СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Артикуляционные игры для дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статические артикуляционные игры

Игра «Язычок на скамеечке»

Игра «Язычок-чашка»

Игра «Язычок потягивается»

Игра «Мостик»

Игра «Подуй через трубочку»

Цель игры: развить артикуляцию,

Динамические артикуляционные игры

Игра «Часы»

 Игра «Вверх и вниз»

Игра «Как вкусно»

Игра «Прятки»

Игра «Валик»

Игра «Язычок- кисточка»

Игра «Как едет лошадка»

Игра «Сдуй снежинку».

Игра «Как растёт гриб».

Игра «Изобрази индюка»

Игра «Хомячок»

Игра «Листья»

Игры на развитие дыхания

Игра «Трубочка»

 Игра «Фрукт или овощ?»

Игра «Произнеси на выдохе»

Игра «Подуй»

Игра «Попади в ворота»

Игры «Кто кого»

Игра «Пузыри в стакане»

Игры «Гудок»

Игра «Путешествие»

Игра «Самолетики»

Игра «Надуй шарик»

Игра «Дуй сильнее»

Игра «Пушинки»

Игра «Задуй свечки»

Игра «Подуй на предмет»

Игра «Шарик»

Игра «Метель»

Игра «Ступеньки»

Игра «Дыши через нос»

Игра «Аромат» 

Игра «Под водой» 

Игра «Переведи дыхание»

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания

Игра «Куколки поют»

Игра «Покажи змею»

Игра «Шарик сдулся»

Игра «Накачаем колесо»

Игра «Песенка матрешек»

Игра «Путешественники»

Игра «Угадай, что за птица»

 

Игра «Рубим дрова»

Игра «Буря»

Игра «Морской берег»

Игра «Скажи, как ворона»

Игра «Сосулька»

Игра «Кто первый»

Игра «Добавь словечко»

Игра «По дорогам, сказок»

Просмотр содержимого документа
«"Артикуляционные игры для дошкольников"»

Артикуляционные игры


Статические артикуляционные игры


Игра «Язычок на скамеечке»

Цель игры: развить артикуляцию ребенка,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и положить на нижнюю губу. Можно сделать это так: «Высуни язычок, пусть он погуляет, посидит на ска­меечке». Важно следить, чтобы язык не дрожал. Пусть ребенок подержит язык в таком положении в течение 10—15 с.


Игра «Язычок-чашка»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко раскрыть рот, а язык поднять вверх так, чтобы передний и боковые его края загибались вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их: «Открой ротик широко-широко, а язычок под­ними вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен постараться удержать язык в таком положении в течение 10 с.


Игра «Язычок потягивается»

Цель игры: развить артикуляцию,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык далеко вперед, сделать его узким и тонким. «Язычок долго спал, пусть он потянется, высуни его вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Пусть малыш подержит язык в таком положении в течение 10 с


Игра «Мостик»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка приоткрыть рот, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, уперев кончик языка в нижние передние зубы, а спинку выгнув. Действия можно сопровождать словами: «Что-то язычок засиделся, пусть он немного позанимается (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен продержать язык в таком положении 15 с.


Игра «Подуй через трубочку»

Цель игры: развить артикуляцию,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык, загнув боковые края вверх и через получившуюся трубочку подуть. Действия можно сопровождать словами: «Давай изобразим ветер, только дуть будем не просто, а по особенному, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать). Выполнять в медлен­ном темпе 10-—15 раз.


Динамические артикуляционные игры

Игра «Часы»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка тянуться языком то к правому, то к лево­му углу рта: «Давай посмотрим, как ходят часы, повторяй за мной». Языком нуж­но двигать в медленном темпе под счет, выполнить 15 раз.


Игра «Вверх и вниз»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и тянуться им попере­менно, то к носу, то к подбородку. Действия можно сопровождать словами: «Ты любишь качаться на качелях? Пусть язычок тоже покачается, вот так». Выпол­нить 10 раз.


