Аспекты развивающего обучения немецкого языка.
Подготовила учитель немецкого языка
МОУ «Профильная гимназия №122 г. Донецка»
Романова Е.А.
Развивающее обучение, его характеристика и возможности.
Рассматриваемый в педагогической и психологической науках процесс обучения чаще всего является объектом анализа, исследования только с точки зрения организации усвоения учебного материала и только затем - с позиций развития самого обучаемого, его воспитания. Гуманизация образовательной системы, предполагая необходимость трактовки процесса обучения с позиции усвоения знаний, в то же время обращает внимание на само развитие, так как главной, центральной фигурой в этом сложном виде деятельности является ребенок, ученик, субъект обучения.
Вопрос о том, каким образом могут быть достигнуты желаемые результаты в развитии учащихся, приобретает первостепенное значение в разработке педагогических аспектов обучения и развития. Теория развивающей роли обучения находила отражение у ряда таких выдающихся мыслителей и педагогов прошлого, как: Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и другие.
В истории русской и зарубежной педагогики закладывались теоретические и методические основы развивающего обучения.
Основоположник педагогической науки Я.А. Коменский признавал врожденное стремление человека к знанию, способность к умственному труду, ибо для живой натуры нет ничего более невыносимого, как праздность и бездействие, а "ум человеческий отличается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну"; "ум жаждет предметов, сам всегда открывается перед ними, сам хочет созерцать все, сам воспринимает все, везде он неутомим, лишь бы только не был он подавлен множеством предметов и лишь бы все ему предоставлялось для созерцания одного вслед за другим, в надлежащем порядке". В этом мы видим один из подступов и к методическому решению развития ума. Причем целенаправленная работа по развитию ума (образование), считал Я.А. Коменский, необходима всем, и тупым и даровитым, последним - даже более, ибо деятельный, "подвижный ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной гибели, как действующая мельница, если в нее не подсыпать зерна, т.е. материала для перемалывания, стирает сама себя."
Условие развития любознательности ребенка - внимательность его к явлениям природы, считал Ж.Ж. Руссо. Но "чтобы поддерживать любознательность, не торопитесь никогда удовлетворять ее". Следует ставить доступные пониманию ребенка вопросы и предоставлять ему решать их. "Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял". Если же его рассуждение будет заменено мнением авторитета, он не будет уже рассуждать; он станет лишь игрушкою чужого мнения. В этих словах - призыв к обучению на высоком, но доступном, уровне трудности, требование уважения к личности ребенка, его самостоятельности при решении познавательных задач с целью элементарного интеллектуального образования.
Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци ратовал за правильное всестороннее и гармоническое развитие умственных задатков человека, обеспечивающее ему интеллектуальную самостоятельность и привитие ему определенных развитых инструментальных навыков. Эту цель он рассматривал в единстве с физическим и нравственным элементарным образованием, так как односторонность развития пагубна как для отдельного человека, так и для всего общества. Лучшим способом развития интеллекта ребенка И.Г. Песталоцци считал наглядность.
Технологии развивающего обучения.
Развивающее обучение – новый, активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному.
Учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума;
Опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности;
Расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности;
Направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности;
Создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
Основные цели технологии развивающего обучения.
Формирование теоретического сознания и мышления учащихся, начиная с самого раннего возраста;
Передача детям не столько знаний, умений и навыков, сколько способов, которыми можно осуществить различные умственные действия (СУДы);
Воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.
Понимание и проблематизация текста как аспекты интеллектуального развития личности.
Понимание в самом широком смысле слова является особым процессом мыслительной деятельности, заключающимся в раскрытии связей и отношений предметов и явлений действительности. Понять какое-либо явление - значит отнести его к определенному классу явлений, выяснить его причины, возникновение и развитие. Этот сложный интеллектуальный процесс трактуется исследователями с разных позиций. Рассмотрим основные из них.
