СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аспекты формирования орфографических навыков учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные материалы помогут учителю подготовить выступление по вопросу формирования орфографической зоркости учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Аспекты формирования орфографических навыков учащихся начальных классов»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОРЕЗА









Аспекты формирования орфографических навыков учащихся начальных классов



Заседание фокус-группы учителей третьих классов г.Тореза









Выступление Шеремет Н.А.,

учителя начальных классов

МОУ «Школа № 11 г.Тореза»







Торез

2021

Актуальность темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.


Цели работы:

• выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости;

• отработать систему орфографических упражнений для её выработки.


Задачи:

• изучить способы развития орфографической зоркости обучающихся;

• изучить приёмы и нацелить учителей на их применение на уроках русского языка для формирования орфографических навыков у учащихся;

• разработать «орфографические разминки» для учащихся, которые обеспечат формирование грамотного письма;

• поделиться опытом использования эффективных приёмов формирования орфографических навыков.


Слайд 2

Как Вы думаете, почему многие дети знают орфографические правила, но пишут с ошибками? Почему не все дети, которые много читают, пишут грамотно? Почему многократные упражнения не всегда дают положительный результат?


Слайд 3

Орфографический навык не всегда становится результатом орфографического действия, т.к. навык – это действие, доведённое до автоматизма через осознанное действие (алгоритм) на основе механизмов непроизвольной памяти путём постановки и решения орфографической задачи.


Слайд 4

А орфографическое действие - это построение буквенной модели слова в соответствии с нормами русского языка.

Слайд 5

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры человека, показатель уровня его образованности, залог точности выражении мысли и взаимопонимания. Основы орфографической грамотности учащихся закладываются в начальной школе.

Орфографические навыки развиваются постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.


Слайд 6

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографических навыков даёт комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.


Слайд 7

Орфографические умения:

- ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы (орфографическую зоркость;

- устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом;

- применять правило (верно выполнять предписываемый способ решения поставленной задачи);

- проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.


Слайды 8,9

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Орфографическая зоркость – это умение «видеть» (находить) орфограммы в слове, предложении.


Слайд 10

Практическое задание для слушателей:

Определите количество орфограмм в предложении

На деревьях появились жёлтые листочки.

Обоснуйте свой ответ.


Слайд 11

Сделаем вывод: орфограмма – это место в слове, где

  1. пишется не так, как слышится;

  2. звук слышится неясно;

  3. возможна ошибка;

  4. при письме возникает трудность;

  5. требуется применение правила;

  6. для обозначения определённого звука нужно выбрать букву.

Это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух.

Слайд 12

В лингвистическом справочнике даётся такое определение орфограммы: «это место в буквенной записи слова или предложения, которое однозначно не определяется произношением и правилами графики».

Виды упражнений по формирования орфографических навыков


Комментированное письмо с указанием орфограмм

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.


Слайд 13

Письмо с проговариванием

Орфографическое проговаривание записываемого слова является не просто «аккомпанементом» письма, но существенной его составной частью. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный «запоминательный» образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся.

Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.


Слайд 14

Этапы формирования умения проговаривать орфографически:

  1. орфографическое проговаривание слов с выделенными орфограммами (повторение за учителем);

  2. орфографическое проговаривание словосочетаний;

  3. написание диктанта (слова, словосочетания) под орфографическую диктовку учителя (словосочетания составляются на основе ошибок, допущенных в детских сочинениях);

  4. орфографическое чтение текста;

  5. списывание предложений, в основе которого лежит орфографическое проговаривание.

Зрительный диктант - весьма эффективное средство повышения орфографической грамотности учащихся, цель которого – предупреждение ошибок.

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.


Диктант “ Проверяю себя”

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.

Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.


Какографические упражнения - упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.


Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.


Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант

Учащиеся по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

Особое место в ряду диктантов занимают самодиктанты, взаимодиктанты и графические диктанты.

Самодиктант – это вид диктанта, при котором:

1. Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;

2. Проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3 – 5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.

Взаимодиктант проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:

1. В парах с взаимопроверкой при использовании образца;

2. Одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.

Для запоминания изученных орфограмм и слов с непроверяемыми орфограммами можно использовать занимательный материал: кроссворды, загадки, пословицы, картинный диктант. Слова лучше распределить по темам: «Птицы», «Огород», «Растения», «Школа», «Урожай», «Всё для дома», «Товары», «Город» и др. Такие работы помогают работать и над развитием речи, обогащают словарный запас учащихся, расширяют кругозор.

Для контрольных словарных диктантов можно использовать задания вида: «Проверь себя», тесты.


Слайд 15

Работу по развитию орфографических навыков важно начинать в период обучения грамоте, когда развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. Необходимо развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Развитая орфографическая ориентировка при чтении – ещё один путь развития орфографической зоркости и залог грамотного письма.

Если ежедневно на каждом уроке математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира отводить по 3-5 минут для орфографического чтения - это принесёт хороший результат.

Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

Как показывает опыт, все упражнения для развития орфографической зоркости дают хорошие результаты, если ведутся целенаправленно и систематически. Только в результате постоянных тренировок умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

Для успешного разрешения проблемы орфографической грамотности учителю необходимо знать, что занятия по орфографии не могут быть оторваны от занятий по грамматике, так как грамматика даёт основы для усвоения орфографических знаний и их понимания.