Игра «Как вкусно»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и облизать сначала верх­нюю губу, потом нижнюю. Действия можно сопровождать словами: «Представь, что ты только поел варенья. Вкусно? Покажи как вкусно, вот так (взрослый пока­зывает ребенку, как нужно делать)». Повторить 10—15 раз.


Игра «Прятки»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование. Специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко открыть рот и высунуть вперед язык, а потом высовывать его и убирать: «А ты знаешь, что язычок любит играть в прятки? (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Двигать языком в медленном темпе 10—15 раз.



Игра «Валик»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка упереть кончик языка в нижние перед­ние зубы, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Малыш должен «выкатывать» язык вперед и убирать вглубь рта. В отличие от предыду­щего упражнения язык в форме валика перемещается вперед — назад. Повто­рить 10—15 раз.


Игра «Язычок- кисточка»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко открыть рот и кончиком, языка провести от верхних резцов до мягкого нёба, потом от правых коренных зубов к левым: «А ты знаешь, что язычком можно работать, как кисточкой (взрослый по­казывает ребенку, как нужно делать)». Выполнять в течение 10—15 с.


Игра «Как едет лошадка»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка цокать

языком медленно и сильно. Действия можно со­провождать словами: «А ты помнишь, как едет лошадка? Цок-цок. Давай повторим вместе». Выполнить 10—15 раз.


Игра «Сдуй снежинку».

Цель игры: развить артикуляцию, научить ребенка направлять воздушную струю посередине языка.

Оборудование: кусочек ваты.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку высунуть язык вперед и припод­нять таким образом, как если бы он хотел достать до носа. На нос ребенку нужно аккуратно положить кусочек ваты. Действия можно сопровождать словами: «Да­вай поиграем. Представь, что тебе на нос упала снежинка, сдуй ее (взрослый по­казывает ребенку, как нужно делать)». Взрослый должен следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы.


Игра «Как растёт гриб».

Цель игры: развить артику­ляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку дотронуться языком до нёба и подержать его в таком положении 5-10 с. Действия можно сопровождать словами: «Знаешь, как растут грибы? Нет? Дотронься кончиком языка до нёба, вот так, а теперь аккуратно опускай подбородок». Выполнять нужно пружинящими движениями, опуская при этом подбородок вниз.


Игра «Изобрази индюка»

Цель игры: развить артикуляцию

Оборудование: специального оборудования не требуется

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку приоткрыть рот и передним краем языка провести по верхней губе вперед и назад, не отрывая язык от губы. Теперь можно попросить малыша: «Знаешь как болбочет индюк?

Бл-бл-бл, попробуй так же»


Игра «Хомячок»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку, не открывая рта, упереть язык с си­лой сначала в левую щеку, потом в правую, а потом приподнять и опустить его вверх и вниз, изображая хомячка, одновременно упираясь в щеку.


Игра «Листья»

Цель игры: помочь ребенку развить плавный и направлен­ный выдох.

Оборудование: сухие листья и трубочка.

Ход игры. Подвесить на уровне рта ребенка сухие листья, потом предложить ему определить их цвет и подуть на них через трубочку, не раздувая щек. Можно устроить небольшое соревнование, кто сильнее подует на листья.


Игры на развитие дыхания


Игра «Трубочка»

Цель игры: научить ребенка в течение длительного времени направлять воздушную струю посередине языка.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый должен попросить ребенка сделать глубокий вдох носом и задержать дыхание. Губы он должен вытянуть в трубочку, а язык про­сунуть между ними, свернуть его и подуть в полу­чившуюся трубочку. Чтобы ребенку было интерес­но, можно попросить его подуть на занавеску, по­лоску бумаги, прикрепленную к чему-либо. Взрослый должен следить, чтобы выдох малыш де­лал плавно.


Игра «Фрукт или овощ?»

Цель игры: научить ребенка глубоко вдыхать носом и различать запахи.

Оборудование: овощи и фрукты, которые имеют ярко выраженный запах, например, чеснок, лук, апельсин, мандарин и пр.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть овощи и фрукты, понюхать их. Далее нужно попросить малыша закрыть глаза и попы­таться определить запах. Взрослый должен смотреть за тем, чтобы вдох через нос был плавным и глубоким.