Многие психологи относят понимание к области мышления (Н.А. Менчинская, Г.С. Костюк, В.А. Артемов и др.) Так, Н.А. Менчинская считает понимание одним из основных видов сложной мыслительной деятельности и характеризует его как раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности. Г.С. Костюк не видит различия между пониманием и мышлением, полагая, что понимание есть процесс мышления, направленный на решение стоящих перед человеком задач. А.А. Смирнов определяет понимание как отражение связей, отношений предметов или явлений действительности, раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности . Л. П. Доблаев на основе теоретического анализа проблемы и собственных экспериментальных исследований пришел к выводу о необходимости различия понимания в широком и узком смысле слова. Первое из них заключается в установлении существенных связей или отношений между предметами на основе имеющихся знаний, это понимание является "...компонентом различных познавательных процессов, в которых имеет место установление ... связей". Понимание в узком смысле слова -"компонент мышления, состоящий в выявлении и разрешении скрытых (невыраженных) вопросов в проблемных ситуациях на основе использования имеющихся знаний и применения специальных приемов".
Результативная сторона понимания состоит в образовании новых связей. По определению И. П. Павлова понимание есть пользование знаниями, приобретенными связями. Его физиологический механизм составляет нервная связь, или ассоциация. Понимание рассматривается не только как применение и актуализация старых временных связей, но и как образование новых связей и ассоциаций. Специфические условия понимания состоят в необходимости учета опыта индивида, а также и содержания того материала, который подлежит пониманию (Матюшкин A.M., Ломов Б.Ф., Чистякова Г.Д. и др.). Направленность понимания , по Л.Л. Гуровой, состоит в "релевантной обращенности на действительность", при которой у субъекта получаемая информация перерабатывается таким образом, что на основе всех имеющихся у него смысловых связей конструируется концепт, "адекватный объективному значению этой информации".
Большую трудность в процессе понимания представляют особенности, связанные с самой системой конкретного языка. Английский язык, например, располагает большим диапазоном особенностей, представляющих трудность при чтении. К особенностям лексической системы английского языка, затрудняющих понимание речевого сообщения в его письменной форме, относится большое количество многозначных слов, синонимов, антонимов, фразеологических и идиоматических сочетаний. Что касается грамматической системы английского языка, то в отличие от русского языка здесь наблюдается твердый порядок слов; большое количество служебных и знаменательных слов, что обусловлено аналитическим строем английского языка; многозначность служебных слов, в частности предлогов; наличие большого количества составных глаголов типа put on; put off; put out; put up и т.д.; широкое использование причастных и герундиальных оборотов.
Проблема обучения чтению и пониманию иноязычного текста занимает в психолого-лингвистической и методической литературе заметное место. Так, З.И. Клычниковой установлено семь уровней понимания текста на иностранном языке:
1) уровень понимания отдельных слов;
2) уровень понимания отдельных словосочетаний;
3) уровень понимания отдельных предложений;
4) уровень понимания общего содержания текста;
5) уровень понимания общего содержания и деталей текста;
6) уровень понимания эмоционально-оценочной информации текста;
7) уровень понимания побудительно-волевой информации текста.
Основные алгоритмы работы в обучающем направлении на уроках немецкого языка.
Основной организационной формой обучения немецкому языку как иностранному является урок как часть и самостоятельная целостная звено всего учебного процесса в школе. Сущность урока как самостоятельного целого обусловлено его методическим содержанием - совокупностью положений, определяющих его особенности, структуру, виды и приемы работы.
Современный урок немецкого языка в начальной школе должно соответствовать определенным требованиям, которые вытекают из особенностей, целей, содержания и технологии учителя этого предмета в начальной школе.
Проблемам урока, его структуре, основным принципам, целям, приемам и методам посвящено немало работ отечественных и зарубежных исследователей. Среди них работы С.Нико-лаевои, О.Шерстюк, И.Зимня, П.Бех, Л.Биркун, Л.Гуревич, О.Вишневский, Е.Пассова, О.Хо-менко, С.Кочетковои.
Как известно, структура урока определяется его содержанием и местом в цикле уроков. Традиционно урок состоит из этапов. В целостной его структуре можно выделить начало, основную и заключительную части урока.
