СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Артикуляционная гимнастика в стихах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Артикуляционная гимнастика в стихах. Пособие для логопедов, воспитателей, родителей.

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика в стихах»

Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.



Знакомство с язычком и его домиком.

Открываем ротик-дом. (Широко открывать рот).

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин – Язычок.

Он удобно в доме лег.


В этом доме две стены.

Это щеки нам видны. (Надувать и втягивать щеки).

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.


Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем. ( Вращать нижней челюстью).

Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.


Потолок вверху, внутри.

Это небо. Посмотри.

Можно к небу прикасаться,

Постучать и там остаться.

( Широко открыть рот. Погладить языком по небу. «Постучать» языком по небу).


Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери – зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.

( Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы).


Двери – губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

( Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в трубочку).


Язычок наш не скучает.

В доме сказки сочиняет.

Сказки эти он расскажет

И картинки нам покажет.



СКАЗКА ПЕРВАЯ. ДОМАШНЯЯ.

Язык в домике живет.

Никогда не устает.

( Широко открывать рот и максимально высовывать язык изо рта).


Очень любит чистоту

В домике своем – во рту.

( Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ).


Двери шире открывает:

Воздух свежий он впускает.

( Открывать и закрывать рот).


И пока он убирает,

Домик свой не запирает.

( Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.).


А теперь наш язычок

Моет небо-потолок.

( Максимально открыть рот. Проводить широким языком по небу вперед-назад).


Время даром не теряет:

Губы-двери вытирает.

( Рот открыть и не закрывать. Сделать язык широким. «Обнять» языком всю верхнюю губу, облизать ее, убирая язык вглубь рта).



Моет двери он вторые –

Наши зубы. Ротик шире.

( Рот держать широко открытым. Облизывать языком верхние и нижние зубы с внутренней и внешней стороны).


Чистит стены. Это щеки.

Взял щетинистые щетки.

( Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Проводить языком по внутренней стороне щек, массируя их ).


Вот теперь он все убрал,

На лошадке поскакал.

(Рот открыть и не закрывать. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к небу. Растягивать подъязычную связку).



СКАЗКА ВТОРАЯ. ПРОГУЛОЧНАЯ.

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит.

( Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы).



Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам.

( Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта).


Смотрит, как расческа-зубы

Нам причесывает губы.

(Проводить нижними зубами по верхней губе, а верхними – по нижней, массируя ее).


Видит: губки очень гибки.

Ловко тянутся в улыбке.

(Рот закрыть. Широко улыбнуться, растягивая губы).


А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед.

(Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперед).


Язычок стал маляром.

Аккуратно красит дом.

(Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперед-назад по небу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щек).


На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался.

(Открыт рот. Тянуться то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать).


Догадаться кто бы мог.

Язычок наш как грибок.

(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к небу и не открывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку).


Язычок гармошкой стал,

Поиграл и не устал.

(Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к небу, как в упражнении «грибок». Язык от неба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку).


То иголка, то лопата

Язычки у вас, ребята.

(Высунуть язык изо рта. Попеременно делать язык узким и широким. «Иголка»-язык напряжен и выдвинут вперед. «Лопатка»-язык расслаблен и лежит на нижней губе).


Надоели превращенья:

Лижет язычок варенье.

(Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать).


Любит он покушать сладко.

После скачет, как лошадка.

(Рот держить широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к небу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку).



СКАЗКА ТРЕТЬЯ. УЧЕБНАЯ.

Язычок знаком вам, дети

Мы его улыбкой встретим.

( Широко улыбаться, растягивая губы).


Это язычок пришел.

Вправо он сейчас пошел.

(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком к правому уху).


Все, что нужно, увидал

И налево зашагал.

(Тянуться языком к левому уху).

Погулял совсем немножко,

Широко открыл окошко.

(Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.).


Он окно не закрывает,

Кверху кончик поднимает.

(Держать рот широко открытым. Тянуться языком к носу).


Он окно не закрывает,

Книзу кончик опускает.

(Держать рот открытым. Тянуться языком к подбородку).


Язычок не устает:

Тянется теперь вперед.

(Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед).


В прятки поиграть он рад:

Отступает шаг назад.

(Приоткрыть рот. Оттягивать язык вглубь рта).


Поиграл с тобою в прятки

И помчался на лошадке.

(Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке).

Говорит он: «До свиданья»

Тебе машет на прощанье.

(Рот открыть, улыбнуться. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губку и опускать на нижнюю).


Язычок на спортплощадке

Занимается зарядкой.

Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево).


Хотя это нелегко,

Потянулся высоко.

(Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу).


Наклонился низко,

К подбородку близко.

(Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку).


Ловко сделал мостик,

Вниз запрятал хвостик.

(Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка).


А теперь Язык, как мячик,

За зубами сверху скачет.

( Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов).


Поспешил на ипподром,

На лошадку сел верхом.

(Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к небу. Растягивать подъязычную связку).


Язычок остановился.

В гриб на ножке превратился.

(Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к небу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку).


Язычок теперь гимнаст.

Закрутился вверх у нас.

Рот открыт. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх. Придержать зубами).


А сейчас он развернулся,

Лег и в трубочку свернулся.

Рот приоткрыт.Высунуть широкий язык.Завернуть края языка внутрь).


Язычок чуть-чуть устал.

Он спокойно полежал.

(Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать его в таком положении 10 сек).




СКАЗКА ПЯТАЯ. ЗООЛОГИЧЕСКАЯ.


В зоопарк пойдем теперь.

Открываем шире дверь.

(Открывать широко рот и закрывать его).


Нас встречает добрый слон.

Длинный хобот тянет он.

(Тянуть губы вперед «хоботком»).


Если очень захотеть,

Можно хоботом вертеть.

(Вращать вытянутыми губами по кругу).


Улыбнулись нам подружки –

Большеротые лягушки.

(Широко улыбаться, растягивая губы).


Жираф вытянул вверх шею.

Очень он гордится ею.

(Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу).


Зебры – резвые лошадки –

Бойко скачут по площадке.

(Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к небу. Максимально растягивать подъязычную связку).


Потянула зебра ножку,

Постояла так немножко.

(Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к небу и удерживать его 10 сек.Тянуть подъязычную связку).


А у зебры есть полоски.

Их рисуем кистью плоской.

( Рот открыть и не закрывать. Проводить широким языком по небу вперед-назад).


Посмотри: хамелеон.

Хвост закручивает он.

Рот широко открыть. Поднять язык за верхние зубы и закрутить его наверх. Придержать его зубами).


Вот пантера. Зверь другой.

Спину выгнула дугой.

(Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка).


Спину выгнула дугой…

Язычок, скорей домой!

(Спрятать язык. Закрыть рот).



\