Игра «Произнеси на выдохе»

Цель игры: научить ребенка правильно и глубоко дышать через нос, а так же различать знакомые запахи.

Оборудование: тарелка, на которой лежат дольки шоколада, мандарин и вет­ка ели или сосны.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку подойти к тарелке, понюхать и на выдохе произнести «Вкусно!», «Как хорошо пахнет!» и т. д. Игру можно прово­дить и в группе. У кого лучше всех получиться произнести какую-то фразу на выдохе, тот и выиграл.



Игра «Подуй»

Цель игры: отработать с ребенком длительную, на­правленную посередине языка, воздушную струю.

Оборудование: кусочек ваты.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку улыбнуться, высунуть язык и прижать его к верхней губе, вдохнуть носом и подуть на ват­ку. Взрослый должен следить за тем, чтобы ма­лыш выдыхал на язык. Можно провести сорев­нование: у кого получится сдуть вату, тот и победил.



Игра «Попади в ворота»

Цель игры: научить ребенка целенаправленно менять силу выдоха.

Оборудование: кубики и кусочек ваты.

Ход игры. Взрослый помогает ребенку построить из кубиков ворота, на неко­тором расстоянии от которых кладется вата, и просит его подуть на нее так, чтобы она попала в ворота. Игру можно проводить как вдвоем, так и с несколькими деть­ми, устраивая соревнование, кто дальше задует свою вату.

Для усложнения задачи ворота можно сделать узкими.


Игры «Кто кого»

Цель игры: научить ребенка выдувать плавную воздушную струю и когда нужно менять ее направление.

Оборудование: конструктор.

Ход игры. Эту игру лучше всего проводить как соревнование. На столе из конструктора строятся двое широких ворот. На одинаковом от них расстоянии выкладывается кусочек ваты. Двое детей встают каждый к своим воротам. Сна­чала один дует на вату, стараясь задуть ее в ворота противника, потом другой. Дети должны дуть следующим образом: губы растягиваются в улыбке, язык при­поднимается к верхней губе, произносится звук [ф]. При выдохе дети не должны раздувать щеки. Выдыхать можно только через губы.


Игра «Пузыри в стакане»

Цель игры: помочь развить сильный и целенаправленный выдох.

Оборудование: трубочка и стакан с водой.

Ход игры. Взрослый ставит перед ребен­ком стакан с водой и опускает в него трубочку. Потом предлагает ему глубоко вдохнуть через нос, вытянуть губы и сильно подуть в трубочку

так, чтобы вода забурлила. Взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не делал дополнительных вдохов.


Игры «Гудок»

Цель игры: научить ребенка длительному и целенаправлен­ному выдоху.

Оборудование:стеклянные пузырьки, с горлышком, диаметр которых при­мерно 1 см.

Ход игры. Взрослый должен показать ребенку, как нужно гудеть с помощью пузырька: кончик языка касается горлышка, а сам флакончик — подбородка. По­том нужно глубоко вдохнуть носом и сильно выдохнуть на язык. Пусть ребенок попробует выполнить это самостоятельно. Если у него хорошо получается, можно погудеть дуэтом.


Игра «Путешествие»

Цель игры: научить ребенка менять силу и направление вы­доха.

Оборудование: таз водой, бумажная лодочка.

Ход игры. Ребенок садится рядом с тазом с лодочкой. Взрослый предлагает ему совершить прогулку по «морю» в другую «страну», которая обозначена флажком на другой стороне таза. Чтобы лодочка смогла закончить свое путеше­ствие, необходим попутный ветер. Попросите малыша, чтобы он помог кораблику добраться до берега. Взрослый должен следить за тем, чтобы губы ребенка во время выдоха были растянуты как для произнесения звука [ф]. Выдох должен быть плавным.


Игра «Самолетики»

Цель игры: развить у ребенка длительный и целенаправлен­ный выдох.