Начало урока выполняет две важные функции: организацию класса к активной работе на уроке (поздравления, приведение учащихся к готовности сотрудничать, сообщение целей урока) и создание иноязычной атмосферы с целью перевода учащихся на иноязычную речевую деятельность. Особое внимание нужно уделять речевой зарядке.
В ходе основной части урока решаются его главные задачи: подача нового материала, тренировка учащихся в употреблении этого материала в речи, практика речевой деятельности, систематизация (обобщение) изученного и контроль речевых навыков и умений.
При планировании введения нового материала важно правильно определить объем материала для этого урока, последовательность его презентации и соотношение затрат времени на объяснение материала и его тренировки в пользу последнего.
Конец урока должен суммировать то, что было достигнуто на уроке. Его компонентами являются сообщение домашнего задания и подведение итогов урока. При объяснении домашнего задания важно предусмотреть также его запись на доске, краткие инструкции относительно способов его выполнения и оформления. В отдельных случаях целесообразно проверить как ученики поняли задание и сделали записи в дневниках. Завершая урок, учитель подытоживает успехи учеников, касаясь заодно и недостатков их работы, объявляет и мотивирует оценки, записывает их в журнал и дневники учащихся, разъясняет домашнее задание.
1. Речевая направленность урока немецкого языка.
Каждый урок должен иметь речевую направленность. Определение речевой деятельности как основного объекта обучения предполагает формирование четырех видов этой деятельности - слушания, говорения, чтения, письма на уроке немецкого языка. Урок должен преследовать конкретные практические цели, направленные на формирование и развитие речевых навыков и умений.
С.Кочеткова отмечает, что начальное обучение немецкого языка - важный этап, во время которого происходит развитие основ коммуникативной компетенции, содержит следующие аспекты: умение фонетически правильно повторить слова (за учителем или за диктором), - накопичення, закрепления и активизации словарного запаса; владение определенным количеством несложных грамматических структур.
Комплексность урока немецкого языка. Комплексность урока немецкого языка обусловлена природой речи: все виды деятельности взаимодействуют, способствуют формированию друг друга. На уроке немецкого языка все аспекты языка - фонетический, лексический, грамматический - изучаются взаимосвязано, каждая доза языкового материала обрабатывается во всех видах речевой деятельности.
Немецкий язык - цель и средство обучения. Учебная деятельность учащихся зависит от направленности их личности, главным образом проявляется в потребностях и в мотивах. Характерными для младших школьников являются потребности в игре, движениях, внешних впечатлениях, познавательных потребностях. Учет этих потребностей реализуется в интегрировании иноязычной деятельности школьников с различными видами практической деятельности, типичными для их возраста: двигательной, игровой, трудовой, изобразительной. Благодаря подобной интеграции достигается необходимая для этого степени динамика урока; учебная деятельность детей приобретает характер гармоничного и развивающего процесса, где один вид деятельности переходит в другой, а задача овладеть речевыми общением остается открытым.
Высокая активность умственно речевой деятельности учащихся. Эффективность урока определяется степенью умственно речевой активности учащихся, и задача учителя состоит в привлечении их к активной внутренней умственной и внешней речевой деятельности и поддержании ее в течение урока
В.Редько отмечает, что младшие школьники могут ориентироваться на форму и цвет предмета, поэтому внешняя привлекательность учебного материала играет значительную роль в характере их восприятия. В ряде методических исследований, посвященных проблемам современного учебного процесса по немецкому языку в начальной школе, отмечается, что среди традиционных средств наглядности чаще используются те, что служат опорой для устного речевого высказывания, в основном - это статический рисунок для осуществления описи. Реже встречаются сюжетные рисунки, связанные с определенной темой, например, схематическое воспроизведение дня школьника. Поэтому рекомендуется использовать сюжетные рисунки с изображением известных литературных героев из сказок, смешных и интересных историй.
2. Разнообразие форм работы учащихся.
