государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калининградской области «Педагогический институт» Тема «Артикуляционная гимнастика» Подготовила Кондратьева Оксана Дмитриевна студентка СПО-22 шк.гр.
План
Введение.
1-Определение фонетической гимнастики.
2-Цель фонетической гимнастики.
3-Упражнения на голос, дыхание и дикцию.
4-Рекомендации к упражнениям.
5-Список используемых источников.
Фонетическая гимнастика-это специальный комплекс упражнений направленный на подготовку артикуляционного аппарата к правильному произношению устных текстов, на коррекцию и закрепление произносительных навыков.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речь ребёнка формируется в общении с окружающими, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Цель - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Гимнастика языка.
Кончик языка прижат к нижним зубам.
Кончик языка прижат к верхним зубам.
Кончик языка прижат к альвеолам*.
Кончик языка поднят выше альвеол и слегка загнут к верху.
Кончик языка поместить между зубами и быстро убрать, вернуть язык в нейтральное положение.
Кончик языка поместить между зубами и продуть воздух через щель.
Гимнастика губ.
Раздвинуть губы так, чтобы был виден ряд передних зубов.
Губы слегка растянуть, а затем вернуть в нейтральное положение.
Губы сжать без выпячивания, а затем вернуть в исходное положение.
Округлить губы, опустить челюсть, а затем сомкнуть губы, сжав челюсть.
Выдвинуть нижнюю челюсть вперед настолько, чтобы нижние зубы оказались в одной вертикальной плоскости с верхними.
Комбинированные упражнения.
Слегка опустить нижнюю челюсть и в образовавшуюся расщелину между верхними и нижними зубами ввести кончик языка.
Опустив нижнюю челюсть, медленно передвигать кончик языка от верхнего края нижних зубов к альвеолам и обратно. При обратном движении задерживать кончик языка в положении, приподнятом в сторону альвеол.
1. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
2. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
3. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд
Рекомендации о проведении артикуляционной гимнастики
1-Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 3-5 минут.
2-Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.
3-Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
4-Начинать гимнастику нужно с упражнений для губ.
5-Артикуляционную гимнастику выполняется только сидя, не стоя ни лежа, а только сидя, чтобы все другие мышцы ребенка были расслаблены, кроме прямой спины.
6-Упражнения выполняются от простых к сложным.
7-Чтобы ребенку нравилось, что он делает - поиграйте с ним в игру, типа "сейчас будем показывать, как слоник хобот вытягивает", «как белочка улыбается" и т.д.
8-Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3
Список использованных источников
1-Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989, с.27, 102,120
2-https://www.kazedu.kz/referat/94359