другую. Язык должен быть тонким и широким. Следите за тем, чтобы кончик не скользил по поверхности резцов, а прикасался с напряжением мышц.

«Маятник»

  • Цель: развиваем умение контролировать язычок.

  • Техника: рот открыт, язык совершает движения из стороны в сторону к уголкам губ как маятник.

«Маляр»

  • Цель: тренировка подвижности языка, движения вверх.

  • Техника: рот открыт, язык поднимается к верхнему небу и поглаживает его кончиком от задней стенки к зубам. Губы должны быть зафиксированы в одном положении. Следите, чтобы язык не выходил наружу, не опускался вниз, мышцы напрягались. Повтор не менее 10 раз.

«Качели»

  • Цель: обучить язычок быстро менять положение, держать широкую и плоскую форму за зубами.

  • Техника: распластанный язык уложите на нижнее небо — считайте до пяти, поднимите наверх, уложите его на верхнее небо, упирая в зубы — опять считайте до пяти.

«Горка»

  • Цель: укрепить кончик, научить удерживать тело языка за зубами.

  • Техника: сжать челюсти, язык упереть кончиком в нижние зубы, согнув тело языка как горку. Держите 5-10 секунд.

«Упражнения для мимической мускулатуры»

  • 1.Сделаем веселое лицо (улыбнемся, засмеемся).

  • 2.Сделаем сердитое лицо(нахмурим брови).

  • 3.Сделаем удивленное лицо(поднимем брови).

  • 4.Сделаем плаксивое лицо.

  • 5.Сделаем спокойное лицо.

  • 6.Зажмурим, а затем расслабим глаза.

  • 7.Прищурим один глаз, потом другой.

  • 8.Подмигнем одним, а потом другим глазом.

  • 9.Надуем щеки, а потом втянем щеки.