Артикуляционная гимнастика.
Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись.
Лучше всего заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут, не раньше чем через 1 час после последнего приема пищи. Вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас.
«Лопатка» («блинчик»)
Попросите ребенка представить себе язычок широким, как лопатка или как блинчик на сковородке.
Широкий язык спокойно лежит на нижней губе. Нужно удержать его под счет от 1 до 5. Если не получается, надо выполнить упражнение «Наказать язычок».
«Жало»
Сделать язык узким, заострить кончик языка и тянуть язык к зеркалу, как жало.
«Желобок»
положить широкий язык на нижнюю губу и воспроизвести желобок, поднять вверх боковые края языка.
«Кошка сердится»
Рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Поднять спинку языка к верхним зубкам, прижать и удерживать под счет от 1 до 5.
«Покусаем язычок»
Покусывание языка с продвижением от кончика к спинке и обратно.
«Наказать язычок»
Похлопывание языка губами, сопровождаемое произношением слогов пя-пя-пя или мя-мя-мя.
«Часики»
Перемещать кончик языка в правый угол рта, в левый. При этом сохранять положение губ в улыбке и следить, чтобы язык перемещался между губами, а не по нижней губе.
«Качели»
Широко раскрыть рот, поднять кончик языка вверх, за верхние зубы, опустить к нижним. Выполнять под счет: раз-два или под команду вверх-вниз.
«Чашечка»
Выполнить упражнение «лопатка», поднять вверх кончик и боковые края языка так, чтобы получилась «чашечка». Удержать под счет от 1 до 5.
«Вкусное варенье»
Выполнить упражнение «Чашечка». широким кончиком языка обнять верхнюю губу и, не отрывая языка от губы, занести кончик языка в рот, как бы слизывая с губы варенье.
«Подуй на челку»
Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и подуть на челку, как будто ветерок повеял.
«Сдуй с носа ватку»
Из положения языка на верхней губе сдуть с кончика носа легкую ватку или пушинку.
«Дотронься язычком»
Рот широко открыт. кончиком языка прикасаемся к нижней губе, затем к верхней.
«Нарисуй круг»
Рот широко открыт, кончиком суженного языка совершаем круговые движения по поверхности верхней и нижней губы вправо и влево.
«Посчитай зубы»
«Пересчитываем» зубы, упираясь кончиком суженного языка в каждый.
«Индюк»
Рот широко открыт. Широким кончиком языка производим движения по верхней губе вперед, назад, не отрывая язык от губы. Сначала движения беззвучные, потом подаем голос и подражаем индюку: «бла-бла-бла».
«Чистим зубы»
Рот широко открыт. Кончиком языка «чистим» зубы верхние, потом нижние, двигая языком вправо-влево, изнутри и снаружи.
«Маляр»
Рот широко открыт. Кончиком языка от верхних зубов к мягкому небу и обратно делаем медленные движения, как будто кисточкой красим потолок.
«Цоканье»
Губы в улыбке, рот открыт, поднимаем язык к нёбу и щелкаем языком, присасывая кончик языка к нёбу и резко отрывая его.
«Грибок»
Присосать язык к нёбу и медленно открыть рот пошире, чтобы язык стал похож на гриб.
Удержать под счет, резко оторвать язык от нёба.
«Гармошка»
Присосать язык к нёбу, медленно открывая рот пошире и прикрывая (будто играет гармошка). удерживать язык приклеенным к нёбу.
«Дятел»
Широко открыть рот, поднять язык вверх, прижав боковые края языка к коренным зубам. Удерживая язык в таком положении, кончиком языка стучать в бугорки за верхними зубами (альвеолы): д-д-д.
«Пулемет»
Выполнять упражнение «дятел», постепенно убыстряя темп движений, будто строчит пулемёт.
«Почесать бугорочки»
с силой задувая на кончик языка, «чесать бугорочки» за верхними зубами, двигая языком вперед-назад.
«Ветерок подул»
Просунуть широкий язык между губами и с силой подуть на кончик языка, заставив вибрировать и язык, и губы.