ТЕМА: «Артистизм»
Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности, развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.
Задачи:
Образовательные:
Обучить правильному произношению скороговорок.
Обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале, чистому произношению и артикуляцией.
Развивающие:
Развивать певческий и артикуляционный аппарат.
Формировать навык сценического общения.
Воспитательные:
Формировать речевую культуру.
Воспитывать внимательность и доброе отношения к друг другу.
Оздоравливающая: способствовать профилактики и коррекции здоровья учащихся путём обучения методиками: дыхательная гимнастика , вокальные упражнения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.
Форма занятия: практикум
Методы:
наглядные – наглядно - иллюстративный, личностный показ;
словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
практические – упражнения, практические задания;
Оборудование: фортепиано, зеркало, аудиоаппаратура, музыкальные произведения современного направления.
План занятия:
I. Организационный момент.
Объявление темы, цели и задач урока через беседу-диалог с учениками: - 3 мин.
II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.
1. Элементы дыхательной гимнастики;
2. Распевание. Использование вокальных упражнений – скороговорок;
3. Элементы артикуляционной гимнастики: - 8 минут.
III. Работа над новым материалом - 15 мин.
IV. Подведение итогов, выводы. Рефлексия: – 4 мин.
Ход занятия:
Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой.
-Добрый день дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас в волшебный мир театра и актерского мастерства.
«Театр не отображающее зеркало, а — увеличительное стекло!» В.В. Маяковский. Поэтому мы не будем стесняться своих и чужих бурных реакций и впечатлений.
-И для начала нам надо разделиться на две команды, и встать друг напротив друга, лицом друг к другу. Поздороваемся …
Подготовка детей к работе на занятии. Создание настроя.
Упражнение – игра «Привет».
Ребята здороваются всевозможными способами - ушами, руками, ногами пр.
Все вокалисты знают, что для того, чтобы красиво петь, нужно в первую очередь хорошо разогреть артикуляционныё аппарат. Для чего?
- Для того, чтобы была чёткая дикция и было понятным слово в песне
Правильно. Но ещё мы разогреем с вами мышцы живота и восстановим вокальное дыхание.
Работа над опорой звука. Обязательно нужно тренеровать дыхание.
Упражнения:
«Свечка» - представим, что пальцы рук – это горящие свечи и нужно быстро (стаккато) их задуть
Повторяем несколько раз на стаккато звуки «З», «Ч», как бы выталкивая их. «Зу», «Чу» и т.д.
«Собака» - язык вытянут, касается нижней челюсти, быстрый вдох и выдох, напоминает дыхание собаки
«Самоварчик» - набрать воздух и сделать один сильны выдох на слове «Пых»
Счет на четыре:
а)«Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, сдувается на звук С-с-с-с- ладошки соединяем;
б) «Взлетает самолет» на звук Ж - ж - ж - ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание;
в) «Змея или шум леса» на звук Ш - ш - ш - ш, также усиливая и ослабевая звучание;
д) «Заводим мотоцикл» - Р - р - р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и прибли¬жаясь;
6. Для разработки корня языка:
а) кашляем как старички - Кха - кха - кха;
б) постреляем пальцем, прицеливаясь в мишень - Кх - кх - кх;
в) застряла в горле рыбная косточка - Кхх - кхх - кхх;
Разработка челюсти
Проговаривать «Дай – дай – дай», подставив под нижнюю челюсть ладонь, при этом челюсть должна испытывать сопротивление от ладони.
Движение челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки. круговые
Разработка языка
Покусывание язык
«Качели» - дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка
«Спираль» - поворачивать язык то на один бок, то на другой.
«Лошадка» - пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.
«Комарик» - язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук «З-З-З-З».
«Конфета» - закладывать язык за щеку и поочередно перемещать его из одной стороны в другую
Разработка губ
«Поцелуй» - губы сомкнуты как при поцелуе, вытягиваются вперед, а затем рот раскрывается со звуком «муа».
Покусывание сначала верхней затем нижней губ
«Скольжение» - пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.
«Лошадка» - пофыркать.
«Рожица» - губы резко опускаем (грустная рожица), затем растягиваем в улыбке.
«Пятачок» - на счет раз –вытянуть губы вперед, на счет два губы расплываются в улыбке, не показывая зубов
Разработка щек
«Полоскание» - надувание втягивание обеих щек одновременно
«Шарик» - перегонка воздух с одной щеки в другую
«Хомячок»- плотно сжав губы, надуть обе щеки, изображая жевательные движения хомяка
Хорошая дикция очень важна.
