АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
В одном сказочном городе на сказочной улице стоял маленький домик. Однажды солнечным утром к домику подлетела птичка.
Птичка так громко чирикала, что разбудила того, кто жил в домике. И вот в домике открылось окошко.
Упражнение «Окошко». На счёт 1 – широко открыть рот, на счёт 2 – закрыть. (Артикуляционные движения можно сопровождать движениями рук)
И
з окошка выглянул Язычок. Выглянул и спрятался. Выглянул и спрятался.
Рот открыт. На счёт 1– высунуть язык изо рта, на счёт 2 – спрятать.
Решил Язычок посмотрел по сторонам, посмотрел направо, налево…
Рот открыт. На счёт 1 – 2 движения языка вправо- влево.
Вышел Язычок из своего домика на улицу. Какие красивые цветы растут на клумбе. Сорвал Язычок цветок и понюхал его. Носом вдох – «нюхаем цветок», выдох через рот на цветок вертушку.
Язычок отправился на прогулку. На соседней улице Язычок встретил весёлую Собачку.
Улыбается щенок, зубки напоказ.
Т
ы бы точно так же смог, покажи сейчас.
На счёт 1– широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. На счёт 2 – возвращаем губы в спокойное положение.
Поздоровался Язычок с Собачкой, а она его понюхала. «Попробуем нюхать воздух так, как это делают собаки – шумно и быстро. Нюхаем по два раза: «нюх-нюх» и отдыхаем. Сначала понюхаем воздух справа (поворачивает голову направо, делает пару «быстрых вдохов»). Отдыхаем. (Возврат головы в исходное положение, выдох произвольный). Затем нюхаем воздух слева (поворачивает голову налево и делает пару «быстрых вдохов»). Отдыхаем.
Упражнение показывать целиком, не останавливаясь на отдельных позициях.
Попрощался Язычок с Собачкой и пошёл дальше.
П
одошел Язычок к реке и увидел семью лягушек. Папа-лягушка квакал низким голосом: ква-ква! Мама-лягушка квакала обычным голосом, а лягушонок квакал тоненьким голоском. Покажи, как они квакали
Дети повторяют, изменяя высоту голоса и интонацию
Подошел Язычок поближе, чтобы познакомиться с лягушками: Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
На сёет 1-2 широко разводим уголки плотно сжатых губ и возвращаем губы в спокойное положение.
В
от пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, и рот широко открывает. Это был бегемот. Давай покажем, как бегемот широко открывал рот.
Широко открываем и закрываем рот.
Попрощался Язычок с бегемотом и отправился дальше в лес. Под большим деревом увидел большой-пребольшой гриб. Покажите, какой большой гриб нашел Язычок.
Присосать широкий плоский язык к верхнему небу, широко открыть рот.
Вдруг, сверху раздался шорох и поздороваться с Язычком спустилась Белочка.
Белка щёлкает орешки аккуратно и без спешки.
Упираем язычок, влево-вправо, на бочок.
При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щёку.
Тут из леса появился Медвежонок.
Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мёд.
Губы язычком оближет
И подсядет к мёду ближе.
По
дкрепился Язычок вкусным мёдом, поблагодарил Медвежонка и собрался домой.
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим круговым движением по верхней и нижней губе. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть.
В
ышел Язычок на дорожку и вдруг услыхал, как стучат копыта и увидел Лошадку.
Я – весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий
Сел Язычок на Лошадку, крикнул «Но!» и поскакал домой. Давай покажем, как скакала лошадка: сначала медленно, потом быстрее.
Поцокать языком тише-громче, быстрее-медленнее.
Покатался Язычок, слез с лошади и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Надо причесаться». Достал Язычок расчёску и стал причесываться. Давай покажем, как он это делал.
Улыбнуться, прикусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы причесывая его.
Привел Язычок себя в порядок и подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать, который час. Покажи, как работают часики.
Тик-так, тик-так -
Ходят часики - вот так!
Влево - тик,
Вправо - так.
Ходят часики - вот так
У
знал Язычок, который час. Было уже поздно, пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Я надул воздушный шарик, Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я!
Язычок уже дома, наше путешествие подошло к концу. Язычок говорит нам: «До с
видания, до новых встреч!»