Аспекты школьного исследования
Ильина Е.А.
Деятельность человека: репродуктивная (копия деятельности другого человека) и продуктивная – направлена на получение объективно или субъективно новых знаний (научное исследование).
Цель учебного исследования – приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.
Цель научного исследования – производство новых знаний.
Все научные работы квалифицируются как обзорные, описательные (реферативные) и исследовательские. Встречаются работы, совмещающие эти задачи.
Реализация проекта проходит по следующим этапам: фаза проектирования (построение гипотезы исследования), технологическая фаза (проверка гипотезы), рефлексивная фаза (оценка получившегося исследования, определение необходимости коррекции).
При формулировании темы необходимо определиться с проблемой исследования. Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны, но не полностью. Она должна иметь перспективное значение и быть актуальной.
Тема всегда соотносится с той или иной научной проблемой, то есть сложным научным вопросом или комплексом вопросов, нуждающихся в осмыслении.
При определении темы работы следует ответить на вопрос о том, что мы хотим решить, узнать, проверить, объяснить, установить в ходе исследования и действительно ли это нуждается в решении, изучении и т.д.
Тема исследования формулируется в его начале, но завершенный вид она приобретает, как правило, когда сформулирован предмет исследования.
Основные правила выбора и формулировки темы:
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
Тема должна быть выполнима, ее решение должно приносить реальную пользу;
Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях;
Тема должна быть оригинальной;
Тема должна быть конкретна;
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро;
Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое;
Педагог должен чувствовать себя исследователем;
Формулировка темы может содержать спорный момент.
желательно, чтобы тема содержала указание на научную отрасль, в рамках которой выполнена работа (Возможности применения социометрических методов в современной социологии);
в формулировке темы не должно быть осложняющих оборотов (допустимо только использование вставных конструкций);
следует помнить, что формулировка темы грамматически не является предложением, в ней не может быть сказуемого;
не следует в формулировку темы включать пояснительные и присоединительные конструкции – они передают факультативную информацию, а тема должна отражать основную;
формулировка темы должна быть понятной (не «Экспликация постпозитивных актантов в иллокутивной коммуникации»);
тема должна давать представление об объекте и предмете исследования (например, тема «Стилистические функции синонимов в ранней лирике Вл. Высоцкого», где объект — синонимы в ранней лирике Вл. Высоцкого, а предмет — их стилистические функции);
в целях сохранения ясности темы не следует допускать многословия и нанизывания падежей по следующему типу: Метод интервью в описании способов диагностики объективности самооценки групп студентов (6 существительных подряд употреблены в форме родительного падежа).
ВНИМАНИЕ:
не имеют научной проблематики работы, в основу которых положено личное эмоциональное отношение автора к какому-либо факту и всё содержание работы служит иллюстрацией к справедливости такого отношения.
Например, нет научной проблематики в работах, в теме которых отражено эмоциональное утверждение — либо истинное, но не нуждающееся в подтверждающих исследованиях (А.С.Пушкин как великий поэт), либо глубоко субъективное и принципиально ненаучное (Как реклама на футболках мешает речевому развитию школьников).
Объектная область исследования – сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Объект исследования – определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Предмет исследования – конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск; в каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования.
Предмет научного исследования – это факты или явления, подвергающиеся непосредственному изучению.
Предмет всегда выделяется из некоторой области подобных предметов – на основании содержательных, структурных или любых других особенностей. Эта область предметов называется объектом исследования.
Так, если исследование посвящено изучению изобразительных средств в современной рекламе, то его объектом будет вся совокупность собранных для анализа рекламных текстов, а предметом – изобразительные средства, обнаруженные в этих текстах.
Цель исследования – это сформулированный в общем виде желаемый теоретический и/ или практический результат, который будет получен в ходе работы.
Независимо от точных формулировок целей научных работ, все они определяются одной из трех интенций (стремлений, намерений):
систематизировать имеющиеся знания;
передать, сообщить, представить знания другим;
получить новые знания.
Цель должна соответствовать следующим критериям:
Конкретность (полнота содержания, т. е. определенность всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности),
Измеримость (операциональность определения ожидаемого результата (контролируемость) достижения результата),
Достижимость (реальность, соответствие возможностям),
Актуальность (побудительность),
Временная определенность (соответствие календарному плану работы).
Описательная цель (описать, оценить, представить и т.п.) противоречит исследовательской стратегии, при которой работа фактически содержит самостоятельный анализ и интерпретацию материала.
Исследовательская цель (проанализировать, интерпретировать, выявить, установить и пр.) противоречит описательной стратегии: если работа с такой целью содержит только описание материала, цель будет оценена как нереализованная.
Каждому стратегическому типу работ соответствует свой набор методов.
Для описательных (реферативных) и обзорных работ характерны методы констатирующие (позволяющие сообщать о том или ином факте или явлении, – например, все методы, основанные на наблюдении и подсчете) и комментирующие (например, описательный метод).
Исследовательским работам свойственно применение методов аналитических — изучающих (сравнения, эксперимента и др.) и дескриптивных — объясняющих (гипотетико-дедуктивный, дискурсный и пр.).
Методы эмпирического уровня:
наблюдение;
интервью;
анкетирование;
опрос;
собеседование;
тестирование;
фотографирование;
счет;
измерение;
сравнение.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
эксперимент;
лабораторный опыт;
анализ;
моделирование;
исторический;
логический;
синтез;
индукция;
дедукция;
гипотетический.
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
изучение и обобщение;
абстрагирование;
идеализация;
формализация;
анализ и синтез;
индукция и дедукция;
аксиоматика.
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Основные методы исследования
1. Изучение литературы и других источников информации
Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.
Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.
2. Наблюдение
Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.
Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.
3. Опрос
Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.
4. Анкетирование
Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.
5. Эксперимент
Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!
6. Анализ текста
Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.
При оценивании проектных работ, представленных на научно-исследовательском форуме «Шаг в будущее» жюри руководствуется следующими критериями оценки:
№ | КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ | МАКС БАЛЛ |
1 | Использование знаний вне школьной (вузовской) программы | 15 |
2 | Научное и практическое значение результатов работы - результаты заслуживают опубликования и практического использования - можно использовать в учебном процессе - не заслуживает внимания | 15 |
3 | Новизна работы - получены новые теоретические результаты - разработан и выполнен оригинальный эксперимент - имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы - имеются элементы новизны - ничего нового нет | 10 |
4 | Достоверность результатов работы - не вызывает сомнений - сомнительная - результаты явно недостоверны - особое мнение рецензента | 10 |
5 | Использование известных результатов и научных фактов в работе | 10 |
6 | Знакомство с современным состоянием проблемы | 10 |
7 | Полнота цитируемой литературы, ссылки на известные работы ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой | 10 |
8 | Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления | 10 |
9 | Структура работы (имеются: аннотация, научная статья) | 5 |
10 | Цель работы - сформулирована четко - сформулирована не ясно - не сформулирована | 5 |
| ИТОГО: | 100 |
Проходной балл – 50.