Оборудование: бумага

Ход игры. Вместе с ребенком из бумаги нужно изготовить самолетики. Взрос­лый и ребенок ставят самолетик на край стола и садятся напротив. По сигналу, который дает взрослый, они на одном выдохе стараются продвинуть самолетик по столу как можно дальше.


Игра «Надуй шарик»

Цель игры: развить у ребенка сильный и непрерывный вдох.

Оборудование: воздушные шарики, наду­тые неплотно.

Ход игры. Взрослый дает ребенку шарик и предлагает его надуть, плавно выдыхая воздух в отверстие. Игру можно провести как соревно­вание.


Игра «Дуй сильнее»

Цель игры: научить ребен­ка сильному выдоху

Оборудование: бумажная, потом пластмассовая вертушка.

Ход игры. Взрослый просит ребенка сделать глубокий вдох носом, а потом сильный выдох ртом на вертушку, чтобы она начала вращаться. Пусть ребенок сначала потренируется на бумажной, так как она легче. Если у малыша получи­лось все сделать с первого раза, то можно вручить ему поощрительный приз.


Игра «Пушинки»

Цель игры: научить ребенка вырабатывать длительную не­прерывную воздушную струю. Оборудование: одуванчик.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку сдуть с одуванчика все пушинки. Для этого он должен сделать глубокий вдох носом и сдуть пушинки одним силь­ным выдохом.


Игра «Задуй свечки»

Цель игры: развивать у ребенка сильный направленный вы­дох.

Оборудование: песочный набор, свечки для торта.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку поиграть в день рождение или лю­бой другой праздник, где нужно задувать свечи. Малыш сам изготавливает «ку­личики» из песка, в которые нужно вставить свечи свечки. Задача ребенка, сде­лав глубокий вдох, одним сильным выдохом задуть все свечки.



Игра «Подуй на предмет»

Цель игры: научить ребенка сильному и направленному выдоху.

Оборудование: легкие пластмассовые пред­меты, например, ручка, катушка, бусинка.

Ход игры. Взрослый кладет предмет на стол, а ребенок, сделав глубокий вдох носом, должен подуть на него.




Игра «Шарик»

Цель игры: научить ребенка плавно выдыхать, автоматизи­ровать звуки [с], [ш].

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети становятся в маленький круг и повторяют за взрослым: «На­дувайся, шарик, надувайся большой!» и постепенно отходят назад, образуя боль­шой круг. Затем по сигналу «Лопнул!» дети снова образуют маленький круг круг и тянут звуки [с], [ш].


Игра «Метель»

Цель игры: помочь ребенку развивать речевое дыхание и силу голоса.

Оборудование: картинка с изображением метели, аудиозапись метели.

Ход игры. Взрослый показывает детям картинку и объясняет, что такое ме­тель (сильный ветер со снегом). Потом дает им послушать звук метели. Перед на­чалом игры дети делают глубокий вдох носом, по сигналу взрослого тихо изобра­жают звук метели: «у-у-у», постепенно увеличивая силу голоса, но не переходя на крик, а потом понижают.


Игра «Ступеньки»

Цель игры: тренировать речевое дыхание и плавность голо­са.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка глу­боко вдохнуть через нос, а потом выдохнуть плавно протягивая определенный гласный звук, сначала высоким тоном, потом посте­пенно понижая его и наоборот: от низкого к высокому. Перед игрой взрослый должен по­казать ребенку, как это делать и объяснить, что голос как будто идет по ступеням — под­нимается и опускается.


Игра «Дыши через нос»

Цель игры: научить ребенка плавно вдыхать и выдыхать.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить себя сказочным суще­ством, которое может дышать только через одну ноздрю. Для этого ребенок дол­жен прикрыть одну ноздрю и дышать так в течение 2 мин, потом другую. Вдох и выдох осуществляется только через нос, рот закрыт


Игра «Аромат»

Цель игры: научить ребенка плавно вдыхать и выдыхать.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить, что он нюхает знако­мый ему цветок. Малышу нужно глубоко втянуть носом воздух и плавно выдох­нуть через рот. Перед началом игры взрослый должен показать ребенку, что нужно делать.