Слоговые упражнния
Птха – птхэ- птхи – птхо – птху
Нга – нгэ – нги – нго – нгу – нге – нгя
Гда-гдэ-гди-гдо-гду
Врувл-вравл-врэвл- вривл-врывл
В чистоговорках «От топота копыт пыль по полю летит».
Бык тупогуб тупогубенький бычок
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
Клара у корла украла кораллы а корл у клары украл кларнет.
Разминка голосового аппарата
Упражнение
Мы с вами разогрели мышцы живота, артикуляционный аппарат, а теперь приступим к распевке. Зачем, дети, вокалист распевается?
- Чтобы подготовить голос к пению
- Чтобы настроить вокальный аппарат
Правильно, ведь наш голос это музыкальный инструмент. А любой инструмент, чтобы хорошо и красиво зазвучал надо настроить. Итак…
Распевки
Поем гласные И, Е, А, О, У . Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте)
На одном звуке - «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы мышцы губ и языка . При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались.
Упражнение «Музыкальный лифт». Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно.
Работа над новым материалом.
Мы с вами продолжаем познавать и изучать как вести себя на сцене это необходимо любому исполнителю песни на сцене. Как в сольной работе, так и в ансамбле. Зачем, как вы думаете?
ответы детей:
Верно, чтобы исполнитель был грамотным, чувствовал песню и делился своими эмоциями и ощущениями со зрителем. И зритель был с нами в одном ритме, в одной эмоции.
Давайте познакомимся с такими понятиями как ...
Артистизм — умение передавать эмоциональную информацию с помощью движений, мимики, выражения глаз и голоса.
Артистизм это искусство перевоплощения, позволяющее человеку надевать определенную «маску». Вживаясь в роль, человек временно меняет свою личность, не изменяя при этом глубинные личностные установки.
Чтобы быть артистичным нужно владеть мимикой, жестами и пластикой.
МИМИКА - (греч. подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека — радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п.
Типы мимики:
a) непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;
b) произвольная (сознательная) мимика, как элемент актерского искусства, состоящая передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.
ЖЕСТЫ и ПЛАСТИКА – это язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техника тела, в которые входят такие незнаковые движения:
a) как мимические жесты
b) жесты головы, рук и ног
c) походка
d)различный поворот корпуса тела.
-Чтобы научиться актерскому мастерству для начала предлагаю всем встать в круг.
Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга. Я готовлю вас к роли. Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром.
Этюд с воображаемым предметом.
Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений и тревог большой группы является создание “Лукошка депозитов”:
Участникам необходимо вспомнить то, что их тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты:
• Накормил ли я кошку?
• Когда дядя выйдет из больницы?
• Мне нечего сказать
Опасения по поводу участия в ходе занятия
• Смогу ли я справиться с волнением?
• Попросят ли меня говорить?
• А вдруг я отвечу не так, как нужно?
Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть.
-А сейчас проверим какие вы хорошие Актеры.
Большую роль в развитии актёрского мастерства играют пантомимы. Сейчас мы обыграем пантомимы:
Изобразить походку человека:
Который оказался ночью в лесу…………….
Которому жмут ботинки………………
Который неудачно пнул кирпич……………
Сыщик Шерлок Холмс…………….
Упражнение «Импровизация»
Я называю серию слов, на которые необхдимо реагировать сходу – импровизационно. Одно слово- одно движение.
Морозно, дымно, жажда, шум самолета, сырость, аллергия, мокрая одежда, яркий свет, тишина, грязно, темнота, озноб, шаги, теплый душ, колючий свитер, тесная обувь, длинное платье, прыжок.
А сейчас давайте обсудим песню « День Победы» с какой мимикой жестами и характером мы должны ее исполнять?
в полном параде
— важно
— величаво
— величественно
— внушительно
— возвышенно
— горделиво
— знаменательно
— значительно
— нарядно
— официально
— парадно
Сейчас попробуем эту песню так и исполнить.
Исполнение песни « День Победы»
Получилось ли у нас исполнить?
Подведение итогов.
Ребятам предлагается оценить свою работу на занятии поднятием рук:
Отлично – руки вверх.
Хорошо – руки на уровне груди.
Плохо – руки опущены вниз.
6.Рефлексия. - Что нового вы узнали на занятии?
- Какие вопросы вызвали затруднения?
- С каким настроением вы заканчиваете занятие?