СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аспекты школьного исследования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формулировка темы, цели, методы исследования, критерии оценки

Просмотр содержимого документа
«Аспекты школьного исследования»

Аспекты школьного исследования

Ильина Е.А.

Деятельность человека: репродуктивная (копия деятельности другого человека) и продуктивная – направлена на получение объективно или субъективно новых знаний (научное исследование).

Цель учебного исследования – приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Цель научного исследования – производство новых знаний.

Все научные работы квалифицируются как обзорные, описательные (реферативные) и исследовательские. Встречаются работы, совмещающие эти задачи.



Реализация проекта проходит по следующим этапам: фаза проектирования (построение гипотезы исследования), технологическая фаза (проверка гипотезы), рефлексивная фаза (оценка получившегося исследования, определение необходимости коррекции).

При формулировании темы необходимо определиться с проблемой исследования. Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны, но не полностью. Она должна иметь перспективное значение и быть актуальной.

Тема всегда соотносится с той или иной научной проблемой, то есть сложным научным вопросом или комплексом вопросов, нуждающихся в осмыслении.

При определении темы работы следует ответить на вопрос о том, что мы хотим решить, узнать, проверить, объяснить, установить в ходе исследования и действительно ли это нуждается в решении, изучении и т.д.

Тема исследования формулируется в его начале, но завершенный вид она приобретает, как правило, когда сформулирован предмет исследования.

Основные правила выбора и формулировки темы:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

  • Тема должна быть выполнима, ее решение должно приносить реальную пользу;

  • Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях;

  • Тема должна быть оригинальной;

  • Тема должна быть конкретна;

  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро;

  • Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое;

  • Педагог должен чувствовать себя исследователем;

  • Формулировка темы может содержать спорный момент.

  • желательно, чтобы тема содержала указание на научную отрасль, в рамках которой выполнена работа (Возможности применения социометрических методов в современной социологии);

  • в формулировке темы не должно быть осложняющих оборотов (допустимо только использование вставных конструкций);

  • следует помнить, что формулировка темы грамматически не является предложением, в ней не может быть сказуемого;

  • не следует в формулировку темы включать пояснительные и присоединительные конструкции – они передают факультативную информацию, а тема должна отражать основную;

  • формулировка темы должна быть понятной (не «Экспликация постпозитивных актантов в иллокутивной коммуникации»);

  • тема должна давать представление об объекте и предмете исследования (например, тема «Стилистические функции синонимов в ранней лирике Вл. Высоцкого», где объект — синонимы в ранней лирике Вл. Высоцкого, а предмет — их стилистические функции);

  • в целях сохранения ясности темы не следует допускать многословия и нанизывания падежей по следующему типу: Метод интервью в описании способов диагностики объективности самооценки групп студентов (6 существительных подряд употреблены в форме родительного падежа).

ВНИМАНИЕ:

не имеют научной проблематики работы, в основу которых положено личное эмоциональное отношение автора к какому-либо факту и всё содержание работы служит иллюстрацией к справедливости такого отношения.

Например, нет научной проблематики в работах, в теме которых отражено эмоциональное утверждение — либо истинное, но не нуждающееся в подтверждающих исследованиях (А.С.Пушкин как великий поэт), либо глубоко субъективное и принципиально ненаучное (Как реклама на футболках мешает речевому развитию школьников).



Объектная область исследования – сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования – определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Предмет исследования – конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск; в каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования.

Предмет научного исследования – это факты или явления, подвергающиеся непосредственному изучению.

Предмет всегда выделяется из некоторой области подобных предметов – на основании содержательных, структурных или любых других особенностей. Эта область предметов называется объектом исследования.

Так, если исследование посвящено изучению изобразительных средств в современной рекламе, то его объектом будет вся совокупность собранных для анализа рекламных текстов, а предметом – изобразительные средства, обнаруженные в этих текстах.

Цель исследования – это сформулированный в общем виде желаемый теоретический и/ или практический результат, который будет получен в ходе работы.

Независимо от точных формулировок целей научных работ, все они определяются одной из трех интенций (стремлений, намерений):

  • систематизировать имеющиеся знания;

  • передать, сообщить, представить знания другим;

  • получить новые знания.

Цель должна соответствовать следующим критериям:

  • Конкретность (полнота содержания, т. е. определенность всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности),

  • Измеримость (операциональность определения ожидаемого результата (контролируемость) достижения результата),

  • Достижимость (реальность, соответствие возможностям),

  • Актуальность (побудительность),

  • Временная определенность (соответствие календарному плану работы).

Описательная цель (описать, оценить, представить и т.п.) противоречит исследовательской стратегии, при которой работа фактически содержит самостоятельный анализ и интерпретацию материала.

Исследовательская цель (проанализировать, интерпретировать, выявить, установить и пр.) противоречит описательной стратегии: если работа с такой целью содержит только описание материала, цель будет оценена как нереализованная.

Каждому стратегическому типу работ соответствует свой набор методов.

  • Для описательных (реферативных) и обзорных работ характерны методы констатирующие (позволяющие сообщать о том или ином факте или явлении, – например, все методы, основанные на наблюдении и подсчете) и комментирующие (например, описательный метод).

  • Исследовательским работам свойственно применение методов аналитическихизучающих (сравнения, эксперимента и др.) и дескриптивныхобъясняющих (гипотетико-дедуктивный, дискурсный и пр.).

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение;

  • интервью;

  • анкетирование;

  • опрос;

  • собеседование;

  • тестирование;

  • фотографирование;

  • счет;

  • измерение;

  • сравнение.

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент;

  • лабораторный опыт;

  • анализ;

  • моделирование;

  • исторический;

  • логический;

  • синтез;

  • индукция;

  • дедукция;

  • гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение;

  • абстрагирование;

  • идеализация;

  • формализация;

  • анализ и синтез;

  • индукция и дедукция;

  • аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Основные методы исследования


1. Изучение литературы и других источников информации

Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.

Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.

2. Наблюдение

Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.

Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

3. Опрос

Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

4. Анкетирование

Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

5. Эксперимент

Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!

6. Анализ текста

Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

При оценивании проектных работ, представленных на научно-исследовательском форуме «Шаг в будущее» жюри руководствуется следующими критериями оценки:

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

МАКС БАЛЛ

1

Использование знаний вне школьной (вузовской) программы

15

2

Научное и практическое значение результатов работы

- результаты заслуживают опубликования и практического использования

- можно использовать в учебном процессе

- не заслуживает внимания

15

3

Новизна работы

- получены новые теоретические результаты

- разработан и выполнен оригинальный эксперимент

- имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы

- имеются элементы новизны

- ничего нового нет

10

4

Достоверность результатов работы

- не вызывает сомнений

- сомнительная

- результаты явно недостоверны

- особое мнение рецензента

10

5

Использование известных результатов и научных фактов в работе

10

6

Знакомство с современным состоянием проблемы

10

7

Полнота цитируемой литературы, ссылки на известные работы ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой

10

8

Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления

10

9

Структура работы (имеются: аннотация, научная статья)

5

10

Цель работы

- сформулирована четко

- сформулирована не ясно

- не сформулирована

5

 

ИТОГО:

100



Проходной балл – 50.