Игра «Под водой»

Цель игры: научить ребенка плавно вдыхать и выдыхать.

Оборудование: специального оборудования ке требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить себя под водой. Для этого он должен глубоко вдохнуть через нос и задержать дыхание на 1—2 с, а по­том плавно выдохнуть через рот. Перед началом игры взрослый показывает, как нужно делать.


Игра «Переведи дыхание»

Цель игры: развить у ребенка диафрагмальное дыхание,

Оборудование: специального оборудования не требуется..

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку лечь, левую руку положить на жи­вот, правую — на грудь. Потом по команде вдохнуть глубоко носом, чтобы подня­лась грудная клетка, а потом не выдыхая перевести его в живот так, чтобы тот выпятился, Если у ребенка все получается, его можно поощрить, например, дать любимое лакомство.


Игры на развитие физиологического и речевого дыхания


Игра «Куколки поют»


Цель игры: развить правильное речевое дыхание.

Оборудование; рисунки с изображениями поющих кукол. Артикуляция при произнесении гласных звуков должна быть четко прорисована.

Ход игры. В игре участвуют 2—4 человека. В начале нужно показать рисунки с изображением поющих кукол и предложить детям угадать, какой звук поет ка­ждая кукла. Далее раздать детям по рисунку и предложить спеть тот же самый звук, что поет кукла на рисунке. Затем попросите малышей выстроиться в ряд со

своими рисунками и петь только тогда, когда им скажут. Петь нужно как можно дольше.

Постепенно игру следует усложнить. На сле­дующем этапе можно предложить спеть песенки из двух гласных звуков. Например: «У-У-У-У-А-А-А-А!». Взрослому нужно следить за тем, чтобы песенка пелась на одном выдохе как можно дольше. Дальше игру можно усложнить

рисунками с поющими куклами: показать малы­шу два рисунка, на которых куклы поют два разных звука, и предложить уга­дать, какую песенку они поют.



Игра «Покажи змею»

Цель игры: развить правильное речевое дыхание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на ковре. Предложите малышам показать змею, как она ползет по земле, сворачивается в клубочек, греется на солнышке. Потом вспом­ните вместе, как шипят змеи, и предложите пошипеть так же: «Ш-ш-ш!». Перед шипением следует набрать в легкие как можно больше воздуха, а потом шипеть максимально долго.

Обязательно следите за тем, чтобы дети не добирали воздух во время произ­несения звука [ш].


Игра «Шарик сдулся»


Цель игры: научить длительному произнесению согласного

звука [ф] на одном выдохе.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети стоят на ковре. Предложите малышам представить, что у них в руках большой воздушный шарик. Для этого надо поднять руки до уровня плеч и раздвинуть их в стороны, вдохнуть побольше воздуха и представить, что в ша­рике образовалась маленькая дырочка. Затем произнести звук [ф] и свести руки перед собой. Чтобы показать, что шарик сдулся совсем, следует обнять себя за плечи.

Следите за тем, чтобы ребенок выдыхал воздух плавно и не добирал его во время произнесения звука [ф].


Игра «Накачаем колесо»


Цель игры: научить ребенка произносить длительно на одном выдохе согласный звук [с].

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на ковре. Спросите у ребят, катаются ли они на велоси­педе, на машине. Может ли колесо на машине или велосипеде сдуться? Что надо сделать, если это произошло? Предложите ребя­там накачать колесо. Для этого нужно вдохнуть как можно больше воздуха, сжать пальцы на обе­их рук в кулаки и, держа их прямыми перед собой, наклоняться вниз, как будто накачиваешь колесо. Одновременно с этим движением надо произно­сить звук [с], плавно и постепенно выдыхая воз­дух. Затем следует выпрямиться и снова глубоко вдохнуть. Надо следить не только за правильным дыханием, но и за тем, чтобы дети не перенапрягались во время игры.


