УДК 784.94
АРТИСТИЗМ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ГИТАРИСТА
Малаховский Д. А.,
Курский государственный университет,
Детская школа искусств № 4
г. Курск, Россия
Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.
Курский государственный университет
г. Курск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается процесс подготовки обучающегося по классу гитары в детской школе искусств к музыкально-исполнительской деятельности с использованием элементов артистического мастерства. В ней представлены психолого-педагогические рекомендации по подготовке к концертному выступлению.
Ключевые слова: инструментальное исполнительство; обучение начинающего гитариста; концертно-исполнительская деятельность; психологическая подготовка; элементы артистического мастерства.
Annotation, The article discusses the process of preparing a guitar student in a children's art school for musical and performing activities using elements of artistic skill. It presents psychological and pedagogical recommendations for preparing for a concert performance.
Key words: instrumental performance; training of a beginner guitarist; concert performance; psychological training; elements of artistic skill.
Обучение игре на гитаре является очень популярным в сфере дополнительного образования направлением подготовки исполнителей-инструменталистов. Прежде всего, это связано с высоким уровнем развития средств массовой информации, широко транслирующих современную популярную музыку в виде записей концертных выступлений артистов эстрады в сопровождении акустической или электрической гитары. Активная реклама этой разновидности инструментального музыкального искусства способствует росту интереса к игре на гитаре среди молодых людей. Но кажущаяся им на первый взгляд легкость освоения данного инструмента не соответствует действительности.
Подготовка классического гитариста к концертно-исполнительской деятельности – это сложный и кропотливый процесс, т. к. гитара – один из сложнейших для освоения инструментов, прежде всего, с физической точки зрения. Обучение на гитаре подразумевает специфическую постановку рук на инструменте, хороший моторно-двигательный аппарат, отличную мышечную память, в связи с чем в первые годы обучения очень важны многократные тренировки по отработке множества технических элементов (постановка рук, посадка, звукоизвлечение, различные приёмы игры и т. д.). Вследствие этого большое количество времени затрачивается на репетиции по оттачиванию движений, из-за чего возникают пробелы в художественном развитии юного гитариста, владеющего широким спектром приемов музыкальной выразительности.
Данная проблема неоднократно поднималась в различных педагогических публикациях и методических разработках, адресованных преподавателям детских школ искусств, однако до сегодняшнего дня никто из них не рассматривал данный вопрос с точки зрения артистического мастерства, в чем, на наш взгляд состоит серьезное упущение.
Нынешний ученик школы искусств (гитарист) практически не осознает категории «артист» (к которой следует относить и музыканта-исполнителя), для него игра на инструменте подразумевает скорее «легкое» музицирование, игру для себя в комфортной камерной обстановке, тогда как программа обучения в классе гитары ДШИ является, по сути, предпрофессиональной ступенью музыкального образования, начальным уровнем подготовки профессионального артиста. В нашем ракурсе артист – это человек, занимающийся публичным (сценическим) выступлением в сфере музыкально-инструментального искусства, а его творческая исполнительская деятельность напрямую сопрягается с владением элементами актерского мастерства, которые позволяют реализовать такие задачи, как: художественная выразительность, вхождение в образ музыкального произведения, пластичность движения исполнителя, а также преодолеть мышечную и психологическую зажатость, страх публичного выступления и сценическое волнение.
В связи с вышесказанным успешная исполнительская деятельность учащегося-гитариста подразумевает ряд способностей и навыков, которыми он должен обладать. В их числе:
Артистизм, с помощью которого музыкант может выражать и передавать эмоциональные образы зрителям (слушателям), управлять вниманием слушателя, входить в образ музыкального произведения, контролировать сценическое волнение.
Мастерство – этот навык подразумевает овладение различными техническими приемами, которое достигается в ходе изучения различных гитарных школ, зрительным подражанием более опытного исполнителя и, разумеется, многократными репетиционными часами. Другими словами, это «ремесло», которое постоянно необходимо оттачивать музыканту.
Общая музыкальная грамотность – здесь подразумеваются: анализ произведения (умение определять его части, понимать его целостную форму, определять динамические оттенки и динамическую кульминацию), гармония (способность определять гармонические последовательности, что позволяет составить эмоциональную картину произведения), сольфеджио (развитие чувства ритма, слуха, ощущения фразировки и др.).
Мы считаем, что различные актерские методики: (Система К. С. Станиславского, «О техники актера» М.А. Чеховой, «Практическая эстетика» Д. Мамет и др.) способны помочь комплексному решению художественных задач гитариста в области исполнительского искусства, поскольку они наполнены уникальными и важными для инструменталиста-исполнителя приемами работы над художественной (в нашем случае музыкальной) речью. В их числе, в частности, артикуляция и внятность звучания, что помогает артисту подходить к репетиции тех или иных технических элементов не как к акробатическим элементам (смотри, как я могу), а как к способу качественной передачи информации. Аналогичным образом можно говорить о звукообразовании и звукоизвлечении, апеллируя к актерскому мастерству, приводящему к пониманию подачи и направленности звука на зрителя (слушателя).
Артистическое мастерство также развивает исполнительский этикет, что позволяет выйти музыканту из своей зоны комфорта, играть не для себя, а настраиваться на работу со зрителем. Все это подразумевает, что он всегда должен быть полностью готов к выступлению, проявлять уважение к своему слушателю, категорически не приемля невнятного невыразительного звучания, исполнения с текстовыми и техническими ошибками, пренебрежительного отношения к авторскому замыслу.
Литература:
Вахтель Л. В. Психология музыкального творчества и музыкального образования: учеб. пособие для студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование, профиль «Музыка» по дисциплине «Музыкальная психология и психология музыкального образования». Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. 208 с.
Концертно-исполнительская деятельность. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11616/2/2019Chekasinann.pdf#:~:text=Концертно-исполнительская%20деятельность%20–%20важнейшая%20часть, период%20творческой%20деятельности%20такого%20коллектива (дата обращения: 08.11.2022).
Станиславский К.С. Работа актера над собой // К. С. Станиславский. О технике актера. М. А. Чехов; Союз театр. деятелей Рос. Федерации. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. 488 с.
Мергалиев Д. М. Психологическая подготовка студентов-исполнителей к концертному выступлению. // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013. №1 (7). С. 260-266.
Петрушин В. И. Музыкальная психология: учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: ВЛАДОС, 1997. 384 с.