Ученики должны воспринимать различные речевые образцы, по которым должны действовать. Необходимо также подчеркнуть, что учащиеся данной возрастной категории не могут долго сосредотачиваться на одном объекте или действия, поэтому урок немецкого языка должно быть насыщен такими упражнениями, которые позволили разнообразить учебную деятельность, помогли бы направить внимание учащихся в нужное русло. Большое значение для поддержания внимания во время урока имеет использование наглядности и технических средств обучения. Взвешенный подбор таких средств влияет на ум и чувства детей, вызывает интерес к предмету, делает их речь образным и эмоциональным. Основной акцент следует делать на непроизвольном запоминании, поскольку у детей этого возраста еще не сформированы в-учебные навыки и умения.
Не следует перегружать урок различными формами работы, поскольку они, так же как и однообразные упражнения, вызывают быструю утомляемость учащихся. Учитель должен стремиться развивать активную мыслительную деятельность учащихся, их фантазию, смекалку. Однако не следует забывать, что творческие задачи требуют тщательной подготовки, точного отбора и дозирования материала, четкой его организации, разработки приемов стимуляции и активизации учащихся.
Задачей учителя является создание природных переходов от одной части урока к другой и от одного вида упражнений к другому. Роль таких "мостиков" могут выполнять беседа с учащимися, переключает их на другую задачу, короткое остроумное повествование, иллюстрация, этикеточная диалог т.п.. Итак, каждый из этапов урока имеет свой "организационный момент", который готовит данный этап. Его функция - ориентирование учащихся на следующую работу, мотивация их деятельности, сообщение о том, чем будут заниматься ученики и что для этого нужно сделать. Важно также нацелить учеников на результат их деятельности, которого они должны достичь в конце урока или определенного этапа.
3. Мотивационное обеспечение учебной деятельности (субъективный мир ученика, собственные желания, страсти, личностная заинтересованность в обучении).
Материал должен быть интересным, вкусам и предпочтениям учащихся. Приемы работы с учебным материалом должны привлекать учащихся. Этому способствуют коллективные работы, где ученик чувствует себя субъектом общения, обучающие игры, которые ставят учеников в жизненную ситуацию. Ученик должен осознавать уровень своей успешности в изучении иностранного языка, так как это вызывает удовлетворение собой, ощущение прогресса в учеников. На мотивацию обучения положительно влияет благоприятный психологический климат на уроке.
Нужно, чтобы мотивационное обеспечение учебной деятельности было обусловлено собственными желаниями, заинтересованностью учащихся в обучении.
Л. Пал выделяет ряд факторов, которыми обеспечивается на уроке мотивация: материал, используемый, должен быть интересным, соответствовать возрастным особенностям и предпочтениям учащихся; привлекательность приемов работы (игры-конкурсы, ролевые, двигательные игры), проблемные задания к упражнениям; осознание учащимися уровня своей успешности в изучении немецкого языка; благоприятный психологический климат на уроке положительно влияет на ученика.
4. Дидактические и методические принципы обучения.
Общеизвестно, что каждый урок немецкого языка должен планироваться на основе дидактических и методических принципов обучения.
К дидактических принципам относим принципы наглядности, посильности, прочности, сознательности, научности, активности, воспитывающего обучения, индивидуализации, доступности, систематичности и последовательности, коллективности, проблемности, развивающего обучения.
Принцип наглядности обеспечивается в учебном процессе по немецкому языку созданием соответствующих условий для чувственного восприятия иноязычного окружения. Различают слуховую и зрительную наглядность.
Принцип посильности в обучении немецкому языку в средней школе предполагает тщательный отбор учебного материала и видов упражнений с этим материалом с учетом уровня подготовки учащихся. Задачи, стоящие перед учащимися, должны быть им понятны. Необходимо учесть уровень владения немецким языком, а также уровень сформированности специальных учебных умений, для того чтобы поставленная задача была успешно выполнена учениками. На посильность выполнения задач с немецкого языка могут влиять объем материала, темп выполнения задания, несоответствиеуровня реальных умений учащихся тем, которые необходимы для выполнения задач. Посильность означает соответствие уровня готовности учащихся выполнить задание степени сложности этой задачи.
Принцип прочности приобретает особое значение в обучении немецкому языку, поскольку овладение языка связано с накоплением усвоенного языкового и речевого материала.