Игра «Песенка матрешек»


Цель игры: научить ребенка произносить на одном выдохе

Ход игры. Дети сидят на диванчике или на ковре. Ведущий показывает им матрешку и говорит, что она очень любит петь песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!». Предло­жите детям спеть вместе с ней. Начинать петь сле­дует после глубокого вдоха. Петь надо на выдохе три слога подряд.

Со временем песенку надо усложнить до б—9 одинаковых слогов на одном выдохе.


Игра «Путешественники»


Цель игры: развить правильное речевое дыхание с помощью
произнесения нескольких одинаковых слогов типа.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Спросите их, любят ли они путешествовать. Ездил ли кто на поезде, на машине? Предложить поехать в путешествие на машине. Для этого нужно походить по комнате, покрутить вооб­ражаемый руль, произнося на выдохе слоги «БИ-БИ!». Затем предложите по­ехать на поезде. Для этого следует встать друг за другом, согнуть руки в локтях и делать вращательные движения руками, а на выдохе сказать: «ТУ-ТУ!».

Постепенно задание нужно усложнять и говорить на одном выдохе 3—4 оди­наковых слога. Необходимо следить, чтобы дети не добирали воздух во время произнесения слогов.


Игра «Угадай, что за птица»


Цель игры: развить правильное речевое дыхание с помощью произнесения нескольких одинаковых слогов типа «КО-КО-КО», «КУ-КУ-КУ», «ГА-ГА-ГА», «ЧИК-ЧИРИК», «КРЯ-КРЯ-КРЯ», «КУ-КА-РЕ-КУ».

Оборудование: картинки с изображением птиц, например, курицы, петуха, кукушки, утки, воробья, гуся.

Ход игры. Дети садятся на ковре вместе с взрослым по кругу. Ведущий пред­лагает поиграть в птиц. Для этого нужно каждому ребенку дать по картинке с изображением какой-нибудь птицы и предложить изобразить ее так, чтобы дру­гие дети смогли узнать, кто это. Сначала все следует проговаривать вместе с ре­бенком, чтобы тот понял, как правильно произносить слоги. Например, курочка говорит: «КО-КО-КО», воробей — «ЧИК-ЧИРИК», уточка крякает: «КРЯ-КРЯ-КРЯ» и т. д.

Необходимо следить, чтобы дети не добирали воздух во время произнесения слогов.


Игра «Рубим дрова»


Цель игры: развить правильное речевое дыхание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети стоят вместе с взрослым по кругу. Предложите малышам по­рубить дрова. Для этого нужно расставить ноги на ширину плеч, руки опустить, пальцы сцепить в «замок». Резко поднять сцепленные руки вверх и сделать глу­бокий вдох. Затем медленно наклониться вперед, представляя, что опускаете тя­желый топор, и проговорить медленно и плавно, выдыхая при этом воздух: «УХ!».


Игра «Буря»


Цель игры: развить правильное речевое дыхание.

Оборудование: текст стихотворения Ф, И. Тютчева «Весна», картинки бури,

метели или вьюги.

Ход игры. Дети сидят на диване, прочитайте им стихотворение Ф. И. Тютчева «Весна». Предло­жите ребятам представить это картину, затем по­кажите изображение бури. Расскажите им неболь­шую историю: «Наступает весна, а зима не торо­питься уходить и посылает бури и метели. ( Предложите им представить, как воет метель. Сделайте глубокий вдох и на выдохе плавно про­изнесите: «У-У-У». Затем представьте свист ветра и на выдохе скажите: «С-С-С»). Под силой ветра гнутся и шумят деревья. ( После глубокого вдоха произнесите на длительном выдохе: «Ш-Ш-Ш».) Далее метель стала затихать. (Повторите все зву­ки только потише.) И все в природе успокоилось».


Игра «Морской берег»


Цель игры: развить правильное речевое дыхание,

Оборудование: картинки с изображением морского побережья.

Ход игры. Дети сидят на диване. Поинтересуйтесь у них, были ли они ко­гда-нибудь на море. Предложите закрыть глаза и представить берег моря. Спро­сите, какие звуки можно услышать на берегу моря. Предложите представить, как волна набегает на берег, и долго произнести на выдохе звук [с]. Или как ти­хонько ветер в ракушке поет песенку, и сказать на выдохе звук [ш]. Потом снова, как песок рассыпается под ногами со звуком [с].


Игра «Скажи, как ворона»


Цель игры: развить правильное речевое дыхание

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят по кругу. Предложите им изобразить ворону. Для этого следует поднять руки вверх и развести их в стороны, сделать глубокий вдох. Затем медленно опустить руки, плавно выдыхая воздух. Одновре­менно произнести: «КА-А-АР!».

Нужно следить за тем, чтобы дети произносили слово «КА-А-АР!» медленно на выдохе.


Игра «Сосулька»


Цель игры: развить правильное речевое дыхание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят по кругу. Предложите им изобразить сосульку. Для этого нужно поднять руки вверх и сделать глубокий вдох. Затем

представить, как светит солнышко, и сосулька начи­нает капать. Медленно опускать руки вниз, выдыхая воздух, и произнося: «КАП-КАП-КАП».

Произносить надо только на выдохе. Делать вы­дох и опускать руки следует медленно и плавно.


Игра «Кто первый»


Цель игры: развить правильное речевое дыхание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диване или за столом. Взрослый предлагает им уст­роить соревнование: кто правильно и быстро расскажет чистоговорку. Для этого нужно сделать глубокий вдох и на выдохе произнести: «По семеро в сани уселись сами». Если чистоговорка длинная, то следует произнести ее в два выдоха. На­пример, сделать глубокий вдох и сказать, выдыхая воздух: «Ши-ши-ши-ши-ши», затем снова глубоко вдохнуть и произнести на выдохе: «Что-то шепчут камыши».


Игра «Добавь словечко»


Цель игры: развить правильное речевое дыхание

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диване или за столом. Предложите им добавить сло­во к фразе так, чтобы оно хорошо рифмовалось с другими словами, например: «Цо-цо-цо, кольцо, деревцо». Главное, чтобы вся фраза произносилась на выдохе.

Игра предназначена для тех детей, которые уже освоили правильную техни­ку речевого дыхания при произнесении целых фраз.


Игра «По дорогам, сказок»


Цель игры: развить правильное речевое дыхание

Оборудование: иллюстрации к сказкам «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Три медведя».

Ход игры. Дети вместе с взрослым сидят на ковре по кругу. Предложите им вспомнить героев сказок и изобразить их, покажите иллюстрации к сказке «Зо­лотой ключик, или приключения Буратино» и спросите, что это за сказка. Вспом­ните главного героя сказки, как он появился. Затем попросите детей изобразить Буратино. Для этого нужно встать прямо, поднять руки до плеч, развести их в стороны и согнуть в локтях. Сделать вдох, одновременно покачивая руками, как кукла. Затем опустить руки и выдохнуть.

Далее спросите, кто хотел украсть деньги у Буратино (кот Базилио и лиса Алиса). Предложить ребятам изобразить сердитого кота Базилио. Для этого нуж­но встать на четвереньки, выгнуть спину и вдохнуть. Вернуться на исходное по­ложение, выдохнуть и одновременно произнести звук [ф].

Затем предложите изобразить, как подслушивает лиса Алиса. Для этого нужно сесть на колени, потом поднять туловище и повернуть голову налево, сде­лав вдох. Вернуться в исходное положение и, выдыхая, произнести звук [ц]. По­вторить все действия, только уже повернув голову направо.

Покажите малышам иллюстрацию к сказке «Три медведя», вспомните вме­сте с ними, кто нашел Машеньку в Мишуткиной постели. Предложите детям изо­бразить Мишутку. Для этого нужно встать, прижать ладони к щекам и вдохнуть. Затем всплеснуть руками и, выдыхая, произнести: «Ах!».

Можно изобразить Михайло Потапыча в тот момент, когда он обнаруживает свою чашку. Для этого следует поднять плечи и глубоко вдохнуть, затем выдох­нуть, опустив плечи и одновременно произнеся: «Кто ел из моей чашки?».

Играя в эту игру, можно изображать и героев из других сказок.


18