Прочность усвоенного языкового и речевого материала может быть обеспечена в учебном процессе путем повышения содержательности учебного материала, осуществление яркого первого знакомства с новым материалом для создания живых образов, поиска конкретных ассоциаций, которые выполняют роль "крючка" в памяти, мобилизации мышления и чувств, которые способствуют запоминанию, выполнению многочисленных тренировочных упражнений, систематического повторения сохраняется в памяти, работу всех анализаторов в процессе усвоения материала, выполнения большого количества творческих задач, систематического контроля знания материала и умений владения им.
Принцип сознательности предполагает целенаправленный подбор учебного языкового и речевого материала, который обеспечивает развитие познавательных способностей учащихся. Ученики должны сознательно овладевать навыками и умениями интеллектуального труда. Сознательное овладевания иноязычной речевой деятельностью обеспечивает постоянство приобретенных навыков и умений, дает возможность учащимся осуществлять самоконтроль и самокоррекции.
Принцип научности - учащимся предлагаются для усвоения надежно обоснованные в современной науке положение и при этом применяют методы обучения, которые по своему характеру приближаются к методам науки, основы которой изучаются.
Принцип активности предполагает речевой-мыслительную активность учащихся в овладении иноязычной речевой деятельностью. В методике обучения иностранным языкам различают интегральную (постановка проблемных задач, которые стимулируют познавательные процессы), эмоциональную (интересно или не интересно учить иностранный язык) и речевую активность.
Принцип воспитывающего обучения реализуется в такой организации учебного процесса, который обеспечивает учащимся возможность проявить себя как личность, получить гармоничный и всестороннее развитие своего социального статуса, усовершенствовать свои способности.
Принцип индивидуализации реализуется путем учета индивидуально-психологических особенностей ученика, которые значительно влияют на успешность овладения иноязычной речевой деятельностью.
К методическим принципам относятся принципы коммуникативности, доминирующей роли упражнений, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, учета родного языка.
Принцип коммуникативности способствует успешному достижению главной цели - научить учащихся осуществлять иноязычное речевое общение в пределах усвоенного учебного материала.
Принцип доминирующей роли упражнений реализуется путем выполнения учащимися различных упражнений, которые побуждают их к осуществлению речевых действий, в основе которых лежат определенные речевой-мыслительные операции.
Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности позволяет обеспечить обучение иноязычному общению эффективным образом.
Принцип учета родного языка дает возможность спрогнозировать трудности в обучении произносимой, лексической и грамматической сторон иноязычной речи, в обучении графики, орфографии, при семантизации языкового материала.
Учитывая общепедагогической специфику учебного процесса в начальной школе, а также отсутствие у детей общеучебных умений и навыков, следует делать основной акцент на непроизвольном запоминании учебного материала. На уроках немецкого языка необходимо создавать доверительную, доброжелательную обстановку в общении, внимательно и тактично относиться к ученикам.
Типичной формой занятия в начальной школе выступает театрализованная игра, которой подчинены задачи урока. Как отмечает Л. Пал, театрализованная игра-урок характеризуется широким использованием элементов игры, соревнования, скрытых форм контроля, функциональной музыки, сочетанием индивидуальной, фронтальной форм работы учащихся с деятельностью в парах. Особого внимания приобретают подвижные игры, которые помогают разрядить напряжение, дать выход общеязыковой во время урока двигательной энергии учащихся, стимулировать их умственную деятельность.
Качество урока прямо пропорциональна тому, как учитель готовится к нему. Хорошо подготовлен и проведен урок - радость как для детей, так и для учителя.
Список литературы
1. Кочеткова С. Игра как метод обучения английскому языку /С. Кочеткова //Начальное образование. - 2004. - № 48. - С.13-16
2. Методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях: [учебник /Коллектив авторов под руководством С.Ю.Николаевои]. - М.: Ленвит, 2002. - 328с.
3. Палий Л. Урок иностранного языка в начальной школе /Л. Пал //Начальное образование. - 2001.
- № 46. - С.6
4. Редько В. Младшие школьники ... какие они?: Зависимость эффективности обучения иностранным языкам учащихся начальной школы от их возрастных особенностей /В.Редько //Иностранные языки в школе. - 2003. - № 1. - С.22-30